Формализация и реализация антикризисного проекта как основная задача антикризисной команды менеджеров




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формализация и реализация антикризисного проекта как основная задача антикризисной команды менеджеров



 

Основная задача команды менеджеров кризисной организации – формализация и реализация антикри­зисного проекта. При антикризисном управле­нии стоит учесть его специфику при применении проектного подхода путем формирования его алгоритма. В общем случае алгоритм применения проектного метода в анти­кризисном управлении может быть представлен следующим образом [7, с.20].

Этап 0. Идентификация кризиса, определение факторов формирования кризиса и принятие ре­шения о переходе к антикризисному управлению.

Этап 1. Постановка задач путем получения ответа на вопросы:

Для чего? Определяется цель.

Как? Ставятся задачи, выбираются и методы реализации.

Кто? Назначаются руководители, исполни­тели и контролеры.

Какие ресурсы? Определяются ресурсы: фи­нансы, технологии, производственные мощности, сырье и комплектующие, положение предприятия на рынке (известность предприятия или его брен­да и наработанные хозяйственные связи в контек­сте системы антикризисного управления можно рассматривать как ресурсы).

Когда? Устанавливаются сроки начала и за­вершения антикризисного проекта, временные за­траты на этапы реализации, приоритетные и вто­ростепенные процессы реализации.

Этап 2. Реализация:

- поэтапное решение задач в соответствии с установленными сроками;

- управление процессом реализации и кон­троль;

- промежуточное измерение результатов, в том числе анализ показателей деятельности предприятия.

Этап 3. Завершение:

- тестирование результатов;

- анализ показателей финансово-экономиче­ской устойчивости предприятия;

- принятие решения о переходе к оперативно­му управлению.

Проектный подход как инструмент совершен­ствования системы антикризисного управления организацией можно рассматривать с двух пози­ций:

- создание, реализация и поддержание проек­тов (программ, портфелей проектов) предприятия для обеспечения устойчивого функционирования компании или приобретение организацией новых качеств или расширение сфер деятельности;

- реализация системы антикризисного управ­ления предприятием на основе проектных подхо­дов, то есть организация управления деятельно­стью всей организации или какой-либо ее части, находящейся в кризисе, по проектному типу.

Представленный алгоритм использования проектного подхода в антикризисном управлении требует формирования особой методологии его реализации. Такой алгоритм и методология приме­нительно на рис. 1 и 2.

Предполагается, что дан­ный процесс должен состоять из двух стадий:

1) обнаружение угроз и проблем организации, их оценка, определение дальнейших действий (рис. 1) [7, с.21];

Рисунок 1 – Обнаружение угроз и проблем организации, их оценка, определение дальнейших действий

2) внедрение и использование проектного под­хода в целях антикризисного управления пред­приятием (рис. 2) [7, с.22].

Рисунок 2 – Внедрение и использование проектного подхода

На стадии 1 (рис. 1), соответствующей этапам 0 и 1 жизненного цикла проекта, ключевой организа­ционной структурой данной схемы становится внутренняя группа диагностики и оценки (про­ектная группа), создаваемая высшим менеджмен­том при обнаружении кризиса на предприятии. В нее входят представители топ-менеджмента и различных подразделений организации. Воз­можно привлечение внешних специалистов в об­ласти антикризисного управления и проектного менеджмента.

Проектная группа анализирует и оценивает ин­формацию о сложившейся ситуации (причинах, факторах и др.), поступающую от подразделений организации и из внешней среды, разрабатывает план антикризисных действий и взаимодействует с высшим менеджментом, который на основании полученных данных принимает решение о введении системы антикризисного управления на предпри­ятии. После принятия решения о введении системы антикризисного управления в организации деятель­ность фирмы строится согласно схеме стадии 2.

Поскольку деятельность по преодолению кри­зиса должна быть оперативной, на стадии 2 (рис. 2), со­ответствующей этапам 3 и 4 жизненного цикла проекта, некоторые действия выполняются одно­временно. Так, например, управление ликвидаци­ей последствий кризиса с использованием про­ектного подхода представляет собой системный процесс при постоянном мониторинге текущей ситуации. При проведении антикризисных ме­роприятий имеют место оперативное взаимодей­ствие, изменение бизнес-процессов и восстанов­ление/формирование устойчивой корпоративной среды. Тем временем внутренняя группа оценки взаимодействует непосредственно с высшим менеджментом, периодически предоставляя отчет­ность и прогнозы, обеспечивает коммуникации в организации для корректировки текущих мер антикризисного управления [2, с.25].

