Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов технических и инженерно-экономических специальностей
Москва
Издательство МГОУ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины «Экология» («Общие проблемы экологии», «Охрана окружающей природной среды и рациональное природопользование», «Охрана воздушного бассейна», «Экологические проблемы металлургического производства») в московском государственном открытом университете (МГОУ) как и во всех высших учебных заведениях предусмотрено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов Законом установлена обязательность преподавания основ экологических знаний во всех учебных заведениях независимо от их профиля.
Программа дисциплины "Экология" составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом "Экология" и примерной программой дисциплины "Экология", рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Целью дисциплины "Экология" является формирование экологического мировоззрения, столь необходимого в период экологического кризиса, формирование личности, которая сумеет последовательно проводить экологическую политику, не давая возобладать сиюминутным экономическим, эгоистическим интересам во вред природной среде и обществу.
Задача курса - формирование личности экологически безопасного типа, формирование у будущего специалиста современного представления о биосфере, единстве и ценности всего живого, человеке как части природы, о невозможности выживания человечества без сохранения биосферы и выполнения экологических принципов использования природных ресурсов.
В результате изучения дисциплины студент должен не только иметь представление о взаимоотношениях организмов со средой обитания, о структуре биосферы, её эволюции, глобальных проблемах окружающей природной среды, но и уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности с учетом прямых и многочисленных косвенных последствий для биосферы.
Студент должен научиться переводить философию выживания в конкретные решения по организации рационального природопользования на предприятии, проведению мониторинга, уметь контролировать осуществление экологических требований и стандартов, осуществлять экологическую паспортизацию предприятий.
В условиях формирования нового общества и перехода к рыночной экономике особо важным является умение ориентироваться в механизмах денежных отношений, позволяющих переводить эти отношения в экологическую плоскость. В связи с этим будущий специалист должен научиться самостоятельно выполнять необходимые расчеты платежей за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду, оценивать экономический ущерб от загрязнения той или иной территории, определять экономический эффект от затрат на природоохранные мероприятия и научиться делать выбор наиболее экономичных экологических проектов.
В соответствии с учебным планом каждый студент должен подготовить доклад (реферат) на одну из предложенных преподавателем тем, а также выполнить контрольную работу по курсу "Экология".
Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и расчетной. Теоретическая часть включает в себя три вопроса, на которые студент должен дать письменные ответы. Практическая часть заключается в решении двух или трех задач (первая задача – по атмосфере, гидросфере или литосфере), вторая и третья - по общей экологии. Таким образом, контрольная работа, охватывающая весь курс «Экологии», является промежуточным контролем знаний студента, закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные на лекциях и на основе самостоятельного изучения литературы.
Работа выполняется в тетрадке или на листах формата А4, страницы которых имеют сплошную нумерацию. На лицевой стороне обложки должны быть указаны: название кафедры, дисциплины, название работы, факультет, курс, группа, фамилия, инициалы и шифр студента и вариант, а также фамилия проверяющего преподавателя. В конце текста ставится подпись студента и дата выполнения работы.
Все ответы на вопросы и решения задач следует сопровождать ссылками на источник из списка литературы, который приводится в конце работы, а также при необходимости на нормативный документ или законодательный акт. Необходимо текст дополнять рисунками, эскизами (схемами).
Решения задач должны сопровождаться пояснениями и выводами. Вычисления и расчеты должны предваряться формулами с расшифровкой принятых обозначений.
Работа, выполненная небрежно, неграмотно, неразборчиво или же не по своему варианту заданий, к рецензированию не принимается и возвращается обратно студенту.
Зачтенная контрольная работа с обязательными ответами на замечания рецензента (если они имеются) является допуском к зачету или экзамену по экологии.
Индивидуальные задания на контрольную работу выдает преподаватель с отметкой в своем журнале или же студент сам выполняет по варианту, номер которого совпадает с двумя последними цифрами учебного шифра студента.
