Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Командные оболочки операционных систем.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Панельными называют операционные оболочки, экранный интерфейс которых представлен в виде набора функциональных панелей (как правило, их две: левая и правая) и панелей меню, использующих информационные боксы (прямоугольники). Оболочка Norton Commander является самой распространенной из используемых в настоящее надстроек над DOS, преобразующих ее командный пользовательский интерфейс типа «меню». Их возможности упрощают работу и расширяют возможности пользователя. Эти системы (в частности, Norton Commander) создают пользователю более эффективный и комфортный интерфейс для выполнения часто используемых функций операционной системы, например, для управления файлами вызова программ, работы с накопителями и т. д., чем это делают стандартные средства операционной системы MS-DOS, под управлением которой работает NC. NC разработан фирмой Symantec. Inc. для семейства операционных систем типа MS-DOS и широко используется как начинающими пользователями, так и профессионалами. В процессе развития NC создано несколько версий, и каждая последующая, как правило, обладает новыми возможностями, сохраняя или улучшая функции преды дущих версий. Оболочка Norton Commander разработана, постоянно дополняется и изменяется. Она обеспечивает выполнение таких функций, как: 1) отображение деревьев каталогов и содержимого каталогов (характеристик входящих файлов) в форме, наиболее удобной для восприятия человеком; 2) выполнение всевозможных действий с каталогами, файлами и целыми поддеревьями файловых структур, включая их создание, копирование, пересылку, переименование, удаление и поиск, а также смену атрибутов файлов; 3) в максимальной степени естественную работу с архивами, включая отображение их содержимого, а также создание, обновление и распаковку архивов (архив представляет собой файл, в котором находится группа файлов, сжатых по определенному алгоритму); 4) визуализацию файлов, подготовленных популярными текстовыми и графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными таблицами и другими прикладными программами; 5) подготовку текстовых файлов; 6) выполнение из ее среды практически всех команд DOS, что позволяет считать оболочку абсолютно прозрачной для пользователя; 7) запуск программ, для чего используются различные, наиболее удобные для пользователя, способы; 8) выдачу информации о компьютере в целом, о дисках и об оперативной памяти; 9) поддержку межкомпьютерной связи через последовательный или параллельный порт; 10) поддержку электронной почты через модем по телефонным линиям связи. К достоинствам рассматриваемой оболочки относятся: высокая степень интеграции функций; удобство выдачи команд DOS — выдавать их из среды оболочки даже удобнее, нежели взаимодействуя с DOS непосредственно; высокая устойчивость в работе и приемлемая защищенность от ошибок пользователя; простота освоения и удобство использования; поддержка иерархической системы меню для запуска программ; поддержка манипулятора мышь. Недостатки: отсутствие средств сортировки каталогов в дереве файловой структуры; невозможность выполнения групповых операций над файлами в различных каталогах, не говоря о файлах на разных дисках; невозможность выполнения каких-либо действий с группами файлов, найденными на диске средствами оболочки. Оболочка не предъявляет к оборудованию ПК никаких особых требований и может функционировать на компьютерах, используемых в настоящее время, оборудованных жестким диском. При запуске из нее какой-либо программы в оперативной памяти остается резидентный модуль оболочки объемом около 13 Кбайт, так что размер доступной памяти компьютера при работе оболочки практически не изменяется. Для размещения всех файлов, образующих оболочку, требуется около 1,8 Мбайт дискового пространства. При использовании операционной оболочки NC необходим файл пс.ехе — собственно программа NC (как видно по расширению, это программный файл). В процессе работы система NC может самостоятельно создать файл treeinfo.ncd для информации о дереве каталогов текущего устройства. Для определения начального состояния NC системой автоматически создается файл nc.ini. Для вызова меню пользователя и задания реакции на нажатие клавиши Enter (используется при вызове файла по расширению) пользователем могут создаваться файлы с именами nc.mnu и nc.ext соответственно. В каждом подкаталоге может быть свой файл nc.mnu, описывающий локальное меню пользователя для этого подкаталога. В каталоге, в котором содержится система NC, может быть создано так называемое главное меню. Главное меню оформляется как локальное, но вызывается только при отсутствии локального меню в текущем каталоге. Это соглашение дает возможность пользоваться в конкретных каталогах по желанию как главным меню, содержащим обычно общие операции, так и локальным меню, которое может содержать операции, полезные в данном каталоге. При настройке типов файлов для фильтрации и для автоматического вызова просмотрщиков файлов нажатием клавиши F3, используется файл nc.cfg. При использовании NC для профессиональной работы этот набор файлов может быть существенно расширен дополнительными средствами редактирования, архивации и т.