Интеграцию проектной системы менеджмен­та могут осложнить следующие факторы:

- противодействие антикризисным мерам, за­держка или прерывание процесса реализации ан­тикризисного проекта в силу недовольства и не­достаточной мотивации персонала, ускоренной амортизации оборудования в случае форсирован­ного производства, неустойчивости бизнес-процессов на стадии их реинжиниринга:

- отсутствие практического опыта реализации антикризисных проектов, только теоретическое изучение стандартов и руководств;

- нарушение отдельных элементов системы проектного управления, их замена на управление других типов или неполноценное исполнение, что имеет особое значение на стадиях планирова­ния и моделирования инноваций на предприятии;

- технические и управленческие ошибки ме­неджмента, связанные с недостаточной квалифи­кацией и недопониманием проектного подхода;

- отсутствие единства целей и задач предпри­ятия, выраженное в отсутствии соответствующих документов и алгоритмов, регламентирующих коммуникации, иерархию и деятельность всех подразделений предприятия.

В основном перечисленные факторы относят­ся к соблюдению требований квалификации и за­интересованности команды менеджеров и руководства организации предприятия в по­ложительном результате [7, с.27].

Таким образом, проектный подход деятельности антикризисной команды менеджеров может быть применен в рамках проектного менеджмента как системы антикризисного управления. С одной стороны, такой подход обладает всеми признаками про­екта:

- направлен на достижение конкретной сфор­мулированной цели;

- действия всех подразделений предприятия взаимосвязаны и скоординированы (в том числе в рамках проектной структуры подчинения);

- однозначно определено время начала и за­вершения;

- определен бюджет;

- заданы критерии качества выполнения работ (отклонения от оптимальных результатов, полу­ченных в маркетинговом исследовании, заданная норма прибыли и финансовых показателей).

С другой стороны, предлагаемый подход на основе инструментария проектного подхо­да имеет все признаки системы антикризисного управления:

- сформирована команда специалистов-менеджеров, вы­полняющих задачи антикризисного управления;

- разработаны стратегии повышения конку­рентоспособности предприятия;

- выработаны оптимальные способы (вари­анты) реализации системы антикризисных мер (например, разработка и реализация конкуренто­способной продукции) с целью повысить устой­чивость функционирования предприятия.

Результатом реализации данного подхода должно стать преодоление кризиса (с последу­ющим переходом к оперативному управлению деятельностью организации), оценка эффектив­ности антикризисных мер (действий, проектов) и, при необходимости, внедрение перманентной системы мониторинга за проявлением кризис­ных явлений в организации.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кризис в развитии любой организации – процесс закономерный и прогнозируемый. Кризис может идти малозаметно, долго, отвлекая на себя большие ресурсы. А может проходить крайне быстро, особенно, если собственники компании и менеджмент оценили или, по меткому выражению «проинвентаризировали имеющиеся ресурсы» и определили, что из ресурсов (финансовых, человеческих, производственных, сбытовых и так далее) необходимо изменить или добавить для успешного преодоления кризиса.

Основная цель руководителя предприятия в кри­зисных условиях - не довести неплатежеспособную организацию до банкротства, обеспечить его выживание и развитие.

Его основная задача - разработать и реализовать программу оздоровления и развития. Ни действующий ру­ководитель, ни внешний управляющий не смогут этого сделать без участия специалистов – менеджеров.

Антикризисная команда менеджеров – это не от­дельное подразделение или неформальное образование. Под условным названием «антикризисная команда» следу­ет понимать определённый состав менеджеров, объединённых единой целью и общими интереса­ми, связанными с выживанием и развитием предприятия. При формировании эффективной команды менеджеров необходимо учитывать определенные факторы.

Основные критерии высокоэффективной антикризисной команды менеджеров: имеют хотя бы одного человека, являющегося ядром команды; отличаются высоким качеством конечных результатов своей деятельности; члены команды хорошо сотрудничают друг с другом; состав команды хорошо сбалансирован в зависимости от ролей, выполняемых членами команд; менеджеры команды пользуются большим уважением благодаря примеру, который они подают членам команд; имеют высокую степень автономности; способны быстро учиться на собственных ошибках; хорошо ориентированы на клиента; имеют навыки оптимального решения проблем и регулярно следят за их разрешением; участники высокоэффективных команд хорошо мотивированы и так далее.

Команда менеджеров в процессе деятельности организации в разные временные периоды кризиса решает соответствующие задачи.

Профилактика кризисных ситуаций – предусматривает органи­зацию контроля показателей деятельности подразделения, мониторинг про­фессиональных и социальных проблем работников и обеспечение здорового морально-психологического климата в коллективе.

Деятельность в кризисных ситуациях - предусматривает непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, то есть действия, направленные на ликвидацию кризисной ситуации и предот­вращения убытков. Такая деятельность включает решения антикризисного штаба, сбор информации, проведение разъяснительной работы среди персо­нала и мобилизацию кадрового потенциала каждого подразделения органи­зации.

Посткризисная деятельность - направлена на смягчение и устранение последствий кризисной ситуации за счет компенсационных и воспроизводственных мероприятий и стабилизацию эффективной деятельно­сти персонала.

Формализация и реализация антикри­зисного проекта – разработка и применение алгоритма проектного метода в анти­кризисном управлении.

Таким образом, сплоченная и высокоэффективная команда менеджеров должна стать основой выхода организации из кризиса.

 


 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.007 с.)