Особое внимание необходимо уделить выполнению расчетной части контрольной работы, так как аналогичные расчеты будут в дипломной работе при написании главы «Безопасность и экологичность проектных решений».
Введение в экологию
Понятие об экологии. Краткая история экологического знания. Становление экологии. Экология популяций (демэкология). Экология сообществ (синэкология). Экология человека, или социальная экология. Экологизация современной науки. Биосфера как объект экологии.
Биосфера
Земля во Вселенной. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Геосферные оболочки Земли.
Понятие о биосфере. История развития знаний о биосфере. Основоположники учения о биосфере и ее эволюции. Научное значение теории В.И. Вернадского о биосфере. Строение, границы биосферы. Представление о биосфере как о целостной динамической системе.
Экосистема (биогеоценоз) как элементарное звено биосферы. Объекты и характеристика экосистем, их структура. Продуктивность экосистем. Гомеостаз экосистем. Сукцессия. Жизнь как термодинамический процесс. Понятие о популяции: динамика, рост, кривые выживания.
Взаимоотношения организмов и среды обитания
Трансформация веществ и энергий в экосистеме. Пищевые (трофические) цепи в экосистеме и их виды, трофические уровни. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы. Взаимоотношения между организмами. Экологические пирамиды.
Биотические и абиотические экологические факторы. Закон минимума Либиха. Закон лимитирующих факторов Шелфорда. Экологическая ниша. Живые организмы – индикаторы качества природной среды.
Биогеофизический круговорот веществ в биосфере. Роль живых организмов в круговороте элементов в биосфере. Круговороты кислорода и углерода, фотосинтезирующие организмы; круговорот азота, азотофиксирующие организмы; круговорот фосфора; к5руговорот серы; круговорот воды.
Биосфера и человек
4.1. Глобальные проблемы окружающей среды
Развитие взаимоотношений человека с окружающей средой. История развития взаимоотношений. Экологические, демографические и социальные аспекты взаимоотношений. Значение научно-технического прогресса в развитии взаимоотношений.
Загрязнение атмосферы. Источники и масштабы загрязнения. Кислотные дожди: глобальный характер явления; природа и источники возникновения; экологическая опасность. Нарушение озонного экрана: понятие об озоносфере; роль озонного экрана в жизнедеятельности на Земле; причины разрушения озонного экрана; пути восстановления целостности озоносферы. Изменение климата на Земле: доминирующая теория и альтернативные взгляды: альтернативные мнения о последствиях изменения климата в России.
Рассеяние токсичных выбросов в атмосфере. Методы расчета.
Загрязнение гидросферы и истощение водных ресурсов. Значение воды на Земле. Источники, масштабы и последствия загрязнения поверхностных вод. Загрязнение Мирового океана. Загрязнение подземных вод. Проблема водопотребления на Земле. Методы расчета ПДС сточных вод.
Загрязнение литосферы и истощение земных ресурсов. Истощение недр. Источники, масштабы и последствия загрязнения литосферы. Истощение и деградация почв.
Уничтожение лесов на Земле. Последствия гибели лесов на Земле. Причины гибели лесов в странах с тропическим и умеренным климатом. Скорость и масштабы потерь лесного покрова Земли. Значение лесов в сохранении жизни на планете.
Сокращение видового разнообразия живых форм на Земле. Скорость и причины сокращения; значение видового разнообразия растительного и животного мира в сохранении жизни на Земле.
Экологические проблемы урбанизации. Особенности современной урбанизации; экологические проблемы большого города; экологическое воздействие городов на окружающую среду. Глобальное значение проблемы накопления городских отходов и пути ее решения.
4.2. Зоны экологического бедствия как результат нерационального природопользования
Характеристика зон экологического бедствия в России и на территориях, отнесенных к ним.
Зоны аварии на Чернобыльской АЭС. Значение чернобыльской катастрофы; особенности радиоактивного загрязнения территорий; экологические последствия радиационного воздействия на природные экосистемы, сельскохозяйственные растения и животных; медико-экологические аспекты экологического бедствия.
