Благоустройство дворовой территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благоустройство дворовой территории



Благоустройство дворовой территории

 

 

Составитель: Е.Н. Поляков

 

Томск – 2007

 

Благоустройство дворовой территории: Методические указания. / Сост. Е.Н. Поляков. – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2007. – 27 с., табл. 3, ил. 14, библ. 29

 

Рецензент: канд. арх., доцент В.Г. Залесов

 

Редактор Т.С. Володина

 

 

Методические указания содержат рекомендации по выполнению курсового проекта благоустройства дворовой территории, по композиционному решению и оборудованию детских игровых площадок, площадок отдыха для взрослых. Даны предложения по их благоустройству, озеленению.

Предназначены для студентов 2 курса архитектурного факультета по специальностям: 290100 («Архитектура»), 290200 («Дизайн архитектурной среды»), 291200 «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».

 

Печатаются по решению методического семинара кафедры теории и истории архитектуры. Протокол № 4 от 18 января 2007 года.

 

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе

В.С. Плевковым

 

с 01.09.2007

до 01.09.2011

 

 

Изд. лиц. № 021253 от 31.01.97. Подписано в печать ___________________.

Формат 60´90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет. Уч.-изд. л. 1,1.

Тираж 200 экз. Заказ № _________

 

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Общие положения ……………………………………………………… 4

2. Особенности благоустройства дворовой территории …….………… 5 3. Проектирование детских игровых площадок ……………………… 7

 

3.1. Площадки для детей ясельного возраста ……………………….. 10

3.2. Площадки для дошкольников …………………………………... 12

3.3. Площадки для младших школьников ……………………………….. 13

 

4. Оборудование площадок ………………………………………………… 14

5. Тематические игровые площадки ………………………………………. 17

6. Площадки для отдыха, настольных игр …………………………… 19

7. Покрытия площадок …………………………………………………… 21

8. Озеленение площадок …………………………………………………… 24

9. Состав проекта …………………………………………………………… 25

10. Этапы выполнения проекта ……….…………………………………… 25

 

Библиографический список ……………………………………………….. 26


1.Общие положения

 

Детские игры – вид активной деятельности детей, заключающейся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни. В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Игровые площадки для детей и подростков в современных жилых районах за рубежом имеют несколько разновидностей:

- площадки для игр с песком;

- площадки для водных игр;

- площадки с оборудованием для физкультуры, подвижных и спортивных игр;

- площадки для творческих игр, связанных со строительством, конструированием, рисованием, лепкой;

- площадки для обучения правилам уличного движения;

- «приключенческие» площадки;

- площадки-аттракционы.

 

Определить приблизительные габариты игровых площадок в жилых микрорайонах можно по таблицам 1 и 2.

 

Таблица 1

Размеры площадок, размещаемых в структуре микрорайона

 

  Возраст детей Размеры площадки   Радиус обслуживания, м
На каждые 100 м2 площади жилой застройки Норма площади на 1 жителя, м2
До 6 лет 2,5 0,6 30-50
6-10 лет 4,1 1,0  
11-14 лет 2,5 0,6  

 

Таблица 2

Классификация игровых площадок

 

Виды площадок (возрастная дифференциация) Размеры площадок, м2
Площадки для детей до 3 лет 10-100
4-6 лет 120-300
7-14 лет 500-2000
Игровые комплексы для детей до 14 лет 1200-7000
Спортивные площадки для детей до 17 лет 150-7000
Для взрослых 10-7000

 

Площадки для игр детей на территориях жилого назначения проектируются из нормативного расчета 0,5-0,7 м2 на 1 жителя. Размеры и условия размещения площадок следует проектировать в зависимости от возрастных групп детей и места размещения жилой застройки в городе.Площадки детей дошкольного возраста могут иметь незначительные размеры (50-75 м2), размещаться отдельно или совмещаться с площадками для тихого отдыха взрослых – в этом случае общая площадь площадки должна быть не менее 80 кв. м.Оптимальный размер игровых площадок для детей дошкольного возраста – 70-150 м2, школьного возраста – 100-300 м2, комплексных игровых площадок – 900-1600 м2. Допускается объединение площадок дошкольного возраста с площадками отдыха взрослых (размер площадки – не менее 150 м2). Соседствующие детские и взрослые площадки следует разделять густыми зелеными посадками и (или) декоративными стенками.Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена площадка. Не допускается размещение осветительного оборудования на высоте менее 2,5 м.

 

Площадки для дошкольников.

