ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Командные оболочки операционных систем.



Панельными называют операционные оболочки, экран­ный интерфейс которых представлен в виде набора функ­циональных панелей (как правило, их две: левая и пра­вая) и панелей меню, использующих информационные боксы (прямоугольники).

Оболочка Norton Commander является самой распространенной из используемых в настоящее надстроек над DOS, преобразующих ее командный пользо­вательский интерфейс типа «меню». Их возможности упрощают работу и расширяют возможности пользователя. Эти системы (в частности, Norton Commander) создают пользователю бо­лее эффективный и комфортный интерфейс для выполне­ния часто используемых функций операционной систе­мы, например, для управления файлами вызова программ, работы с накопителями и т. д., чем это делают стандарт­ные средства операционной системы MS-DOS, под управ­лением которой работает NC.

NC разработан фирмой Symantec. Inc. для семейства операционных систем типа MS-DOS и широко используется как начинающими пользователями, так и профессиона­лами. В процессе развития NC создано несколько версий, и каждая последующая, как правило, обладает новыми возможностями, сохраняя или улучшая функции преды дущих версий.

Оболочка Norton Commander разработана, постоянно дополняется и изменяется. Она обеспечивает выполнение таких функций, как:

1) отображение деревьев каталогов и содержимого ка­талогов (характеристик входящих файлов) в форме, наи­более удобной для восприятия человеком;

2) выполнение всевозможных действий с каталогами, файлами и целыми поддеревьями файловых структур, вклю­чая их создание, копирование, пересылку, переименова­ние, удаление и поиск, а также смену атрибутов файлов;

3) в максимальной степени естественную работу с ар­хивами, включая отображение их содержимого, а также создание, обновление и распаковку архивов (архив пред­ставляет собой файл, в котором находится группа фай­лов, сжатых по определенному алгоритму);

4) визуализацию файлов, подготовленных популярны­ми текстовыми и графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными таблицами и другими прикладными программами;

5) подготовку текстовых файлов;

6) выполнение из ее среды практически всех команд DOS, что позволяет считать оболочку абсолютно прозрач­ной для пользователя;

7) запуск программ, для чего используются различные, наиболее удобные для пользователя, способы;

8) выдачу информации о компьютере в целом, о дис­ках и об оперативной памяти;

9) поддержку межкомпьютерной связи через последо­вательный или параллельный порт;

10) поддержку электронной почты через модем по телефонным линиям связи.

К достоинствам рассматриваемой оболочки относятся: высокая степень интеграции функций; удобство выдачи команд DOS — выдавать их из сре­ды оболочки даже удобнее, нежели взаимодействуя с DOS непосредственно; высокая устойчивость в работе и приемлемая защи­щенность от ошибок пользователя; простота освоения и удобство использования; поддержка иерархической системы меню для запус­ка программ; поддержка манипулятора мышь.

Недостатки: отсутствие средств сортировки каталогов в дереве файловой структуры; невозможность выполнения групповых операций над файлами в различных каталогах, не говоря о файлах на разных дисках; невозможность выполнения каких-либо действий с группами файлов, найденными на диске средствами обо­лочки.

Оболочка не предъявляет к оборудованию ПК никаких особых требований и может функционировать на компь­ютерах, используемых в настоящее время, оборудованных жестким диском.

При запуске из нее какой-либо программы в оператив­ной памяти остается резидентный модуль оболочки объе­мом около 13 Кбайт, так что размер доступной памяти ком­пьютера при работе оболочки практически не изменяется.

Для размещения всех файлов, образующих оболочку, требуется около 1,8 Мбайт дискового пространства.

