Упражнения на тренировку внимания и мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на тренировку внимания и мышления



Упражнение «Буквы». Возьмите газету или журнал, выберите для упражнения три-четыре абзаца. Читайте статью и подсчитывайте в ней количество букв «а». Затем прочитайте еще раз и подсчитайте количество букв «в». Прочитайте статью снова и зафиксируйте количество слов в выбранном вами отрывке. Результат запишите. Упражняйтесь с одним текстом, пока количество подсчитанных вами букв не перестанет меняться. Упражнение можно выполнять произвольно, подсчитывая любые буквы и используя для этого любой текст. Очень хорошо дополнительно фиксировать время выполнения упражнения по секундомеру. Тогда вы сможете сравнить свои результаты по времени выполнения упражнения и по количеству ошибок (пропусков).

Упражнение «Активизация памяти». Как можно подробнее вспомните свой вчерашний день, недавно просмотренный фильм, свой летний отдых. Главное в этом упражнении — удерживать внимание на процессе припоминания достаточно длительное время (5-10 минут), не допуская перескакивания мысли на другие темы. Вспоминайте как можно подробнее, все мелочи. Продвигайтесь по воспоминанию медленно, шаг за шагом. Если вам это удается очень легко, попробуйте вспоминать все наоборот, поверните время вспять. Упражнение сильно усложнится.

Упражнение «Мысленная прорисовка». Рисуйте перед своим мысленным взором буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с обычным представлением какого-либо образа. В этом упражнении необходимо именно «рисовать» — так, как будто вы рисуете фломастером на листе, пальцем на пыльной поверхности или кистью на стене. Постарайтесь рисовать крупнее. При этом ощутите движение своей руки, которая должна быть неподвижна.

Упражнение «Манипулирование образами». Представьте мысленно стакан и рядом с ним коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с представляемыми предметами самые разнообразные манипуляции. Перемещайте и совмещайте их (коробок в стакане, стакан на коробке, коробок на перевернутом стакане и т.д.) Манипулируйте в уме другими предметами (двумя, тремя, четырьмя).

Упражнение «Трансформация образов». Представьте себе какойлибо предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия (чашка при любых ваших изменениях всегда должна оставаться чашкой).

Упражнение «Вращение образов». Представьте образ и вращайте его мысленно, рассматривая с разных сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы образ вращался сам, а вы только лишь наблюдали бы за его вращением.

Упражнения для развития автоматизма речи

Эти упражнения выполняйте в том случае, если у вас при запоминании текстовых упражнений возникнет проблема с безостановочным (ровным, без перерывов) их пересказом.

Упражнение «Бессмысленный монолог». Произнесите вслух любое предложение. С последнего слова этого предложения начните новое предложение, не связанное по смыслу с первым. С последнего слова второго предложения начните третье и так далее. Говорите ровно, без остановки в течение нескольких минут.

Упражнение «Тематический монолог». Выберите произвольно тему для своего монолога. Темы могут быть самыми разнообразными: «Карандаш», «Шариковая авторучка», «Фотоаппарат», «Пневматическое оружие», «Современная техника для кухни» и т.п. В течение нескольких минут ровно, без остановок и загрязняющих речь частиц (типа «Вот», «Я говорю», «А-а-а...», «У-у-у...», «Так» и других), вслух говорите на выбранную тему.

Расскажите все, что вы знаете о выбранном карандаше: о его устройстве, разновидности, назначении, истории создания, технологии производства, вариантах упаковки, используемых породах деревьев, возможном нестандартном применении карандаша и т.д.

Рассказывая о предмете, вы вынуждены представлять его в своем воображении, его части, разновидности. Кроме тренировки автоматизма речи, это упражнение развивает привычку рассказывать с опорой на зрительные представления, считывать информацию со зрительных образов.

Запоминание на разные части образа

С этим способом запоминания вы уже знакомы по приему образования ассоциативной связи. Однако мы не пользовались им в упражнениях. Рассмотрим этот прием более подробно.

Представьте мысленно гитару. Поставьте ее в своем воображении вертикально. Увеличивая и перемещая этот образ, можно выделять в нем разные детали (подобразы). Давайте выделим в образе «Гитара» следующие подобразы: «Колки», «Гриф», «Отверстие в корпусе», «Держатель струн», «Ремень». Всегда старайтесь выделятьподобразы в определенной последовательности, например, сверху вниз или справа налево. Безразлично, какая это будет система, главное — она всегда должна быть одна и та же.

