ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЕКОРРЕКТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ



Исследователи проблем воспитания детей пришли к единодушному мнению: если родители или опекуны проявляют грубость по отношению к ребенку, часто

избивают его или если ребенок становится объектом по-стоянных унижений и оскорблений, а также насмешек, то это, вне всяких сомнений, будет иметь обратное воздействие на его поведение и моральное состояние. В основе всех его действий будет лежать чувство страха и тревоги. Это чувство может привести к появлению у ребенка враждебности по отношению к родителям. Он может убежать из дома, чтобы не испытывать жестокого обращения и не подвергаться наказаниям со стороны ро-дителей. Естественно, когда ребенок растет в подобных условиях, неудивительно, что он может примкнуть к преступной группировке, демонстрировать злость, пре-бывать в унынии. Любая форма проявления порочности, распущенности и бесстыдства, выраженная в большей или меньшей степени, не напугает его и не остановит, потому что у него нет безопасного и гостеприимного дома.

Ислам — учение неизменное и всегда актуальное — направляет воспитателей, лидеров и, в особенности, отцов и побуждает обратиться к известным морально- нравственным устоям, проявить нежность и любовь по отношению к ребенку. Этим обеспечивается хорошее воспитание. Данное отношение будет способствовать развитию таких качеств, как храбрость, отвага, независимость, уверенность в себе. Ребенок осознает, что его уважают и что он человек с достоинством.

Вне всякого сомнения, Ислам является единственной религией, которая полноценно учит, как правильно воспитывать детей. Следовательно, мы должны строить методику воспитания с применением знаний, подаренных Исламом. Родители играют самую важную роль в развитии ребенка. При желании родители могут воплотить в своих детях духовные и материальные черты таких личностей, как Мухаммад ибн Касим и Тарйк ибн Зийад. Непреложным является тот факт, что воспитание матери является начальной школой для ребенка. Таким образом, женщина несет безмерную ответственность за соответствующее воспитание ребенка.

Так же как и словесные оскорбления, физические на-казания детей находятся за пределами дозволенного. На-пример, снимать с ребенка одежду и оставлять под солнцем, лишать еды, запирать в кладовой, сильно избивать, шлепать ремнем до появления отметин на лице и теле, стегать хворостиной до появления синяков и т. д. абсолютно недопустимо! Вы не должны подвергать ребенка ни одному из перечисленных наказаний. Если упрямство ребенка

пробуждает в вас неистовую ярость, сохраняйте молчание, ибо молчание является лучшим лекарством от приступов ярости. Или произнесите аузубилляхи мина ш-шайтани р-раджим.

Сообщается, что Сулайман ибн Сурад сказал: «(Однажды, когда) я находился в обществе Пророка двое людей вступили в перебранку друг с другом, (из-за чего) у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. (Увидев это) Пророк сказал: "Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: "Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана (А'узу би-Ллахи мин аш-шайтани-р-раджим)", то перестал бы гневаться"»... (Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, что один человек попросил Пророка «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил [свою просьбу, но Пророк каждый раз] говорил: «Не гневайся» (оба хадиса Бухари).

Поразмыслите над строками Священного Корана и предложите другим сделать то же самое. Также выпишите эти аяты и оставьте на видном месте в комнате — так, чтобы вы постоянно без труда могли к ним обращаться.

«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас — быть может, вы последуете совету» (16:90).

«...которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (3:134).

Обращаясь к своему Посланнику, Аллах подчер-кивает: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (3:159).

Сообщается, что Аиша сказала: «(Однажды) Пророк сказал мне: "Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во всем"» (Бухари).

Передают со слов Аиши что Пророк сказал: «Доброта всегда украшает собой то, в чем она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию (Муслим).

Сообщается, что Джарир ибн Абд Аллах сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Лишенный доброты полностью лишен и блага"» (Муслим).

Согласно учению Аллаха и Его Посланника, всегда общайтесь с ребенком, проявляя нежность и сострадание. В своих намерениях вы должны ориентироваться на довольство Аллаха и ни на что другое. А если Аллах доволен, то и ребенок также получает соответствующее воспитание. Аллах убеждает, что v ребенка развивается чувство истинной любви по отношению к вам и дух повиновения.