При использовании операционной оболочки NC необхо­дим файл пс.ехе — собственно программа NC (как видно по расширению, это программный файл). В процессе ра­боты система NC может самостоятельно создать файл treeinfo.ncd для информации о дереве каталогов текуще­го устройства. Для определения начального состояния NC системой автоматически создается файл nc.ini. Для вызо­ва меню пользователя и задания реакции на нажатие кла­виши Enter (используется при вызове файла по расширению) пользователем могут создаваться файлы с именами nc.mnu и nc.ext соответственно. В каждом подкаталоге может быть свой файл nc.mnu, описывающий локальное меню пользователя для этого подкаталога. В каталоге, в котором содержится система NC, может быть создано так называемое главное меню. Главное меню оформляется как локальное, но вызывается только при отсутствии локаль­ного меню в текущем каталоге. Это соглашение дает воз­можность пользоваться в конкретных каталогах по жела­нию как главным меню, содержащим обычно общие опе­рации, так и локальным меню, которое может содержать операции, полезные в данном каталоге.

При настройке типов файлов для фильтрации и для автоматического вызова просмотрщиков файлов нажати­ем клавиши F3, используется файл nc.cfg.

При использовании NC для профессиональной работы этот набор файлов может быть существенно расширен допол­нительными средствами редактирования, архивации и т.д.

Для запуска NC необходимо выполнить стандартные действия в ОС для программного файла. Например, войти в каталог NC и выполнить команду, т.е. набрать имя программного файла (пс.ехе) и нажать клавишу Enter.

Графическая структура экрана в среде оболочки состо­ит из областей.

Линейка меню отключаема, для высвобождения до­полнительного места в дополнительных целях и представ­лена в виде:

Left (левая) — предназначена для управления левой панелью и содержит в своем составе следующие режимы работы: Drive... (Alt-Fl) — режим выбора дисковода; Fails (файлы) — для манипулирования файлами и ка­талогами, выделения их для групповых операций, ото­бражения и смены атрибутов файлов, их визуализации и редактирования, а также выхода из оболочки; Commands (команды) — для выдачи других разнород­ных команд, в том числе выполнения операций одновре­менно над двумя панелями; Options (опции) — программы для настройки (конфи­гурирования) оболочки; Right (правая панель) — для управления правой пане­лью, функции которой аналогичны функциям левой панели.

Таким образом, строчка верхней части экрана — это горизонтальная полоса двухуровневого меню. Эта полоса отображается либо постоянно при соответствующей уста­новке параметров через пункт Экран\Меню\Команды\Кон-фигурация, либо при нажатии клавиши F9, либо при пе­ремещении указателя манипулятора типа «мыши» (в даль­нейшем будем называть такой манипулятор просто мышь) в зону расположения меню и нажатии ее левой клавиши. Работа с мышью возможна, если установлен драйвер мыши. Обычно установка драйвера выполняется в файле autoexec.bat.

2. Роль окон документов выполняют две расположен­ные рядом полностью равноправные панели (левая и пра­вая). Они занимают большую часть экрана.

Оболочка содержит панели шести видов, которые мо­гут быть активизированы через режимы меню Right и Left либо с помощью функциональных клавиш клавиату­ра. Назначение и их комбинации указаны в меню опера­ционной оболочки Norton Commander.

1. Файловая панель, на которой отображается содер­жимое заданного каталога или его часть, причем в требу­емой форме и в заданном виде.

2. Структурная панель, на которой в псевдографичес­ком виде представляется дерево каталогов, имеющихся на диске файловой структуры.

3. Информационная панель содержит справочную ин­формацию об оперативной памяти, а также о некотором диске и заданном каталоге на нем.

Панель быстрого просмотра, на которой отобража­ется содержимое файла.

5. Архивная панель отображает содержимое архивно­го файла.

6. Связующая панель показывает компоненты файло­вой структуры диска, установленного на другом ПК.

3.Поле командной строки находится непосредственно под панелями. Через него вводятся команды DOS.

