Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. М. Попов, В. И. Томаков, В. В. Юшин↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин
ЭКОЛОГИЯ
Учебно-практическое пособие
Курск 2003 УДК 574 ББК Е 081 П 57
Рецензенты: Кандидат технических наук, доцент Курского государственного технического университета С.Е. Шишков Кандидат технических наук, доцент Курского государственного технического университета В.Г. Стародубцев
Попов В.М., Томаков В.И., Юшин В.В. Экология: Учебно-практическое пособие /Курск. гос. техн.
В работе рассматриваются основы общей экология, основы рационального природопользования, а также виды негативного воздействия человека на окружающую среду; излагаются правовые, организационные и экономические вопросы обеспечения экологической безопасности. Учебное пособие подготовлено на кафедре «Охрана труда и окружающей среды» Курского государственного технического университета и предназначено для студентов I курса специальностей 061100 «Менеджмент организаций», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», а также для студентов дистанционной формы обучения при изучении дисциплины «Экология». Табл. 2. Ил. 14. Библиогр.: 12 назв.
УДК 574 ББК Е 081 П 57
© Курский государственный технический © Попов В.М., Томаков В.И., Юшин В.В., 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ.. 5 ВВЕДЕНИЕ.. 6 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ.. 10 1.1. Биосфера.. 10 1.2. Экосистемы и экологические факторы.. 16 1.3. Круговорот веществ в экосистеме. 23 1.4. Основы устойчивости биосферы.. 25 1.5. Тренировочное задание. 28 1.6. Тестовое задание. 28 Выводы по разделу. 29 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ БИОСФЕРЫ... 30 2.1. Классификация природных ресурсов. 30 2.2. Основные энергетические ресурсы.. 34 2.3. Альтернативные источники энергии.. 36 2.4. Энергосбережение. 38 2.5. Тренировочное задание. 39 2.6. Тестовое задание. 39 Выводы по разделу. 40 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ... 41 3.1. Экологические аспекты проблемы народонаселения. 41 3.2. Сокращение биологического разнообразия. 45 3.3. Антропогенное загрязнение окружающей среды.. 47 3.3.1. Классификация видов загрязнения окружающей среды.. 47 3.3.2. Загрязнение атмосферы.. 50 3.3.3. Загрязнение гидросферы.. 52 3.3.4. Твердые отходы.. 55 3.4. Озоновый кризис.. 57 3.5. Кислотные дожди.. 61 3.6. Изменение климата.. 65 3.7. Экологические проблемы Курской области.. 68 3.8. Нормирование качества окружающей среды.. 71 3.9. Тренировочное задание. 74 3.10. Тестовое задание. 75 Выводы по разделу. 76 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.... 77 4.1. Государственный экологический мониторинг. 77 4.2. Экологический контроль. 78 4.3. Экологическая экспертиза.. 79 4.4. Правовые основы управления природоохранной 4.5. Система управления в области охраны окружающей среды (Система экологического управления). 87 4.6. Экологическая паспортизация. 95 4.7. Тренировочное задание. 98 4.8. Тестовое задание. 98 Выводы по разделу. 99 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 100 5.1. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.. 100 5.2. Платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.. 106 5.3. Экологическое лицензирование. 109 5.4. Экологическое страхование. 110 5.5. Экологический аудит. 111 5.6. Тренировочное задание. 113 5.7. Тестовое задание. 113 Выводы по разделу. 115 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.. 116 ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.. 120 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 127
СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ АСВ – атмосферные сточные воды БСВ – бытовые сточные воды ГН – гигиенические нормативы ГЭК – государственный экологический контроль ГЭЭ – государственная экологическая экспертиза ЕГСЭМ – единая государственная система экологического мониторинга КМА – Курская магнитная аномалия НКОС – нормативы качества окружающей среды МЭК – муниципальный экологический контроль ОС – окружающая среда ОПС – окружающая природная среда ОБУВ – ориентировочно-безопасные уровни воздействия ОЭК –общественный экологический контроль ОЭЭ – общественная экологическая экспертиза ПАН –пероксиацилнитраты ПАВ – поверхностно-активные вещества ПДК – предельно допустимая концентрация ПДУ – предельно допустимый уровень ПСВ – производственные сточные воды ПЭК –производственный экологический контроль СанПиН – санитарные правила и нормы ССОП – система стандартов охраны природы СЭУ – система экологического управления ТБО – твердые бытовые отходы УФ – ультрафиолет ХФУ – хлорфторуглероды ЭМИ – электромагнитные излучения ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие разработано в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования специальностей 061100 «Менеджмент организаций», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит». Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов биолого-экологического мышления и целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе; понимание современных научных методов познания природы. После окончания обучения студент должен уметь: Ø анализировать и оценивать степень опасности экологических проблем; Ø моделировать и оценивать состояние экосистем. знать: Ø структуру биосферы и экосистемы; Ø основные закономерности и принципы функционирования экосистем, законы действия факторов среды на биоту; Ø взаимоотношения организма и среды, экологии и здоровья человека; Ø экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы; Ø виды антропогенного воздействия на биосферу. Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности, значительное внимание в учебном пособие уделено экономическим механизмам охраны окружающей среды и управлению природоохранной деятельностью на предприятиях. Содержание дисциплины базируется на ряде таких дисциплин, как «Биология», «Химия», «Физика» и др. В соответствии с Государственными образовательными стандартами специальностей 061100 «Менеджмент организаций», 060500 «Бухгалтерский учет» и аудит для выполнения программы в учебном плане предусмотрено 100 часов, при этом объем аудиторного времени составляет 6 часов. Программа дисциплины
В соответствии с учебным планом курс состоит из введения и пяти разделов. Изучение введения дает общее представление об «Экологии» как предмете изучения, раскрывает структуру курса и актуальность экологических проблем. Материал первого раздела посвящен изучению структуры экосистем и биосферы, основных закономерностей и принципов функционирования экосистем. Во втором разделе рассматриваются виды природных ресурсов и основы рационального природопользования. Третий раздел знакомит с основными видами негативного воздействия человека на окружающую среду и основами нормирования этого воздействия. Четвертый раздел посвящен основам экологического менеджмента на предприятиях. И, наконец, в пятом разделе рассматриваются экономические механизмы снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Рекомендации по методике изучения дисциплины Основная трудность изучения дисциплины состоит в том, что данный предмет содержит большое число новых (для студентов) определений, понятий и терминов. В преодолении этих трудностей обучаемым поможет толковый словарь. Для усвоения сути многих вопросов необходимы твердые знания биологии, химии, физики. Прочные знания, полученные по указанным выше предметам, позволят без затруднений понять суть явлений и процессов, рассматриваемых в данном курсе. Особое внимание следует обратить на нормативно-техническую документацию, в которой изложены нормативы качества окружающей среды. Предмет и содержание дисциплины Экология (от греческих слов ойкос – дом и логос – учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды. Такое название этой науке дал Э.Геккель в 1866 г. Однако изучением этих взаимоотношений ученые занимались с давних времен. Любой натуралист – исследователь растений или животных – всегда не только ботаник или зоолог, но и эколог. Великими экологами прошлого можно назвать шведа К.Линнея (1707 – 1778), француза Ж.Б.Ламарка (1744 – 1829), англичан Т.Мальтуса (1766 – 1834) и Ч.