Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. 71



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера. 71



 

Рис. 4.3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных данных; оперативность данных учета; повышение производительности труда учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они предусматривают использование одних и тех же носителей информации.

 

В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено использовать всего два вида учетных регистров - Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов и готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

 

Книга учета фактов хозяйственной деятельности заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

 

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

 

Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а уже затем - в соответствующие ведомости.

 

В настоящее время предприятиям малого бизнеса можно использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров – Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

 

Книга учета хозяйственных операций заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций).

 

Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, применяются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

 

Записи в учетные регистры производятся на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

 

Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета хозяйственных операций, а уже затем – в соответствующие ведомости.

 

Данные о начальных и конечных сальдо по счетам Книги используются при составлении баланса.

 

Если в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале по соответствующим ведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета хозяйственных операций.

 

Можно использовать и кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета хозяйственных операций. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета хозяйственных операций записывается общая сумма по разделу расхода ведомости и затем расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.

 

По окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводится конечное сальдо.

 

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать.

 

Информация о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используется для составления бухгалтерского баланса.

Таблица 4.1 КНИГА УЧЕТА ФАКТОРОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В настоящее время организациям предоставлено право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

 

 

Вопрос №35.

Учетная политика.

Учетная политика любой организации должна основываться на определенных принципах, которые должны быть едины для всех. Это объясняется прежде всего тем, что данные бух учета служат основой для формирования публичной бухгалтерской отчетности, по которой в свою очередь все заинтересованные пользователи будут судить о финансовом состоянии и эффективности деятельности организации. Поэтому бухгалтерское законодательство выдвигает определенные требования не только к формату бухгалтерской отчетности, но и к содержанию ее показателей и формулирует некоторые правила, принципы, которые должны быть учтены при подготовке учетной политики и организации бух учета в каждой конкретной организации. В положении по бух учету 1/2008 «Учетная политика организации» утвержденная приказом Минфина России от 06.10.2008 №106Н, представлены 2 группы таких принципов: допущения и требования. Допущения представляют собой предположения из которых бухгалтер должен исходить при формировании учетной политики.

Каждое из допущений влияет на порядок признания, оценки, учета различных объектов и хозяйственных операций.

1. Допущение имущественной обособленности.

2. Непрерывность деятельности.

3. Допущение последовательности применения учетной политики.

4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Помимо базовых допущений при разработке учетной политики необходимо обеспечить исполнение ряда требований, каждое из требований так же влияет на порядок признания, оценки, учета различных объектов и хозяйственных операций:

1. Требование полноты – означает необходимость отражения в бух учете всех фактов хозяйственной деятельности.

2. Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бух учете и бух отчетности фактов хозяйственной деятельности.

3. Требования осмотрительности – означает большую готовность к учету потерь расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов. Например в отечественной практике предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам, они могут создаваться в течении финансового года на основе проведенной инвентаризации непогашенной в установленный срок дебиторской задолженности.

4. Требование кприоритета содержания перед формой – означает, что в бух учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

5. Требование непротиворечивости – означает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показатели бух отчетности данным синтетического и аналитического учета.

6. Требование рациональности – означает необходимость рационального ведения бух учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Формирует учетную политику главный бухгалтер.

Утверждать учетную политику обязан руководитель организации. Изменения учетной политики организации может проводиться в трех случаях:

1. Если изменилось законодательство РФ или нормативные правовые акты по бух учету, в результате чего: отменили или запретили тот метод учета, который применялся организацией раньше или разрешили новые методы учета, которые нельзя было применять раньше.

2. Если в организации были разработаны новые способы ведения бух учета , позволяющие более достоверно представлять факты хозяйственной деятельности в бух учете и отчетности организации.

3. Если существенно изменились условия хозяйствования имело место реорганизация, изменился вид деятельности организации и т.д.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в том же порядке, что и принятие учетной политики. Изменение учетной политики производиться с начала отчетного года.

Структура учетной политики.