Прием выделения подобразов на образе позволяет предельно точно зафиксировать последовательность запоминаемых образов. Он идеально подходит для запоминания информации, закодированной различными образными кодами. Вы уже знаете, что образные коды ни в коем случае нельзя связывать между собой. Нельзя создавать ассоциации между образами, обозначающими числа. Это приведет к «каше» в голове, и вы ничего не сможете вспомнить. Проанализируем, как запоминаются образные коды этим приемом. У нас уже имеется опорный образ, в котором мы выделили пять частей.

Гитара:

«колки» «гриф» - «отверстие в корпусе» - «держатель струн» - «ремень».

Запомним пять двузначных чисел этим приемом. Числа закодируем в образы с помощью фиксированных кодов двузначных чисел (АС-100).

13 37 35 05 48

13 ГжКх ГайКа образ гайки

37 КхСз КоСа образ косы

35 КхпБ КуБ образ куба

05 пБ оБои образ обоев

48 чЩВф ЩаВель образ щавеля

 

Запоминаемые пять чисел привязываются ассоциативной связью к выделенным нами на гитаре частям. Образуем ассоциации:

«Колки гайка»;

«Гриф коса»;

«Отверстие куб»;

«Струнодержатель обои»;

«Ремень щавель».

На одном образе «Гитара» нам удалось запомнить пять двузначных чисел или 10 цифр. Несложно подсчитать, что на легко запоминаемую цепочку из 20 слов можно запомнить 200 цифр (или 100 двузначных чисел). Конечно, выделение на одном образе пяти подобразов — чистая условность. Подобразов может быть выделено больше или меньше — это зависит от той информации, которую вы собираетесь запоминать. Самое важное преимущество этого способа запоминания в том, что запоминаемые числа могут сколько угодно раз повторяться и вы никогда их не перепутаете. Припоминание осуществляется с математической точностью.

Прием возврата

У вас может возникнуть вопрос: «А где взять такое количество опорных образов, чтобы запоминать много сведений?». Ответ очень простой — сами запоминаемые сведения вполне могут служить опорными образами. При запоминании приемами «Цепочка» и «Матрешка» вы обходились без опорных образов, так как каждый запоминаемый образ служил носителем информации для следующего запоминаемого образа. Но запоминать на опорные образы намного надежнее, чем цепочкой. Если одно звено цепочки забудется, то не вспомнится и вся остальная ее часть. Техника возврата сочетает в себе надежность запоминания на опорные образы и скорость запоминания цепочкой. Рассмотрим эту технику на следующем примере.

Пусть нам необходимо запомнить цепочку чисел:

35 02 20 15 23 50 08 34 12 27 48...

Действуем следующим образом. Представляем «Кубик». Мысленно рассматриваем его и выделяем в нем три части (верхняя сторона, угол, боковая сторона). С первым подобразом связываем «Яд». Со вторым (угол) — «Дом». С третьим (боковая сторона) — «Губы». Теперь мы можем использовать «Губы» как опорный образ. Так как мы знаем, что в запоминаемой информации встречаются лишь числа, мы можем применить мыслительную операцию «Видоизменение образов» и заменить «Губы» «Губной гармошкой», «Губной помадой», даже «Салфеткой для губ». Это обязательно придется делать при запоминании числового ряда таким способом в тех случаях, если мы будем встречать уже использованный образ. Пока не будем заменять образ и выделим в образе «Губы» три части: «Верхняя губа» (под носом), «Отверстие между губ», «Нижняя губа» (и часть подбородка). Под носом поместим «Духи». На язык положим «Баян» и под губой поместим «Иву». Сосредоточиваем внимание на «Иве». Выделяем в этом образе три подобраза и размещаем на них следующие три числа: «Кочан», «Гитара», «Туз». Переводим внимание на «Туз» и продолжаем запоминать дальше.

Этим способом можно запоминать любые сведения. Для чисел этот способ не совсем удачен, хотя и позволяет надежно запомнить сотни цифр. Последовательные ряды чисел лучше всего запоминать на заранее подготовленную последовательность образов приемом записи на разные части образа.

Этот прием активно используется при запоминании текстового материала, особенно фактографической информации, насыщенной числами и названиями. С его помощью изолируются образные коды, встречающиеся в точной информации текстового отрывка. Точная информация абзаца запоминается приемом «Цепочка». Но когда нам встречаются образные коды (например, двузначные числа), они фиксируются на разные части предыдущего образа (подробнее см. «Занятие 9»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.221.121 (0.021 с.)