Дарвина (1809 – 1882). Основным объектом экологии является экосистема – совокупность живых организмов (животные, растения, микроорганизмы) и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и входящие в экосистемы группы организмов одного вида – популяции, и отношение к среде отдельных организмов. Вначале экология была равной среди прочих наук, такой же, как физика, химия, ботаника или зоология. Роль экологии резко возросла во второй половине нашего столетия, когда о ней заговорили не только ученые, но и общественные деятели, политики, писатели. К этому времени начали сбываться прогнозы Ламарка и Мальтуса, и взаимоотношения человека и природы стали опасными. Население планеты увеличивается, растут промышленные гиганты, по дорогам, густой сетью опутавшим планету, мчатся миллионы автомобилей, в воздухе летают скоростные лайнеры. В результате хозяйственной деятельности человека истощаются запасы ископаемых ресурсов – угля, нефти и разных руд, теряют плодородие почвы, на которых выращивают сельскохозяйственные культуры, вырубаются леса, загрязняются водоемы, исчезает множество видов растений и животных. Появился новый опасный фактор – радиационное загрязнение среды отходами атомных электростанций. История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы. Если ускорить историю планеты в 5 миллиардов раз и принять время ее жизни за 1 год, то человек родился ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ Биосфера Термин «биосфера» (от греч bios – жизнь и sphaira – шар) для обозначения области земной поверхности, населенной жизнью, был впервые введен австрийским геологом Э.Зюсом в 1875 г. Однако содержание этого термина было недостаточно определённым. Основная роль в разработке учения о биосфере принадлежит выдающемуся естествоиспытателю В.И.Вернадскому (1865-1945). Вернадский в понятие биосфера вложил новое содержание. Он рассматривает биосферу не как простую совокупность живых организмов, а как единую термодинамическую оболочку (пространство), в которой сосредоточена жизнь и осуществляется постоянное взаимодействие всего живого с неорганическими условиями среды. Живое вещество оказывает непрерывное воздействие на неживую природу, преобразуя и формируя облик планеты и создавая целостную динамическую систему. По В.И.Вернадскому, важнейшими компонентами биосферы являются: Ø живое вещество (растения, животные, микроорганизмы); Ø биогенное вещество органического происхождения (созданное живыми организмами и состоящее из растительных и животных остатков – уголь, торф, почвенный гумус, нефть, мел, известняк и др.); Ø косное вещество – горные породы неорганического происхождения; Ø биокосное вещество – продукты распада и переработки горных и осадочных пород живыми организмами. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, населенные живыми организмами. Верхняя граница биосферы обусловлена жестким ультрафиолетовом излучением, которое задерживается озоновым экраном на высоте 10-50 км. Нижний предел существования жизни в литосфере – Рис.1.1. Границы биосферы и биогеосферы Атмосфера (от греч. atmos – пар и sphaira – шар) – это газовая (воздушная) среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с ней. Масса атмосферы составляет около 5,15 · 1015 т. В нижних слоях атмосферы – тропосфере – находится основной запас воздуха. Тропосфера делится как бы на два слоя. В первом, прилегающем к поверхности Земли, слое глубиной около 3 км действуют географические факторы (рельеф, континенты или океаны), изменяя его физико-химические характеристики. В этом слое сосредоточена основная масса водяного пара и загрязняющих веществ, поступающих с поверхности Земли. Над этим слоем располагается свободная атмосфера, которую от лежащей выше стратосферы отделяет тропопауза. Циркуляция воздушных масс в тропосфере регулирует погоду и ее изменения. На каждые 180 м высоты подъема в тропосфере температура уменьшается примерно на 1°С. Воздух представляет собой смесь газов, состав которой меняется в зависимости от высоты. Наиболее важные компоненты воздуха, участвующие во многих биологических циклах, – кислород (20,95%), углекислый газ (0,034%) и азот (78,08%). Гидросфера – прерывистая водная оболочка Земли – также исключительно важна для создания условий, обеспечивающих жизнь на Земле: для протекания биологических и биофизических процессов в организмах, для прохождения фотосинтеза и выделения кислорода, для геологического преобразования планеты. Водяной пар в атмосфере фильтрует солнечную радиацию, а вода на поверхности Земли смягчает действие высоких температур. Литосфера – твердая оболочка Земли. С точки зрения биохимических процессов, происходящих в биосфере, особая роль принадлежит почвенному покрову – самой верхней части литосферы. Почва – это продукт выветривания, реорганизации и деформирования верхних слоев земной коры под влиянием атмосферных и обменных процессов. В почве взаимодействуют вода, воздух и живые организмы. Основная отличительная способность живого вещества в целом – это способ использования энергии. Живые организмы способны улавливать солнечную энергию, удерживать ее в виде энергии сложных органических соединений (биомассы), передавать друг другу, трансформировать в механическую, электрическую и др. В этом уникальность живых существ. Неживые тела не способны к столь сложным преобразованиям энергии, они преимущественно рассеивают ее (камень, например, только нагревается под действием солнечной энергии, но его масса при этом не увеличивается). Живое вещество собирает полученную им в форме солнечного света энергию и превращает ее в свободную энергию, способную совершать работу. Существование живых организмов основано на потреблении энергии из внешней среды. Часть организмов непосредственно использует энергию солнечного света – это растения, другая часть – химическую энергию потребляемых веществ – это животные организмы. Другой особенностью живых организмов является их уникальная способность к самовоспроизведению, т.е. к производству на протяжении многих поколений форм, практически идентичных по структуре и функционированию. Функции живого вещества: 1. Энергетическая. Ее выполняют в основном растения, аккумулируя солнечную энергию. 2. Деструктивная. Состоит в разложении, минерализации мертвого органического вещества, химическом разложении горных пород, вовлечении образовавшихся минералов в биотический круговорот. Мертвое органическое вещество разлагается до простых неорганических соединений. 3. Концентрационная. Заключается в избирательном накоплении при жизнедеятельности организмов атомов веществ, рассеянных в природе. Наиболее активными концентраторами многих элементов являются микроорганизмы. 4. Средообразующая. Состоит в трансформации физико-хими-ческих параметров среды. Можно сказать, что она является совместным результатом всех рассмотренных функций живого вещества. Средообразующие функции живого вещества создали и поддерживают баланс вещества и энергии в биосфере, обеспечивая стабильность существования организмов, в том числе и человека. Вместе с тем живое существо способно восстанавливать условия обитания, нарушенные в результате природных катастроф или антропогенного воздействия (принцип Ла Шателье – изменение любых переменных в системе в ответ на внешние возмущения происходит в направлении компенсации производимых возмущений). Уровни организации жизни: Последние три уровня представляют основной интерес для экологических исследований. Популяция – это группа организмов одного вида, занимающая определенную территорию и обычно в той или иной степени изолированная от других сходных групп. Сообщество – это любая группа организмов различных видов, сосуществующих в одном и том же местообитании или на одной площади или на одной площади и взаимодействующих посредством трофических связей. Живые организмы подразделяются на автотрофные и гетеротрофные: автотрофные – живые организмы, способные самостоятельно продуцировать необходимые для их существования органические вещества из неорганических, используя для этого солнечную энергию (фотосинтетики) или окисление неорганических веществ (хемосинтетики); гетеротрофные – организмы, использующие в качестве источника питания органические вещества, произведенные автотрофами. Для живых организмов характерен гомеостаз – способность поддерживать динамически устойчивое равновесие в изменяющихся условиях среды. Наиболее совершенен гомеостаз у млекопитающих. Решающее значение в истории образования биосферы имело появление на Земле автотрофных растений, т.е организмов, способных синтезировать органическое вещество из минерального (около 3,5 млрд лет назад). Автотрофные растения (первоначально это были цианобактерии – сине-зеленые водоросли – древнейшие, живущие и поныне фотосинтезирующие организмы) улавливают световую энергию и используют ее для реакций фотосинтеза. Процесс фотосинтеза проходит с участием поглощающих свет пигментов (хлорофиллов) по формуле 6СО2 + 6 Н2О С6Н12О6 + 6О2 хлорофил Фотосинтез – единственный биологический процесс, который идет с увеличением свободной энергии и прямо или косвенно обеспечивает доступной химической энергией все земные организмы. На протяжении всей истории эволюции биосферы на Земле существует только единственный процесс, при котором энергия солнечного излучения не только тратится и перераспределяется, но и связывается, запасается иногда на очень длительное время. В