Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие слухового восприятия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Слух — это одно из пяти внешних чувств, лающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте. Неречевой (физический) слух и восприятие неречевых звуков играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука позволяет узнать направление, откуда идет звук, дает возможность лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) необходимо развивать с первых лет жизни. Эта способность не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Специальное обучение ребенка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию. Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы ребенок научился правильно говорить: произносить звуки, отчетливо проговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи). Речевой слух развивается с младенчества, когда малыш начинает отличать голос матери от голосов других людей, улавливать интонацию речи. Лепет ребенка — активное проявление собственно фонематического слуха. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в возрасте 5—6 лет. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой. Занятие 1. Постучим, погремим! Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.). Ход занятия Игра проводится на полу или за столом. Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п. Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.) Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока. Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего. Занятие 2. Тук-тук! Цели. Развивать слуховое внимание. Материалы. Кукла и другие игрушки. Ход занятия Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости». Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь: «Я буду ГОТОВИТЬ угощение, а вы внимательно слушайте: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"» Расстояние от источника звука до детей, а также силу стука можно постепенно менять. Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку.
Занятие 3. Узнай по звуку Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма. Ход занятия Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее. В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей. Занятие 4. Веселый Петрушка Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. Материалы. Петрушка; музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка), ширма. Ход занятия Игра проводится индивидуально или с группой детей. Объясните детям правила игры: «Сейчас к нам в гости придет веселый Петрушка. Он будет бить в бубен. Как только услышите звуки — повернитесь! Раньше времени поворачиваться нельзя!» Встаньте за спиной у детей на расстоянии 2—4 м. Достаньте из-за ширмы Петрушку и ударьте в бубен. Когда дети поворачиваются. Петрушка «кланяется» и снова прячется. Игра повторяется. Тот, кто ошибся и повернулся не вовремя, выбывает из игры. В ходе игры можно использовать разные музыкальные инструменты. Для того чтобы усложнить игру, можно увеличить расстояние от музыкального инструмента до детей. Занятие 5. Мишка и зайчик Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов. Материалы. Барабан или бубен. Ход занятия Объясните детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик». Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей. Занятие 6. Кто там? Цели. Развивать речевой слух. Материалы. Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями. Ход занятия В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру. За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му-му, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?» Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словом. Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью». Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за ширмой. Занятие 7. Кто позвал? Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание. Ход занятия Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя). Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить. Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.
Занятие 8. Найди картинку! Цели. Развивать речевой слух. Материалы. Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов. Ход занятия Сначала игра проводится индивидуально. Положите на столе перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картин- ку и сравнить изображения. («Правильно, это лом. Молодей — ты угадал!») Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть одновременно 2-3 слова. Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь из детей найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разыгрываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок. Развитие осязания Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов. Осязание в чистом виде даст лишь частичную информацию об окружающем мире и встречается редко — в случае, если человек находится в полной темноте и тишине, либо у него проблемы со зрением и слухом. В обычных случаях осязание является источником дополнительной информации к той, что получена посредством зрения и слуха. При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др. В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи: • развитие хватания; • обучение целенаправленному ощупыванию; • развитие чувствительности пальцев рук; • знакомство с различными материалами, предметами и Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. Представленные ниже игры не требуют много времени, их рекомендуется проводить во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.009 с.) |