д. Для запуска NC необходимо выполнить стандартные действия в ОС для программного файла. Например, войти в каталог NC и выполнить команду, т.е. набрать имя программного файла (пс.ехе) и нажать клавишу Enter. Графическая структура экрана в среде оболочки состоит из областей. Линейка меню отключаема, для высвобождения дополнительного места в дополнительных целях и представлена в виде: Left (левая) — предназначена для управления левой панелью и содержит в своем составе следующие режимы работы: Drive... (Alt-Fl) — режим выбора дисковода; Fails (файлы) — для манипулирования файлами и каталогами, выделения их для групповых операций, отображения и смены атрибутов файлов, их визуализации и редактирования, а также выхода из оболочки; Commands (команды) — для выдачи других разнородных команд, в том числе выполнения операций одновременно над двумя панелями; Options (опции) — программы для настройки (конфигурирования) оболочки; Right (правая панель) — для управления правой панелью, функции которой аналогичны функциям левой панели. Таким образом, строчка верхней части экрана — это горизонтальная полоса двухуровневого меню. Эта полоса отображается либо постоянно при соответствующей установке параметров через пункт Экран\Меню\Команды\Кон-фигурация, либо при нажатии клавиши F9, либо при перемещении указателя манипулятора типа «мыши» (в дальнейшем будем называть такой манипулятор просто мышь) в зону расположения меню и нажатии ее левой клавиши. Работа с мышью возможна, если установлен драйвер мыши. Обычно установка драйвера выполняется в файле autoexec.bat. 2. Роль окон документов выполняют две расположенные рядом полностью равноправные панели (левая и правая). Они занимают большую часть экрана. Оболочка содержит панели шести видов, которые могут быть активизированы через режимы меню Right и Left либо с помощью функциональных клавиш клавиатура. Назначение и их комбинации указаны в меню операционной оболочки Norton Commander. 1. Файловая панель, на которой отображается содержимое заданного каталога или его часть, причем в требуемой форме и в заданном виде. 2. Структурная панель, на которой в псевдографическом виде представляется дерево каталогов, имеющихся на диске файловой структуры. 3. Информационная панель содержит справочную информацию об оперативной памяти, а также о некотором диске и заданном каталоге на нем. Панель быстрого просмотра, на которой отображается содержимое файла. 5. Архивная панель отображает содержимое архивного файла. 6. Связующая панель показывает компоненты файловой структуры диска, установленного на другом ПК. 3. Поле командной строки находится непосредственно под панелями. Через него вводятся команды DOS. 4. Статус-строка — выполняет роль поля для выдачи подсказок. Назначение ее режимов работы подобно командным кнопкам, которые могут нажиматься и мышью, что позволяет быстро инициализировать требуемые действия: F1 (помощь) — открывает информационный блок, содержащий описание используемой операционной оболочки. F2 (меню) — активизирует пользовательское меню, которое предоставляет пользователю выполнять ряд дополнительных действий и операций. F3 (просмотр) — позволяет просмотреть содержимое всего файла или его части, а также осуществить режим поиска нужного фрагмента текста. F4 (редактировать) — данный режим используют для корректировки, исправления и изменения уже существующего файла. Он предусматривает удаление одного или нескольких символов, перемещение курсора во всех направлениях, просмотр и перелистывание содержимого. F5 (копировать) — позволяет делать одну или несколько разноименных копий файла. F6 (перемещать) — производит перемещение файла в другой каталог с одновременным удалением оставшейся копии на прежнем месте. F7 (создание нового каталога) — позволяет организовывать новые директории (каталоги), присваивать им имя и категорию, выполнять операции над ними. F8 (удаление) — осуществляет стирание файла или каталога. F9 — активизирует верхнюю линейку меню. F10 (выход) — возвращение интерфейса к исходному графическому состоянию. Выполнение операций в NC реализуется вызовом необходимых функций одним из перечисленных ниже способов с помощью: команд операционной системы, вводимых тем же способом, что и для ОС в командной строке панели; функциональных клавиш F1—F10; клавиш управления курсором; комбинации функциональных клавиш и клавиш управления; комбинации клавиш управления и символьных; системного меню, выбор команд в котором производится клавиатурой или мышью; меню пользователя, выбор команд в котором также производится клавиатурой или мышью. Выполнение команд операционной системы в NC осуществляется точно так же, как и при отсутствии пакета NC. В основном состоянии Norton Commander позволяет вводить системные команды набором их текста с клавиатуры. Если функциональные клавиши F1-F8 и F10 выполняют только одну команду, то клавиша F9 позволяет вызвать системное меню NC, реализующее несколько десятков команд. Это меню является двухуровневым и при нажатии клавиши F9 в верхней части экрана (над панелями) появляется горизонтальная полоса верхнего уровня, содержащая пять разделов (пунктов меню): Left Files Disk Commands Right Левая Файл Диск Команды Правая В каждом из разделов сосредоточена группа родственных команд, вызываемых при выборе этого раздела из пунктов появляющегося вертикального меню, которое называют также «падающим» меню, подменю или меню второго уровня. Эти подменю появляются на фоне того кадра, из которого они были вызваны. Нажав клавишу F9, а затем клавишу Enter, вы увидите подменю настройки правого или левого окна: Left — Левая или Right — Правая (того, в котором был курсор). В этом меню горизонтальными чертами разделены группы логически родственных команд. Если команды одной группы альтернативны, т. е. в любой момент времени может использоваться только одна из команд такой групп.
9 Системы программирования. Одной из самых революционных идей, приведших к созданию автоматизированных цифровых вычислительных машин, была высказанная в Ч.Бэббиджем мысль о предварительной записи порядка действий машин с последующей автоматической реализации вычислений - программе. Аду Лавлейс, одну из немногих современников Чарльза Бэббиджа, кто сумел по достоинству оценить аналитическую машину, называют первым в мире программистом. Она теоретически разработала некоторые приемы управления последовательностью вычислений, которые используются в программировании и по сей день, описала одну из важнейших конструкций практически любого современного языка программирования - цикл. Языки программирования служат разным целям и их выбор определяется подготовленностью пользователя, пригодностью для данного компьютера и данной задачи. А задачи для компьютера бывают самые разнообразные: вычислительные, графические, экспертные и т.д. Такая разнотипность решаемых задач и определяет многообразие языков программирования. Бейсик широко употребляется при написании простых программ; Фортран является классическим языком программирования при решении на ЭВМ математических и инженерных задач; язык Кобол (COBOL, от Common Business Oriented Language -общий язык, ориентированный на деловые задачи; создан в 1960 г.) был задуман как основной язык для массовой обработки данных в сферах управления и бизнеса. Еще более специализированным является язык ЛОГО (от греческого logos - слово), созданный для обучения программированию школьников профессором математики и педагогики Сеймуром Пейпертом из Массачусетского технологического института. Обучаясь программированию на ЛОГО, дети задают простые команды, которые управляют игрушечной черепашкой, снабженной карандашиком. Отметим и еще один достаточно популярный специализированный язык - Пролог (Prolog -PROgramming in LOGic), разработанный как язык программирования для создания систем искусственного интеллекта. В конце 50-х годов плодом международного сотрудничества в области программирования явился Алгол (ALGOL, от ALGOrithmic Language - алгоритмический язык). Алгол предназначен для записи алгоритмов, которые строятся в виде последовательности процедур, применяемых для решения поставленных задач. Развитие идеи Алгола о структуризации разработки алгоритмов нашло наивысшее отражение при создании в начале 70-х годов языка Паскаль швейцарским ученым Никлаусом Виртом. Язык Паскаль первоначально разрабатывался как учебный, и, действительно, сейчас он является одним из основных языков обучения программированию в школах и вузах. Однако, качества его в совокупности оказались столь высоки, что им охотно пользуются и профессиональные программисты. Не менее впечатляющей, в том числе и финансовой, удачи добился джазист Филип Кан, француз, разработавший систему Турбо-Паскаль. Суть его идеи состояла в объединении последовательных этапов обработки программы - компиляции, редактирования связей, отладки и диагностики ошибок - в едином интерфейсе. Версии Турбо-Паскаля заполонили практически все образовательные учреждения, программистские центры и частные фирмы. В течение многих лет программное обеспечение строилось на основе операциональных и процедурных языков, таких как Фортран, Бейсик, Паскаль, Ада, Си. И сегодня современные версии этих и им подобных языков (Модула, Форт и др.) доминируют при разработке прикладных программных средств. Однако по мере эволюции языков программирования получили широкое распространение и другие, принципиально иные, подходы к созданию программ. Классическое операциональное и/или процедурное программирование требует от программиста детального описания того, как решать задачу, т.