Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, метод, задачи курса.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Предмет, метод, задачи курса. Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом. Отношения, т.е. производ. отношения м/д людьми по поводу использ. сил и природы. Основополагающей категорией учебной дисциплины выст-т эколого-эконом. системы(ЭЭС) разного масштаба и уровня. ЭЭС-интеграция эк-ки и природы представляющая собой взаимосвязан. и обусл. функционир. общественого пр-ва и естествен. процессов в природе. Важнейший признак ЭЭС-региональность, т.е. развитие на опред тер-рии. Пичём последствия взаимод-ия могут выходить за пределы системы. Законы развития и адаптации 1 ) Закон максимизации энергии: выживание (сохранение) энергии одной системы в соперничестве с другой опред-ся наилучшей организацией поступления в нее энергии, и использование энергии максимального кол-ва наиболее эффективным способом. 2) Закон минимума: выносливость организма опред-ся слабым звеном цепи его экологич. потребностей. 3) Закон обеднения разнородного живого вещества в остравных его сгущениях: индивидуальная сис-ма, работающая в среде с уровнем организации более низким, чем уровень самой сис-мы обречена. 4) Закон ограниченности природных ресурсов: все ресурсы Земли конечны. 5) Закон пирамиды энергии: в среднем не более 10% энергии переходит из одного трофического уровня энергетич. пирамиды на другой уровень. 6) Закон мягкого управления природой: заключ-ся опосредованном направляющем и восстанавливающем экологич. баланс управления природными процессами с вызовом желательных природных цепных реакций.
Методы исследования Диалектический метод: принципиальное положение которого включение практики в теорию познания. Историч. метод: позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Системный метод: закл-ся в определении составных частей эколого-экономич. систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, т.е. установление структуры системы и совокупность внутр. связей и отношений. Нормативный метод: особая роль принадлежит экологическим нормативам(ПДК, ПДВ, санитарные защитные зоны). ПДК- предельно допустимая концентрация загрязняющего вещ-ва в единице объема или массы, которые при ежедневном воздействии на живые организмы, организм человека в течение длит. периода времени не вызывают неблагоприятных, нежелат. последствий. ПДВ(предельно допустимый выброс)-выброс загр. вещ-ва, который разрешен предприятию загрязнителю с учетом его технологии пр-ва, объемов пр-ва, перспективами развития. ПДВ должен снижаться ниже ПДК в течение 20 мин. на границе сан. зоны. Сан. зона-зона вокруг предприятия-загрязнителя, рассчитанная с учетом вида загрязнения, кол-ва загрязнения и перспективами развития предприятия-загрязнителя, в пределах которой ПДВ снижается ниже ПДК в течение 20 мин.Проживание людей в данной зоне не предусматривается. Метод экономико-математического моделирования: представл. собой оптимизационные модели, разрабатываемые для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономич. оценок прир.ресурсов, экономич.ущерба от загр.природной среды. Картографический метод: выявляют взаимосвязи эколого-экономич.процессов, протекающих на опр.территории с хоз.деят-тью человека. Космические методы: космич.съемка, наблюдение.