результате деятельности таких фотосинтезирующих микроорганизмов началась перестройка химического состава атмосферы Земли: из атмосферы извлекался углекислый газ (СО2) и выделялся кислород (О2). Процесс окисления восстановительной атмосферы продолжался около 2,5 млрд лет. Рост содержание О2 в атмосфере привел к возникновению озонового слоя, защищающего поверхность Земли от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Это дало направление эволюции жизни: 400 млн лет назад жизнь вышла на сушу. Появление растительности на суше ускорило процесс фотосинтеза. При этом в начале эволюции не весь кислород оставался в атмосфере, частично он вступал в химические реакции и окислял поверхностные минералы и горные породы, в результате чего образовались залежи железных и других руд. В течение всего периода эволюции биосферы значительные массы органических веществ были выработаны автотрофными растениями, но при этом часть органической продукции не участвовала в круговороте и накапливалась в морских и континентальных осадочных породах и почвах. Огромные залежи различных полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, торф, сланцы) – яркие свидетельства масштабности этих явлений. Ископаемое топливо можно рассматривать как форму сохранения в виде химической энергии солнечной энергии, поступавшей на Землю в течение сотен миллионов лет. Многие живые организмы выполняют концентрационную функцию, накапливая в себе определенные элементы. Отдельные организмы концентрируют кальций, кремний, натрий, алюминий, йод и др. Отмирая, они образуют скопление этих веществ. Возникают залежи таких соединений, как известняки, бокситы и другие, которые для человечества служат ценными полезными ископаемыми. Современная поверхность Земли – продукт непрерывного процесса «биологизации», в котором человек – последнее эволюционное звено. Биосфера формировалась в течение многих миллионов лет и оказалась системой очень высокого качества с множеством сбалансированных связей. Сегодня структура биосферы необычайно сложна и полностью асимметрична. В соответствии с теорией Вернадского конечной стадией развития биосферы является ноосфера. Ноосфера связана с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. По этому поводу В.И.Вернадский писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупной геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни …». По мнению многих ученых, еще рано говорить о «сфере разума», о чем свидетельствуют многочисленные глобальные экологические проблемы. Вероятно, ноосферное развитие – это разумное управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба интересов будущих поколений. Выводы по разделу Основными объектами экологии являютсябиосфераи э косистема. В основе функционирования экосистем лежат пищевые цепи, которые бывают двух видов – пастбищные и детритные. Рост, размножение и развитие живых организмов в экосистеме определяется наличием различных биотических и абиотических экологических факторов. Основные законы экологии (закон толерантности, правило 10% Линдемана и т.д.) выведены на основе анализа пищевых цепей и воздействия экологических факторов на живые организмы. Важнейшим условиями устойчивости экосистемы и биосферы в целом являются использование внешних источников энергии, круговорот веществ и многообразие видов.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ БИОСФЕРЫ Почвенные ресурсы Почва является основой для жизни и цивилизации. О составе почвы было рассказано в разделе абиотических факторов среды, поэтому остановимся на проблемах почвенных ресурсов. Основные проблемы почвенных ресурсов: эрозия, загрязнение, засоление и заболачивание. Эрозия почвы представляет собой процесс перемещения почвы, главным образом ее верхних наиболее плодородных горизонтов. Основными факторами эрозии являются ветер и поверхностные воды. В естественных условиях эрозия является неизбежным следствием совокупной деятельности текучих вод и ветра. Однако корни растений обычно защищают почву от чрезмерного разрушения. Темпы эрозии в значительной степени ускоряются в результате хозяйственной деятельности человека, приводящей к уничтожению растительного покрова – распашки земель, вырубки лесов и т.