Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Инноватика как область знаний

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины

Инновационный менеджмент как учебная дисциплина подготовки менеджеров. Предмет изучения. Нововведение как объект управления. Сущность понятий “новация (новшество)”, “нововведение”, “инновация”, “инновационный процесс”.

Цели и задачи учебной дисциплины “Инновационный менеджмент”. Гносеологические предпосылки изучения дисциплины.

Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов в области менеджмента. Взаимосвязь инновационного менеджмента и других учебных дисциплин.

 

Тема 2. Инноватика как область знаний

Инноватика как наука. Предмет и содержание инноватики как научной дисциплины. Условия и предпосылки возникновения инноватики. Современный уровень развития инноватики и направления ее развития.

Методология инноватики. Основные понятия, методы и инструменты исследования.

 

Тема 3. Теории инновационного развития

Длинные, средние и короткие волны в больших циклах конъюнктуры по Н. Д. Кондратьеву: характеристика, причины возникновения, характер и закономерности проявления.

Циклы деловой активности Й. Шумпетера на основе активизации инновационных процессов. Нововведения и их роль в общественном развитии. Факторы инноваций и их сочетание: новые продукты (услуги), новые технологии, новые ресурсы (материальные, информационные, интеллектуальные и др.), новые рынки, новые формы и методы организации производства и управления (организационные инновации). Преодоление экономических спадов с учетом циклов деловой активности.

Современные теории инноватики: сущность и подходы.

 

Тема 4. Технологические уклады в экономике

Понятие технологического уклада. Смена технологических укладов по периодам доминирования. Характеристика современных технологических укладов. Жизненный цикл технологического уклада и его основные характеристики. Влияние технологического уклада на стратегический выбор развития организации.

Значение теории инноватики для долгосрочного прогнозирования развития науки, техники и экономики.

 

Тема 5. Классификация нововведений

Классификационные признаки новаций и инновационных процессов и их характеристики: по содержанию, степени новизны, инновационному потенциалу, особенностям инновационного процесса, этапам жизненного цикла технологии, продукции и организации, длительности этапов инновационного процесса, уровню и сферам разработки и распространения.

 

Тема 6. Международная практика идентификации инноваций

Статистика инноваций, основанная на единых междуна­родных подходах. Роль Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в формировании подходов к идентификации инноваций. Руководство Фраскати “Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок”. Руководство Осло. Канберрское руководство.

Статистика инноваций в России. Сравнение инновационной активности различных стран.

Показатели, характеризующие инновационную активность организации и ее инновационную конкурентоспо­собность. Затратные показатели. Динамические показатели. Показатель инновационности ТАТ. Показатели обновляемости. Структурные показатели.

 

Раздел 2. Движущие мотивы инновационной деятельности

Тема 7. Мотивы инновационной деятельности в организациях

Инновационные факторы обеспечения конкурентоспособности организации, ее продукции и услуг. Инновации как средство расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности организаций. Рост производственной мощности и эффективности производства за счет технологических инноваций. Специальные выгоды и льготы организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Влияние инновационной активности на имидж организации.

Внутриорганизационные движущие силы инновационной деятельности: потребности в инновациях, сопротивление инновациям.

 

Тема 8. Экономические интересы в инновационной деятельности

Влияние факторов рынка на характер инновационной деятельности. Рынок новаций: коммерциализуемость новшеств. Рынок инновационного предпринимательства: конкурентоспособность организаций. Финансовый рынок: инвестиционная привлекательность инноваций по сравнению с традиционными формами финансовых операций.

 

Тема 9. Государственная инновационная политика

Цели и задачи государственной инновационной политики. Методы государственного регулирования инновационной деятельности. Стратегии активного вмешательства государства в инновационную деятельность организаций и методы их осуществления. Косвенное регулирование инновационной активности экономики в целом, регионов, отраслей и отдельных предприятий и организаций. Система государственной поддержки и стимулирования инноваций в экономике.

Российское законодательство об инновационной деятельности. Бюджет развития. Многоуровневая система поддержки инновационной деятельности (федеральный, региональный и отраслевой аспекты).

 

Тема 10. Инфраструктура инновационной деятельности

Организации, занятые информационным обслуживанием инновационной деятельности. Организационное обеспечение и поддержка инновационной деятельности. Консалтинг в инновационной сфере. Правовая защита инновационной деятельности. Проектные организации. Патентно-лицензионные службы. Роль и функции финансовых и кредитных организаций в инновационной деятельности.

 

Раздел 3. Организационные формы инновационной деятельности. Инновационные стратегии

Тема 11. Инновационный процесс: этапы, сущность, содержание. Жизненный цикл инновации

Сущность инновационных процессов. Структура инновационного процесса (по содержанию работ). Особенности регламентации инновационных процессов на макро‑ и микроуровнях управления. Характер инвестиций в инновационные процессы. Логистические кривые циклов инновационных процессов. Коммерциализация новых видов продуктов и услуг.

Цикличность инновационных процессов. Инновационные циклы и организация инновационной деятельности.

 

Тема 12. Диффузные процессы в инновационной среде. Трансфер инноваций

Сущность диффузных процессов и их основные направления. Инвариантность нововведений как условие для их диффузии при изменении внешней среды. Формирование инновационной среды для перехода к следующему технологическому укладу. Изменение системы ценностей для притока свежих капиталов в новый технологический уклад. Трансфер инноваций как регулятор диффузных проектов. Трансфер инноваций на уровне организаций и государств. Охрана интеллектуальной собственности.

 

Тема 13. Инновационные стратегии

Особенности инновационного стратегического поведения организаций. Классификация ролевых стратегических функций организаций: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты. Подходы к классификации инновационного стратегического поведения организаций.

Стратегия обновления портфеля продукции. Стратегии дифференциации и сокращения издержек. Стратегии диверсификации и интегративного роста.

 

Тема 14. Инновационный потенциал организации: оценка и использование

Характеристика инновационного потенциала. Стратегическая значимость нововведений. Определение наукоемкости продукции, ее влияние на технико-экономическое развитие общественного производства. Уровень наукоемкости производства и его значение для эффективной реализации инновационных процессов. Роль организационной культуры в инновационном потенциале.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины

Инновационный менеджмент как учебная дисциплина подготовки менеджеров. Предмет изучения. Нововведение как объект управления. Сущность понятий “новация (новшество)”, “нововведение”, “инновация”, “инновационный процесс”.

Цели и задачи учебной дисциплины “Инновационный менеджмент”. Гносеологические предпосылки изучения дисциплины.

Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов в области менеджмента. Взаимосвязь инновационного менеджмента и других учебных дисциплин.

 

Тема 2. Инноватика как область знаний

Инноватика как наука. Предмет и содержание инноватики как научной дисциплины. Условия и предпосылки возникновения инноватики. Современный уровень развития инноватики и направления ее развития.

Методология инноватики. Основные понятия, методы и инструменты исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.108 (0.006 с.)