4.Осн.ф-и и задачи: 1.Направляющая–обоснование экологич-х целей и выбор главных путей их реализации; 2.Координирующая – сбалансирование важ-нейших пропорций впотреблении природн. ресурсов и согласование производственных интересов природопольз-лей с экологичес-ми интересами об-ва; 3.Стимулирующая-активизация природоохранной деят-ти, субъектов хоз-я и об-ва в целом. Задачи: 1.Разработка стратег-х направлений, ресурсо-сберег-го развития эк-ки и экол-й пол-ки; 2.Формир-е сис-мы госуд-го регулир-я, прогнозир-я и контроля природоохр-й деят-ти. 3.Разработка экон-го, финансо-кредитного механизма охраны окруж-й среды и эффект-го природоп-я с применением рыночных рычагов. 4.Опред-е путей и методов повыш-я эффект-ти использ-я вторичных ресурсов, снижение материала и энергоемкости пр-ва в целях смягчения возд-я на окруж-ю среду. 5. Теоретич-е обоснов-е и выработка методич-х подходов определения экономич-х показателей природоох-й деят-ти производств-х объектов и степени их возд-я на окруж-ю среду. Гл.задачей учебн. курса явл-ся формир-е сис-мы знаний о рац-м природоп-и, путях достиж-я устойчивого эколого-экон-го развития, формир-я и соверш-я хоз-го механ-ма природоп-я, адекватного рыночной эк-ке. Необх-мо привить будущ-му руковод-лю поним-е того, что любое хоз-е дейст-е отраж-ся на состоянии окруж-й среды и поэтому решать произв-е вопросы надо комплексно, сопоставляя производств-й эф-т с эколог-ми последст-ми.
Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы» Природные условия – это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе произв-ва, но оказывают влияние на жизнедеят-сть людей. Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уравне развития производственных сил могут быть использованы в процессе производства, в кач-ве предмета потребления или ср-в производства, составляя его сырьевую или энергетич. базу. Ресурсы, с помощью кот. человек воздействует на природу или кот. приспосабливает для собственного потребления называют средства труда (СрТ). В Ср Т выступает земля, как место, на кот. происходит процесс труда, как кладовая различ. полезных ископаемых и носительница опред-х естеств-х свойств и энергии. Предметы труда - это природные материалы, кот. в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму. По мере совершенствования произв-х сил все больше природных условий стан-ся прир. рес-ми, вовлекаемыми человеком в процесс произв-ва. Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов явл.: 1)уровень изученности;2)тех. возможность; 3)экон-ая целесообразность. В 17 в. чел. использовал ок. 30 хим. эл., в 19 в. – 50, в нач. 20 в. – более 60, в нач. 21 в – белее 90. Классификация природных ресурсов Выделяют несколько видов классификаций: · природная или естеств.Когда естеств.ресурсы как тела и силы природы классиф-ся по их происхождению,принадлежности к определен. компонентам природы: 1)минеральные (полезн.ископ);2)водные;3)земельные;4)биологич;5)ресурсы животн. и растит. мира · экологич. 1)неисчерпаемые(энергия солнца);2)исчерпаемые 2а)возобновляемые(водные) 2б)невозобновляемые(полезн.ископ.) · хозяйств. или экономич. В ее основу заложено преимущественное исп-ние ресурсов в разл.подразделениях прир.хоз-ва:1)ресурсы матер.произ-ва(промышленные,с/х-ые, строитель -ные);2)ресурсы сферы услуг(прямого потребления(питьевая вода) и косвенного потребления) · рыночн. т.е.прир.ресурсы выступают как предметы торговли:1)ресурсы стратегич.назна-чения(урановые руды) 2)ресурсы экспортного значения(калийные соли) 3)ресурсы внутр.рынка
При помощи формулы Хосколда
V – общая стоимость месторождения; А- средн годовая прибыль; r –норма прибыли r '- норма прибыли, учитывающая степень риска n – время разработки месторождения
Предмет, метод, задачи курса. Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом. Отношения, т.е. производ. отношения м/д людьми по поводу использ. сил и природы. Основополагающей категорией учебной дисциплины выст-т эколого-эконом. системы(ЭЭС) разного масштаба и уровня. ЭЭС-интеграция эк-ки и природы представляющая собой взаимосвязан. и обусл. функционир. общественого пр-ва и естествен. процессов в природе. Важнейший признак ЭЭС-региональность, т.е. развитие на опред тер-рии. Пичём последствия взаимод-ия могут выходить за пределы системы. Законы развития и адаптации 1 ) Закон максимизации энергии: выживание (сохранение) энергии одной системы в соперничестве с другой опред-ся наилучшей организацией поступления в нее энергии, и использование энергии максимального кол-ва наиболее эффективным способом. 2) Закон минимума: выносливость организма опред-ся слабым звеном цепи его экологич. потребностей. 3) Закон обеднения разнородного живого вещества в остравных его сгущениях: индивидуальная сис-ма, работающая в среде с уровнем организации более низким, чем уровень самой сис-мы обречена. 4) Закон ограниченности природных ресурсов: все ресурсы Земли конечны. 5) Закон пирамиды энергии: в среднем не более 10% энергии переходит из одного трофического уровня энергетич. пирамиды на другой уровень. 6) Закон мягкого управления природой: заключ-ся опосредованном направляющем и восстанавливающем экологич. баланс управления природными процессами с вызовом желательных природных цепных реакций.
