Характеристика знаний учеников новокрещенской школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика знаний учеников новокрещенской школы



С. Александрова и К. Кондратьева, представленных к определению в церковные причетники (1764 г.)

Читают Часослов и Псалтырь и всё ученое речевито и твердо, неученые всякие церковные книги справно и против грамматики читать умеют. <…> Устава церковного гораздо достаточно знают и в нем при церковнослужениях в разных нарочитых церквах упражнялись. <…> Петь октоих, праздники, ирмолог и обиходы всего года и все, что их искусного церковника во всяких потребах надлежит, тое хорошо и на гласы и по ноте и наизусть довольно знают. <…> Пишут скорописью хорошо, також и нотные для пения книги списывают исправно и весьма твердо; полууставом и заглавные литеры довольно искусно. <…> Из грамматики Российской, …много слушали и учились, да и цыфиря отчасти умеют. <…> Букварь весь многократно для разумения слушали; а по выбору местами наизусть умеют.

Пятую заповедь всю наизусть знают. <…> Сакрамента или краткий катехизис слушали и учили, и наизусть умеют. Катехизис церковный у учителя слушали, для разумения и дважды переучивали. Новый Завет умеют читать порядочно, … також и по другим книгам и при церквах и в школе в чтении упражнялись. … учились по книге катехизису Феофана Прокоповича. По обучению Псалтыри для навыка российского языка нравоучения, просторечно писанные, слушали, писали и наизусть учили и в поведениях себе управляли с тем, дабы от шалостей охраниться, а от скуки пели церковное пение и псалмы. Знают языки: природный крепко, по-татарски (его все вообще употребляют), по-просторусскому лучше, а по-славянски или по-книжному не очень. <…>

Сила Александров нраву доброго, к чтению и церковному служению рачителен, к трудам терпелив, катехизису и грамматике понятен и лучше других во всем благопременен. Кондратий Кондратьев нравом осторожен, к чтению и церковному служению гораздо рачителен, а катехизис и Завет читать весьма расположен; уставу знать паче других иных охотник, також и молиться и к церкви очень прилежен, воздержан и благочинен.

(Цит. по: Голубкова А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии:

Учебное пособие. – Ижевск, 2004. – С. 138–139)

Из доклада попечителя Казанского учебного округа в МНП о состоянии народного просвещения в Воткинском заводе (июнь 1899 года)

<…> В Воткинском заводе находятся следующие учебные заведения: 4 начальных училища, содержимые земством, 1 церковно-приходская школа, 1 школа грамоты. Сверх сего одно окружное и две заводских школы (мужская и женская), существующие на основании положения об учебных заведениях Уральских горных заводов... Число этих школ вообще недостаточно для удовлетворения потребности местного населения в самом элементарном образовании. Детей школьного возраста по приблизительному расчету в Воткинском заводе находится до 1574, а посему за недостатком надлежащего числа школ, до 48% детей остаются без школьного обучения и безграмотными.

(Цит. по: Хрестоматия по истории Удмуртии. – Ижевск, 1972. – С. 78. – Док. № 76)

Из сведений Глазовской уездной земской управы

О введении в действие закона 1908 г. о всеобщем обучении

<…> С сентября 1910 г. на Глазовский уезд распространено действие Закона о всеобщем обучении. В настоящее время средствами земства с пособием от правительства содержится 193 начальных народных училища, число учащихся в них свыше 12 000 детей обоего пола; учащих лиц кроме законоучителей – 334 чел. Расход на начальное народное образование из средств земства и казны в 1912 г. достигает 300 222 руб.

На содержание казенных учебных заведений: мужской и женской гимназий, Омутницкой женской прогимназии, сельскохозяйственного училища и прочих земство расходует 44 040 руб. На содержание 33 бесплатных библиотек и в пособие трем библиотекам других ведомств ассигновано 6480 руб. Весь же расход уездного земства на народное образование по смете 1912 г. исчислен в 371 907 руб.

(Цит. по: Хрестоматия по истории Удмуртии в 2 томах. Том 1: Документы и материалы. 1136–1917. – Ижевск, 2007. – С. 629. Док. № 432)

Из доклада Глазовской уездной земской управы о начальном народном образовании (октябрь 1914 года)

<…> При отсутствии обязательности обучения, в силу материальной необеспеченности, часть населения, не сознавшая необходимости окончания полного курса обучения, не дает возможности детям пробыть в школе полные четыре года, а удовлетворяется первоначальными знаниями. «Научился разбирать книжку, да научился немного писать и считать, пора и за крестьянство приниматься, нам не в попы идти» – таков ответ родителей на вопрос, почему ребенок прекратил посещение школы на 2–3 году обучения.

(Цит. по: Хрестоматия по истории Удмуртии.

– Ижевск, 1972. – С. 101. – Док. № 93)

Из опросного листа Вятского губернского земства о состоянии и числе учащихся в мектебе в Ижевском заводе Сарапульского уезда (10 июня 1916 г.)