4.Статус-строка — выполняет роль поля для выдачи подсказок. Назначение ее режимов работы подобно ко­мандным кнопкам, которые могут нажиматься и мышью, что позволяет быстро инициализировать требуемые дей­ствия: F1 (помощь) — открывает информационный блок, содер­жащий описание используемой операционной оболочки. F2 (меню) — активизирует пользовательское меню, ко­торое предоставляет пользователю выполнять ряд допол­нительных действий и операций. F3 (просмотр) — позволяет просмотреть содержимое всего файла или его части, а также осуществить режим поиска нужного фрагмента текста. F4 (редактировать) — данный режим используют для корректировки, исправления и изменения уже существу­ющего файла. Он предусматривает удаление одного или нескольких символов, перемещение курсора во всех на­правлениях, просмотр и перелистывание содержимого. F5 (копировать) — позволяет делать одну или несколь­ко разноименных копий файла. F6 (перемещать) — производит перемещение файла в другой каталог с одновременным удалением оставшейся копии на прежнем месте. F7 (создание нового каталога) — позволяет организо­вывать новые директории (каталоги), присваивать им имя и категорию, выполнять операции над ними. F8 (удаление) — осуществляет стирание файла или ка­талога. F9 — активизирует верхнюю линейку меню. F10 (выход) — возвращение интерфейса к исходному графическому состоянию.

Выполнение операций в NC реализуется вызовом необходимых функций одним из перечисленных ниже способов с помощью: команд операционной системы, вводимых тем же спо­собом, что и для ОС в командной строке панели; функциональных клавиш F1—F10; клавиш управления курсором; комбинации функциональных клавиш и клавиш управ­ления; комбинации клавиш управления и символьных; системного меню, выбор команд в котором производится клавиатурой или мышью; меню пользователя, выбор команд в котором также производится клавиатурой или мышью.

Выполнение команд операционной системы в NC осуще­ствляется точно так же, как и при отсутствии пакета NC. В основном состоянии Norton Commander позволяет вво­дить системные команды набором их текста с клавиатуры.

Если функциональные клавиши F1-F8 и F10 выполня­ют только одну команду, то клавиша F9 позволяет вызвать системное меню NC, реализующее несколько десятков ко­манд. Это меню является двухуровневым и при нажатии клавиши F9 в верхней части экрана (над панелями) появ­ляется горизонтальная полоса верхнего уровня, содержа­щая пять разделов (пунктов меню):

Left Files Disk Commands Right

Левая Файл Диск Команды Правая

В каждом из разделов сосредоточена группа родствен­ных команд, вызываемых при выборе этого раздела из пунктов появляющегося вертикального меню, которое называют также «падающим» меню, подменю или меню второго уровня. Эти подменю появляются на фоне того кадра, из которого они были вызваны.

Нажав клавишу F9, а затем клавишу Enter, вы увиди­те подменю настройки правого или левого окна: Left — Левая или Right — Правая (того, в котором был курсор). В этом меню горизонтальными чертами разделены груп­пы логически родственных команд. Если команды одной группы альтернативны, т. е. в любой момент времени может использоваться только одна из команд такой групп.

 


9 Системы программирования.

Одной из самых революционных идей, приведших к созданию автоматизированных цифровых вычислительных машин, была высказанная в Ч.Бэббиджем мысль о предварительной записи порядка действий машин с последующей автоматической реализации вычислений - программе. Аду Лавлейс, одну из немногих современников Чарльза Бэббиджа, кто сумел по достоинству оценить аналитическую машину, называют первым в мире программи­стом. Она теоретически разработала некоторые приемы управления последователь­ностью вычислений, которые используются в программировании и по сей день, описала одну из важнейших конструкций практически любого современного языка программирования - цикл. Языки программирования служат разным целям и их выбор определяется подготовленностью пользователя, пригодностью для данного компьютера и данной задачи. А задачи для компьютера бывают самые разнообразные: вычислительные, графические, экспертные и т.д. Такая разнотипность решаемых задач и определяет многообразие языков программирования.