е. формулировки алгоритма и его специальной записи. При этом ожидаемые свойства результата обычно не указываются. Основные понятия языков этих групп - оператор и данные. При процедурном подходе операторы объединяются в группы - процедуры. Структурное программирование в целом не выходит за рамки этого направления, оно лишь дополнительно фиксирует некоторые полезные приемы технологии программирования. Принципиально иное направление в программировании связано с методологиями (иногда говорят «парадигмами») непроцедурного программирования. К ним можно отнести объектно-ориентированное и декларативное программирование. Объектно-ориентированный язык создает окружение в виде множества независимых объектов. Каждый объект ведет себя подобно отдельному компьютеру, их можно использовать для решения задач как «черные ящики», не вникая во внутренние механизмы их функционирования. Из языков объектного программирования, популярных среди профессионалов, следует назвать прежде всего Си++, для более широкого круга программистов предпочтительны среды типа Delphi и Visual Basic. При использовании декларативного языка программист указывает исходные информационные структуры, взаимосвязи между ними и то, какими свойствами должен обладать результат. При этом процедуру его получения («алгоритм») программист не строит (по крайней мере, в идеале). В этих языках отсутствует понятие «оператор» («команда»). Декларативные языки можно подразделить на два семейства - логические (типичный представитель - Пролог) и функциональные (Лисп). По всей видимости, непроцедурные языки имеют большое будущее. Языки программирования - это формальные языки специально созданные для общения человека с компьютером. Каждый язык программирования, равно как и «естественный» язык (русский, английский и т.д.), имеет алфавит, словарный запас, свои грамматику и синтаксис, а также семантику. Алфавит - фиксированный для данного языка набор основных символов, допускаемых для составления текста программы на этом языке. Синтаксис - система правил, определяющих допустимые конструкции языка программирования из букв алфавита. Семантика - система правил однозначного толкования отдельных языковых конструкций, позволяющих воспроизвести процесс обработки данных. При описании языка и его применении используют понятия языка. Понятие подразумевает некоторую синтаксическую конструкцию и определяемые ею свойства программных объектов или процесса обработки данных. Взаимодействие синтаксических и семантических правил определяют те или иные понятия языка, например, операторы, идентификаторы, переменные, функции и процедуры, модули и т.д. В отличие от естественных языков правила грамматики и семантики для языков программирования, как и для всех формальных языков, должны быть явно, однозначно и четко сформулированы. Языки программирования, имитирующие естественные языки, обладающие укрупненными командами, ориентированными на решение прикладных содержательных задач, называют языками «высокого уровня». В настоящее время насчитывается несколько сотен таких языков, а если считать и их диалекты, то это число возрастет до нескольких тысяч. Языки программирования высокого уровня существенно отличаются от машинно-ориентированных (низкого уровня) языков. Во-первых, машинная программа в конечном счете записывается с помощью лишь двух символов 0 и 1. Во-вторых, каждая ЭВМ имеет ограниченный набор машинных операций, ориентированных на структуру процессора. Как правило, этот набор состоит из сравнительно небольшого числа простейших операций, типа: переслать число в ячейку; считать число из ячейки; увеличить содержимое ячейки на +1 и т.п. Команда на машинном языке содержит очень ограниченный объем информации, поэтому она обычно определяет простейший обмен содержимого ячеек памяти, элементарные арифметические и логические операции. Команда содержит код и адреса ячеек, с содержимым которой выполняется закодированное действие. Языки программирования высокого уровня имеют следующие достоинства: алфавит языка значительно шире машинного, что делает его гораздо более выразительным и существенно повышает наглядность и понятность текста; набор операций, допустимых для использования, не зависит от набора машинных операций, а выбирается из соображений удобства формулирования алгоритмов решения задач определенного класса; конструкции команд (операторов) отражают содержательные виды обработки данных и задаются в удобном для человека виде; используется аппарат переменных и действия с ними; поддерживается широкий набор типов данных. Таким образом, языки программирования высокого уровня являются машинно-независимыми и требуют использования соответствующих программ-переводчиков (трансляторов) для представления программы на языке машины, на которой она будет исполняться. Для строгого и точного описания синтаксиса языка программирования, как правило, используют специальные метаязыки (языки для описания других языков) Наиболее распространенными метаязыками являются металингвистические формулы Бэкуса - Наура (язык БНФ) и синтаксические диаграммы Вирта. Описанию грамматики языка предшествует описание его алфавита. Алфавит любого языка состоит из фиксированного набора