Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанровые особенности фотомонтажа. Положительные и отрицательные

Поиск

Фотомонтаж как новейший метод изобразительного искусства тесно связан с развитием индустриальной культуры и массовых форм художественного воздействия. Его отличие от других жанров журналисткой фотографии, конечно, составляют его особенные черты. При этом стоит отметить, что они способны нести различный характер и совершенно различным образом влиять на журналистский материал. Ниже предложены к рассмотрению положительные и отрицательные черты жанра фотомонтажа.

Начать хочется с положительных характеристик фотомонтажа. Одной его особенностью, самой важной и индивидуальной, является возможность вымысла[13]

Советский и латвийский художник Густав Клуцис пишет в своей статье «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства»,[14 ]что Фотомонтаж обладает богатейшими техническими приемами выразительности. По его мнению, эта выразительность заключается в многократных экспозициях, которые можно использовать благодаря технике фотомонтажа. Это означает, что один и тот же кадр материала можно экспонировать неоднократно, создавая эффект действия. Путем грамотного распределения разномасштабных фотоснимков, как утверждает автор, можно добиться четкой выразительности изображения и обозначить нужную для фотохудожника тему. Фотомонтаж позволяет достигнуть максимальной контрастности.

Необходимо также сказать, что все произведения фотографики, в том числе и фотомонтажные работы, несут в себе невероятный эмоциональный заряд. Образуется он путем слияния двух противоположных начал – документальности и вымысла. Именно возможность вымысла и является основным отличием фотомонтажа от других жанров фотожурналистики. Представление реальной действительности, а вместе с ней фантазии, делает фотоизображение ярким и образным.

Не стоит забывать о том, что монтаж является средством создания метафор. Так, создаваемый художественный образ предполагает кроме неразрывной связи чувственного и логического, некоторую определенную долю воображения, фантазии. Отсюда и берет начало эстетическое основание использования различных видов метафор, ассоциативных сравнений, символико-аллегорических построений в художественной ткани фотоснимка[34].

В данном жанре, как утверждает Н.И.Ворон, важна в первую очередь не конкретность фотодокумента, а выразительность детали, которая служит материалом для создания образа. [3. c.111]

Техника фотомонтажа так же служит для выражения идеи автора, позволяя интерпретировать факты. Детализация и образность, несомненно, являются положительной чертой фотомонтажа и добавляют журналистскому снимку индивидуальности, яркости [33].

Из отмеченного также можно сделать вывод, что фотомонтаж является и универсальным средством отражения не только важных процессов, происходящих в жизни общества, но и проблем, актуальных в разное время, которые достаточно сложно отразить в портретном или пейзажном фотоснимке.

Выше отмечалось, что очень важная составляющая часть фотомотажа –это свет. Ранее, когда фотохудожнки не имели в своем арсенале новейшей современной техники и оборудования, процесс настройки света на фотоснимке был достаточно трудоемким. Приходилось проводить множество манипуляций с фотоизображением, чтобы разные снимки при соединении в одно фото имели одинаковое цветовое световое решение. Сегодня проблема с грамотным освещением фотоснимка не менее актуальна, однако, существует множество путей ее решения. Например, графические редакторы. Очень верно также отмечает В. М. Березин в своей книге «Фотожурналистика», что изобретение цветной съемки и печати позволило снять условность черно-белой гаммы, а также произвело революцию в фотоискусстве и фотожурналистике[1.c.90]. Фотомонтаж напрямую обращается к цветокоррекции и может придать снимку определенное настроение, например, чтобы подчеркнуть кричащую значимость фото или придать ему иной облик, который не будет характерен современности (создание исторического, военного фото)

Фотомонтаж – жанр синтетический, так как в нем работают как визуальное изображение, так и емкий экспрессивный вербальный текст[1.c119].

По мнению Н.И. Ворона[3. c. 290], фотомонтаж относится к публицистическому жанру, так как благодаря фотомонтажу можно увидеть более широкий охват действительности и более широкое обобщение. Так же, факты в публицистическом жанре, по мнению автора, служат в первую очередь для показа некоего явления, средством его аргументации.

Бывают также случаи, когда фотомонтаж используется не для решения творческих задач автора. Бывают случаи, когда фотомонтаж присутствует на страницах газет ради решения задач технических[10]. Например, необходимо разместить несколько фотографий, которые имеют отношение к различным журналистским материалам, однако, совершить это невозможно, так как при верстке номера можно столкнуться с проблемой нехватки места. В связи с этим и приходится использовать технику фотомонтажа.

«Монтажный прием» имеет большое влияние над фотоснимками. Так, например, ему под силу соединить два абсолютно «пассивных» изображения в одно, и тем самым создать некий «взрывной» эффект, выявить противоречивость снимков, оживить их[3.c.110]. В качестве примера хочу привести

Фотомонтаж Александра Родченкова[37], на котором изображен Осип Брик, русский литератор и литературовед. При жизни Осип Брик был участником объединения левого искусства ЛЕФ[36]. На снимке мы видим как раз соединение двух различных изображений, самого героя а также снимок аббревиатуры, которая размещена на его очках, в одной из линз. Создается весьма яркий и неоднозначный эффект восприятия изображения.