Кузбасс. Экологические и медико-демографические аспекты эко-логического бедствия.
Аральское море. Причины и экологические последствия гибели Аральского моря; медико-демографические аспекты экологического бедствия; критическая оценка теорий по спасению Аральского моря.
Степные районы Калмыкии. Причины и масштабы опустынивания территории; природный и медико-демографические аспекты экологического бедствия; критическая оценка проекта канала «Волга –Чограй».
Каспийское море. Эколого-климатическое значение моря; альтернативные взгляды на причины возникновения экологических проблем в Прикаспийском регионе; экологические бедствия, их характеристики и медико-демографические аспекты; попытки управления экологической ситуацией в Прикаспийском регионе и их критическая оценка.
Байкал. Реликтовое значение озера: причины, масштабы и характеристика экологического бедствия в регионе; защита Байкала: общественное движение; практическая реализация научных разработок по экологической защите озера и окружающей его природной среды.
Морские акватории. Причины загрязнения, определившего чрезвычайную экологическую ситуацию в акваториях: радиоактивность вод Баренцева и Карибского морей; сероводородное загрязнение Черного моря; химическое и бактериологическое загрязнение Азовского моря.
Кольский полуостров. Причины и выраженность деградации флоры и фауны в регионе медно-никелевых комбинатов; характер и уровни заболеваемости населения городов Кольский; субарктики в сопоставлении с заболеваемостью в других городах Российской Федерации.
Полуостров Ямал. Причины и масштабы экологических последствий освоения газовых месторождений на Ямале; медико-демографические аспекты проблемы; прогностические оценки экологической ситуации на полуострове.
Урал. Причина загрязнения Уральского региона. Причины и масштабы радиоактивного загрязнения южных территорий Урала. Кыштымская ядерная катастрофа: экологические и медико-демографические последствия. Прогностическая оценка чрезвычайной экологической ситуации в Южно-Уральском регионе.
Реки России. Загрязнение рек: причины, масштабы и экологическое состояние больших и малых рек РФ; экологическое состояние Волги. Проблемы водоснабжения в России: водные ресурсы страны и их распределение; характеристика источников питьевого водоснабжения основных промышленных и сельскохозяйственных регионов.
Ладожское озеро. Источники, масштабы и последствия антропогенного загрязнения озера.
4.3. Экология и здоровье человека.
Экология человека. Человек как биологический вид. Среда обитания человека. Биологические потребности человека. Факторы, лимитирующие развитие человечества.
Экологические факторы и здоровье человека. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Влияние антропогенных загрязнений атмосферного воздуха на состояние здоровья человека. Загрязнение воды как фактор ухудшения здоровья населения.
Проблемы питания и производства продовольствия. Витамины и микроэлементы. Чужеродные вещества в продуктах питания человека. Пестициды. Пищевые добавки с индексом «Е». Генно-модифицированные компоненты (ГМК). Трансгенные продукты.
Экологическая опасность на улице и в квартире. Создание благоприятного микроклимата жилого помещения.
Гигиеническое нормирование воздействия на людей химических веществ, содержащихся в атмосферном воздухе населенных мест, водной среде, почве и продуктах питания.
Варианты заданий
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.
Приведите основополагающую причину, определяющую предкризисное состояние планеты Земля. Определите понятие техносферы и перечислите причины образования техносферы.
2.
Постройте графически рост народонаселения Земли и объясните точку резкого перегиба кривой в 80-е годы 20-го века.
3.
Определите понятие экосистемы и приведите примеры двух разных по размеру экосистем.
4.
Определите понятие «урбанизация» и представьте в виде кривых процесс урбанизации в развитых и развивающихся странах в период 1970…2007 г.г.
5.
Во сколько раз уровень энергопотребления в 1970 и 2000 годах превысил уровень энергопотребления в 1950 году? Какую экологическую опасность это представляет в региональном и глобальном масштабах?
6.