символов, однозначно трактуемых. Алфавит языков программирования, как правило, связан с литерами клавиатуры печатной машинки. Клавиатуры персональных компьютеров близки к ним по наличию литер. Алфавиты большинства языков программирования близки друг другу и основываются на буквах латинского алфавита, арабских цифрах и общепринятых спецсимволах, таких как знаки препинания, математических операций, сравнений и обозначений. Несмотря на значительные различия между языками программирования, ряд фундаментальных понятий в большинстве из них схожи. Приведем часть этих понятий. Оператор - одно из ведущих понятий всех языков программирования. Каждый оператор представляет собой законченную фразу языка и определяет однозначно трактуемый этап обработки данных. В соответствии с теорией алгоритмов выделяют основные (базисные) операторы языка: присвоения, условный и безусловный переход, пустой оператор. К производным, не основным, относят составной оператор, оператор выбора, оператор цикла и оператор присоединения. Все операторы языка в тексте программы отделяются друг от друга явными или неявными разделителями, например: SI; S2;...; Sn Большая часть операторов ведет обработку величин. Величины могут быть постоянными и переменными. Значения постоянных величин не изменяются в ходе выполнения программы. Величина характеризуется типом, именем и значением. Другая важная классификация величин - простые и структурированные. Простая величина в каждый момент может иметь не более одного значения. Ей соответствует одна ячейка памяти (поскольку термин «ячейка» несколько устарел, часто говорят «машинное слово») или ее эквивалент во внешней памяти компьютера. Структурированная величина, имея одно имя, может иметь разом несколько значений. Эти значения представляют собой элементы (компоненты) величины. Самый широкоизвестный пример - массив, у которого элементы различаются по индексам (номерам). Важнейшие характеристики структурированной величины таковы: упорядоченность (да или нет), однородность (да или нет), способ доступа к элементам, фиксированность числа элементов (да или нет). Так, массив является упорядоченной однородной структурой с прямым доступом к элементам и фиксированным их количеством. Всем программным объектам в языках даются индивидуальные имена. Имя программного объекта называют идентификатором (от слова «идентифицировать»). Чаще всего идентификатором является любая конечная последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. Описания или объявления программных объектов связаны с правилами обработки данных. Функция - это программный объект, задающий вычислительную процедуру определения значения, зависимого от некоторых аргументов. Вводится в языки программирования для задания программистом необходимых ему функциональных зависимостей. Выражения строятся из величин - постоянных и переменных, функций, скобок, знаков операций и т.д. Процедура - это программный объект, представляющий некоторый самостоятельный этап обработки данных. По сути, процедуры явились преемниками подпрограмм, которые были введены для облегчения разработки программ еще на самых ранних стадиях формирования алгоритмических языков. Процедура имеет входные и выходные параметры, называемые формальными. При использовании процедуры формальные параметры заменяются на фактические. Модуль (Unit) - это специальная программная единица, предназначенная для создания библиотек и разделения больших программ на логически связанные блоки. По сути, модуль - это набор констант, типов данных, переменных, процедур и функций. В состав модуля входят разделы: заголовок, интерфейс, реализация, инициализация. Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1971 г., играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования, которые мы рассматривали в п. 1.8. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире. Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ. Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением.pas. Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов: заголовок программу; описание внешних модулей, процедур и функций; описание метрк; описание констант; описание типов переменных; описание переменных; описание функций и процедур; раздел операторов. Объектно-ориентированная методология проектирования программ основана на концепциях упрятывания информации и абстрактных типов данных. Такой подход рассматривает все такие ресурсы как данные, модули и системы в качестве объектов. Каждый объект содержит некоторую структуру данных (или тип данных), обрамленную набором процедур (методов), предназначенных для манипулирования этими данными. Используя эту методологию, программист может создать свой собственный абстрактный тип и отобразить проблемную область в эти созданные им абстракции вместо традиционного отображения проблемной области в предопределенные управляющие структуры и структуры данных языка программирования. Подобный подход является более естественным, чем методологии, ориентированные на обработку (на процесс), из-за