ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ



В результате обучения в начальной школебудет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:

• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

• накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:

Обучающиеся научатся:

• читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

• рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;

Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:

• находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:

Обучающиеся научатся:

• отличать прозаическое произведение от стихотворного;

• различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);

Обучающиеся получат возможность научиться:

• различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.)

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

• находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действийобучающиеся научатся:

• ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действийобучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действийобучающиеся

получат возможность научиться:

• понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

Личностные УУД

Самоопределение

Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5, 9, 13, 17, 22, 34, 41, 46, 47, 48, 67.

Смыслообразование

Стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями» (с. 52), Э. Успенский «Разгром» (с. 53).

Тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране» (с. 57), С. Козлов «Туман» (с. 58–59); С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60–63).

 

Контроль (и самоконтроль) процесса и результатов учебной деятельности

В 1 классе задача создания условий для формирования данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера. Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими.

Приведем примеры: «Какие числа спрятались в этой считалке? – спросила Главная Ромашка». Миша нашёл одно число. Маша нашла ещё два числа. А ты?» (с. 10); «Что это за текст: «Архип – охрип?» Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А как ты думаешь?» (с. 47).

С. 10, 12, 13, 16, 37, 46, 47, 67, 69, 70.

Познавательные УУД

1. Поиск и выделение необходимой информации(работа с текстом и иллюстрациями).

2. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов.

Загадки (с. 14–16, 18–19), заклички (с. 20–21), скороговорки (с. 22–23), Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26), Н. Носов «Приключения Незнайки» (с. 28–31), И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» (с. 32), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с. 33), Максим Горький «Воробьишко» (с. 42–43), А. Усачев «Буль-буль» (с. 44), «Дора, Дора, помидора» (с. 47), Б. Заходер «Приятная встреча» (с. 55), С. Козлов «Туман» (с. 58), небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» (с. 66), колыбельная «Пошёл котик на торжок» (с. 68), небылица «Стучит, бренчит по улице» (с. 69), прибаутка «Села баба на баран» (с. 70), прибаутка «Как на тоненький ледок» (с. 71), прибаутка «Как у нашего соседа» (с. 72).

3. Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками

Считалки (с. 10, 11), скороговорки (с. 23), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с. 33), Максим Горький «Воробьишко» (с. 42–43), А. Усачев «Буль-буль» (с. 44), Б. Заходер «Где поставить запятую?» (с. 51), Э. Успенский «Разгром» (с. 53), С. Козлов «Туман» (с. 58), небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» (с. 66), прибаутка «Иванушка» (с. 67), колыбельная «Пошёл котик на торжок» (с. 68), прибаутка «Села баба на баран» (с. 70), прибаутка «Как на тоненький ледок» (с. 71), прибаутка «Как у нашего соседа» (с. 72).

4. Работа с дидактическими иллюстрациями

С. 4–5, 6–7, 8–9, 14–15, 16–17, 18–19, 24, 27, 31, 36–37, 38, 50–51, 56, 60–61, 73–80.

5. Универсальные логические действия

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

• сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы (с. 6–9);

• анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел (с.10–11);

• анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять) (с. 12– 13);

• обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения (с.14–19);

• обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера (с. 20–21);

• выяснение секрета (общих черт) скороговорок (с. 22–23);

• анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы (с. 26, 32–34);

• анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом (с. 36–37);

• сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы) (с. 37);

• обнаружение прикладного характера колыбельной песенки (подстановка своего имени вместо имени героя) (с. 68–69);

• обнаружение сюжетных признаков небылицы (с. 66, 67, 69) и дразнилки (с. 46, 47, 67, 69, 70);

• сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров: 8 раз (с. 66, 73; 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80).

Подведение под понятие:

• формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать» (с. 4–5);

• поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму (с. 26–27, 32–34);

• формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации (с. 36–37);

• формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены;

• формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима («быль» – «небылица»).

Установление причинно-следственных связей:

• между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить (с. 8–9; с. 72);

• между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки (с. 46, 47, 67, 69, 70);

• между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (с. 26, 32–34);

• между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица» (с. 66, 67, 69);

• между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка (с. 20– 21);

• между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: «Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть некоторые слова?» (с. 66); как читать скороговорки (с. 23, 64); стихи, содержащие звукопись (с. 40, 48); заклички (с. 21);

• между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему: 8 раз (с. 66, 73; 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80).

Коммуникативные УУД

Коммуникация как кооперация

ЧТЕНИЕ ПО ЦЕПОЧКЕ или ПО РОЛЯМ: докучная сказка (с. 9), считалки (с. 10–11), скороговорки (с. 23), Н. Носов «Приключения Незнайки» (с. 28–31), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с. 33), «Репка» (с. 36), Е. Благинина «Жужжит над жимолостью жук» (с. 40), Максим Горький «Воробьишко» (с. 42–43), А. Усачев «Буль-буль» (с. 44), В. Лунин «Целыми днями» (с. 52), Э. Успенский «Разгром» (с. 53), Б. Заходер «Приятная встреча» (с. 55), И. Токмакова «В одной стране» (с. 57), С. Козлов «Туман» (с. 58), С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60–63), И. Токмакова «Разговор Лютика и Ж учка» (с. 64), прибаутка «Как на тоненький ледок» (с. 71).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника

Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», – сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение?» (с.16); Маша уверена: «Это и прибаутка и небылица!», А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши» (с. 67); а также с. 34, 37, 38, 47, 69, 70.

Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Например, его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой (по другим основаниям) (с. 47); и дразнилкой и загадкой (с. 15–16); и дразнилкой и скороговоркой (с. 47); и дразнилкой и небылицей (с. 69), и прибауткой и небылицей (с. 67).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Класс (40 ч)

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1 классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения — остается актуальной и на протяжении второго года обучения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.024 с.)