Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления реализации Стратегии

Поиск

Стратегия устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Москвы направлена на повышение качества (эффективности) использования основных стратегических ресурсов развития – человеческого, территориально-пространственного и экономического. Их соответствие уровню международных стандартов и получение на этой базе результатов, востребованных конкретными группами главных потребителей – горожан и бизнеса – обеспечивает глобальную конкурентоспособность города.

Качество человеческого потенциала

Основные тезисы:

 Демографический тренд Москвы указывает на падение доли трудоспособного населения в структуре населения города и общее старение населения. Следует учитывать истощение качественных демографических ресурсов в основных странах и регионах – донорах Москвы и высокую конкуренцию с другими мировыми городами за качественный приток мигрантов.

 Ключевой вопрос, с точки зрения сохранения и развития человеческого потенциала города, – о способах компенсации неблагоприятного демографического тренда. В конкретных условиях Москвы экстенсивная компенсация за счет нарастающего потока мигрантов при сохранении существующей структуры экономики является нежелательной. Необходима компенсация прогнозируемого выбытия трудоспособного населения за счет изменения структуры экономики, наряду с ростом

производительности труда в основных отраслях, а также меры по приросту доли квалифицированных мигрантов и в целом по сбережению населения.

 Москва отстает по уровню жизни от других мировых городов. В первую очередь, это связано с невысоким качеством городской среды (качество услуг здравоохранения и образования экология, криминогенная ситуация, и т.д.). Дефицит качественной среды и услуг является главным барьером для конкурентного позиционирования на рынке качественных демографических ресурсов, а также сохранения в городе наиболее продуктивной и креативной части его населения.

 Социально-экономический прогноз предполагает, что уровень доходов населения города будет расти в абсолютных показателях. Однако для Москвы характерен высокий уровень дифференциации доходов разных групп населения при высокой стоимости на основные услуги и сервисы, что создает ситуацию социального неравенства, которая должна преодолеваться, в том числе за счет системы социальных лифтов.

 Одним из ключевых приоритетов развития человеческого потенциала является создание и поддержание полноценной развивающей среды для детей и молодежи за 37 счет формирования многообразных возможностей образования, обучения и социализации. Город, дружественный детям, является интегральным признаком современного постиндустриального города.

 В городе формируется слой населения, характеризующийся как «креативный класс». Он играет важную роль для развития города в постиндустриальной фазе и должен рассматриваться как источник развития (как в экономическом, так и в социальном аспекте). Для города создание условий для комфортной жизни и работы этой категории населения становится новой задачей, по своим масштабам не менее важной, чем построение механизмов социальной адаптации неблагополучных групп населения.

 Все более актуальным будет становиться вопрос об организации достойной жизни для пенсионеров, доля которых в городе к 2025 году может достичь 30%.

 Преобладающий в настоящее время отраслевой подход ограничивает возможность реализации системных мер, направленных на повышение уровня жизни и качества человеческого потенциала. Более эффективным подходом является фокусировка межотраслевых городских программ на решении системных проблем города.

Стратегические приоритеты

Приоритет 1. Развитие человеческого потенциала

Цель 1. Формирование современной среды и инфраструктуры развития

Детей и молодежи.

Разнообразные формы дополнительного образования, с учетом дистанционных форматов, должны дополнять сложившуюся образовательную систему и, в ряде случаев, компенсировать ее недостаточность с точки зрения трех ключевых задач:

 Формирование мест занятий, соответствующих современным мировым тенденциям развития (робототехника, биотехнологии, информационные технологии, медиа, спорт и др.). К базовым компетенциям относятся: построение индивидуальных образовательных траекторий; работа в междисциплинарных и разновозрастных коллективах; способность работать в проектах, наращивая уровень своей квалификации по мере появления новых задач

 Развитие навыков, необходимых для успешной социализации, таких как: владение иностранными языками; компьютерная, экономическая, юридическая, финансовая грамотность.

 Формирование программ, направленных на обеспечение образовательной успешности и социальной мобильности через системы поддержки особых групп детей в сфере образования и социализации (дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ОВЗ, одаренные дети).

Цель 2. Увеличение разнообразия форм занятости, образовательных услуг и проведения досуга для всех возрастных категорий.

Цель 3. Повышение качества и доступности образовательных услуг, предоставляемых учреждениями системы образования.

Цель 4. Повышение экспортного потенциала высшего профессионального образования Москвы.

Цель 5. Трансформация структуры занятости и эффективное использование трудовых ресурсов в соответствии с потребностями города.

Действительно эффективная компенсация убыли трудоспособных ресурсов города возможна исключительно при их перераспределении в пользу более высокопроизводительных (постиндустриальных) отраслей и кластеров. Городские компетенции не предусматривают избирательной поддержки предприятий, но позволяют создавать условия для появления и интеграции желательных видов бизнеса и экономической деятельности в городское хозяйство.

Приоритет 2. Приращение человеческого потенциала. Стабилизация численности и сохранение населения города

Для устойчивого развития Москве необходимо иметь механизмы воспроизводства и расширения человеческих ресурсов, определяющих стратегическую перспективу города в соответствии с оптимальной структурой рынка труда и эволюцией демографической структуры. К целевым группам воспроизводства в долгосрочной перспективе относятся:

 специалисты – профессионалы, обеспечивающие устойчивый рост приоритетных для города экономических секторов;

 креативный класс (предприниматели в широком смысле этого термина), являющийся источником новых видов деятельности и новых стандартов и образов жизни;

 средний класс (как по уровню, так и по образу жизни), являющийся структурообразующей группой для всех экономических секторов города и всех уровней потребления, образования и досуга.

Цель 1. Привлечение целевых категорий населения (использование потоков миграции).

Для устойчивого развития города необходимо сформировать механизмы, привлекающие в город три группы иммигрантов:

 специалистов высокой квалификации (в том числе зарубежных), для развития

приоритетных кластеров;

 студенческую молодежь (в том числе, из-за рубежа);

 работников для секторов городской экономики, которые не пользуются популярностью у коренных москвичей.

Цель 2. Повышение рождаемости; создание условий для совмещения работы и воспитания в семьях с детьми.

Одним из решающих факторов принятия решения о рождении второго, а особенно третьего ребенка является развитость сегмента услуг по уходу и присмотру за детьми. Политика в этой части должна быть направлена на разработку и реализацию мер, способствующих формированию многообразия услуг по уходу и присмотру за детьми: от детских садов полного дня, нянь и гувернанток, до мест совместного отдыха, оборудованных всем необходимых для пребывания в них с детьми разного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.56 (0.006 с.)