ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История фотомонтажа, его проникновение в фотожурналистику



История зарождения фотомонтажа относится к середине XIX века. В то время фотография уже сближается с изобразительными искусствами. Образование фотомонтажа берет свое начало в изобразительном искусстве . Родоначальником фотомонтажа можно считать «коллаж»-своеобразный технический приема создания изображения. Слово «коллаж» произошло от французского «coller» – клеить, наклеивать. Этим термином обозначали многослойные графические произведения. Вследствие эволюции техники коллажа наступил момент, когда вместо фактур и цветов стали применять фотографии, газетные и журнальные вырезки, что привело к появлению фотомонтажа[16 c.108]

Стоит отметить, что в то время слова монтаж еще не было. Тем не менее, монтаж появляется сначала в простых, а затем, во все более разработанных формах. Первыми опытами можно назвать работы фотографов в фотоателье. В качестве примера можно взять Сергея Левицкого, который, работая в одном из таких ателье в Париже, создавал визитки. Он фотографировал своего клиента в двух позах, даже в различных костюмах. Фотограф совмещал на одной карточке несколько миниатюрных портретов. Однако, все изначальные опыты монтажа сводились к шутке, не более. Но такая «шутка» всегда очень высоко оплачивалась[19 c.60].

Также, такая комбинированная съемка использовалась в тех случаях, если кто-то из героев, во время съемки группового портрета с длительной выдержкой, мог шевельнуться и тем самым испортить весь кадр[24]. Да и чаще всего героев портрета (особенно официального, парадного) было так много, что не всех удавалось собрать в один кадр.

Первопроходцами фотомонтажа можно считать англичан Д. Хилла и Р. Адамсона, которые в 1843 сделали 470 портретов и скомпилировали их в одну картину под названием "Заседание Свободной церкви в Шотландии"[11]. однако споры, кто же первый изобрел фотомонтаж, до сих пор продолжаются. Правда, все точки сходятся в едином мнении. Доподлинно не известно , кому именно принадлежит изобретение фотомонтажа. Известно лишь, что наибольшее свое распространение и развитие он получил среди членов модернистского литературно-художественного течения "Dada" существовавшего в 1916 – 1922 годах в Цюрихе. Последователи течения пропагандировали иррационализм, антиэстетизм [21].

Таким образом, можно сказать, что родиной фотомонтажа является Германия, а его изначальное предназначение заключалось не в массовом распространении, а в качестве пропаганды взглядов и течений модернистского сообщества.

Создание фотомонтажа, особенно в те времена, было достаточно сложным технически – надо и придумать сюжет, и подобрать исходный материал, и скомпоновать, и сфотографировать, и смонтировать.

Еще одной, поистине культовой личностью в истории создания фотомонтажа, является немецкий художник, плакатист и декоратор Джон Хартфилд (Хельмут Херцфельд)[32]. Его работы в дальнейшем оказали не просто сильное влияние на саму технику фотомонтажа, а так же стали идейными и ценностными ориентирами для других фотомонтажеров. Он входил в общество "Dada", и его работы являются самыми известными среди других членов группы. Хартфилда принято считать создателем пролетарского антифашистского, антиимпериалистического фотомонтажного плаката. Также художник активно выступал в своих работах против нацистского режима. Его фотомонтажные композиции всегда содержательны и преследуют главную цель, некое послание, скрытое под многогранными образами. Чаще всего героями его произведений предстают политические лидеры, например Адольф Гитлер. Известно, что Хартфилд часто собирал все фотографии политиков, а затем использовал их в своих коллажах[5].

Что касается нашей страны, то расцвет фотомонтажа пришелся на 20-е годы, во время конструктивизма. Замечу, что в нашей стране экспериментальная фотография выделяется в особый жанр фотоискусства, определяя дальнейшее развитие фотографии. Возникнув в начале прошлого века, направление конструктивизма взяло на себя цель найти новые пути художественной деятельности, провозглашало целью всякого творчества устроение и преобразование общественного быта[23]. Художники-конструктивисты решительно отвергали уже устоявшиеся национальные ценности , и активно боролись за возникновение и развитие новых видов деятельности , например таких как кино , реклама , дизайн . Искусство конструктивизма в сфере фотографии было направлено на отрицания привычных фотографических принципов и перехода к совершенно новой композиции. Особое внимание в композиции снимка конструктивисты уделяли диагонали, иногда на этой линии выстраивая весь кадр.

Фотография стала одним из средств изучения формального языка изображения, игрой с формами и пространством, а также элементом пропаганды. Многочисленные агитационные плакаты (в том числе и военные), киноафиши, книжные иллюстрации, созданные советскими конструктивистами, были выполнены в технике фотомонтажа[17]

Как мы видим, идея и использование фотомонтажа активно реализуется и отстаивается в 20-е годы прошлого века. Фотомонтаж открывает большое творческое пространство для фотографа, тем самым, позволяя оказывать на свою аудиторию большее внимание[3, с.108].

Многие идеи конструктивизма активно проникают в сферы деятельности человека и страны. Не становится исключением фотожурналистика. Как уже и отмечалось выше, фотомонтаж стал результатом поиска новой формы в творчестве.

В довоенное время фотомонтаж все еще находился на стадии творческого эксперимента, однако в период Великой Отечественной войны его развитие набирает новые обороты, все сильнее заметно его проникновение в фотожурналистику. Фотомонтаж, как уже упоминалось выше, в этот период выступает одновременно и как средство пропаганды, и как средство эмоционального воздействия на аудиторию. Психологическая война становится важнейшим фактором противоборства между двумя государствами: Советского Союза и Германии. Примером таких фоторабот являются листовки Александра Соломоновича Житомирского (1907-1993) [35].

Сам фотограф А.С. Житомирский долгое время в России оставался мастером в жанре фотомонтажа. Он усвоил все особенности жанра карикатуры и с 1930-х годов стал публиковать шаржи для «Рабочей газеты» и «Труда»[7].

В годы Великой Отечественной войны тесно сотрудничал с Главным Политическим Управлением РККА, оформляя журнал «Фронт-Иллюстрирте», издававшийся для военнослужащих вермахта. Работал в контакте с НКСГ, создавал иллюстрации к газете «Фрайес Дойчланд им Бильд» для немецких военнопленных[35].

С завершением войны наступило мирное время. Агитационные, жесткие, порой гротескные фотомонтажные плакаты отошли на последний план. В этот период Житомирский создает фотомонтажные дружеские шаржи на известных писателей, актеров, спортсменов[7].

Однако, в 1947 году начинается новая, «Холодная» война. Александр Житомирский вместе с другими художниками-сатириками, умеющими работать в технике фотомонтажа, регулярно публикуют в центральных изданиях свои его фотомонтажи. Трагические события, жертвы и сама атмосфера происходящего влияют и на идейное , духовное наполнение работ художников. Монтированные плакаты все чаще уходят от рамок стандартных, пропагандистских, и уделяют внимание общечеловеческим ценностям.

Фотомонтаж можно было считать, в некоторой степени, пролетарским искусством, так как произведение живописи всегда очень индивидуально, уникально собой и чаще в единичном экземпляре. А фотомонтаж может подлежать массовому тиражированию, распространению. Именно это и помогает проникнуть ему в средства массовой информации и закрепится там до сих пор, как яркому представителю визуальной информации. Сейчас условия печати, технологии и сам процесс создания фотомонтажа открывают перед фотографами новые границы и возможности для создания фотопроизведения.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.007 с.)