Площадки для детей в возрасте от 3 до 7 лет – место их первого само­стоятельного знакомства с внешним миром, приобрете­ния в процессе игр определенных знаний и умений, раз­вития творческой выдумки и физических навыков.

В четыре года дети начинают играть в подвижные игры. Они соревнуются в беге, прыжках, бросках. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают обретать спортивный характер. Особое значение подвижные игры имеют для физического воспитания школьников и подростков. Как правило, проводятся они на специальных открытых площадках – тематических или универсальных. Ориентировочные габариты площадок для подвижных игр следующие: русская лапта – 20×60 м; крокет – 5×12 м; мини-футбол – 15×30 м; мини-волейбол – 6×12 м; мини-баскетбол – 12×18 м; мини-гандбол (ручной мяч) – 9×14 м; малый теннис – 10×20 м. Все перечисленные игровые площадки могут быть сгруппированы на одном плацу с твердым естественным покрытием размером 40×80 м. На территории плаца можно играть в самые различные игры – для этого его поверхность размечается цветными полосами.

Необходимы элементы оборудования творчески-игро­вого характера: домики, шалаши, хижины, грибки. Шалаш можно соорудить из длинных тонких шестов или кольев длиной 2,5-3,5 м. Шесты наклонно втыкают в землю по кругу, оставив место для входа, верхние концы связывают. Если оплести стенки шалаша несколькими горизонтальными рядами веревки, то вьющимся однолетникам (душистому горошку, фасоли, ипомее) будет легче взбираться по опоре.

Оборудование для подвижных игр и физического разви­тия: катальные горки, качели, карусели, лианы и стенки для лазания, бумы, различного рода балансиры, рукоходы, сетки, наклонные плоскости, качающиеся мостики, крутящиеся барабаны и т.п. Все эти элементы помогают детям развить физическую силу, пространственное восприятие, координацию движений, чувство ритма и равновесия.

Минимальные расстояния безопасности при размещении игрового оборудовании Качели – не менее 1,5 м в стороны от боковых конструкций качелей и не менее 2,0 м от крайних точек качелей в состоянии наклона. Качалки – не менее 1,0 м в стороны от боковых конструкций качалки и не менее 1,5 м от крайней точки качалки в состоянии наклона. Карусели – не менее 2 м в стороны и не менее 3 м вверх от нижней вращающейся поверхности карусели. Горки – не менее 1 м с обеих сторон горки и 2 м от края ската горки.

Для спокойных игр с игрушками требуется устрой­ство специальных площадок с твердым покрытием, а также небольших теневых навесов или грибков с игро­выми столиками и скамеечками.

Размеры и габариты оборудования должны быть соразмерны возрасту детей данной группы и не привлекать внимания детей старшего возраста.

 

Рис. 4. Детская площадка для дошкольников

Оборудование площадок.

Очень важно, чтобы обору­дование площадок соответствовало возрасту детей, их интересам. Оно должно развивать у ребят любовь к тру­ду, творческую сообразительность, фантазию, силу и лов­кость, вызывать живой интерес к активным играм.

Оборудование площадок должно исключать возмож­ность травматизма детей, но в то же время допустим некоторый риск, развивающий сно­ровку, смелость и находчивость (рис.5).

 

Рис. 5. Детская площадка для дошкольников.

 

В таблице 1 приведен ориентировочный перечень оборудования для каждой возрастной группы, названо типовое оборудование, изготовляемое нашими пред­приятиями и организациями строительной индустрии. Этот краткий перечень при творческом подходе к делу может быть дополнен и другими элементами, которые вызовут у детей интерес.

Таблица 3

Покрытия площадок

Наиболее распространенными и простыми в выполнении являются гравийные и щебе­ночные покрытия площадок (рис. 12).

 

 

 

Рис. 12. Современный опыт благоустройства детских площадок

(варианты покрытий)

 

Выполняются они из слоя гравия или щебня, с тщательным уплотнением этого материала. Толщина слоя – не менее 15 см. Верхний слой покрытия толщиной 2-3 см делается из смеси глины, песка или мелких фракций щебня. Покрытие необходимо тщательно укатать, уплотнить, чтобы дети не могли выкапывать ямки.

 

«Мягкие» виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамеек рекомендуется оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом. При травяном покрытии площадок необходимо предусматривать пешеходные дорожки к оборудованию с твердым или комбинированным видами покрытия. Для сопряжения поверхностей площадки и газона следует применять садовые бортовые камни со скошенными или закругленными краями (рис. 13).