Определите понятие «биосфера». Какие лимитирующие факторы определяют область жизни на Земле?
7.
О чем гласит закон минимума Либиха? Как этот закон можно применить по отношению к человеку?
8.
Представьте графически закон толерантности Шелфорда. Обозначьте в точках минимума и максимума лимитирующие факторы жизни на Земле.
9.
Почему на Земле при конкретном и ограниченном количестве необходимых для жизни веществ и химических элементов, запасы их до сих пор не исчерпались, и жизнь не прекратилась? Назовите движущую силу круговорота веществ в природе и представьте ее графически на примере пищевых цепей.
10.
Обозначьте цепочки короткого и длинного циклов круговорота воды в природе. Какая продолжительность водообмена в человеке? Назовите объект с наиболее продолжительным по времени круговоротом. Какова его продолжительность?
11.
Представьте три цепочки круговорота углерода в природе. Укажите длительность каждого из них.
12.
В каком виде углерод, находящийся в атмосфере, вступает в круговорот? Каким образом он поступает в растения и какие превращения он там претерпевает? Каким образом он попадает в почву и что с ним там происходит? Какие химические соединения образуются с углеродом в почве и куда затем они поступают?
13.
Опишите большой геологический круговорот углерода в природе. Какова продолжительность этого круговорота? Почему происходит накопление углекислого газа в атмосфере в результате антропогенного нарушения круговорота углерода в природе?
14.
Объясните выражение «уход углерода в геологию» в процессе круговорота углерода в природе. Каким образом в этом случае может произойти освобождение углерода?
15.
Обозначьте рост количества углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет. Где происходят локальные накопления углекислого газа? Какие последствия можно ожидать в результате происходящего нарастания углеродосодержащих газов в атмосфере?
16.
Представьте цепочку круговорота атмосферного азота в природе. Какую роль играют азотфиксаторы и денитрификаторы в круговороте азота?
17.
Назовите причины нарушения круговорота азота в природе. Представьте цепочку круговорота азота, попадающего в океан со стоками вод с континента.
18.
Представьте цепочку круговорота азота в природе с участием аммонификаторов.
19.
Опишите круговорот фосфора в природе. Какая фаза в этом круговороте отсутствует?
20.
Где депонируется фосфор в процессе круговорота и, каким образом он снова включается в круговорот? Обеспечивается ли при этом равновесное содержание фосфора в водной среде и на суше?
21.
Назовите движущую силу и ее представителей в любом круговороте веществ в природе. Определите роль каждого представителя.
22.
Представьте схему пищевого взаимоотношения живых организмов. Приведите пример пищевой цепи с участием человека. Какое место в пищевых взаимоотношениях он занимает?
23.
Объясните суть закона пирамиды энергий Линдермана. Можно ли говорить о круговороте энергии в биоценозе?
24.
Кто из русских ученых разработал учение о биосфере? Как, согласно этому учению, можно определить термин «биосфера»? Определите основополагающее звено в концепции этого ученого о биосфере?
25.
Определите понятие «живое вещество» согласно учению Вернадского о биосфере. Перечислите представителей живого вещества в порядке усложнения видовых формаций
26.
Назовите ученого, выдвинувшего гипотезу о ноосфере. Дайте объяснение этому понятию. Как в эпоху ноосферы, на Ваш взгляд, должна решаться проблема природопользования?
27.
Какая формация, согласно учению Вернадского, образовала на Земле сферу жизни? Как сосуществует эта формация с косным веществом?
28.
Определите, согласно учению Вернадского понятие «косного вещества». В совокупности, с какой формацией «косное вещество» сосуществует в биосфере? В чем проявляется это сосуществование?
29.
Назовите признаки загрязнения водного объекта. Перечислите основные вредные вещества, попадающие в водоем со стоками промышленных предприятий. Какую опасность для человека представляет потребление рыбы, загрязненной кадмием.
30.