Исходя из признанного факта, что ребенок легко под-вергается влиянию, воздержитесь от всех несоответству-ющих действий в присутствии ребенка. Не ссорьтесь, не употребляйте бранных выражений в речи, не лгите в его присутствии и т.д. К сожалению, довольно часто мы становимся свидетелями того, как мать употребляет бранные слова в разговоре с другими женщинами, соседями и в присутствии ребенка ссорится со свекровью или золовкой. Когда звонит телефон, а мать в плохом на-строении и разговаривать не хочет, она дает наказ ребенку поднять трубку и сказать, что ее нет дома. Подобные действия женщины оставляют страшный отпечаток на безгрешном характере ребенка.

Приняв во внимание вышеуказанные факторы, убедитесь в том, что вы ведете себя по отношению к собственным детям, а также к чужим детям с мягкостью и сочувствием. Развивайте в ребенке чувство сознательности посредством доверия к себе, и он будет спрашивать вашего мнения во всем, что он делает. Он будет уважать ваше мнение. Он будет спрашивать вас, прежде чем чем-то заняться или что-то съесть.

В хадисе Посланник Аллаха повествует о двух чертах женщины, которые достойны похвалы. Перед чтением о них, пожалуйста, совершите молитву, чтобы Аллах наделил вас и ваших сестер этими чертами. Лучше, находясь в полной тишине, выполнить два нафл-раката и помолиться: «О Аллах! Две отличительные черты характера женщин, которые вознесли их к вершинам превосходства, о Аллах, надели ими нас». Подумайте над тем, какое большое значение имеют данные черты, если Посланник Аллаха признал их превосходными чертами женщины.

Одна черта — это доброта к детям. Пророк определял превосходные качества одних женщин над другими, оце-нивая именно это качество.

Передают со слов Абу Хурайры, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Женщины (из племени) курайш являются лучшими из женщин, садившихся на верблюдов: они проявляют наибольшую доброту к детям и лучше всех следят за имуществом мужа» (Бухари).

Из вышесказанного следует: для того чтобы отличаться указанной добродетелью, мы должны проявлять доброту и любовь к каждому ребенку. Так же как вы любите собственного ребенка, будьте добры и любите детей своих родных, своячениц. Не допускайте, чтобы дети покидали ваш дом с пустыми руками. Протяните руку к его голове и, поглаживая, угостите печеньем или конфетой и т. д. С любовью и заботой обучите малыша правилам этикета, или научите чему-то полезному, или благословите его. Например: «Пусть Аллах возблагодарит тебя за помощь Его религии, пусть Он сделает тебя хафизом. Передай мои наилучшие пожелания своей маме, будь аккуратней, переходя через дорогу, возвращаясь домой» и т. д. Если ребенок вашей свояченицы, по причине невнимательности его матери или вашей, помочился в гостиной, будет очень опрометчиво с вашей стороны затевать ссору по такому незначительному поводу. А что если бы ваш ребенок был на его месте? Можно помыть ковер или постелить другой вместо него, однако рана, которую вы можете оставить в сердце ребенка, никогда не заживет. Будьте ласковы с собственными детьми, детьми своих родственников и другими детьми. Если дети, например,

вашей домработницы не имеют возможности получить хоть какое-то образование, а вы можете помочь им — сделайте это. Точно так же отнеситесь к детям своего супруга, оставшихся с ним либо после смерти предыдущей жены либо после развода, к детям второй жены супруга, растите их в атмосфере любви и нежности. Будьте внимательны к тому, что они едят, к тому, во что одеваются, и т. д. Показ благих черт нашей религии и своем поведении достоин высокой награды.

Если ваши собственные эгоистичные настроения не дают вам возможности проявить заботу о таких детях, помогите им, поддерживая чувства духовности и приверженности Исламу.

Другой чертой, определенной хадисом, является сохранение имущества супруга. Это черта также является Божественной особенностью мусульманской женщины. Аллах наделил вас и ваших мусульманских сестер ею.

По словам Маулана 'Ашика Илахи, «другой, упоминаемой в хадисе чертой, отличающей мусульманских женщин от других, является стремление оберегать состояние супруга. Защита состояния супруга, умеренная и умелая трата средств, а также поддержание финансовой дисциплины при ведении семейного бюджета также является признаком принадлежности к религии. Ответственностью мужа является зарабатывать деньги и приносить их домой. У него нет возможности постоянно сидеть дома и охранять свою собственность. В таких обстоятельствах он вынужден вверить свою собственность жене. И здесь, согласно религиозным убеждениям и собственным соображениям, жена распоряжается средствами супруга, проявляя сострадание к нему. Она может потратить деньги на себя, на его детей и его родителей, однако всегда должна говорить об этом прямо и четко. Пусть Аллах явит нам всем Божественное правило, которому мы будем следовать».