д. Почвоведы различают три вида собственно эрозии, то есть разрушения почвы поверхностными водами: плоскостную, струйчатую и овражную. Плоскостная эрозия имеет место тогда, когда поверхностные воды стекают по склону или по полю сплошным потоком. Так как смыв верхнего слоя почвы при этом происходит равномерно, последствия обнаруживаются, когда уже причинен значительный ущерб. При струйчатой эрозии образуются ручейки, текущие с огромной скоростью по миниатюрным долинам. При развитии овражной эрозии ручейки сливаются воедино, формируются достаточно мощные водотоки. Почва, особенно ее верхний слой, считается возобновимым ресурсом, так как под влиянием природных процессов происходит постоянный процесс ее восстановления. В тропических и средних широтах на восстановление почвенного слоя толщиной в 2,5 см требуется от 200 до 1000 лет, в зависимости от климата и типа почвы. Однако в случае, если средние темпы эрозии превышают темпы почвообразования, происходят необратимые изменения, и почва на этом участке переходит в разряд невозобновимых ресурсов. Среднегодовые темпы эрозии сельскохозяйственных угодий по всему миру в Подобно воздуху и воде, почва также подвержена загрязнению. Одним из источников загрязнения является атмосфера. Вредные примеси оседают на почве, а некоторые просачиваются в грунтовые воды, и часть из них в виде взвесей возвращается обратно в атмосферу при эрозии почвы. Другим источником загрязнения почвы служат опасные отходы. Засоление и заболачивание являются следствием орошения. Поступая на поверхность и просачиваясь в почву, вода растворяет соли, тем самым увеличивается соленость воды. Значительная часть этой воды затем испаряется в атмосферу, оставляя на поверхности почвы скопление различных солей, в частности хлорида натрия. Накопление солей в почве называется засолением. Чтобы избежать накопление солей и не разрушить хрупкие корневые системы, используются большие объемы ирригационной воды для вымывания солей вглубь почвы. Если отсутствует дренаж, накапливающаяся под землей вода постепенно поднимает уровень грунтовых вод ближе к поверхности. Соленая вода покрывает корни растений и убивает их, превращая ранее плодородные земли в пустыню. Водные ресурсы Общие мировые запасы воды во всех ее агрегатных состояниях (пар, жидкость, лед) огромны. Если распределить их поровну, то на каждого жителя планеты пришлось бы по 280 млрд литров. Однако 97% водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком соленая. Оставшиеся 3% приходятся на долю пресной воды. Тем не менее человечество может использовать из этого количества пресной воды лишь 0,003%, так как она либо сильно загрязнена, либо залегает на очень большой глубине и ее нельзя извлечь по приемлемым ценам, либо содержится в айсбергах, полярных льдах, в атмосфере и почве. Несмотря на столь незначительный объем пригодной к потреблению воды, на каждого жителя Земли все еще приходится 8,4 млн литров. Проблемы водных ресурсов: дефицит воды, избыток воды, наличие воды вдали от мест потребления, загрязнение воды. Энергосбережение Оптимальное решение энергетических проблем заключается в повышении энергоэффективности. Этого можно добиться тремя путями: Ø уменьшение потребления энергии за счет изменения методов ее расхода. Например, путешествовать на короткие расстояния пешком, отдавать предпочтение общественному транспорту и т.д.; Ø повышение энергоэффективности за счет выполнения той же работы с меньшими энергозатратами. Например, улучшать теплоизоляцию домов, следить за состоянием автомобилей, переходить на использование более эффективных систем отопления и т.д. Ø экономия энергии при росте производительности за счет разработки более энергоэффективных приборов. Лучшим способом энергосбережения на транспорте является совершенствование двигателей; увеличение доли общественного транспорта и более экономные перевозки грузов. Другим реальным способом экономии энергии является повышение энергоэффективности промышленных и жилых зданий, т.