Ноосфера-единственная форма устойчивого развития человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноосфера-единственная форма устойчивого развития человечества.



Ноосфера – это такое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее, биосферы, развитии». ценность ноосферного общества на Земле будет определяться степенью возможности всех людей планеты наиболее полно осуществлять свои потенциальные возможности. Речь, по сути, идет о новом качестве жизни человечества. путь к эпохе ноосферы должен, очевидно, начинаться с разработки образовательных программ – программ, которые будут содержать знания о том, что недопустимо, что может нарушить стабильность Человеческого Дома. Сейчас уже никто не сомневается в том, что между живым и косным веществом существует непрерывно идущая связь во время дыхания, питания, размножения живого вещества: миграция атомов из косных тел биосферы в живые и обратно, Отметим, однако, что именно от этих идей берет свое начало концепция «ноосферогенеза», родоначальником которого справедливо признан В. И. Вернадский, поместивший в её основу подлинное единство природы и возрастающую роль коллективного Разума. Ноосфера: биосфера и общество людей, когда их дальнейшее развитие определяется человеческим разумом. Сегодня мы называем такое взаимоотношение человека и биосферы коэволюцией Природы и Общества. потребительское общество с его постмодернистическим сознанием и потребительским эгоизмом явилось и будет и далее основным препятствием на пути ноосферогенеза

 

 

 

45) потребительский смысл общественной жизни и его объективное влияние на духовность, мораль, нравственность.Н. Н. Моисеев считал выработку «миропонимания», формирование «мировоззренческих универсалий» важнейшей задачей цивилизации XXI века. В основе теории ноосферогенеза должна лежать новая система нравов, которая, при всем различии цивилизаций на Земле, должна быть универсальной для всей планеты. Появление термина sustainable development и попытка разработки программ устойчивого развития рассматривались им тоже как некий шаг в нужном направлении, несмотря на его несогласие с политическим толкованием этого термина. В основе теории ноосферогенеза лежат новые принципы нравственности, новая система нравов, которая должна быть универсальной для всей планеты при всем различии цивилизаций населяющих ее народов, а это неисполнимо в условиях резкого противопоставления интересов бедных (развивающихся) и богатых стран Запада. Действительно, с одной стороны, разнообразие цивилизаций — великое благо для Ното sapiens sapiens как единого биологического вида. Вместе с тем, это и источник опаснейших противостояний, которые могут иметь своим следствием настоящий «конец истории» Человека. (современные «присваивающие» цивилизации, безусловно, исчерпали свои возможности, и человечеству предоставляются только две альтернативы.

1. Если человечество будет продолжать жить по-старому, постепенно совершенствуя свои технологии, его ожидает общепланетарный экологический кризис, борьба. за ресурсы, которых заведомо на всех не хватит.

Тоталитаристское управление со стороны «золотого миллиарда» (первые проявления которого мы наблюдаем уже сейчас) приведет, в конечном счете, к деградации и исчезновению человека как биологическоого вида.

2. Альтернатива основывается на гипотезе о том, что человечество сможет опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, mo есть сможет перейти в эпоху ноосферы. И общество это будет качественно отличаться от современного мирового рыночного сообщества.В рамках социологического направления проблемам социальной патологии также уделил внимание социолог Эдвин Лемерт (теории стигматизации и концепция вторичной девиантности). Он утверждал отсутствие различий между нормальным и анормальным поведением людей и подчеркивал, что то же самое поведение которое не одобряется обществом в данное время и в данном месте, может одобряться в другое время и/или в другом месте. Он утверждал, что для общества в целом нет консенсуса (согласия) в определении, какое поведение одобряемое и какое неодобряемое. С чем нельзя полностью согласиться. Концепция же дегенерации 3. Фрейда устанавливала, что дегенерация (патология психики) обусловливает девиантное поведение. Ученый-психиатр, врач-психотерапевт 3. Фрейд в своем психоанализе преступного поведения большую роль отводил семье и условиям детства преступника.

 

46) центральная идея сценария «консервационистов». Становление научной концепции устойчивого развития.В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию заострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации. После доклада председателя Комиссии Г. Х. Брундтланд «Наше общее будущее» стал широко употребляться термин «sustainnble development». Он был переведен на русский язык как «устойчивое развитие». Под ним стали понимать такую модель развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешних и будущих поколений людей.

Отметим, что такая интерпретация «устойчивого развития» устраивала большинство участников научных и политических дискуссий и обсуждений и дала возможность определить границы и направленность проблематики, не заводя с самого начала обмен мнениями и информацией в тупик. Таким образом, удалось на время избежать мировоззренческой конфронтации и ошибки экономических интересов. Концепция ноосферы должна быть признана перспективной, а не очередной социальной утопией. Потенциально она способна решать задачи конструктивного прогнозирования развития человеческой цивилизации как на глобальном, так и на региональном уровнеВ 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята концепция «устойчивого развития» (sustainable development). В литературе имеется более 60 определений устойчивого развития. Наиболее распространенным является определение, данное в докладе комиссии «Наше общее будущее» (1987) под председательством Г. X. Брундтланд: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности/нужды. Оно включает два ключевых понятия:

— понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

— понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности, емкости биосфер. Более подробно и специально проблемы устойчивого развития будут рассмотрены в следующей главе.После РИО-92 появилась и развивается идея, которая ставит своей целью построить постиндустриальное, информационное общество на всей территории планеты, сохранив при этом ресурсы и среду, обеспечить возможность прогрессивного развития будущим поколениям. Актуальность биосферосовместимого отношения человечества к природе вновь признана и подтверждена в Хартии Земли (2002). В ней указано, что каждый житель планеты должен нести ответственность «за настоящее и будущее людей и всего живого на Земле», где принципы устойчивого развития названы «общепринятыми стандартами». Ими должны руководствоваться все люди, организации, деловые круги, правительства и транснациональные институты и в соответствии с которыми должна оцениваться их деятельность.Алармисты (консервационисты) считали, что экологический кризис с трагическими последствиями для человечества (вплоть до полного вымирания) неизбежен. Идеологией алармизма была пронизано деятельность Римского клуба — неправительственной организации, созданной в 1968 г. Представления алармистов, явно или неявно придерживающихся лозунга «Назад, в природу!», были восприняты консервационистами как предостерегающее мировоззрение, которое нацеливает экологическую мысль в направлении поиска выхода из «энтропийной ловушки» и кризиса ресурсов. И тут можно вспомнить пословицу: «Чтобы разогнуть палку, ее часто перегибают». Мы с глубоким убеждением отвергаем центральную идею сценария консервационистов, которая утверждает необходимость депопуляции, т.е. сокращения населения планеты до 0,5-1,5 млрд. человек. Возможно, что после решения этой задачи человечество сможет уменьшить потребление биологической продукции биосферы в 10 раз, но это еще в большей степени обострит существующие противоречия мирового сообщества. Но как можно принести в жертву неравенство и отлучить от возможности развития, в том числе и простого демографического воспроизводства, огромную группу стран для того, чтобы сохранить уровень жизни и потребления «золотого миллиарда»? Эта идея может быть отнесена к воззрениям социальных дарвинистов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.008 с.)