Бейсик широко употребляется при написании простых программ; Фортран является классическим языком программирования при решении на ЭВМ математических и инженерных задач; язык Кобол (COBOL, от Common Business Oriented Language -общий язык, ориентированный на деловые задачи; создан в 1960 г.) был задуман как основной язык для массовой обработки данных в сферах управления и бизнеса. Еще более специализированным является язык ЛОГО (от греческого logos - слово), созданный для обучения программированию школьников профессором математики и педагогики Сеймуром Пейпертом из Массачусетского технологического институ­та. Обучаясь программированию на ЛОГО, дети задают простые команды, которые управляют игрушечной черепашкой, снабженной карандашиком. Отметим и еще один достаточно популярный специализированный язык - Пролог (Prolog -PROgramming in LOGic), разработанный как язык программирования для создания систем искусственного интеллекта.

В конце 50-х годов плодом международного сотрудничества в области програм­мирования явился Алгол (ALGOL, от ALGOrithmic Language - алгоритмический язык). Алгол предназначен для записи алгоритмов, которые строятся в виде после­довательности процедур, применяемых для решения поставленных задач. Развитие идеи Алгола о структуризации разработки алгоритмов нашло наи­высшее отражение при создании в начале 70-х годов языка Паскаль швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Язык Паскаль первоначально разрабатывался как учебный, и, действительно, сейчас он является одним из основных языков обуче­ния программированию в школах и вузах. Однако, качества его в совокупности оказались столь высоки, что им охотно пользуются и профессиональные про­граммисты.

Не менее впечатляющей, в том числе и финансовой, удачи добился джазист Фи­лип Кан, француз, разработавший систему Турбо-Паскаль. Суть его идеи состояла в объединении последовательных этапов обработки программы - компиляции, редактирования связей, отладки и диагностики ошибок - в едином интерфейсе. Версии Турбо-Паскаля заполонили практически все образовательные учреждения, программистские центры и частные фирмы. В течение многих лет программное обеспечение строилось на основе операцио­нальных и процедурных языков, таких как Фортран, Бейсик, Паскаль, Ада, Си. И сегодня современные версии этих и им подобных языков (Модула, Форт и др.) доминируют при разработке прикладных программных средств. Однако по мере эволюции языков программирования получили широкое распространение и другие, принципиально иные, подходы к созданию программ. Классическое операциональное и/или процедурное программирование требует от программиста детального описания того, как решать задачу, т.е. формулировки алгоритма и его специальной записи. При этом ожидаемые свойства результата обычно не указываются. Основные понятия языков этих групп - оператор и данные. При процедурном подходе операторы объединяются в группы - процедуры. Струк­турное программирование в целом не выходит за рамки этого направления, оно лишь дополнительно фиксирует некоторые полезные приемы технологии програм­мирования.

Принципиально иное направление в программировании связано с методоло­гиями (иногда говорят «парадигмами») непроцедурного программирования. К ним можно отнести объектно-ориентированное и декларативное программирова­ние. Объектно-ориентированный язык создает окружение в виде множества независимых объектов. Каждый объект ведет себя подобно отдельному компью­теру, их можно использовать для решения задач как «черные ящики», не вникая во внутренние механизмы их функционирования. Из языков объектного про­граммирования, популярных среди профессионалов, следует назвать прежде всего Си++, для более широкого круга программистов предпочтительны среды типа Delphi и Visual Basic.

При использовании декларативного языка программист указывает исходные ин­формационные структуры, взаимосвязи между ними и то, какими свойствами должен обладать результат. При этом процедуру его получения («алгоритм») программист не строит (по крайней мере, в идеале). В этих языках отсутствует понятие «оператор» («команда»). Декларативные языки можно подразделить на два семейства - логиче­ские (типичный представитель - Пролог) и функциональные (Лисп). По всей видимости, непроцедурные языки имеют большое будущее.

Языки программирования - это формальные языки специально созданные для общения человека с компьютером. Каждый язык программирования, равно как и «естественный» язык (русский, английский и т.д.), имеет алфавит, словарный запас, свои грамматику и синтаксис, а также семантику. Алфавит- фиксированный для данного языка набор основных символов, допус­каемых для составления текста программы на этом языке. Синтаксис- система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита. Семантика- система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных.

