Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И технология неорганических веществ»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра «Безопасность и экология» Руководство по изучению дисциплины
ЭКОЛОГИЯ Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов технических и инженерно-экономических специальностей
Москва Издательство МГОУ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание дисциплины «Экология» («Общие проблемы экологии», «Охрана окружающей природной среды и рациональное природопользование», «Охрана воздушного бассейна», «Экологические проблемы металлургического производства») в московском государственном открытом университете (МГОУ) как и во всех высших учебных заведениях предусмотрено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов Законом установлена обязательность преподавания основ экологических знаний во всех учебных заведениях независимо от их профиля. Программа дисциплины "Экология" составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом "Экология" и примерной программой дисциплины "Экология", рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Целью дисциплины "Экология" является формирование экологического мировоззрения, столь необходимого в период экологического кризиса, формирование личности, которая сумеет последовательно проводить экологическую политику, не давая возобладать сиюминутным экономическим, эгоистическим интересам во вред природной среде и обществу. Задача курса - формирование личности экологически безопасного типа, формирование у будущего специалиста современного представления о биосфере, единстве и ценности всего живого, человеке как части природы, о невозможности выживания человечества без сохранения биосферы и выполнения экологических принципов использования природных ресурсов. В результате изучения дисциплины студент должен не только иметь представление о взаимоотношениях организмов со средой обитания, о структуре биосферы, её эволюции, глобальных проблемах окружающей природной среды, но и уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности с учетом прямых и многочисленных косвенных последствий для биосферы. Студент должен научиться переводить философию выживания в конкретные решения по организации рационального природопользования на предприятии, проведению мониторинга, уметь контролировать осуществление экологических требований и стандартов, осуществлять экологическую паспортизацию предприятий. В условиях формирования нового общества и перехода к рыночной экономике особо важным является умение ориентироваться в механизмах денежных отношений, позволяющих переводить эти отношения в экологическую плоскость. В связи с этим будущий специалист должен научиться самостоятельно выполнять необходимые расчеты платежей за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду, оценивать экономический ущерб от загрязнения той или иной территории, определять экономический эффект от затрат на природоохранные мероприятия и научиться делать выбор наиболее экономичных экологических проектов. В соответствии с учебным планом каждый студент должен подготовить доклад (реферат) на одну из предложенных преподавателем тем, а также выполнить контрольную работу по курсу "Экология". Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и расчетной. Теоретическая часть включает в себя три вопроса, на которые студент должен дать письменные ответы. Практическая часть заключается в решении двух или трех задач (первая задача – по атмосфере, гидросфере или литосфере), вторая и третья - по общей экологии. Таким образом, контрольная работа, охватывающая весь курс «Экологии», является промежуточным контролем знаний студента, закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные на лекциях и на основе самостоятельного изучения литературы. Работа выполняется в тетрадке или на листах формата А4, страницы которых имеют сплошную нумерацию. На лицевой стороне обложки должны быть указаны: название кафедры, дисциплины, название работы, факультет, курс, группа, фамилия, инициалы и шифр студента и вариант, а также фамилия проверяющего преподавателя. В конце текста ставится подпись студента и дата выполнения работы. Все ответы на вопросы и решения задач следует сопровождать ссылками на источник из списка литературы, который приводится в конце работы, а также при необходимости на нормативный документ или законодательный акт. Необходимо текст дополнять рисунками, эскизами (схемами). Решения задач должны сопровождаться пояснениями и выводами. Вычисления и расчеты должны предваряться формулами с расшифровкой принятых обозначений. Работа, выполненная небрежно, неграмотно, неразборчиво или же не по своему варианту заданий, к рецензированию не принимается и возвращается обратно студенту. Зачтенная контрольная работа с обязательными ответами на замечания рецензента (если они имеются) является допуском к зачету или экзамену по экологии. Индивидуальные задания на контрольную работу выдает преподаватель с отметкой в своем журнале или же студент сам выполняет по варианту, номер которого совпадает с двумя последними цифрами учебного шифра студента. Особое внимание необходимо уделить выполнению расчетной части контрольной работы, так как аналогичные расчеты будут в дипломной работе при написании главы «Безопасность и экологичность проектных решений».
