Рапорт управителя Сарапульской волости С. Баранова о приготовлениях к обороне в районе Сарапула и Камбарского завода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рапорт управителя Сарапульской волости С. Баранова о приготовлениях к обороне в районе Сарапула и Камбарского завода



(19 июня 1774 года)

<…> Минувшего мая 22-го дня государственной злодей Пугачёв совершенно был разбит, но ныне, собрав к себе из разбитых до трёх сот человек и соединяясь с двумя тысячами башкирцев, шатается близ реки Обь…

<…> оной злодей с собранными своими бродягами проберётся на Каму, а оттуда далее водою. <…> иметь предосторожность, <…> и стараться не только пропускать, но и ловить в то же самое время. <…> в ведомстве Сарапульской вол. в опасных местах сделать три караула:

1) выше Сарапула в сорока верстах над рекою Камою в селе Гольяном в дву стах;

2) ниже Сарапула за пятьдесят вёрст на другой стороне реки Камы в селе Касеве, в двух же ста человек;

3) при самом селе Сарапуле в шести стах человек, которых разделены на три караула и поставлены по опасным местам с пушками. А в прочие места <…> и о поставлении караулов в Камбарском заводе – по рассмотрению, а в Каракулинской вол. – до пятисот человек.

<…> о чём в Воткинскую заводскую контору к г-ну секунд-майору Скрипицыну <…> известие послано.

(Цит. по: Камбарка: Документы и материалы. 1741 – 2002. – Ижевск, 2004. – С. 34–35. – Док. № 8)

Показания Захара Матвеева о помощи крестьян повстанческим отрядам Пугачева (1774 г)

<…> сотник Архип Козьмин, собрав всех новокрещённых вотяков села Сретенского, Юськи тоже, советовали, чтобы послать от всего миру к лжесамозванцу бывшему государственному злодею Пугачеву с просьбой, чтоб не быть Ижевскому казённому заводу, и о дозволении быть в прежней идолопоклоннической вере.

(Цит. по: Хрестоматия по истории Удмуртии. – Ижевск, 1972. – С. 48–49. – Док. № 48)

Из рапорта дьячка с. Юски Антона Степанова в Сарапульское Духовное правление (16 октября 1774 года)

<…> теперь от них нахожусь в крайней опасности и без всякого пропитания, понеже они и вторично его, злодея, к себе ожидают, и о сделанных ныне в с. Юсках релях поговаривают, что оныя де рели строят бояре себе, а не тем, которые у злодея де Пугачева в злодействе были.

(Цит. по: Луппов П. Церкви и духовенство вотских новокрещенских приходов нынешней Вятской епархии во времена пугачевщины // Вятские епархиальные ведомости. – 1900. № 20. – С. 965)

О размерах имущества, захваченного пугачёвцами

<…> В Казанском уезде по Алатской, Галицкой, Зюрейской, Ногайской и Арской дорогам … у помещиков и государственных ясашных и приписных к корабельной работе обывателей и у помещичьих крестьян – на 102 225 руб. 76 коп. <…> Ведомства казённых Воткинского и Ижевского железных заводских контор разных чинов людей – на 11 204 руб. 96 коп. В том числе показано имущество у управителя – на 2489 руб. 30 коп.

(Цит. по: Воткинск: Документы и материалы. 1758 – 1998. – Ижевск, 1999. – с. 25) Карта-схема 1

Пугачевское движение на территории Удмуртии в 1773 – 1775 гг.

(История Удмуртии: Конец XV – начало ХХ века. – Ижевск, 2004. – С. 138)

 


СЕМИНАР № 2

Система образования в Удмуртии

В начале XVIII – начале XX века

Задачи

1. Охарактеризовать этапы складывания общей системы образования в Удмуртии с кратким указанием основного содержания, заложенного в нижеприведенных этапах, и дать оценку развития образования (в табличной форме)

 

Таблица 1

Развитие системы образования в Удмуртии в XVIII – начале XX века

Этапы Основное содержание Значение
нач. XVIII в. – 1780-е гг.;    
1786 – 1800-е гг.;    
1802 – 1820-е гг.;    
1828 – 1840-е гг.    
1842 – 1860-е гг.    
1864 – 1880-е гг.;    
1891– 1917 гг.    

 

2. Обозначить основные направления профессионального образования.

3. Выявить отличительные признаки светского и церковного образования в педагогическом образовании.

4. Выделить особенности национального образования в формах организации учебы в:

– русских старообрядческих,

– удмуртских,

– татарских исламских и татарских «новометодных» школах.