При описании языка и его применении используют понятия языка. Понятиепод­разумевает некоторую синтаксическую конструкцию и определяемые ею свойства программных объектов или процесса обработки данных.

Взаимодействие синтаксических и семантических правил определяют те или иные понятия языка, например, операторы, идентификаторы, переменные, функции и процедуры, модули и т.д. В отличие от естественных языков правила грамматики и семантики для языков программирования, как и для всех формальных языков, должны быть явно, однозначно и четко сформулированы.

Языки программирования, имитирующие естественные языки, обладающие ук­рупненными командами, ориентированными на решение прикладных содержатель­ных задач, называют языками «высокого уровня». В настоящее время насчитывает­ся несколько сотен таких языков, а если считать и их диалекты, то это число возрас­тет до нескольких тысяч. Языки программирования высокого уровня существенно отличаются от машинно-ориентированных (низкого уровня) языков. Во-первых, машинная программа в конечном счете записывается с помощью лишь двух симво­лов 0 и 1. Во-вторых, каждая ЭВМ имеет ограниченный набор машинных операций, ориентированных на структуру процессора. Как правило, этот набор состоит из сравнительно небольшого числа простейших операций, типа: переслать число в ячейку; считать число из ячейки; увеличить содержимое ячейки на +1 и т.п. Коман­да на машинном языке содержит очень ограниченный объем информации, поэтому она обычно определяет простейший обмен содержимого ячеек памяти, элементар­ные арифметические и логические операции. Команда содержит код и адреса ячеек, с содержимым которой выполняется закодированное действие.

Языки программирования высокого уровня имеют следующие достоинства: алфавит языка значительно шире машинного, что делает его гораздо более выразительным и существенно повышает наглядность и понятность текста; набор операций, допустимых для использования, не зависит от набора машин­ных операций, а выбирается из соображений удобства формулирования алгоритмов решения задач определенного класса; конструкции команд (операторов) отражают содержательные виды обработки данных и задаются в удобном для человека виде; используется аппарат переменных и действия с ними; поддерживается широкий набор типов данных.

Таким образом, языки программирования высокого уровня являются машинно-независимыми и требуют использования соответствующих программ-переводчиков (трансляторов) для представления программы на языке машины, на которой она будет исполняться.

Для строгого и точного описания синтаксиса языка программирования, как правило, используют специальные метаязыки(языки для описания других языков) Наиболее распространенными метаязыками являются металингвистические формулы Бэкуса- Наура(язык БНФ) и синтаксические диаграммы Вирта.

Описанию грамматики языка предшествует описание его алфавита. Алфавит любого языка состоит из фиксированного набора символов, однозначно трактуе­мых. Алфавит языков программирования, как правило, связан с литерами клавиа­туры печатной машинки. Клавиатуры персональных компьютеров близки к ним по наличию литер. Алфавиты большинства языков программирования близки друг другу и основы­ваются на буквах латинского алфавита, арабских цифрах и общепринятых спецсим­волах, таких как знаки препинания, математических операций, сравнений и обозна­чений. Несмотря на значительные различия между языками программирования, ряд фундаментальных понятий в большинстве из них схожи. Приведем часть этих понятий. Оператор- одно из ведущих понятий всех языков программирования. Каждый оператор представляет собой закончен­ную фразу языка и определяет однозначно трактуемый этап обработки данных. В соответствии с теорией алгоритмов выделяют основные (базисные) операторы языка: присвоения, условный и безусловный переход, пустой оператор. К произ­водным, не основным, относят составной оператор, оператор выбора, оператор цикла и оператор присоединения. Все операторы языка в тексте программы отделяются друг от друга явными или неявными разделителями, например: SI; S2;...; Sn

Большая часть операторов ведет обработку величин. Величины могут быть по­стояннымии переменными.Значения постоянных величин не изменяются в ходе выполнения программы. Величина характеризуется типом, именем и значением.

