Тема 14. Организационное проектирование производственных систем.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Организационное проектирование производственных систем.



Стратегия продукта и производственной системы. Влияние экономической стратегии на ассортиментную политику и диверсификацию производства. Маркетинговая информация и формирование «товарного досье».

Диагностика производственной системы. Оценка производственного потенциала и его соответствие технико-технологическим характеристикам конкурентоспособности продукции (процессов).

Подходы и методы осуществления структурных изменений в производственной системе. Процессы проектирования и рационализации производственных систем.

СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

Тема 1. Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепции.

Общая характеристика и предмет курса. Содержание и задачи курса. Место учебной дисциплины «Стратегия предприятия» в подготовке специалистов экономики предприятия. Теоретические и методологические основы курса. Общие и специальные методы, инструментарий стратегического планирования предприятия. Место стратегического управления в экономической науке.

Эволюция концепции стратегии развития предприятия. Прогнозирование как основа долгосрочного планирования. Стратегия как основной элемент перспективного управления предприятием. Характеристика современного перспективного планирования в Украине. Роль и место стратегического планирования в управлении предприятием. Связь стратегического планирования с другими функциями управления.

Понятие стратегии. Соотношение понятий стратегии, политики, тактики. Иерархия стратегий. Этапы процесса формирования стратегии. Основные характеристики процесса формирования стратегии: вариативность, адаптивность, непрерывность и др. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия. Функциональная стратегия. Социальные, политические, гражданские и правовые факторы. Привлекательность отрасли и условия конкуренции. Специфические рыночные возможности и угрозы. Критерии победной стратегии.

Тема 2. Миссия и цели предприятия.

Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии. Функции высшего руководства при разработке стратегии. Разработка стратегии и структура управления предприятием. Место и роль отдела стратегического планирования в формировании стратегии. Информационное обеспечение процесса разработки стратегии. Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений предприятия.

Установление инвестиционных приоритетов и направление ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности. Формирование механизма реагирования на внешние изменения. Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. Обзор, просмотр и объединение предложений менеджеров на местах. Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения.

Тема 3. Стратегический контекст предприятия.

Организационно-экономический механизм адаптации предприятия к условиям рынка. Стратегия и предпринимательство. Стратегия предприятия как плановый документ. Организационные факторы формирования стратегии предприятия. Признаки нестратегического подхода к управлению предприятием. Стратегия предприятия как непрерывный процесс.

Тема 4. Оценка внешней среды предприятия.

Структурные компоненты внешней среды: политический, экономический, социальный, правовой, технологический. Операционное окружение и его компоненты: поставщики, потребители, рабочая сила, конкуренты, международная деятельность. Сканирование и прогнозирование внешнего окружения. Анализ отрасли и конкуренции. Определение угроз и возможностей внешней среды. Основные экономические показатели отрасли. Влияние конкурентных сил в отрасли. Изменения в структуре конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде. Сильные (слабые) позиции предприятий-конкурентов.

Прогнозирование стратегических действий конкурентов. Ключевые факторы успеха (КФУ) в конкурентной борьбе. Привлекательность и перспективы отросли и конкуренции. Модель пяти сил конкуренции. Соперничество между продавцами. Влияние на конкуренцию в отросли товаров - заменителей (субститутов). Конкуренция. Сила поставщиков. Конкурентная сила покупателей. Стратегический смысл пяти конкурентных сил. Определение предприятий, которые будут занимать лидирующее положение в отросли в будущем. Методы анализа внешней среды предприятия.

Тема 5. Анализ стратегического потенциала предприятия.

Суть и значение функционального анализа предприятия. Методологические концепции проведения функционального анализа. Анализ организационной структуры и культуры предприятия. Оценка сильных и слабых сторон предприятия. Анализ эффективности действующей стратегии. Учет внешних угроз (опасностей) и возможностей. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей. Выбор стратегии для достижения конкурентоспособности по издержкам. Оценка конкурентной силы предприятия. SWOT-анализ как аналитический инструмент стратегического управления. Главные достоинства предприятия. Совершенствование информационной базы для стратегического анализа предприятия.

Тема 6. Стратегии бизнеса.

Общая схема разработки стратегии для стратегического бизнес-центра (СБЦ). Организация процесса стратегического планирования бизнеса. Классификация стратегий по М. Портеру, их характеристика.

Стратегии роста, стабилизации, сокращения и их применение. Стратегии диверсифицированных компаний. Понятие и критерии выделения стратегического бизнес—центра (СБЦ). Методы портфельного анализа. Характеристика базовых стратегий. Стратегии низких издержек. Стратегии дифференциации. Установление преимущества по издержкам. Контроль за движением издержек. Структурные и функциональные показатели издержек. Экономия или потери на масштабах производства. Эффект кривой обучения и опыта. Совместное использование возможностей снижения затрат обучения и опыта. Совместное использование возможностей снижения затрат различными производственными единицами внутри предприятия. Преимущества и недостатки стратеги вертикальной интеграции. Преимущества и недостатки первопроходцев. Решение использования производственных мощностей. Совершенствование цепочки ценностей. Защита лидерства по издержкам от конкурентных сил. Риски стратегии достижения низких издержек. Сферы использования возможностей дифференциации. Достижение конкурентного преимущества, основанного на дифференциации. Риски стратегии дифференциации. Целесообразность использования стратегии фокусирования.

Тема 7. Стратегии диверсификации деятельности предприятия.

Привлекательность и риск стратегии узкой специализации. Критерии для оценки диверсификации. Стратегии вхождения в новые сферы деятельности. Приобретение существующего бизнеса. Создание собственного предприятия и повой отрасли. Создание совместного предприятия. Диверсификация в родственные отрасли. Стратегии диверсификации в несвязанные отрасли. Стратегии продажи и ликвидации бизнеса. Стратегии транснациональной диверсификации. Комбинированные стратегии диверсификации.

Тема 8. Стратегии внешнего развития предприятия.

Возможности противостояния сильным сторонам конкурентов. Использование слабостей конкурентов. Захват незанятых пространств. Партизанская война. Стратегия упреждающих ударов. Выбор объекта атаки. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества. Стратегия вертикальной интеграции. Цели и задачи стратегии выхода на международные рынки. Источники конкурентных преимуществ транснациональных корпораций. Особенности выхода предприятий Украины на международные рынки.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.005 с.)