Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава девятнадцатая битва на калиновом мосту ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Митя с Бабой-Ягой ехали в избушке на курьих ножках позади богатырского войска. А войско уже приближалось к городу. Баба-Яга строго-настрого запретила Мите выходить из избушки. Но зато к ним всё время приходили гости. Посудачить немного и посмотреть на диковинного мальчика. Такой маленький, а уже умеет читать! Вот прибежал Домовой в сапогах-скороходах поблагодарить Бабу-Ягу за чудесное яблочко — по блюдечку. — Спасибо тебе, бабушка, от Ивана — Коровьего Сына, начальника нашего. Ему теперь всё видать, что у Кощея делается. Он ведь Кощей, что? — Что? — спрашивала Баба-Яга. — Он ведь, бессовестный, всех мужиков окрестных собрал и воевать заставляет. Кто, говорит, не пойдёт, у того семью погублю. — Дела! — говорила Баба-Яга. — Ну, а ещё что нового? — Военный совет идёт. Решают, кого против Лиха Одноглазого выпустить. Оно ведь такое — всё портит. Против него любой воин никудышным становится. И кони хромать начинают. А потом пришёл Макар. — Это ты, мальчик, со Змеем штуку выдумал? — Я, дядя Макар. — Спасибо тебе. Да говорят, ты ещё грамоте обучен. Верно ли? — Обучен, дядя Макар. — Иди ко мне писарем вместо Чумички. И жалованье хорошее. И работа неплохая. Лёгкая. — Нечего ему в писарях делать! Молод ещё! — вмешалась Баба-Яга. — Пусть дома сидит, отцу с матерью помогает. А ты чего здесь крутишься? — накинулась она на царя. — Сначала с Кощеем совладай, а потом на работу зови! Но Макар уже не слушал. Он смотрел, как два кузнеца на походной кузне-телеге чинили чью-то старую кольчугу. — И как ты молот держишь! Как держишь? — закричал Макар на молодого кузнеца. — Кто ж так молотом работает? А ну гляди, как надобно! Он на ходу забрался в телегу и уехал с кузнецами.
Впереди уже показался стольный город. А из города навстречу богатырям выезжал Кощей Бессмертный со свитою. Баба-Яга увидела в стороне высокий холм и велела избушке там остановиться. — Всё, — сказала она. — Теперь смотреть буду. А воевать не буду. Не бабье это дело — воевать! И Баба-Яга с Митей уселись на ступеньках крыльца. Оба войска сошлись у моста через Молочную реку. Первым от войска Кощеева вышел на мост страшный Соловей-разбойник. С новыми золотыми зубами. — Эй! — закричал он громким голосом. — Есть у вас храбрец против меня выступить? Выходи вперёд!
— А и выйду! — ответил на это Иван — Коровий Сын. — Мало я на своём веку вашего брата порубливал! Мост заскрипел и зашатался под тяжестью противников. Соловей-разбойник сунул два пальца в рот и свистнул страшным посвистом. Даже трава вокруг пожухла. А все чёрные вороны, что слетелись на битву, попадали с неба замертво. Но Коровий Сын даже не дрогнул. Василиса Премудрая заставила его надеть под шлем зимнюю шапку. И соловьиный свист ему страшен не был. Они сошлись, как две горы съехались. Даже искры посыпались в разные стороны. Соловей-разбойник свистел хорошо, а честный бой вести не умел. Мечом владел плохо. Иван выбил у него меч из рук, поднял разбойника и швырнул под мост, прямо в кисельный берег. Полетели в разные стороны брызги, и Соловей увяз в киселе по самые уши. На мост выскочил Кот Баюн и посмотрел на Ивана — Коровьего Сына своими колдовскими глазами. Как ни крепился Иван, как ни боролся со сном, не устоял. Упал и, беззащитный, заснул прямо на мосту. Кот вскочил к нему на грудь и стал рвать кольчугу стальными когтями. Несколько всадников с левого берега бросились на помощь богатырю. Но Баюн направил на них свои глаза-фонари, и они попадали с лошадей, словно подкошенные. Но и это предусмотрела Василиса Премудрая. Она выступила вперёд, а в руках у неё было что-то, завёрнутое в тряпку. Из тряпки выскочила волшебная дубинка и полетела к Баюну. Напрасно таращил он глаза. Напрасно рычал и показывал когти. Дубинка подлетела к нему и давай колотить по бокам. Кот оставил богатыря и бросился под защиту Кощея Бессмертного. Тут уж Кощей решил выпустить Лихо Одноглазое. Оно не торопясь прошло мимо дубинки, и дубинка рассыпалась на мелкие щепочки. А Лихо встало на мосту и захихикало. Четыре юных богатыря — Иван-царевич, Степан-царевич, Афанасий-царевич и царевич Анисим — повскакали на коней и полетели вперёд. Но не доехали они и до середины моста, как мост под ними зашатался и рухнул. И все четверо вместе с конями упали в Молочную реку. — Вот так! — ласково сказало Лихо. — Умнее будете! Тогда вперёд выступил Марышко, Паранов сын. Человек виду богатырского. Немало он подвигов совершил на своём веку. Немало злодеев на место поставил.