Другая важная классификация величин - простыеи структурированные. Простая величина в каждый момент может иметь не более одного значения. Ей соответству­ет одна ячейка памяти (поскольку термин «ячейка» несколько устарел, часто говорят «машинное слово») или ее эквивалент во внешней памяти компьютера. Структурированная величина, имея одно имя, может иметь разом несколько значений. Эти значения представляют собой элементы (компоненты) величины. Самый широкоизвестный пример - массив, у которого элементы различаются по индексам (номерам).

Важнейшие характеристики структурированной величины таковы: упорядо­ченность(да или нет), однородность(да или нет), способ доступак элементам, фиксированность числа элементов(да или нет). Так, массив является упорядочен­ной однородной структурой с прямым доступом к элементам и фиксированным их количеством.

Всем программным объектам в языках даются индивидуальные имена. Имя про­граммного объекта называют идентификатором (от слова «идентифицировать»). Чаще всего идентификатором является любая конечная последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы.

Описанияили объявления программных объектов связаны с правилами обра­ботки данных.

Функция - это программный объект, задающий вычислительную процедуру опре­деления значения, зависимого от некоторых аргументов. Вводится в языки програм­мирования для задания программистом необходимых ему функциональных зависимо­стей. Выражениястроятся из величин - постоянных и переменных, функций, скобок, знаков операций и т.д. Процедура- это программный объект, представляющий некоторый самостоя­тельный этап обработки данных. По сути, процедуры явились преемниками под­программ, которые были введены для облегчения разработки программ еще на самых ранних стадиях формирования алгоритмических языков. Процедура имеет входные и выходные параметры, называемые формальными. При использовании процедуры формальные параметры заменяются на фактические. Модуль (Unit) - это специальная программная единица, предназначенная для соз­дания библиотек и разделения больших программ на логически связанные блоки. По сути, модуль - это набор констант, типов данных, переменных, процедур и функций. В состав модуля входят разделы: заголовок, интерфейс, реализация, инициализация.

Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1971 г., играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзой­денной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования, которые мы рассматривали в п. 1.8. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире.

Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различ­ных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ. Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas. Схематически программа представляется в виде последовательности восьми раз­делов: заголовок программу; описание внешних модулей, процедур и функций; описание метрк; описание констант; описание типов переменных; описание переменных; описание функций и процедур; раздел операторов.

Объектно-ориентированная методология проектирования программ основана на концепциях упрятывания информации и абстрактных типов данных. Такой подход рассматривает все такие ресурсы как данные, модули и системы в качестве объек­тов. Каждый объект содержит некоторую структуру данных (или тип данных), обрамленную набором процедур (методов), предназначенных для манипулирования этими данными. Используя эту методологию, программист может создать свой собственный абстрактный тип и отобразить проблемную область в эти созданные им абстракции вместо традиционного отображения проблемной области в предо­пределенные управляющие структуры и структуры данных языка программирова­ния. Подобный подход является более естественным, чем методологии, ориентиро­ванные на обработку (на процесс), из-за возможности использовать в процессе программирования разнообразные виды абстракции типов данных. На этом пути программист может сконцентрироваться на проекте системы, не беспокоясь о деталях информационных объектов, используемых в системе.

Основные шаги разработки программы, предусмотренные данной методологией: определить проблему; развить неформальную стратегию, представляющую общую последователь­ность шагов, удовлетворяющую требованиям к будущей программе; формализовать стратегию; идентифицировать объекты и их атрибуты; идентифицировать операции; установить интерфейсы; реализовать операции.

В 1996 г. фирма Borland, известная своими раз­работками в области реализации языков программирования, выпустила компиля­тор нового поколения Delphi. Прежде всего, это мощный компилятор языка Пас­каль, дополненного рядом существенно новых возможностей для программирова­ния в среде Windows. Но не только. Delphi - это система, имеющая интерфейс качественно нового типа, позволяющий при составлении текста программы видеть те графические объекты, для которых она пишется - так называемая, система визуального программирования.

Delphi является системой программирования очень высокого уровня. Она берет на себя значительную часть работы по управлению компьютером, что делает возможным в простых случаях обходиться без особых знаний о деталях ее работы.