<…> В селении магометан 220 домов. В селении преимущественно татары. 130 мальчиков. Здание мектебе построено в 1909 г., стоимость его 3000 руб. Длина – 18 аршин, ширина – 16 аршин и высота – 4 аршина. Здание мектебе частное. До истекшего 1915/16 уч. года содержал мектебе один из прихожан – Исхаков; в 1915/16 уч. году содержало общество, израсходовало приблизительно 800 руб. Учеников в мектебе 130. Распределен на классы. В 1-м классе 55 уч., 2-м – 25, 3-м – 17, 4-м – 15, 5-м – 11 и 6-м – 7.

Преподаются Закон Божий (Алькор, Гильмикал), священная история, география, арифметика и письмо; по учебникам местных писателей. При нашем мектебе есть русско-татарское земское училище. Всего 5 мугаллимов: 4 из местного духовенства: 2 муллы и 1 муэдзин из 1-й мечети, 1 мулла – из 2-й мечети, а 5-й – приезжий крестьянин Чистопольского уезда, получивший образование в Казани, имеющий свидетельство от духовного собрания.

Все дети учатся, учатся и из других селений. В городах не учатся. Сам получил образование в дер. Иж-Бобья Вятской губ. Так как наше мектебе совместно со школой существует уже с 1872 г., то неграмотных как по-мусульмански, так и по-русски, мало.

Затруднений при приобретении учебников и учебных пособий, как и препятствий для хорошей постановки учебного дела не встречается. Учебный год начинается с 1 сентября и по 1 мая. В 1–2 кл. – по 5 час., а в остальных классах – по 3 час. Мектебе существует в 1872 г., кем разрешен, неизвестно. В селении есть мектебе для девочек.

Мулла Ижевской 1-й соборной мечети М. Гатакберов

(Цит. по: Хрестоматия по истории Удмуртии в 2 томах. Том 1: Документы и материалы. 1136–1917. – Ижевск, 2007. – С. 653–654. Док. № 452)

Таблица 1

Динамика социального состава учителей народной школы Вятской губернии с 1898 по 1904 г.

Годы Дворяне и чиновники % Духовенство % Почетные граждане % Купцы % Мещане % Крестьяне % Разночинцы %  
    15,9   35,7   2,0   2,5   18,3   19,4   2,1  
    12,3   30,2   1,9   2,5   23,4   26,1   3,3  

(Цит. по: Бандура Н.В. Политическая и социально-психологическая эволюция народного учительства Вятской губернии (90-е гг. XIX в. – 1914 г.) // Дисс.…канд. ист. наук, Киров, 2003. Рукопись. Таблица 1.7. С. V)

Таблица 2

Динамика образовательного ценза учителей народной школы Вятской губернии

С 1898 по 1904 г.

Годы Высшее % Педагогическое % Духовное % Среднее % Неполное средн % Начальное % Домашнее %  
    0,5   31,0 - -   35,1 - -   27,2   3,0  
    0,2   21,2   20,9   6,7 - -   46,3   3,9  

(Цит. по: Бандура Н.В. Политическая и социально-психологическая эволюция народного учительства Вятской губернии (90-е гг. XIX в. – 1914 г.) // Дисс.…канд. ист. наук, - Киров, 2003. Рукопись. Таблица 2 5. С. XI)


Таблица 3

Предпочтительный годовой бюджет холостого народного учителя в 1910 г. в руб.

(северо-западные губернии России)

Виды расходов Средняя Наименьшая Наибольшая
Пища 213,76 156,00 288,00
Табак 10,00 - 30,00
Одежда, обувь, белье 80,33 53,76 106,90
Посуда 3,85 1,35 7,15
Прислуга 12,00 - 36,00
Освещение 8,58 - 16,80
Доктор, лекарства, баня 4,80 1,43 24,40
Религия 1,36 0,35 2,75
Книги, газеты 13,86 3,45 30,00
Чернила, бумага, марки 9,50 4,00 15,00
Гости, театр, развлечения 16,05 10,00 23,95
Дорога, экипажи 47,25 18,00 87,00
Пенсионная касса 22,60 18,00 87,00
Учительская касса 1,00 - 3,00
Помощь родным 63,32 - 150,00
Мелкие расходы 0,61 0,50 0,82
Всего 508,87 266,84 908,77

(Цит. по: Бандура Н.В. Политическая и социально-психологическая эволюция народного учительства Вятской губернии (90-е гг. XIX в. – 1914 г.) // Дисс…канд. ист. наук, Киров, 2003. Рукопись. Таблица 3.5. С. XVI)

Учебные предметы в системе начального образования по Уставу Министерства народного просвещения 1860 года

Школа грамотности

1. Первоначальное чтение и письмо.

2. Четыре действия арифметики над простым.

3. Наставления в истинах православной веры.

Низшее народное училище (одноклассное)

1. Закон Божий (краткий катехизис и краткая священная история).

2. Чтение книг гражданской и церковной печати.

3. Арифметика: четыре действия над целыми числами, понятие о дробях.

4. Ознакомление с природою.

5. Церковное пение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.012 с.)