Назовите технологические процессы, загрязняющие сточные воды предприятия такими элементами, как кадмий, цинк, свинец, медь. Приведите для этих элементов значения ПДК в водоемах хозяйственно-питьевого использования. В каком соединении ртуть особо опасна для человека.
31.
Какие органические и минеральные соединения попадают в водоемы вместе со стоками сельского хозяйства? Какие явления развиваются в водоемах в результате загрязнения биогенными элементами? Определите термин «эвтрофикация водоема» и укажите причину гибели рыбы в эвтрофных водоемах.
32.
Перечислите 10 источников загрязнения Мирового океана нефтью и укажите два из них наиболее мощных источников загрязнения, объемы сбросов которых составляют в сумме примерно 60%. Какое количество нефти ежегодно поступает в Мировой океан?
33.
Где и с какой целью используются пестициды? Как они попадают в водные объекты и почему представляют большую опасность для животного и растительного мира водоемов?
34.
Какие химические соединения образуют кислотные осадки? Где формируются кислотные осадки? Напишите уравнение, показывающее процесс образования этих осадков. Для каких водоемом кислотные осадки представляют наибольшую опасность?
35.
Какие процессы происходят в водоемах в результате поступления в них кислотных осадков? Назовите страны, в которых проблема закисления водоемов наиболее актуальна? Почему в Канаде последствия закисления водоемов назвали «экологической трагедией»? Укажите источник поступления кислотных осадков в Канаду.
36.
Назовите наиболее загрязненные моря и реки на Земле. Во сколько раз концентрация токсичных веществ в указанных реках превышает ПДК? Во сколько раз концентрация ядохимикатов в водоемах, принимающих стоки вод с обрабатываемых ими рисовых плантаций, превышает ПДК?
37.
Определите термин «грунтовые воды». Перечислите основные источники загрязнения грунтовых вод. Почему ядохимикаты, попадающие в организм человека с водой, представляют для него особую опасность?
38.
Назовите три основных источника техногенного загрязнения атмосферы. В каких объемах, в промышленно развитых странах поступают в атмосферу выбросы вредных веществ? Какие факторы влияют на качественные и количественные особенности загрязнения атмосферы городов и промышленных центров?
39.
Какие основные химические соединения содержатся в пылегазовых выбросах, поступающих в атмосферу из различных источников? Приведите химические символы этих соединений. Какая отрасль промышленности в наибольшей степени загрязняет г. Магнитогорск? Какие вещества являются определяющими в загрязнении этого города? Чем опасен для человека бенз(а) пирен?
40.
Какие заболевания населения в г. Липецке стали приоритетными в связи с высокими концентрациями вредных веществ в атмосфере? Во сколько раз заболевания органов дыхания у взрослого населения г. Липецка превышают средние показатели таких заболеваний по стране?
41.
Какие вредные вещества определяют уровень загрязнения атмосферы в г. Москве? Какие источники поставляют в атмосферу г. Москвы эти вещества? Какие действия на организм человека оказывает диоксид азота?
42.
Перечислите основные вредные примеси, поступающие в атмосферу Земли. Какое соединение занимает приоритетное место в этих примесях? В каком количестве это соединение ежегодно поступает в атмосферу? Какие глобальные последствия на Земле связаны с выбросами этого соединения в атмосферу Земли?
43.
В каких странах атмосферный воздух в столицах считается сильно загрязненным? Приведите механизм образования фотохимического смога. В каком городе он является причиной тяжелого отравления жителей?
44.
Перечислите антропогенные виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на литосферу. Какие отходы в наибольших количествах поступают в литосферу? Раскройте термин «отходы».
45.
Почему происходит прогрессирующее исчерпание ряда видов сырья и топлива и накопление твердых отходов? Какой вид твердых отходов машиностроительных предприятий занимает по количеству поступающих в окружающую среду вредных веществ первое место?
46.
Какую экологическую опасность представляют разливы нефти на поверхности суши? Какую опасность для человека могут представлять биоценозы, оказавшиеся в зоне разлива нефти? Раскройте термины «биогеоценоз» и «биоценоз».