возможности использовать в процессе программирования разнообразные виды абстракции типов данных. На этом пути программист может сконцентрироваться на проекте системы, не беспокоясь о деталях информационных объектов, используемых в системе. Основные шаги разработки программы, предусмотренные данной методологией: определить проблему; развить неформальную стратегию, представляющую общую последовательность шагов, удовлетворяющую требованиям к будущей программе; формализовать стратегию; идентифицировать объекты и их атрибуты; идентифицировать операции; установить интерфейсы; реализовать операции. В 1996 г. фирма Borland, известная своими разработками в области реализации языков программирования, выпустила компилятор нового поколения Delphi. Прежде всего, это мощный компилятор языка Паскаль, дополненного рядом существенно новых возможностей для программирования в среде Windows. Но не только. Delphi - это система, имеющая интерфейс качественно нового типа, позволяющий при составлении текста программы видеть те графические объекты, для которых она пишется - так называемая, система визуального программирования. Delphi является системой программирования очень высокого уровня. Она берет на себя значительную часть работы по управлению компьютером, что делает возможным в простых случаях обходиться без особых знаний о деталях ее работы. В отличие от традиционных систем программирования, Delphi даже «сама» пишет значительную часть текста программы: описания объектов, заголовки процедур и многое другое. Программисту остается только вписать необходимые строчки, определяющие индивидуальное поведение программы, которые система не в состоянии предугадать. Но даже здесь Delphi во многих случаях сама указывает место, где надо разместить эти строки. Вершиной автоматизации процесса программирования являются, так называемые, эксперты. Эксперт - это диалоговое окно, которое помогает пользователю описать, что он хочет видеть в своей программе. Например, Эксперт проекта спрашивает, необходимо ли вам системное меню и какого из предложенных типов ваш проект. Проанализировав введенные ответы, Delphi пишет код программы на Паскале. Отметим, что эксперты могут быть созданы самим пользователем. Многие компоненты Delphi имеют свое визуальное изображение. Замечательным достоинством системы является то, что размещение компонентов на экране, а также задание начальных значений их свойств (размера, цвета, вида бордюра и др.) Delphi позволяет осуществлять на этапе конструирования формы без написания какой-либо программы. Для этой цели предусмотрено специальное окно, называемое Инспектором объектов, в котором перечислены все доступные в режиме проектирования свойства выделенного компонента и их текущие значения. Разумеется, любое из них при необходимости легко изменить, что немедленно скажется на внешнем виде объекта. Например, если в окне Инспектора объектов изменить цвет, то система тут же перекрасит компонент. Иными словами, можно до запуска программы видеть, как будет выглядеть на экране проектируемая форма. Такой способ работы с объектами, имеющими графическое представление, принято называть визуальным программированием. Визуализация процесса позволяет значительно быстрее увидеть результат своих усилий, делает его наглядным. Не последнюю роль при этом, по-видимому, играют эмоции и эстетические чувства - стремление красиво разместить объекты, подобрать их цвет и т.п. Delphi работает в среде Windows и позволяет создавать для нее программные продукты. Первая (16-разрядная) версия Delphi прекрасно функционирует под любой разновидностью Windows, в то время как вторая (32-разрядная; более мощная, но достаточно хорошо совместимая с первой) требует более мощной операционной системы. Учитывая, что фирма «Microsoft» -главный разработчик системного программного обеспечения для персональных компьютеров - уделяет сейчас основное внимание именно развитию Windows, с этой точки зрения компилятор для Windows нельзя не признать перспективным. Кроме того, Delphi является системой объектного программирования. Delphi позволяет не только использовать уже ставшие классическими объекты типа object, но и позволяет создавать новые, которые могут иметь графическое изображение и обладать свойствами стандартных элементов среды Windows. Такие объекты получили название визуальных компонентов; для их описания используется специально зарезервированное слово class. Помимо уже встречавшихся выше формы и кнопки, примерами визуальных компонентов могут служить меню, списки, поля редактирования, полосы прокрутки, таблицы и многое-многое другое. К Delphi прилагается целая библиотека стандартных визуальных компонентов - Visual Component Library. Очень важно, что библиотеку эту каждый пользователь может пополнить, добавляя в нее собственные компоненты. Еще одной существенной чертой системы программирования Delphi является ее открытость - почти все имеющиеся в системе объекты реализованы на языке Паскаль и могут быть легко дополнены новыми. Например, если вас по какой-либо причине не устраивает стандартный редактор чисел, вы можете написать собственный и подключить его к системе.