к. большинство зданий во всех странах, в том числе и развитых, потребляют больше энергии, чем необходимо. Утечки дорогостоящего тепла могут составлять до 85%. Имеется большое количество вариантов повышения энергоэффективности зданий. Например, совершенствование световых проемов. Промышленность освоила выпуск окон с двойными стеклами, разделенными воздушной прослойкой, толщиной 0,6 см. Их теплопроводность в два раза ниже, чем у окон с одинарным стеклом. Внедрена технология нанесения на внутреннюю поверхность стекла, обращенную к воздушной прослойке в окнах с двойными стеклами, пленочного покрытия с пониженной отражательной способностью. Благодаря этому их теплопроводность стала в три раза ниже, чем у простых окон. Заполнение пространства между стеклами аргоном позволяет уменьшить теплопроводность уже в 4 раза. Другое направление энергосбережения – организация рационального освещения. В США на освещение расходуется 25% потребляемой электроэнергии. Преобразование электричества в наиболее совершенных установках позволяет сэкономить 80-90% электричества, используемого при освещении. В частности, компактные флюоресцентные лампы потребляют на 75-85% меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, они в 4-5 раз долговечнее газонаполненных ламп накаливания и в 9-13 раз – вакуумных ламп накаливания. Энергосбережение даже в бытовых масштабах может способствовать уменьшению загрязнения природной среды. Замена одной лампы накаливания мощностью 75 Вт с долговечностью 10 тыс ч позволяет сэкономить электроэнергию, для выработки которой на обычной ТЭС требуется сжечь 3500 кг угля. В результате в атмосферу не попадает 723 кг углекислого газа и 8 кг двуокиси серы. 2.5. Тренировочное задание 1. Приведите примеры реальных и потенциальных энергетических ресурсов. 2. Какой невозобновимый энергетический ресурс наносит наименьший вред для окружающей среды? 3. Почему при использовании неисчерпаемых источников энергии следует уделять внимание небольшим децентрализованным системам. 2.6. Тестовое задание 1. Почва относится к: 1) неисчерпаемым ресурсам; 2) исчерпаемым относительно возобновимым; 3) исчерпаемым невозобновимым; 4) исчерпаемым возобновимым. 2. Процесс перемещения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы называется: 1) эрозией; 2) засорением; 3)дегумунификацией; 4)эвторизацией. 3. Среднегодовые темпы эрозии сельскохозяйственных угодий превышают естественные темпы восстановления в _______раз (введите цифры). 4. Следствием орошения являются: 1) засоление; 2) эрозия; 3) засорение; 4) заболачивание.
5. В меньшей степени загрязняется воздух при сгорании: 1) угля; 2) природного газа; 3) нефти; 4) древесины. 6. Природный газ содержит от _____ до ______% метана (введите цифры).
7. Низким значением чистого выхода полезной энергии обладает: 1) уголь; 2) природный газ; 3) нефть; 4) ядерная энергия. 8. Самое дешевое электричество вырабатывается: 1) на крупных гидроэлектростанциях; 2) на малых гидроэлектростанциях; 3) при использовании солнечных батарей; 4) при использовании энергии ветра. 9. Наиболее приемлемым местом для строительства ветроэлектростанций являются: 1) горные перевалы; 2) пустыни; 3) морские побережья; 4)прерии. 10. На долю пресной воды приходится ______ % от общих мировых запасов воды (введите цифры). Выводы по разделу Рациональное природопользование является важнейшим условием устойчивого развития человечества. Наиболее важными видами природных ресурсов являются почвенные, водные, пищевые и энергетические. Проблемы первых трех усложняются их незаменимостью. Решение же проблемы энергетических ресурсов возможно при использовании неисчерпаемых источников энергии (в небольших децентрализованных системах) и при повышении энергоэффективности оборудования и сооружений (энергосбережении). 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ 3.1. Экологические аспекты проблемы В известной степени, экологические последствия связаны с численностью населения, стилем жизни и уровнем экологического сознания. Все три составляющие этой зависимости вполне равноправны и должны рассматриваться в тесной взаимосвязи. Сегодня в мире существуют как бы две самостоятельных «проблемы народонаселения». Одна из них касается промышленно развитых стран (страны Западной Европы, США, Канада, Австралия, Япония и др.), где экологические проблемы не столько связаны с численностью населения, сколько с последствиями стиля жизни – накоплением огромного количества токсических отходов, истощением природных ресурсов и т.д. Если попытаться поднять уровень жизни всех людей до уровня жизни в развитых странах, для этого потребуется увеличить потребление сырья, энергии и воды на порядок, что нереально, – такую антропогенную нагрузку биосфера вряд ли выдержит. Перед менее развитыми странами остро стоит проблема обеспечения продовольствием быстро растущего населения. В связи с этим лю
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.67 (0.016 с.) |