47.
Чем опасны попавшие в почву радионуклиды для отдельных живых организмов, включая человека, и для популяций в целом? Раскройте термин «популяция».
48.
Какие факторы определяют скорость миграции радиоактивных веществ в почвах? Почему на территориях, загрязненных в результате чернобыльской аварии, уделяют особое внимание миграции радиоактивного стронция и радиоактивного цезия?
49.
Объясните термин «тяжелые металлы». Какие элементы относятся к тяжелым металлам? Перечислите источники их поступления в почву. К какому классу веществ по физиологическому действию на организм человека они относятся?
50.
Раскройте термин «пестициды». При каких хозяйственных операциях пестициды могут загрязнять почву на больших территориях? Почему возникают сложные экологические проблемы при использовании пестицидов?
51.
Какая группа опасных отходов по темпам роста превосходит другие аналогичные группы? Какая страна имеет наибольшее количество опасных отходов? Укажите масштабы образования опасных отходов к концу 80-годов в мире (в целом), в США, СССР и в ряде других стран Европы.
52.
Укажите отрасль производства, оказывающую наиболее масштабное воздействие на литосферу. Какие негативные экологические и другие воздействия оказывает эта отрасль производства?
53.
Как называется область активной жизни на Земле? Какие структурные единицы она включает? Определите их границы.
54.
Назовите виды эрозии почв и их причины. Укажите масштабы ежегодных потерь почвенного материала в результате водных эрозий. На каких континентах Земли эрозионные процессы затронули наибольшие площади?
55.
Обозначьте в процентном соотношении причины процессов деградации почв. Также в процентных долях обозначьте виды и степени процессов деградации почв.
56.
Что такое «озоносфера», где она расположена и как образовалась? Какую роль играет озоносфера в сохранении жизни на Земле? Почему с конца 70-х гг. прошедшего столетия состояние озоносферы привлекло внимание ученых всего мира?
57.
Какое воздействие на человека, флору и фауну может оказать биологически активное УФ-Б излучение при прогрессирующем разрушении озоносферы? Какое значение в сохранении жизни на Земле имеет фитопланктон? Приведите его строение.
58.
Назовите доминирующий взгляд на причину разрушения озоносферы. Приведите синонимы хлорфторуглеродов (ХФУ). Какой химический элемент разрушает озон в наибольшей степени? Какое решение было внесено в Международный Монреальский протокол 1.01.89 г. о защите озонного слоя?
59.
Где применяются хлорфторуглероды (ХФУ)? Какой синоним ХФУ употребляется наиболее часто? Какая глобальная проблема возникла в связи с широким использованием ХФУ? В течение, какого промежутка времени попавшие в атмосферу ХФУ сохраняют свою активность?
60.
Что такое озон и как он образуется в стратосфере? Приведите различные гипотезы о причинах разрушения озона в стратосфере.
61.
Почему при повышении кислотности вод водоема при выпадении «кислотных дождей» происходит гибель его обитателей?
62.
Какие химические элементы, находящиеся в воде, приобретают в кислой среде высокую токсичность?
63.
Назовите два механизма гибели лесов в результате выпадения «кислотных дождей». В каких странах Европы доля деградированных лесов от кислотных дождей наибольшая?
64.
Объясните механизм развития «парникового эффекта». Назовите «парниковые газы». С каким явлением подавляющее большинство ученых связывают ожидание потепления климата на Земле? На какую величину с середины ХIХ в. повысилась средняя температура на Земле?
65.
Какому газу среди «парниковых газов», отводится ведущее значение в развитии процессов потепления климата на Земле? Назовите источники выброса СО2 в атмосферу. На какую величину за прошедшее столетие увеличилось содержание СО2 в атмосфере?
66.
Какое решение было принято на Международной Конференции в Киото (1997 год) в отношении выброса в атмосферу «парниковых газов»? Какое требование и по какой причине выдвинули южно азиатские страны в отношении «парниковых газов»?