10 Системы обработки текстов. Текстом называют любую последовательность символов, к которым относятся буквы, пробел, знаки препинания, цифры, знаки арифметических операций и операций отношения и т. п. К аппаратным средствам ввода текста относятся клавиатура, сканер, световой карандаш. Текстовый редактор — программное средство, предназначенное для создания (ввода, набора), редактирования и оформления текстов. Основные функции текстового редактора: обеспечение ввода текста с клавиатуры или из существующего файла; редактирование текста (добавление, изменение, удаление или копирование фрагментов текста — символов, слов и т. д.); оформление текста (выбор шрифтов, способа выравнивания, установление межстрочного интервала, интервала между абзацами и т. п.); размещение текста на странице (установка размера страницы, полей, отступов; разбиение на колонки; расстановка номеров страниц, колонтитулов и пр.); сохранение текста в файле на внешнем носителе или получение твёрдой копии (печать текста); проверка орфографии, подбор синонимов, контекстный поиск и замена; выдача подсказок и прочее. Если рассматривать текст как систему, то элементами его будут отдельные символы, слова, строки, предложения, абзацы. Абзацем в обычном тексте называют часть текста от одной красной строки до другой. В текстовом редакторе абзац — это часть текста от одного признака конца строки до другого. Над абзацами в текстовых редакторах выполняются такие операции, как выравнивание, установка межстрочного интервала, установка отступа красной строки. В текстовых редакторах допустимы операции над отдельными элементами текста, даже если они не выделены, например, операции над символами (удаление, вставка, замена), абзацами (выравнивание, отступы), но основной принцип оформления текста в текстовом редакторе — «выдели и преобразуй». В текстовых редакторах большинство операций по преобразованию текста осуществляется над выделенными фрагментами текста, например, такие операции, как копирование и перенос. Редакторы обладают искусственным интеллектом, они способны дописывать некоторые слова, например, понедельник, вторник, январь, февраль и т. д. Кроме того, редакторы «умеют» делать расстановку переносов, проверять правописание и подсказывать, как правильно писать то или иное слово, расставлять знаки пунктуации. ТР позволяют подбирать синонимы и антонимы с помощью специального словаря — тезауруса. менять к абзацу или слову целую совокупность атрибутов форматирования за одно действие. Наиболее распространённые текстовые редакторы: Bred3, «Лексикон», Edit, «Слово и дело», Ched, NotePad, Write. Текстовый процессор отличается от текстового редактора более широкими функциональными возможностями, такими как: настраиваемое пользователем меню; использование контекстного меню; сопровождение текста таблицами и проведение в них простейших расчётов; вставка графических объектов (рисунков, диаграмм, заголовков и пр.) или создание рисунков с помощью встроенных инструментов; вставка формул, графиков, диаграмм; оформление текста списками, буквицами; использование инструмента автокоррекции текста и его автореферирования; создание и использование макросов; фоновая проверка орфографии, синтаксиса и многое другое. Наиболее распространенные текстовые процессоры: Word (Microsoft Office), Word Pro (Lotus SmartSuite), WordPerfect (Perfect Office), WordExpress, Accent, WordPad. Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело становится актуальным практически для любой организации. Выпуск информационных бюллетеней, рекламных проспектов, собственных малотиражных газет и даже книг теперь становится необходимым атрибутом информационного обеспечения современных учреждений. Пожалуй, из всех новых информационных технологий, компьютерное издательство является наиболее массовой и практически легко внедряемой. Настольные издательские системы (desktop publishing) представляют собой комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для компьютерного набора, верстки и издания текстовых и иллюстративных материалов. Существуют различные программные системы, среди них наиболее распространены следующие: Express Publisher, Illustrator for Windows, Ventura Publisher, PageMarker, TeX. Перечисленные программные системы предназначены для компьютерной верстки. Среди программ подготовки иллюстраций можно выделить следующие: CorelDraw, CorelSystem, Designer, DrawPerfect, GalleryEffect, PC Paintbrush, PhotoStyler, Adobe Photoshop и др. Для издательских систем существуют различные сервисные программы обработки текстовых материалов. Среди них можно выделить 7 основных групп: преобразования растровой графики в векторную; обработки сканированных изображений; обработки шрифтов; проверки правописания; чтения текстов с помощью сканера; русификации программ; программы-переводчик
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.013 с.) |