По мнению Н. И. Ворона, говоря о фотомонтаже, совершенно не стоит забывать о документальности. Это он мотивирует тем, что «Произведениям данного жанра свойственна документальность в широком понимании – как достоверность, выражающая социально-историческую подлинность отображенного» [3. c.110]. По мнению автора, документальность отображения в фотомонтаже предстает не во внешнем соответствии реальностям, а в сущностном. Само же изображение условно.

Не смотря на то, что фотомонтаж принято относить к публицистическому жанру, в нем можно выявить элемент аналитического начала. Ведь перед тем, как создать фотопроизведения посредством техники фотомонтажа, автор–фотограф должен уяснить сущность своего материала, определить образы, отобрать необходимые снимки. За этим процессом стоит сложная и большая аналитическая работа.

Как и любому другому жанру, журналисткой фотографии, фотомонтажу также свойственны отрицательные черты и нюансы, которые могут повлиять не только на восприятие снимка, но и на весь журналистский материал. К числу таких отрицательных особенностей фотомонтажа, безусловно, относится утрата понятия «оригинал», первоисточника сообщения[4]. Фотомонтаж способен манипулировать различными фотоснимками, объединяя их в одно целое произведение. При этом самостоятельность этих фотографий, в процессе объединения, теряется, а на выходе мы имеем уже совершенно новое, уникальное, отчасти оригинальное фотопроизведение.

Как и другие жанры фотожурналистики, фотомонтажявляется формой отражения действительности. Однако, при соединении на одном изображении нескольких снимков, можно говорить о том, что нарушается некая временная и пространственная определенность[3. c.110]

Ключевой особенностью фотомонтажа, как особого процесса, активно применяющегося в журналистике, является эффект «раздокументирования» фотоснимка. Начать стоит с того, что фотография воспринимается как некий документ. Как отмечалось ранее, фотомонтаж позволяет создать разрыв времени между моментом создания фотоизображения и моментом его восприятия[29].

В газетной публицистике востребованность фотомонтажа определяется таким фактором, как необходимость передать путем изображения сложных социальных, политических и экономических процессов. Фотомонтаж определенно обладал такими способностями, соединяя в себе несколько изображений, которые несли в себе сильные образы, связанные с той или иной проблемой. В связи с этим, можно сказать, что фотомонтаж был заложником различных идеологий, использующих его свойства ради своей пропаганды.

В фотомонтаже, тема профессиональной честности и журналистской этики заслуживает особого внимания. Важен и другой вопрос – о возможности и степени обработки документального изображения[2. c.141]

В сборнике статей под названием «В мастерской фотожурналиста», фотограф Дмирий Костюков, говорит о том, что в настоящее время современные информационные агентства, полностью отказываются от какой либо манипуляции над фото, особенно с помощью такой программы как Photoshop. По его словам, единственными аргументами в пользу обработки фотографии является то, что фотопроект является авторским. В этом случае, только сам автор может решать, на сколько его снимки могут подвергаться фотомонтажу. Фотографии независимых фотографов, снимки в журналах и на выставках обрабатываются, напротив, в значительной степени[2. c. 142].

Еще одной, достаточно спорной особенность фотомонтажа является кадрирование при печати. Напомню, что фотомонтаж так же подразумевает под собой не только соединение в одно изображение нескольких самостоятельных снимков, но и имеет возможность вырезать какие либо объекты на фотографии[31].

Кадрирование – это обрезание фотографии, отсечение всего лишнего[18. c.277].

Возвращаясь к сборнику статей и снова обращаясь к материалу Дмитрия Костюкова [2. c. 149]., можно отметить, что основной проблемой кадрирования является вопрос о достоверности фото. Фотографы и операторы, люди которыесмотрят на событие через объетивы камер, те кто реально видит происходящее своим взглядом. Во время присутсвия на том или ином мероприятии и событии, контакт с героями происходит постоянно. И вопрос о том как поступить более корректно или правильно во время обработки фотографии, также является частью профессии. Для фотожурналиста необходимо понимать что является в его компетенции, а что нет. В качестве пример полуправды, возникшей из-за использования кадрирования изображения, можно привести снимок вьетнамского фотографа Ника Утта, на котором изображена вьетнамская девочка Ким Фук, которая абсолютно голая бежит из горящей на заднее фоне деревни. Изображение производит ужасающий характер. Сейчас эта фотография более известна как «Фотография остановившая вьетнамскую войну»[52]. Снимок перед публикацией был кадрирован. Отделенной стала та часть фотографии, на которой спокойно по обочине идут американский военные, спокойные и совсем не свирепые. Эмоциональное ощущение совсем иное.

 

Разновидности фотомонтажа

В данном параграфе хочется уделить небольшое внимание разграничению фотомонтажа на его виды.

Опираясь на учебное пособие Н. И. Ворона [3], а также на собственные наблюдения, научные статьи и публикации, можно сделать вывод, что фотомонтаж не так однобок с точки зрения выбора тематики или проблемы. Итак, говоря о разновидностях фотомонтажа, можно выделить несколько наиболее популярных, которые остаются актуальными и в наше время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.011 с.)