В отличие от традиционных систем программирования, Delphi даже «сама» пишет значительную часть текста программы: описания объектов, заголовки процедур и многое другое. Программисту остается только вписать необходимые строчки, определяющие индивидуальное поведение программы, которые система не в состоянии предугадать. Но даже здесь Delphi во многих случаях сама указывает место, где надо разместить эти строки. Вершиной автоматизации процесса программирования являются, так называе­мые, эксперты. Эксперт- это диалоговое окно, которое помогает пользователю описать, что он хочет видеть в своей программе. Например, Эксперт проекта спрашивает, необходимо ли вам системное меню и какого из предложенных типов ваш проект. Проанализировав введенные ответы, Delphi пишет код программы на Паскале. Отметим, что эксперты могут быть созданы самим пользователем.

Многие компоненты Delphi имеют свое визуальное изображение. Замечательным достоинством системы являет­ся то, что размещение компонентов на экране, а также задание начальных значений их свойств (размера, цвета, вида бордюра и др.) Delphi позволяет осуществлять на этапе конструирования формы без написания какой-либо программы. Для этой цели предусмотрено специальное окно, называемое Инспектором объектов, в котором перечислены все доступные в режиме проектирования свойства выделенно­го компонента и их текущие значения. Разумеется, любое из них при необходимости легко изменить, что немедленно скажется на внешнем виде объекта. Например, если в окне Инспектора объектов изменить цвет, то система тут же перекрасит компо­нент. Иными словами, можно до запуска программы видеть, как будет выглядеть на экране проектируемая форма.

Такой способ работы с объектами, имеющими графическое представление, при­нято называть визуальным программированием.

Визуализация процесса позволяет значительно быстрее увидеть результат своих усилий, делает его наглядным. Не последнюю роль при этом, по-видимому, играют эмоции и эстетические чувства - стремление красиво разместить объекты, подоб­рать их цвет и т.п.

Delphi работает в среде Windows и позволяет создавать для нее программные продукты. Первая (16-разрядная) версия Delphi прекрасно функцио­нирует под любой разновидностью Windows, в то время как вторая (32-разрядная; более мощная, но достаточно хорошо совместимая с первой) требует более мощной операционной системы. Учитывая, что фирма «Microsoft» -главный разработчик системного программного обеспечения для персональных компьютеров - уделяет сейчас основное внимание именно развитию Windows, с этой точки зрения компилятор для Windows нельзя не признать перспективным.

Кроме того, Delphi является системой объектного программирования. Delphi позволяет не только использовать уже ставшие классическими объекты типа object, но и позволяет создавать новые, которые могут иметь графическое изображение и обладать свойствами стандартных элементов среды Windows. Такие объекты получили название визуальных компонентов; для их описания используется специ­ально зарезервированное слово class. Помимо уже встречавшихся выше формы и кнопки, примерами визуальных компонентов могут служить меню, списки, поля редактирования, полосы прокрутки, таблицы и многое-многое другое. К Delphi прилагается целая библиотека стандартных визуальных компонентов - Visual Component Library. Очень важно, что библиотеку эту каждый пользователь может пополнить, добавляя в нее собственные компоненты.

Еще одной существенной чертой системы программирования Delphi является ее открытость - почти все имеющиеся в системе объекты реализованы на языке Паскаль и могут быть легко дополнены новыми. Например, если вас по какой-либо причине не устраивает стандартный редактор чисел, вы можете написать собствен­ный и подключить его к системе.

 


10 Системы обработки текстов.