НЕ УГРОЖАЙТЕ ДЕТЯМ

Матери мусульманина непозволительно угрожать непослушному ребенку за совершенные им проступки. Особенно недопустимо запугивать ребенка в такой манере, которая заставляет его думать, что вы безжалостный угнетатель или жестокий притеснитель. Например, вы говорите: «Если ты совершишь этот проступок снова, я расскажу твоему отцу», или «Если это повторится, я выкину тебя из дома», или «Если ты заупрямишься, я кину тебя собакам (отдам в милицию и т. п.)», или «Если такое повторится снова, я вызову чудовище и оно тебя заберет», или, показывая в темноту, вы грозите ребенку: «Я отдам тебя приведениям». Как прискорбно слышать такое! Ни-когда не опускайтесь до столь низкого уровня безнрав-ственности и извращенности. Если, не приведи Аллах, вам пришлось совершить столь страшное деяние, выполните два нафл-раката и покайтесь в совершении греха. Просите и умоляйте Аллаха о прощении и заклинайте Его уберечь вас от совершения подобных безнравственных деяний. Вместе с этим помните, что запугивание ребенка не является надлежащим лекарством против его шалостей. Напротив, вы

причините ему огромный вред, который враждебным отголоском отзовется в настоящем и будущем ребенка. Если вы пугаете ребенка гневом отца, вы умаляете собственную роль в его глазах, в то время как фигура отца приобретает окраску безжалостного тирана, и таким образ отца формируется в сознании ребенка. Даруй Аллах долгую жизнь отцу ребенка (вашему мужу). Если ваш супруг скончается или уедет в командировку, детей будет невозможно контролировать, поскольку в их глазах вы не будете иметь статуса. Так что не нужно пугать детей гневом отца, тем самым вы сохраните почтительное уважение к себе. Если все же вы хотите наказать ребенка за непослушание, тогда, вместо того чтобы обещать ему гнев отца, попытайтесь вызвать неприязнь к совершенному им в его сердце. Объясните ему по-доброму и с любовью, попросите в молитве, чтобы Аллах вселил в его сердце презрение к совершённому греху.

Если вы угрожаете ребенку такими словами, как: «Я выкину тебя из дома», вы расстраиваете сознание ребенка. Детские психологи говорят, что довольно часто в таких случаях дети теряют веру в родителей. Ребенок начинает думать: «Куда же я пойду? Где мне искать приют?» Его ум начинает лихорадочно искать поддержки. Он размышляет: «Может, так поступить, а может, иначе, тетя или дядя возьмут меня к себе жить». У ребенка вырабатывается чувство отвращения к собственному дому. И вместе с этим он лелеет ответное чувство отмщения, но проявит его не в отношении к вам, а в отношении к своим собственным детям, вашим внукам. В период преподавания и воспитания детей в высших духовных или общеобразовательных школах от некоторых детей нам приходилось слышать, как после постоянных угроз со стороны родителей они решали, что будут вести себя со своими детьми так же, как их родители вели себя по отношению к ним самим. Так что когда ваши дети вырастут, они станут угнетать своих детей, школьников и подчиненных теми же самыми способами. Помните, как мать, вы несете самую большую ответственность за своего ребенка. Пренебрежение этой ответственностью приведет к тому, что не только вы попадете под влияние последствий упущенного, но и другие ощутят на себе его болезненный результат.

Также, если вы пугаете ребенка чудовищем, привидением, темнотой и т. д., вы виноваты в проявлении крайней жестокости по отношению к нему. И вы повинны в грехе,

имя которому ложь. Запугивание ребенка посеет семена страха в его сердце и впоследствии станет причиной его трусости и бесхарактерности. Взрослея, он станет жертвой безосновательных опасений и подозрений. Люди такого типа в конечном итоге попадают в капкан суеверных вымыслов и испытывают страх при виде перевернутых сандалий, черных котов, ворон и т. д. Запугивая ребенка подобными рассказами, создающими тревогу и смятение в его душе, мать фактически отнимает у общества храброго мусульманина, который ничего и никого не должен бояться, кроме Аллаха.

Наша горячая просьба к таким матерям заключается в следующем: если они надеются исключить любые про-явления зла в ребенке, они обязаны — учитывая, конечно, возраст ребенка — очень убедительно объяснять ему, что повлекут за собой порочные действия, совершаемые им, и изложить объяснения в предложенной вам форме. Ребенок в этом случае не совершит проступка, даже когда не будет находиться под вашим контролем. Вместе с объяснением зла, порождающим другое зло, продолжайте молитву за него. Пожалуйста, не запугивайте ребенка и не воспитывайте в нем бесхарактерную личность. Посмотрите на женщин, которые растили своих детей аскетами и грозными воинами, которые решительно бросали вызов всему миру.