 

Для стока дождевых вод поверхности площадок должныиметь уклон в 1-2 % (то есть 1-2 см на 1 м).

В местах устройства горок для скольжения, лиан и стенок для лазания в целях предохранения детей от ушибов рекомендуется песчаное покрытие толщиной 20–30 см.

Рис. 13. Современный опыт благоустройства детских площадок

 

Для игр детей на площадках с игрушками, а также для возможности игр после дождя и в осенний период целесообразно часть площадки, примерно четверть, ее покрыть бетонными плитками по песчаной подго­товке.

Такие же покрытия из бетонных плиток целесообраз­но выполнить и в местах, где возможно образование углублений, плохо просыхающих после дождя: у каче­лей, каруселей, песочниц, скамеек для отдыха. Рекомен­дуемая ширина покрытия из плиток в этих местах обыч­но 1-1,5 м.

Вместо бетонных плиток для покрытия площадок или отдельных мест можно использовать монолитный бетон. Чтобы оживить однотонные покрытия из бетона и при­дать им живописность, используют различные вставки из цветного бетона или других по фактуре и цвету мате­риалов.

Дорожки для катания на детских машинах, велоси­педах, самокатах желательно выполнить с разноцветным асфальтовым покрытием или из монолитного бетона. Не исключается устройство щебеночных или гравийных дорожек с верх­ним слоем из смеси песка и глины. В настоящее время нередко в качестве покрытия применяются различные искусственные материалы, которые делают игровую зону особенно комфортной.

Озеленение площадок

Детские площадки рекомен­дуется максимально озеленить. Тень от зеленых насаж­дений должна быть легкой, прозрачной.

Для озеленения хорошо использовать клеи, березу, рябину, ясень. Колючие и ядовитые растения для озеле­нения площадок непригодны.

Деревья и кустарники размещают так, чтобы часть площадки находилась в тени, а другая большую часть дня освещалась солнцем. Не рекомендуется сажать у детских площадок высокорастущие деревья по всему периметру площадки. Это ухудшает солнечное облуче­ние и проветривание площадки. Такие посадки могут быть выполнены в сочетании с кустарником только с се­верной стороны или со стороны преобладающего направ­ления холодных ветров.

 

Детские площадки должны быть озеленены посадками деревьев и кустарника, инсолироваться в течение пяти часов светового дня. Деревья с восточной и северной стороны площадки должны высаживаться не ближе 3 м, а с южной и западной – не ближе 1 м от края площадки до оси дерева. Не допускается на площадках дошкольного возраста применение видов растений с колючками. На всех видах детских площадок не допускается применение растений с ядовитыми плодами.

 

Для новых посадок применяют деревья, дающие легкую тень: береза, рябина, ясень. Для затенения используют деревья с плотной кроной: клен остролистный, липа. Из кустарников – кизильник, сирень, спирея японская. Однако посадка их у плескательных бассейнов и песочниц нежелательна, так как падающими листьями они засоряют воду и песок. При озеленении лучше использовать наиболее стой­кие против поломки породы. Оформлять площадки цве­тами не рекомендуется ввиду большого соблазна для детей сорвать их.

Вьющиеся растения можно применять только для озеленения беседок и пергол. Применение решетчатых декоративных стенок в сочетании с вьющимися расте­ниями не разрешается во избежание возможных травм детей.

Для создания живой изгороди, непроницаемой для детей, могут быть взяты кустарники с шипами – шиповник, парковые розы, боярышник. Но со стороны двора желательна посадка кустарников, не имеющих шипов.

Озеленение детских площадок должно быть продума­но таким образом, чтобы оно не только обеспечивало изоляцию от шума, ветра, пыли, но и создавало опре­деленное настроение, притягивало к себе живопис­ностью, уютом, украшало двор (рис. 14).

Рис. 14. Солнечное облучение площадок в течение дня

 

 

Состав проекта.

 

1. Рабочий макет из бумаги или картона с показом рельефа и окружающей застройки (планшет 75×55 см) – М 1:50;

2. Чертеж, включающий следующие проекции (планшет 75×55 см):

 

- генеральный план двора М 1:500, 1:200

- план детской игровой площадки М 1:100, 1:50

- фасады (развертки) детской игровой площадки М 1:100, 1:50

- план игрового элемента М 1:25, 1:50

- фасады игрового элемента М 1:25, 1:50

- разрез игрового элемента (при необходимости) М 1:25, 1:50

- макет детской игровой площадки (на отдельном

планшете) М 1:100, 1:50

 

 

Этапы выполнения проекта.