Текстом называют любую последовательность сим­волов, к которым относятся буквы, пробел, знаки препина­ния, цифры, знаки арифметических операций и операций отношения и т. п. К аппаратным средствам ввода текста относятся клавиа­тура, сканер, световой карандаш. Текстовый редактор — программное средство, предназна­ченное для создания (ввода, набора), редактирования и оформления текстов. Основные функции текстового редактора: обеспечение ввода текста с клавиатуры или из существу­ющего файла; редактирование текста (добавление, изменение, удаление или копирование фрагментов текста — символов, слов и т. д.); оформление текста (выбор шрифтов, способа выравнива­ния, установление межстрочного интервала, интервала между абзацами и т. п.); размещение текста на странице (установка размера стра­ницы, полей, отступов; разбиение на колонки; расстанов­ка номеров страниц, колонтитулов и пр.); сохранение текста в файле на внешнем носителе или по­лучение твёрдой копии (печать текста); проверка орфографии, подбор синонимов, контекстный поиск и замена; выдача подсказок и прочее.

Если рассматривать текст как систему, то элементами его будут отдельные символы, слова, строки, предложения, аб­зацы. Абзацем в обычном тексте называют часть текста от од­ной красной строки до другой. В текстовом редакторе абзац — это часть текста от одного признака конца строки до другого.

Над абзацами в текстовых редакторах выполняются та­кие операции, как выравнивание, установка межстрочного интервала, установка отступа красной строки.

В текстовых редакторах допустимы операции над отдель­ными элементами текста, даже если они не выделены, на­пример, операции над символами (удаление, вставка, заме­на), абзацами (выравнивание, отступы), но основной принцип оформления текста в текстовом редакторе — «вы­дели и преобразуй».

В текстовых редакторах большинство операций по преоб­разованию текста осуществляется над выделенными фраг­ментами текста, например, такие операции, как копирова­ние и перенос.

Редакторы обладают искусственным интеллектом, они способны дописывать некоторые слова, например, понедельник, вторник, январь, февраль и т. д. Кроме того, редакторы «умеют» делать расстановку переносов, проверять правописание и подсказывать, как правильно писать то или иное слово, расставлять знаки пункту­ации. ТР позволяют подбирать синонимы и антонимы с помощью специального словаря — тезауруса. менять к абзацу или слову целую совокупность атрибутов форматирования за одно действие.

Наиболее распространённые текстовые редакторы: Bred3, «Лек­сикон», Edit, «Слово и дело», Ched, NotePad, Write.

Текстовый процессор отличается от текстового редактора более широкими функциональными возможностями, такими как: настраиваемое пользователем меню; использование контекстного меню; сопровождение текста таблицами и проведение в них про­стейших расчётов; вставка графических объектов (рисунков, диаграмм, за­головков и пр.) или создание рисунков с помощью встро­енных инструментов; вставка формул, графиков, диаграмм; оформление текста списками, буквицами; использование инструмента автокоррекции текста и его автореферирования; создание и использование макросов; фоновая проверка орфографии, синтаксиса и многое дру­гое.

Наиболее распространенные текстовые процессоры: Word (Microsoft Office), Word Pro (Lotus SmartSuite), WordPerfect (Perfect Office), WordExpress, Accent, WordPad.

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую попу­лярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образова­ния. Издательское дело становится актуальным практически для любой организа­ции. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг теперь становится необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений. Пожалуй, из всех новых информационных технологий, компьютерное издательство является наиболее массовой и практически легко внедряемой.

Настольные издательские системы (desktop publishing) представляют собой ком­плекс аппаратных и программных средств, предназначенных для компьютерного набора, верстки и издания текстовых и иллюстративных материалов.

Существуют различные программные системы, среди них наиболее распростра­нены следующие: Express Publisher, Illustrator for Windows, Ventura Publisher, PageMarker, TeX. Перечисленные программные системы предна­значены для компьютерной верстки. Среди программ подготовки иллюстраций можно выделить следующие: CorelDraw, CorelSystem, Designer, DrawPerfect, GalleryEffect, PC Paintbrush, PhotoStyler, Adobe Photoshop и др.

Для издательских систем существуют различные сервисные программы обработ­ки текстовых материалов. Среди них можно выделить 7 основных групп: преобразования растровой графики в векторную; обработки сканированных изображений; обработки шрифтов; проверки правописания; чтения текстов с помощью сканера; русификации программ; программы-переводчики.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.033 с.)