— Уж он-то с Лихом разделается! — сказала Мите Баба-Яга. — У него всё получается! Я его хорошо знаю! Он ко мне сто раз приезжал! …Марышко вынул боевой лук, вложил тяжёлую стрелу и прицелился. Но тетива вдруг дзинькнула и оборвалась. Она хлестнула богатыря по лицу, да так, что на лице у него надолго остался красный след. Марышко осерчал и захотел швырнуть в Лихо палицей. Но палица вырвалась из рук богатырских и улетела назад к своему войску. И там несколько всадников замертво попадали наземь. — Что, съел? — ещё ласковей сказало Лихо. — Так тебе и надо, толстопузому. Тут из войска Василисы вылетел Финист — Ясный Сокол. Он долетел до Лиха, ударился о землю и стал добрым молодцем. Но едва он размахнулся саблей, чтобы снести Лиху голову, крутой берег под ним обвалился, и Финист рухнул в реку. Лихо Одноглазое засмеялось в голос: — Где уж вам, богатырям, со мной справиться?! Дураки вы все! И наступило замешательство в войске Василисы Премудрой. А войско Кощеево обрадовалось. — Нет, — сказала Мите Баба-Яга. — Видно, без меня не обойтись! Сейчас я с этим Лихом разделаюсь! Ну-ка, подай ухват потяжелее! — Подожди, бабушка, — ответил мальчик. — Давай мы другое средство попробуем. — Какое средство? — А помнишь: у нас Волк есть знакомый? Серый Волк? — Помню. И что? — Понимаешь, он Волк хороший. А когда он к Лиху подойдёт, то плохим станет. Ведь Лихо всё портит. А если Волк плохим станет, никому несдобровать. Правильно? — Правильно-то правильно. Да где искать твоего Волка? — Его не надо искать. Он сейчас сам прибежит. Митя вытащил из кармана клок шерсти, который дал ему Серый Волк, и подбросил его кверху. И Волк оказался у крыльца. — Здравствуй, мальчик. Ты меня звал? — Звал, Серый Волк. — Зачем я тебе понадобился? — Вон видите, — сказал Митя, — на том берегу стоит мужчина в платье? — Нет, — отвечал Волк. — Я там вижу какую-то женщину в брюках. — Я про неё и говорю. Её надо покусать. — Не могу, — заупрямился Волк. — Пожилая женщина. Даже ничья не бабушка. Неудобно. Может, что-нибудь другое сделать? — А тебя не спрашивают, кого кусать, кого не кусать! Делай, что велено! — вмешалась Баба-Яга. Волк заколебался. — Всё равно не могу. — Ну ладно, не можете, не надо, — сказал Митя. — Попугайте тогда. — Попугать могу, — согласился Волк и побежал. Он переплыл речку и всё ближе начал подбираться к Лиху. А Лихо уставилось на него единственным маленьким глазом. Только на этот раз колдовство Лихо обернулось против него самого. Чем ближе подбегал Волк, тем злее становился. Шерсть на загривке у него поднялась, глаза засверкали. Он зарычал и даже завыл. Волк подбежал к Лиху и что было сил вцепился ему в ногу. — Караул! — закричало Лихо. — Грызут! И оно пустилось бежать. Кощей сразу понял, что пришла пора самому вмешаться в бой. — Вперёд! — закричал он и ринулся на богатырей. Стрельцы из его войска поскакали за ним, а мужики из окрестных деревень все, как один, поскакали в обратную сторону. Но не успел кощеевский конь сделать и трёх шагов, как Одноглазое Лихо, спасаясь от Волка, прыгнуло в седло позади Кощея. — Сгинь! — закричал Кощей, выхватывая огромный меч.
