ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель 2. Создание условий для развития инновационных кластеров на территории Москвы.



А. Поддержка сложившихся (традиционных) высокотехнологичных кластеров. К сложившимся высокотехнологичным кластерам относятся Аэрокосмический, ИТ-технологий, Медиаиндустрии, Биотехнологический, а также Энергетический кластер, который является самым крупным и объединяет спектр предприятий, принадлежащих к различным звеньям создания стоимости. Поддержка должна осуществляться в тесном взаимодействии с федеральным уровнем, в ведении которого находится большая часть объектов этих кластеров. Целесообразно создание особой Комиссии в составе заинтересованных федеральных министерств и Московского Правительства по координации всех ФЦП технологической направленности, реализуемых в Москве.

Б. Развитие новых отраслей-драйверов экономического роста. Перспективные для Москвы новые отрасли экономического роста имеют в городе и агломерации концентрированный платежеспособный спрос, технологические заделы, потенциальных поставщиков и партнеров, прежде всего, в лице предприятий сложившихся технологичных кластеров, а также базу НИОКР и подготовки кадров. Эти отрасли можно свести в следующие кластеры.Кластер «градопреобразующих» технологий – виды деятельности, ориентированные на технологические инновации, повышающие качество городской среды и эффективность городского управления:

 Технологии «Умный город» – различные комплексы ИТ-технологий и проектных решений, позволяющие качественно повышать эффективность объектов и отраслей городской инфраструктуры (разных видов транспорта, ЖКХ, удаления и переработки отходов и пр.), а при значительном своем развитии («третье поколение» технологий «умного города») ставить и решать задачи для всего инфраструктурного комплекса мегаполиса.

 Технологии управления жизненным циклом инфраструктурных комплексов на базе методов системной инженерии, включающие мониторинг и В городе расположены объекты нефтяной, газовой, атомной промышленности, электроэнергетики, и даже угольной промышленности. Это объекты органов управления, организаций научного, проектно-изыскательского, технологического, инжинирингового, производственного, логистического, транспортного, внешнеторгового и финансового обеспечения этих отраслей, а в электроэнергетике также и объекты генерации и распределения. В развитии деловых услуг для этого кластера кроется важнейший ресурс экономического роста мегаполиса, в частности, оказания экспортных инжиниринговых («сервисных») услуг нефтегазовой отрасли.

 Геоинформационные технологии, в том числе виртуальные среды для 3D-моделирования.

 Использование «зеленых систем» в коммунальном хозяйстве, архитектуре, планировке.

Кластер технологий «заботы о человеке» – виды деятельности, ориентированные на развитие человеческого капитала в различных его аспектах.

Включает индустрию здорового образа жизни, специальные медицинские услуги, индустрию развивающего досуга, индустрию услуг на дому, индустрию ухода за лицами ограниченных возможностей. В своих зрелых фазах развития этот кластер является коммерчески самостоятельным и не требующим постоянной бюджетной поддержки.

Кластер креативных индустрий и въездного туризма – виды деятельности, ориентированные на оказание услуг в различных областях культуры и искусства, медиа

и книгоиздания, индустрия гостеприимства, дизайна и пространственной архитектуры, шоу-бизнеса, клубной индустрии, торговли премиум-класса, индустрии моды.

В. Модернизация сохраняемых промышленных предприятий и вывод устаревших за пределы города. Стратегической задачей по отношению к традиционным отраслям, сохраняемым в городе (точного машиностроения, пищевой, полиграфической промышленности и др.), является реализация дифференцированного подхода, направленного на повышение их конкурентоспособности на базе технологической модернизации. Выбор инструментов определяется общей установкой города на постепенное увеличение рабочих мест с более высокой добавленной стоимостью и более высокой производительностью труда. По отношению к другим отраслям (металлургии, химии, строительных материалов и комплектующих, общего машиностроения, легкой промышленности) целесообразен постепенный их вывод из города. Вывод из города может осуществляться мерами промышленной политики «с обратным знаком» и ужесточением экологических норм.