В учетной политике можно выделить два раздела:

1. Организационно технический раздел – обычно включают: кто ведет бух учет, рабочий план счетов бух учета, формы бух учета, организация первичного учета, порядок проведения инвентаризации, прочие вопросы.

2. Методологический раздел – необходимо раскрыть выбранные варианты оценки и учета следующих объектов и операций: основные средства, нематериальные активы и НЕОКР, материально производственные запасы (материалы, товары, готовая продукция), затраты на производство включая методы учета затрат и калькулированния себестоимости, доходы, расходы и формирование финансовых результатов, расходы по кредитам и займам, финансовые вложения, а так же иные объекты учета и хозяйственные операции порядок учета которых не урегулирован действующим законодательством или урегулирован недостаточно четко, что приводит к возникновению нестандартных и спорных ситуаций.

Вопрос №37.Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.

Главный бухгалтер организации является ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В связи, с чем главный бухгалтер обязан отказаться от исполнения и оформления документов, не соответствующих действующему законодательству и нарушающих договорную и финансовую дисциплину. Однако главный бухгалтер подчиняется руководителю организации.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.6Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 23.11 2009 N 261-ФЗ) [1] ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В связи с вышеизложенным, в целях разграничения полномочий между руководителем и главным бухгалтером, закон разрешает данную коллизию следующим образом. Руководитель организации, в случае наличия разногласий между ним и главным бухгалтером по отдельной хозяйственной операции, вправе издать письменное распоряжение, которое и исполняется главным бухгалтером. Однако всю полноту ответственности за данную операцию руководитель берет на себя.

Вопрос №38.

Статьёй 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлено, что главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации, ему непосредственно подчиняется и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) в должностные обязанности главного бухгалтера входят:

осуществление организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;

обеспечение рациональной организации учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;

руководство разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины;

организация учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых,

расчетных и кредитных операций;

обеспечение контроля за:

законностью, своевременностью и правильностью оформления документов, составлением экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг);

расчетами по заработной плате с работниками организации; правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений;

погашением в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам;

отчислением средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.

участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

участие в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролю передачи в необходимых случаях этих документов в следственные и судебные органы;

ведение работ по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлению и сдаче их в установленном порядке в архив;

участие в работе по совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета, разработке рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения средств механизации учетно-вычислительных работ;

руководство работниками бухгалтерии организации.

Главный бухгалтер должен знать:

законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности отрасли; постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также финансово-хозяйственной деятельности организации;

структуру организации и перспективы ее развития;

положения и инструкции по организации бухгалтерского учета в организации, правила его ведения;

порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

формы и порядок финансовых расчетов;

методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

способы и методы выявления внутрихозяйственных резервов; порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

правила расчетов с дебиторами и кредиторами;

порядок списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

правила проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств;

порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности; правила проведения проверок и документальных ревизий;

организацию хозяйственного расчета;

средства вычислительной техники и возможности их применения для механизации учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации;

передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования хозяйственной и финансовой деятельности организации;

экономику, организацию производства, труда и управления; гражданское право, трудовое, финансовое и хозяйственное законодательство;

законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

 

Вопрос №40.

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих.

 

На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

 

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разрабо­танными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

 

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов.

 

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство про­дукции и финансовых результатов.

 

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитического учета — следующие ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. №В-1); учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2); учета затрат на производство (ф. № В-3); учета денежных средств и фондов (ф. № В-4); учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5); учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка)); учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7); учета оплаты труда (ф. № В-8); шахматную (ф. № В-9).

 

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

 

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или- в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована.

 

Ведомости ф. № В-1 — В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода.

 

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого — в соответствующие ведомости.

 

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма № ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 “Основные средства” в ведомости по форме № В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета.

 

По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

 

Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

 

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9.

 

Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

 

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

 

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

 

В соответствии с Федеральным законом для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

 

 


[1] "Российская газета" - 27.11.2009.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.053 с.)