Он замахнулся на Лихо, чтобы разделаться с ним. Но рукоять у меча отломилась, и лезвие отлетело в сторону. Безоружный Кощей развернул коня, чтобы ускакать от врагов. Но сейчас и конь подвёл. Он захромал и грянулся оземь. Вот что значило Лихо Одноглазое! Тут на Кощея налетели богатырские конники. Они развеяли его свиту по чистому полю, а самого Кощея связали железными цепями. И ничего не смог сделать Кощей. Потому что исчезла его сила вместе с войском. — Ваша взяла! — сказал он. — Значит, наше время ещё не пришло! Больше он ничего не говорил. Глава двадцатая ПОСЛЕСКАЗКА На этот раз в боярской думе было тихо. Бородатые бояре спали и не видели, как в зал вошёл царь Макар вместе с Василисой Премудрой. Сзади плёлся Гаврила. — Эй, вы! Вставайте! — приказал Макар. — Чего заснули? — Нет, не своим сном они спят, — проговорила Василиса Премудрая. — Это всё Кота Баюна работа! — Его самого, — подтвердил Гаврила. — Мне люди сказали. — А ты помалкивай, пустая голова. Я тебя не простил ещё! — Молчу, молчу, царь-батюшка. — И молчать нечего. А сбегай да принеси сюда петухов десяток. Мы сейчас им побудку устроим! — Подождите, — сказала Василиса. — Я их мигом разбужу. Она достала склянку с живой водой и побрызгала на бояр. Бояре зашевелились и стали открывать глаза. — Эге-ге-ге! — вдруг сказал проснувшийся Афонин. — Да, никак, царь пришёл! — Верно! — подхватил Демидов. — И борода, и корона — всё на месте. — А нам здесь такой сон снился! Такой сон! — закричал боярин Чубаров. — Какой сон? — спросил Макар. — А такой. Что к нам Кощея прислали. Что он Змея Горыныча пригласил. — Да и Лихо Одноглазое! — И Кота Баюна. — Вы тут побольше спите, в думе! — сказала Василиса. — Вам и не такое приснится! — Мы больше не будем! — закричали бояре. — Хватит! Выспались! — Вот что, бояре, — сказал Макар. — Я пришёл вам новость сообщить. Устал я царством править. Хочу в деревню уехать! — А мы? Мы тоже с тобой? — закричал Чубаров. — А вы здесь останетесь. Будете Василисе помогать. Я её вместо себя оставить решил. — Бабу-то? — ахнул Яковлев. Но Морозов дал ему такого тумака, что тот сразу замолчал. — Как, поцарствуешь, Василиса? — спросил Макар. — Я бы осталась, — сказала Василиса. — Но как с урожаем быть? Я в этих делах не очень. Царь подошёл к окну. — А ведь верно! Осень на носу. Только ты и с урожаем справишься. Да и я задержусь, помогу тебе. Дела передам. За боярами присмотрю. Пусть привыкнут к тебе. Идёт?
— Что ж! Можно попробовать. Тут в зал ввалилась радостная Несмеяна. За ней — улыбающаяся Фёкла. — Всё, — весело сказала царевна. — Наплакали. — Что наплакали? — удивился Макар. — Пруд наплакали. — Какой ещё пруд? — Ну тот. За коровником. — А кто вас просил? — Как — кто просил? Ты же сам говорил, как наплачем мы целый пруд, карету дашь! — Говорил? — спросил Макар у прислужницы. — Конечно, говорил. Своими ушами слышала. — Мне сейчас не до вас, — сказал Макар. — У меня урожай на носу. — А карета? — Что — карета? — Дашь? — Не дам. Сейчас лошади нужны. — Да дай ты им карету! — закричал боярин Афонин. — Пусть отвяжутся! — Ну вот что! — сурово сказал Макар. — Или вы сейчас же уйдёте, или я вас обеих отправлю в деревню снопы вязать. — А-а-а-а! — заревела Несмеяна. — А-а-а-а! — подхватила Фёкла. Но кричали они уже не так уверенно. Потом и вовсе ушли. Боярская дума приступила к работе.