Введение в экологию Понятие об экологии. Краткая история экологического знания. Становление экологии. Экология популяций (демэкология). Экология сообществ (синэкология). Экология человека, или социальная экология. Экологизация современной науки. Биосфера как объект экологии. Биосфера Земля во Вселенной. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Геосферные оболочки Земли. Понятие о биосфере. История развития знаний о биосфере. Основоположники учения о биосфере и ее эволюции. Научное значение теории В.И. Вернадского о биосфере. Строение, границы биосферы. Представление о биосфере как о целостной динамической системе. Экосистема (биогеоценоз) как элементарное звено биосферы. Объекты и характеристика экосистем, их структура. Продуктивность экосистем. Гомеостаз экосистем. Сукцессия. Жизнь как термодинамический процесс. Понятие о популяции: динамика, рост, кривые выживания. Взаимоотношения организмов и среды обитания Трансформация веществ и энергий в экосистеме. Пищевые (трофические) цепи в экосистеме и их виды, трофические уровни. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы. Взаимоотношения между организмами. Экологические пирамиды. Биотические и абиотические экологические факторы. Закон минимума Либиха. Закон лимитирующих факторов Шелфорда. Экологическая ниша. Живые организмы – индикаторы качества природной среды. Биогеофизический круговорот веществ в биосфере. Роль живых организмов в круговороте элементов в биосфере. Круговороты кислорода и углерода, фотосинтезирующие организмы; круговорот азота, азотофиксирующие организмы; круговорот фосфора; к5руговорот серы; круговорот воды. Биосфера и человек 4.1. Глобальные проблемы окружающей среды Развитие взаимоотношений человека с окружающей средой. История развития взаимоотношений. Экологические, демографические и социальные аспекты взаимоотношений. Значение научно-технического прогресса в развитии взаимоотношений. Загрязнение атмосферы. Источники и масштабы загрязнения. Кислотные дожди: глобальный характер явления; природа и источники возникновения; экологическая опасность. Нарушение озонного экрана: понятие об озоносфере; роль озонного экрана в жизнедеятельности на Земле; причины разрушения озонного экрана; пути восстановления целостности озоносферы. Изменение климата на Земле: доминирующая теория и альтернативные взгляды: альтернативные мнения о последствиях изменения климата в России. Рассеяние токсичных выбросов в атмосфере. Методы расчета. Загрязнение гидросферы и истощение водных ресурсов. Значение воды на Земле. Источники, масштабы и последствия загрязнения поверхностных вод. Загрязнение Мирового океана. Загрязнение подземных вод. Проблема водопотребления на Земле. Методы расчета ПДС сточных вод. Загрязнение литосферы и истощение земных ресурсов. Истощение недр. Источники, масштабы и последствия загрязнения литосферы. Истощение и деградация почв. Уничтожение лесов на Земле. Последствия гибели лесов на Земле. Причины гибели лесов в странах с тропическим и умеренным климатом. Скорость и масштабы потерь лесного покрова Земли. Значение лесов в сохранении жизни на планете. Сокращение видового разнообразия живых форм на Земле. Скорость и причины сокращения; значение видового разнообразия растительного и животного мира в сохранении жизни на Земле. Экологические проблемы урбанизации. Особенности современной урбанизации; экологические проблемы большого города; экологическое воздействие городов на окружающую среду. Глобальное значение проблемы накопления городских отходов и пути ее решения.
4.2. Зоны экологического бедствия как результат нерационального природопользования Характеристика зон экологического бедствия в России и на территориях, отнесенных к ним. Зоны аварии на Чернобыльской АЭС. Значение чернобыльской катастрофы; особенности радиоактивного загрязнения территорий; экологические последствия радиационного воздействия на природные экосистемы, сельскохозяйственные растения и животных; медико-экологические аспекты экологического бедствия. Кузбасс. Экологические и медико-демографические аспекты эко-логического бедствия. Аральское море. Причины и экологические последствия гибели Аральского моря; медико-демографические аспекты экологического бедствия; критическая оценка теорий по спасению Аральского моря. Степные районы Калмыкии. Причины и масштабы опустынивания территории; природный и медико-демографические аспекты экологического бедствия; критическая оценка проекта канала «Волга –Чограй». Каспийское море. Эколого-климатическое значение моря; альтернативные взгляды на причины возникновения экологических проблем в Прикаспийском регионе; экологические бедствия, их характеристики и медико-демографические аспекты; попытки управления экологической ситуацией в Прикаспийском регионе и их критическая оценка. Байкал. Реликтовое значение озера: причины, масштабы и характеристика экологического бедствия в регионе; защита Байкала: общественное движение; практическая реализация научных разработок по экологической защите озера и окружающей его природной среды. Морские акватории. Причины загрязнения, определившего чрезвычайную экологическую ситуацию в акваториях: радиоактивность вод Баренцева и Карибского морей; сероводородное загрязнение Черного моря; химическое и бактериологическое загрязнение Азовского моря. Кольский полуостров. Причины и выраженность деградации флоры и фауны в регионе медно-никелевых комбинатов; характер и уровни заболеваемости населения городов Кольский; субарктики в сопоставлении с заболеваемостью в других городах Российской Федерации. Полуостров Ямал. Причины и масштабы экологических последствий освоения газовых месторождений на Ямале; медико-демографические аспекты проблемы; прогностические оценки экологической ситуации на полуострове. Урал. Причина загрязнения Уральского региона. Причины и масштабы радиоактивного загрязнения южных территорий Урала. Кыштымская ядерная катастрофа: экологические и медико-демографические последствия. Прогностическая оценка чрезвычайной экологической ситуации в Южно-Уральском регионе. Реки России. Загрязнение рек: причины, масштабы и экологическое состояние больших и малых рек РФ; экологическое состояние Волги. Проблемы водоснабжения в России: водные ресурсы страны и их распределение; характеристика источников питьевого водоснабжения основных промышленных и сельскохозяйственных регионов. Ладожское озеро. Источники, масштабы и последствия антропогенного загрязнения озера.
4.3. Экология и здоровье человека. Экология человека. Человек как биологический вид. Среда обитания человека. Биологические потребности человека. Факторы, лимитирующие развитие человечества. Экологические факторы и здоровье человека. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Влияние антропогенных загрязнений атмосферного воздуха на состояние здоровья человека. Загрязнение воды как фактор ухудшения здоровья населения. Проблемы питания и производства продовольствия. Витамины и микроэлементы. Чужеродные вещества в продуктах питания человека. Пестициды. Пищевые добавки с индексом «Е». Генно-модифицированные компоненты (ГМК). Трансгенные продукты. Экологическая опасность на улице и в квартире. Создание благоприятного микроклимата жилого помещения. Гигиеническое нормирование воздействия на людей химических веществ, содержащихся в атмосферном воздухе населенных мест, водной среде, почве и продуктах питания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.42 (0.007 с.) |