Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детская» адвокатура: перспективы становления.

Поиск

Детская» адвокатура: перспективы становления.

Форма социально-правовой защиты несовершеннолетних детей. Это консультационный орган, создаваемый при центрах реабилитации и психологической помощи детям, департаментах, министерствах образования для решения споров в сфере «отцов и детей». В задачу этих адвокатских органов входит помощь в обеспечении гарантий и прав несовершеннолетних, закрепленных международным, российским и местным законодательством, защита интересов ребенка, его жизни и здоровья. Детская адвокатура, состоящая из юристов, психологов, социальных педагогов, проводит консультации по заявлениям детей (об избиении, насилии), родителей, соседей, помогает составлять исковое заявление, представляет интересы ребенка в суде. В отечественном образовании и судопроизводстве такие органы начали создаваться в 90-е годы 20 века, в период постсоветской России. Для защиты детства существует ювенальное право.

Взаимодействие органов государственной власти по защите прав детей.

Взаимодействие осуществляется путем информационно-документационного обмена, требования к которому не регламентированы, но его правильная организация является залогом помощи каждому нуждающемуся ребенку.

Система взаимодействия органов гос. власти, местного самоуправления и гос. учреждений по вопросам защиты прав детей определяет, насколько эффективно в каждом регионе и муниципальном образовании проводится гос. политика в этой области. На уровне гос-ва она устанавливается федеральным законодательством. При этом законодательство регламентирует лишь общие вопросы взаимодействия. В частности, на общегосударственном уровне не регламентированы способы, направления, порядок документирования его осуществления, что предполагает их закрепление на региональном уровне и детализацию на муниципальном уровне.

Взаимодействие органов гос. власти, местного самоуправления и гос. учреждений по вопросам защиты прав детей осуществляется на основе как специальных актов, которыми регулируется деятельность отдельных органов (например, Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия»), так и на основе нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нескольких органов гос. власти (например, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Можно выделить два основных направления взаимодействия по вопросам защиты прав ребенка: во-первых, взаимодействие между органами гос. власти и местного самоуправления по вопросам выявления закономерностей, проблем, подведения статистических итогов; во-вторых, взаимодействие с населением. Координирующими органами по этим двум направлениям являются, соответственно, комиссия по делам несовершеннолетних и Уполномоченный по правам ребенка.

Немаловажной задачей системы органов взаимодействия по вопросам защиты прав детей является внесение в органы гос. власти области, органы местного самоуправления предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод детей. Эта задача осуществляется во взаимодействии как с исполнительной, так и с законодательной властью. Она реализуется в таких мероприятиях, как подготовка рекомендаций о возможном принятии мер по защите прав и свобод детей и реализация права законодательной инициативы.

Государственная защита прав детей.

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, соц. обеспечение, досуг и др.

Важное значение в установлении правового регулирования в области защиты прав и интересов несовершеннолетних имеют следующие федеральные законы:

1) ФЗ 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

2) ФЗ 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

3) ФЗ 1996 г. «О дополнительных гарантиях по соц. поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей».

Защита ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных гос-вом органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Государственный доклад о положении детей в РФ.

Регулируется ФЗ 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Ежегодный гос. доклад о положении детей в РФ является официальным документом, который подготавливается в целях обеспечения гос. органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения.

Положение детей в гос-ве постоянно меняется с учетом объективных экономических факторов, а также под влиянием проводимых гос-вом социально-экономических преобразований, принимаемых экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению прав детей. В первую очередь, гос. доклад необходим, чтобы отслеживать и анализировать эффективность мер государственной политики за истекший период.

В докладе используются официальные данные гос. статистики и отчетности, а также аналитические разработки.

В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других заинтересованных организаций. В подготовке материалов для доклада обычно участвуют органы Генпрокуратуры, МВД, Росстата, Фонда социального страхования РФ, Минздрава и прочих министерств и ведомств. Субъекты РФ высказывают свои предложения, например, по организации детского здравоохранения, детского досуга и по проведению государственной идеологии в отношении детей и подростков.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также научные и другие организации, занимающиеся проблемами детства, в срок до 15 февраля каждого года получают от Минздравсоцразвития РФ уточненные запросы с указанием конкретного перечня разделов (вопросов), включаемых в гос. доклад в отчетном году. В ответ на запрос Минздравсоцразвития РФ они направляют материалы к гос. докладу.

Ювенальные суды предусматривают специальное, более мягкое правосудие для несовершеннолетних, в частности, - замену лишения свободы на воспитательные беседы для малолетних преступников.

На начало июля 2010 в России функционируют 10 специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции. В том числе в Республике Хакасия (с 2006 г.).

Классификация прав детей.

Права традиционно делятся на личные, политические и экономические, социальные и культурные.

Личные права - принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства. К ним относятся право на жизнь, на охрану чести и достоинства личности и т.д.

Наряду с личными правами ребенок, как и любой другой гражданин РФ, обладает следующими политическими правами и свободами. К ним относятся право на объединение (ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях) и право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества.

К ним относятся право частной собственности, право на жилище, на охрану здоровья, право на социальное обеспечение, право на труд (с 14-ти лет), на образование.

Права конкретно несовершеннолетних детей, в первую очередь закрепляются в главе 11 Семейного кодекса РФ.

Среди основных правомочий несовершеннолетних детей необходимо выделить:

- право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

- право ребенка на защиту;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка на имя, отчество и фамилию;

- право на изменение имени и фамилии ребенка;

- имущественные права ребенка.

Фактически права ребенка также можно разделить на личные и имущественные.

 

Личные права ребенка.

Личные права и свободы ребенка принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.

1)Право ребенка на жизнь. Оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией.

2)Право ребенка на охрану чести и достоинства личности. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

3)Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений.

4) Право ребенка на свободу мысли, слова,

свободу массовой информации.

5) Право ребенка на свободу совести и вероисповедания. Современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.

Что касается права ребенка свободно передвигаться, выбирать местопребывания и жительства, то согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей. Следовательно, рассматриваемое право у данной категории несовершеннолетних отсутствует.

Детская» адвокатура: перспективы становления.

Форма социально-правовой защиты несовершеннолетних детей. Это консультационный орган, создаваемый при центрах реабилитации и психологической помощи детям, департаментах, министерствах образования для решения споров в сфере «отцов и детей». В задачу этих адвокатских органов входит помощь в обеспечении гарантий и прав несовершеннолетних, закрепленных международным, российским и местным законодательством, защита интересов ребенка, его жизни и здоровья. Детская адвокатура, состоящая из юристов, психологов, социальных педагогов, проводит консультации по заявлениям детей (об избиении, насилии), родителей, соседей, помогает составлять исковое заявление, представляет интересы ребенка в суде. В отечественном образовании и судопроизводстве такие органы начали создаваться в 90-е годы 20 века, в период постсоветской России. Для защиты детства существует ювенальное право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.92 (0.007 с.)