ВОСПИТАЙТЕ ДЕТЕЙ ХРАБРЫМИ

Если матери сейчас твердо решат, что их дети вырастут и возродят приверженность идеям Ислама, даст Бог, Аллах поможет им осуществить задуманное и их стремления принесут плоды. Если Аллах соизволит осуществить задуманное, никто не сможет Его остановить, и если Бог изволит разрушить или уничтожить что-либо, никто не сможет помешать Ему или уберечься от разрушений. Мы призываем всех мусульманских матерей задуматься над словами JIa 'иллаха илла-Ллах. Удивительным является познание всем сердцем истины калимы (этой фразы), которая дарует человеку храбрость и бесстрашие перед всеми мирскими силами. Если он и боится чего-то, так это Божественного наказания. Если он испытывает страх перед чем-то, так это страх перед наказанием, которому он может

подвергнуться за отказ от предписаний Аллаха. Матерям настоятельно рекомендуется вселять дух веры в сердца детей с самого раннего детства. Для того чтобы успешно достичь этого, матери сами должны стать истинными приверженцами мусульманской религии. Другими словами, необходимо создать атмосферу, в которой постоянно упоминается вера, в которой происходит отстранение от мирской суеты, в которой вы взращиваете в детях мечты о рае. Взрастите такие же желания в ваших детях, чтобы, когда они вырастут, они не были бы чрезмерно озабочены зарабатыванием состояний и не стремились бы к власти. Воспитывайте их таким образом, чтобы, когда они вырастут, у них была единственная цель — принести знания о красоте Ислама в каждый уголок земли, даже если ради этого им придется пожертвовать своей жизнью, благосостоянием и временем.

Чрезмерное счастье обретают те матери, которые вос-питывают своих детей подобно тому, как воспитывали своих детей асхабы. Изучая хадисы, мы узнаем, что выдающиеся подвиги, примеры отваги и мужества, про-демонстрированные мусульманским народом, восходят к периоду эпохи Пророка и асхабов. Матери тех храбрецов имели прямое отношение к подвигам, совершенным сыновьями, и сыграли свою фундаментальную роль. Об этом шейх Закариййа Кандехлеви пишет:

«Истинный дух Ислама, который мы находим в детях прошлого, является результатом воспитания, полученного от родителей. Вместо развращения детей посредством воспитания неуместной привязанности детей к родителям и вместо проявления чрезмерной мягкости родители и опекуны концентрировали внимание на формировании религиозно-духовных ценностей и внимательно следили за поведением детей. Если им удавалось вселить всю зна-чимость исламских обычаев в детские сердца, привитые обычаи становились частью их существа во взрослой жизни. Несмотря на это мы, напротив, анализируем все негативные привычки и склонности наших детей и предпочитаем отстраняться от них, бросая: "он всего лишь ребенок". На самом деле мы также бываем охвачены эмоциями и чувством любви к ребенку, потакаем ему, когда он просит, и радуемся, когда он шалит. Когда бы мы ни заметили, что ребенок совершает поступок, который отрицается Исламом, мы вводим себя в заблуждение, уверяя, что ребенок непременно изменится, когда вырастет. Однако как же такое возможно, если семена неприемлемых привычек уже

посеяны? Если вы посеете семена гороха, как вы можете ожидать, что взойдет пшеница? Такое совершенно невозможно. Если вы стремитесь взрастить добродетель в ребенке, если вы хотите воспитать его праведным, истинным приверженцем религии, почитающим веру, способствуйте его познанию важности религии с самого раннего детства. Асхабы неустанно следили за религиозным и личностным развитием детей, начиная с их раннего детства».