А в это время далеко-далеко, по ту сторону Молочной реки, две старушки провожали на станцию рыжего мальчика. Одна из них была Баба-Яга, а другая просто бабушка — Глафира Андреевна. Деревья в лесу начинали желтеть. Мите пора было ехать учиться, и они шли пешком до электрички. — Ну как! Ты хорошо отдохнул? — спрашивала Глафира Андреевна. — Хорошо, — отвечал Митя. — А по хозяйству Егоровне помогал? Или бабушке всё самой приходилось делать? — Помогал-помогал, — сказала Баба-Яга. Теперь уже не Баба-Яга, а бабушка Егоровна. И дальше они шли молча. — Бабушка, — вдруг спросил Егоровну Митя, — а Змей Горыныч больше не появится? — Какой ещё Змей Горыныч? — удивилась Глафира Андреевна. — Трёхголовый. Он чуть Макара не съел! — Какого Макара? — ещё больше удивилась старуха. — Да так, показалось ему, — неохотно объяснила Егоровна, бывшая Баба-Яга. Видно, ей не хотелось, чтобы в деревне знали про сказочное царство. И Митя больше ничего не спрашивал. А когда поезд отходил от станции, Митя высунулся в окно и закричал: — Бабушки! Бабушки! Я на следующий год только к вам, только к вам! Я никуда больше не поеду! Ждите меня! — Поглядим ещё! — пробормотала Баба-Яга. — Ты сначала приезжай, а потом и говори! И они одиноко побрели в сторону от станции. Забот у каждой вдосталь, а годы всё-таки немалые. ВИКТОР ЧИЖИКОВ художник этой книги Трудно представить, что кто-то не держал в руках книжек, проиллюстрированных Виктором Александровичем Чижиковым, — «Доктора Айболита», «Алису в Стране Чудес», сказки Андерсена, стихи Маршака. Но даже и в этом случае, можно держать пари, вы знаете этого художника. Его вообще весь мир знает! Потому что символ Олимпиады, проходившей в нашей стране, — милый добрый Миша — это работа В. Чижикова. Многие художники участвовали в конкурсе, а беспристрастная комиссия выбрала именно его мишку. А рисовать Чижикову помогает… кот. Коты часто приносили своим хозяевам успех. Достаточно вспомнить хотя бы всем известного Кота в сапогах. У Виктора Александровича кот рыжий-рыжий и пушистый.
Выходит утром художник из своей квартиры, берет с собою кота, крепко прижимает его к груди, чтоб не выскользнул. Нажимает кнопку лифта — и вот он уже у самых облаков, в своей мастерской. Кот, правда, не любит этих поездок в лифте. Говорит: «Я тебе ночью уже столько рисунков намурлыкал, отвези меня обратно». Приходится везти кота обратно. Возвращается в мастерскую. Садится за стол. Начинает руку разрабатывать. Для художника пером или карандашом почиркать — как для музыканта сперва гаммы поиграть. Прикоснулся к бумаге — чирк-чирк и надо же! На него с листа кот смотрит. Художник дальше рисует, думает, что будет?! А кот начинает улыбаться. Берет художник другой листок. А на нем, под его пером, кот уже другую гримасу состроил. И сколько уморительных портретов кота из этих «художественных гамм» получается! Потом Чижиков, «размяв руку», книжку начинает рисовать. И все картинки получаются сказочные. Удивительный в них свет и таинственный мир — ну прямо тот самый, о котором Эдуард Успенский написал. Прочли вы книжку и вздохнули — жалко, что сказка закончилась. Не грустите, она ведь не закончилась, она теперь навсегда с вами останется, если вы будете уметь верить, надеяться и любить.
Фото Александра Китаева
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.081 с.) |