5. Охарактеризовать просветительскую и миссионерскую деятельность учителей и священнослужителей Вятской губернии в развитии образования в Удмуртии (К.А. Андреев, Н.Н. Блинов, Г.Е. Верещагин, Н.И. Ильминский, И.С. Михеев, Н.Г. Первухин, В. Пуцек-Григорович, В.В. Толстая, И.В. Яковлев и др.). Приветствуется подготовка презентационных сообщений.

6. Раскрыть историческое содержание фразы: «непосредственными учителями и священнослужителями у инородцев должны быть лица им одноплеменные» в характеристике национальной школы.

7. Раскрыть историческое содержание фразы: «татарская интеллигенция преподносит… план такого типа школы, который способен… оторвать от России татарство» в характеристике национальной школы.

8. Раскрыть историческое содержание фразы: «все наши силы мы должны направить ныне на создание такой школы для мусульман вообще и для татар в частности, которая бы сближала их с русской государственной жизнью, приобщала к русской культуре» в характеристике национальной школы.

9. Подготовить презентационное сообщение об истории педагогического образования в г. Глазове с использованием материалов музея «История педагогического образования в Глазове».

10. Подготовить сообщение (приветствуется презентация) об истории родной школы с основания до формирования советской системы образования.

 

 

Источники

Воткинск. Документы и материалы. 1758–1998. – Ижевск, 1999.

Глазов. Документы и материалы. 1678–1989. – Ижевск, 1992.

Ижевск. Документы и материалы. 1760–1985. – Ижевск, 1984.

Камбарка. Документы и материалы. 1741–2002. – Ижевск, 2004.

Можга. Документы и материалы. 1835–2005. – Ижевск, 2006.

Сарапул. Документы и материалы. 1596–1985. – Ижевск, 1987.

Хрестоматия по истории Удмуртии. – Ижевск, 1973.

Удмуртская Республика: Просвещение, образование и педагогическая мысль. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Ижевск, 2011

Хрестоматия по истории Удмуртии в 2 томах. Том. 1: Документы и материалы. 1136 1917. – Ижевск, 2007.

Обязательная литература

Волкова Л.А. История Удмуртии: курс лекций. [Электронный ресурс]. – Глазов: ГГПИ, 2008.

Из истории народного образования Удмуртии: Сб. статей и документов. – Ижевск, 1996.

Ислам (Д.Г. Касимова) // Религии народов Вятского края. Учебно-справочное пособие / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009.

История Удмуртии: Конец XV – начало XX века / Под ред. К.И. Куликова. – Ижевск, 2004.

Старообрядчество во второй половине XVII – начале XX вв. (В.В. Машковцева) // Религии народов Вятского края. Учебно-справочное пособие / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009.

Дополнительная литература

Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Ижевск, 2007.

Гришкина М.В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – Ижевск, 2010.

Ижевская старина: Учебное пособие / Сост. С.Л. Зуева. – Ижевск, 2005.

История становления педагогических учебных заведений в Удмуртии / Автор-сост. Г.А. Поздеев. – Глазов, 2006.

Каракулов Б.И. Удмурт литературной кыллэн сюресэз: XVIII – XXI дауръёс = История удмуртского литературного языка: XVIII – XXI века. – Ижевск, 2006.

Кутявин А.Н. Развитие среднего образования в дореволюционной Удмуртии // История, историография и источниковедение Удмуртии. – Ижевск, 1992.

Кутявин А.Н. Сельскохозяйственное образование в Удмуртии во второй половине XIX – начале XX веков // Проблемы аграрной истории Удмуртии. – Ижевск, 1988.

Кутявин А.Н. Педагогическое образование в Удмуртии во второй половине XIX – начале XX века // Из истории развития народного хозяйства и культуры Удмуртии в XIX – XX веках. – Ижевск, 1990.

Лигенко Н.П., Петров А.Н. История Удмуртии. Вторая половина XIX века: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – Ижевск, 2010.

Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678 – 1917 гг.: Учебная книга для общеобразовательных заведений. – Глазов, 2002.

Уваров А. Югдытüсьёс. Удмурт литературалэн кылдэмез сярысь очеркъёс = Просветители. Очерки о зарождении удмуртской литературы. – Ижевск, 1994.

 

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

Из указа Анны Иоанновны о проведении массовой христианизации нерусских народов (сентябрь 1740 года)

<…> Для обучения иноверческих детей учредить 4 школы: первую в Казани в Федоровском монастыре; вторую в Казанском уезде по Зюрейской дороге в дворцовом селе Елабуге; третью … в городе Цивильске; четвертую … в городе Царевококшайске. И обучать оных новокрещенских детей русской грамоте по алфавиту и слогах букваря с десятисловием, часослова, псалтыря и катехизиса и скорописному. Однако ж при том за ними смотреть, чтобы они и своих природных языков не позабыли.

(Цит. по: Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – Ижевск, 2007. – С. 179)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.02 с.)