 

Вводная лекция ______________________________

Клаузура ______________________________

Вариантное проектирование, 1-я процентовка _____________________

Вариантное проектирование, 2-я процентовка _____________________

Эскиз ______________________________

Дни архитектурного проектирования ______________________________

Сдача проекта ______________________________

 

Библиографический список

 

1. Абрамашвили Г.Г., Кириллова И.А. Создание и содержание спортивных газонов: Зарубежный опыт. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 128 с., ил.

2. Агде Г., Нагель А., Рихтер Ю. Проектирование детских игровых площадок: Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1988. – 88 с., ил.

3. Анчеев В.М. Наш двор. – М.: Стройиздат, 1977. – 126 с., ил.

4. Асаченкова Т.М. Детская игровая площадка: Методические указания. – Свердловск: САрхИ, 1977. – 21 с.

5. Балакшина Е.С. Благоустройство территории жилой застройки. – М.: Стройиздат, 1969. – 190 с.

6. Былеева Л., Яковлев В. Подвижные игры. – Изд. 3-е – М.: Физкультура и спорт, 1955. – 190 с., ил.

7. Глезер С.В. Ларчик с играми: Научно-популярная литература – М.: Детская литература, 1975. – 240 с.

8. Голубинский А.П. Площадка для бадминтона. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 12 с.

9. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие / Сост. А.В. Канеман – М.: Просвещение, 1989. – 233 с.

10. Иванова Г.И. Архитектурное проектирование детских игровых площадок: Курс лекций. – М.: Изд-во МАрхИ, 1987. – 48 с., ил.

11. Каневский Е., Переславцев А. Благоустройство городского двора. – М.: Московский рабочий, 1961. – 76 с., ил.

12. Крижановская Н.Я. Детские игровые площадки: Обзор. – М.: ВНИИТЭ, 1976. – 24 с., ил.

13. Ленерт Г., Лакман И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста: Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 214 с., ил.

14. Любимова Г.Н. О формообразовании предметно-пространственной среды для детей / Техническая эстетика, 1976, № 3-4 – С. 1-4

15. Малько И.М. Дворовые и внутриквартальные сады. – Л.-М.: Стройиздат, 1965. - 78 с., ил.

16. Мержанов Б.М. Архитектурный облик жилой застройки. – М.: Стройиздат, 1979. – 159 с.

17. Минский Е. Игровые площадки для детей. – М.: Профиздат, 1969. – 89 с.

18. Охлябин С.Д. Оборудование детских игровых площадок: Обзорная информация. – Выпуск 12 – М.: ВНИИТАГ, 1988. – 28 с., ил.

19. Петровская О.В. Современные детские парки: Обзорная информация (серия «Градостроительство»). – М.: ГК по гражданскому строительству и архитектуре, 1976. – 34 с.

20. Рекомендации по внешнему благоустройству и озеленению городов, включая малые архитектурные формы / ЦНИИПИ по градостроительству. – М.: Стройиздат, 1988. – 47 с., ил.

21. Рязанова Е.В. Сооружения для скейтбординга и катания на роликовых коньках: Обзорная информация (серия «Общественные здания»). – М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1990. – Вып. 3. – 59 с.

22. Свидерский В.М. Планировка и оборудование детских площадок. – Киев: Госстройиздат, 1962. – 55 с., ил.

23. СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. - 56 c.

24. СНиП II-60-75*. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов / Госстрой СССР. – М.: Стройиздат, 1981. – 77 с.

25. Страшнов В.Г. Оформление стадионов и спортивных площадок. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 56 с.

26. Титова Н.П. Малые архитектурные формы в современной жилой застройке: Обзорная информация. – М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1986. – 49 с.

27. Хромов Ю.Б. Планировка и оборудование садов и парков. – Л.: Стройиздат, 1974. – 160 с., ил.

28. Хромов Ю.С. Новое в благоустройстве Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1973. – 128 с., ил.

29. Чхеидзе А.К. Градостроительные и архитектурно-планировочные вопросы формирования и размещения новых типов детских игровых площадок в сложившейся застройке крупнейших городов: Обзорная информация. – М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1984. – Вып. 8 – 30 с.

 

Благоустройство дворовой территории

 

 

Составитель: Е.Н. Поляков

 

Томск – 2007

 

Благоустройство дворовой территории: Методические указания. / Сост. Е.Н. Поляков. – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2007. – 27 с., табл. 3, ил. 14, библ. 29

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.072 с.)