Методы исследования Диалектический метод: принципиальное положение которого включение практики в теорию познания. Историч. метод: позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Системный метод: закл-ся в определении составных частей эколого-экономич. систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, т.е. установление структуры системы и совокупность внутр. связей и отношений. Нормативный метод: особая роль принадлежит экологическим нормативам(ПДК, ПДВ, санитарные защитные зоны). ПДК- предельно допустимая концентрация загрязняющего вещ-ва в единице объема или массы, которые при ежедневном воздействии на живые организмы, организм человека в течение длит. периода времени не вызывают неблагоприятных, нежелат. последствий. ПДВ(предельно допустимый выброс)-выброс загр. вещ-ва, который разрешен предприятию загрязнителю с учетом его технологии пр-ва, объемов пр-ва, перспективами развития. ПДВ должен снижаться ниже ПДК в течение 20 мин. на границе сан. зоны. Сан. зона-зона вокруг предприятия-загрязнителя, рассчитанная с учетом вида загрязнения, кол-ва загрязнения и перспективами развития предприятия-загрязнителя, в пределах которой ПДВ снижается ниже ПДК в течение 20 мин.Проживание людей в данной зоне не предусматривается. Метод экономико-математического моделирования: представл. собой оптимизационные модели, разрабатываемые для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономич. оценок прир.ресурсов, экономич.ущерба от загр.природной среды. Картографический метод: выявляют взаимосвязи эколого-экономич.процессов, протекающих на опр.территории с хоз.деят-тью человека. Космические методы: космич.съемка, наблюдение.
4.Осн.ф-и и задачи: 1.Направляющая–обоснование экологич-х целей и выбор главных путей их реализации; 2.Координирующая – сбалансирование важ-нейших пропорций впотреблении природн. ресурсов и согласование производственных интересов природопольз-лей с экологичес-ми интересами об-ва; 3.Стимулирующая-активизация природоохранной деят-ти, субъектов хоз-я и об-ва в целом. Задачи: 1.Разработка стратег-х направлений, ресурсо-сберег-го развития эк-ки и экол-й пол-ки; 2.Формир-е сис-мы госуд-го регулир-я, прогнозир-я и контроля природоохр-й деят-ти. 3.Разработка экон-го, финансо-кредитного механизма охраны окруж-й среды и эффект-го природоп-я с применением рыночных рычагов. 4.Опред-е путей и методов повыш-я эффект-ти использ-я вторичных ресурсов, снижение материала и энергоемкости пр-ва в целях смягчения возд-я на окруж-ю среду. 5. Теоретич-е обоснов-е и выработка методич-х подходов определения экономич-х показателей природоох-й деят-ти производств-х объектов и степени их возд-я на окруж-ю среду. Гл.задачей учебн. курса явл-ся формир-е сис-мы знаний о рац-м природоп-и, путях достиж-я устойчивого эколого-экон-го развития, формир-я и соверш-я хоз-го механ-ма природоп-я, адекватного рыночной эк-ке. Необх-мо привить будущ-му руковод-лю поним-е того, что любое хоз-е дейст-е отраж-ся на состоянии окруж-й среды и поэтому решать произв-е вопросы надо комплексно, сопоставляя производств-й эф-т с эколог-ми последст-ми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.01 с.) |