Вселять в сердце ребенка уважение и почтительное отношение к родителям и учителям следует всегда. Когда ребенок вырастет, он сможет смотреть в лицо любому проявлению силы на земле и в то же время способствовать наставлению на истинный путь. Мы с трепетом и благоговением обращаемся к примерам матерей первого столетия существования Ислама. Их дети демонстрировали подвиги бесстрашия и героизма, присущие только им, даже взрослые не совершали подобного. В хадисах упоминается, что в период своего правления 'Умар днажды прогуливался в Лучезарной Медине, когда, проходя по одной из улиц, увидел детей, занятых игрой. Когда дети увидели, как халиф приближается, они кинулись врассыпную. Однако один из детей остался стоять на прежнем месте. Дивясь храбрости ребенка, 'Умар спросил его, почему он не убежал, как и остальные его друзья. Ребенок ответил: «О Повелитель правоверных! Отчего же мне бежать? Чего же мне бояться, если я не совершил греха и, к тому же, улица не такая уж узкая, чтобы ты не смог пройти мимо нас?» 'Умар спросил его имя. Мальчик ответил: «Я 'Абд Аллах ибн аз-Зубайр». 'Умар сказал: «Ну что ж, неудивительно. Он сын Асмы, дочери Абу Бакра».

Мы привели в качестве примера только один из известных эпизодов. Такого рода эпизоды вселяют веру в то, что если матери пожелают, они смогут воспитать своих детей храбрыми, отважными и при этом почтительными к старшим.

Итак, не __________допускайте действий, которые могут повлечь за собой слабохарактерность ребенка. Не способствуйте проявлению его бесхарактерности, которая впоследствии приведет к его неспособности противостоять трудностям взрослой жизни. Не запугивайте ничем. Если ваш ребенок напуган, у него будет высокий уровень тревожности. И тогда, сталкиваясь с проблемой, он станет проявлять истеричность, а заглянув в лицо непреодолимым труд-

ностям, содрогнется. Не допускайте, чтобы с вашим ре-бенком произошло нечто подобное. Если он станет спо-тыкаться на каждом шагу, можете без труда представить себе, каким будет весь его путь. Растите храбрецов!

«ВОТ ТОЛЬКО ОТЕЦ ВЕРНЕТСЯ!»

Когда ребенок выходит за пределы стен родительского дома и ступает на улицу, он открывает для себя много нового. Он сталкивается с незнакомыми и причудливыми формами. Теперь улица становится местом его социального образования. Сначала его общественная жизнь была ограничена узким кругом лиц, состоящим из него самого и его родителей, сейчас же он открыт для всего мира. В течение данного периода ребенок неосознанно стремится материализовать каждое из своих желаний. Он убежден в том, что огромный мир создан исключительно для удовлетворения только его желаний. В этот противоречивый период, если его воспитание продолжается согласно признанным методам, ребенок начнет самостоятельно настраивать себя, покидая строгую атмосферу родительского дома, вливаясь в общество. Он станет противостоять вызову общества. Несколькими годами позже он начнет выражать отрицательные и положительные эмоции. Его проявления страха или злости вы сможете наблюдать в каждом дне его жизни. Тем не менее, вещи, которые пугали его на начальном этапе его жизни, будут ужасать его и на протяжении последующих лет. Матерей призывают удерживаться от запугивания детей, невзирая на обстоятельства. Беспокойства ребенка в детстве могут разрушительно сказаться на всей его последующей жизни. Некоторые дети, испытывающие __________страхи, отличаются плохой физической формой. Некоторые матери допускают избиение детей или запугивание их разгневанным отцом или другим членом семьи. Такая политика, несомненно, разожжет пламя вражды с отцом. Такое поведение матери также губительно для развития личностных качеств и самоуважения ребенка. Неуместная боязнь отца отрицательно повлияет на природу психики ребенка. Ребенок станет неспособным свободно осуществлять собственные желания. Он будет испытывать страх самовыражения, оставит свои невинные желания и станет бояться сказать о собственных нуждах. Сейчас он

уже не может открыто разговаривать с собственным отцом. При таком стечении обстоятельств результат может быть двояким, однако в обоих случаях неутешительным; дети, воспитывающиеся в подобной среде, скорее всего, станут криминальными элементами, будут стараться доставить неприятности членам общества. Или же, напротив, ребенок может вырасти безвольным трусом. Он будет бояться попросить даже то, что принадлежит ему. В каждом человеке он будет видеть прямую угрозу себе. Он будет держаться особняком, неспособный играть социально значимую роль в обществе.

Мы искренне желаем вам проявить милосердие и со-страдание по отношению к своему ребенку. Не пугайте его отцом или кем бы то ни было.

Если вы желаете, чтобы ваш ребенок постиг духовные истины, равно как и мирские, а также отличался качествами, достойными восхищения, когда вырастет, относитесь к нему с раннего детства с вниманием, любовью и состраданием. И пусть Аллах дарует вам счастье однажды увидеть, как в вашем чаде воплотятся все ваши стремления и надежды. Аминь.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.009 с.)