Г. Поддержка высокопроизводительного малого бизнеса, в том числе в сфере деловых услуг.

Управление стратегией

Управление разработкой и реализацией Стратегии находится в сфере непосредственной ответственности мэра и Правительства города. Работу по разработке Стратегии как планового документа, мониторинг и контроль ее исполнения реализует Департамент экономической политики и развития города Москвы. Целесообразно принятие городского закона «О Стратегии социально-экономического развития города Москвы». Для межведомственной координации процесса реализации Стратегии целесообразно создать при Правительстве Москвы Комиссию по Стратегии, под руководством Мэра, в составе заместители Мэра Москвы, Председатель Московской городской думы, представители экспертного и городского сообществ, объединяемых Институтом развития Москвы.

Функции Комиссии: контроль ключевых параметров реализации Стратегии, коррекция и актуализация ее базовых приоритетов. Решения Комиссии должны иметь обязательный характер для органов исполнительной власти города и подведомственных учреждений. Одной из задач Комиссии должно стать согласование параметров государственных программ города при их разработке и актуализации, а также параметров многолетнего бюджета города.

Департамент экономической политики и развития г. Москвы выступает Аппаратом Комиссии по Стратегии. Его функции: информационно-аналитическое обеспечение работы и подготовка заседаний Стратегического комитета. Функции контроля реализации Стратегии выполняет Главное управление контроля.

Важным элементом управления реализацией стратегии является система мониторинга и контроля. Мониторинг и контроль должны обеспечить информацию о продвижении этапов реализации Стратегии, эффективности использования бюджетных ресурсов при выполнении ее мероприятий, необходимости и направлениях корректировки целей, задач, мероприятий и показателей.

Ситуационный мониторинг и контроль реализации Стратегии г. Москвы должен осуществляется на основании Закона о Стратегии города Москвы или Постановления Правительства города Москвы.

Система ситуационного мониторинга и контроля является инструментом управления реализацией Стратегии и предоставляет информационно-аналитические основания для своевременной разработки направлений коррекции и актуализации Стратегии в связи с полученными результатами, изменением внешних условий реализации Стратегии, восприятия мероприятий Стратегии населением, бизнес-сообществом, городскими и федеральными властями, экспертным сообществом.

Систему ситуационного мониторинга и контроля образуют два больших контура движения данных – Информационный, обеспечивающий их сбор и накопление, и Операционный, обеспечивающий их обработку и визуализацию. 5 малых контуров движения данных обеспечивают их функциональное взаимодействие:

- внутренний контур - ход реализации Стратегии;

- выходной контур - результаты реализации Стратегии;

- публичный контур - восприятие хода и результатов реализации Стратегии;

- внешний контур - внешние условия реализации Стратегии;

- поправочный контур - корректировка и актуализация Стратегии.

Результаты мониторинга и контроля реализации Стратегии могут быть основанием для пересмотра государственных программ Москвы, изменения градостроительных планов.

Информация о результатах мониторинга и контроля, данные статистических наблюдений должна носить открытый характер и представляться в доступной для москвичей форме, в том числе в виде публичного годового сводного доклада о реализации Стратегии. В качестве особой подсистемы системы ситуационного мониторинга и контроля целесообразно создание автоматизированной информационно-аналитической и коммуникативной системы «Стратегия города», которая обеспечивала бы различные форматы взаимодействия с гражданами и бизнесом (Интернет-форумы по отдельным вопросам, электронное голосования при обосновании решений, «депонирование» проблемных вопросов, оценка деятельности органов власти и подведомственных организаций и т.п.). Институт развития Москвы будет представлять собой площадку инициирования и поддержки постоянного диалога по ключевым вопросам развития города всех заинтересованных сторон, а его деятельность подразумевает проведение анализа и выработку предложений по корректировке Стратегии и государственных программ города Москвы, а также других документов средне- и долгосрочного характера.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.008 с.)