67.
Какие последствия предвидят ученые в связи с потеплением климата на Земле? Изложите суть альтернативных теорий о грядущих изменениях климата на Земле.
68.
Какие факторы формируют экологическую обстановку в современных городах? Какие экологические проблемы создает городской автомобильный транспорт? Укажите на особенности выбросов вредных веществ легковыми и грузовыми автомобилями.
69.
Укажите, какие вредные вещества загрязняют городские водоемы. Объясните опасность загрязнения городских водоемов детергентами (ПАВ). С какими сбросами они поступают в водоемы?
70.
Почему практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов? Укажите примерную величину объема воды, покрывающую потребность современного города с миллионным населением. Какие источники водоснабжения приходится использовать в крупных городах для покрытия потребностей населения?
71.
Назовите причины количественных и качественных изменений вод в городских водоемах. Какие причины лежат в основе изменений естественного водного режима на городских территориях?
72.
Назовите источники загрязнения почв в современных городах. Объясните защитную роль почвы по отношению к токсикантам. Определите термин «токсиканты». Какие факторы влияют на загрязнения городских почв? Раскройте термин «деградация почвы».
73.
Какие негативные факторы влияют на несущую способность грунта в городской среде? Какое воздействие эти факторы оказывают на городскую почву и какие явления в результате этого возникают? Почему в городах происходит поднятие уровня грунтовых вод и к каким последствиям это приводит?
74.
Охарактеризуйте современные городские свалки по следующим позициям: - масштабность и динамика развития; - народно-хозяйственный ущерб; - химический состав продуктов распада отходов; - участие в усилении «парникового эффекта»; - причины взрывопожароопасности; - экологическое воздействие на окружающую среду.
75.
Глобальность проблемы городских свалок. Методы обеззараживания и ликвидации свалок. Метод пиролиза в ликвидации свалок: суть и оценка.
76.
Специфика экологических проблем в пределах современного города. Особенности воздействия на население городского автомобильного транспорта.
77.
Перечислите факторы, негативно влияющие на здоровье населения современных городов. Особенности заболеваний городского населения.
78.
Какие показатели используют для характеристики качества воды в водоемах после сброса в них сточных вод? Для каких объектов устанавливают предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ в водоем и где они определяются?
79.
Определите понятие «предельно допустимые сбросы» (ПДС) веществ в водные объекты. Как рассчитывают ПДС? Какому условию должны удовлетворять концентрации нескольких вредных веществ, обладающих однонаправленным действием, при одновременном их присутствии в водном объекте? Приведите уравнение.
80.
Как нормируют содержание вредных веществ в атмосферном воздухе? Какие ответные реакции организма человека на действие вредных веществ и какие временные факторы положены в основу нормативов «максимальная разовая предельно допустимая концентрация (ПДК мр) и предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКсс)?
81.
Определите понятие «предельно допустимый» выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух. Какие источники загрязнения атмосферы учитывают при установлении ПДВ?
82.
Определите норматив «предельно допустимые концентрации вредных веществ в почве (ПДК, мг/кг). Для каких веществ установлены эти нормативы. Из какого расчета исходят специалисты при установлении этого норматива? Какую цель преследовали специалисты при установлении этого норматива?
83.
Какие два фундаментальных положения позволяют говорить о возникновении Аральской катастрофы? Что собой представляет в настоящее время Аральское море?
84.
Назовите основную причину гибели Аральского моря. Что происходит в Приаральском регионе?
85.
Какие проекты рассматривали по спасению Аральского моря? Почему не были реализованы эти проекты?
86.
Какой регион Калмыкии отнесен к зоне экологического неблагополучия? По какой причине возникла эта ситуация?
87.
Какие процессы происходят на Черных землях Калмыкии? К какой категории экологического неблагополучия отнесена зона Черных земель в Калмыкии?
88.
Перечислите категории зон экологического неблагополучия в России. К какой категории отнесена зона Арала и Приаралья?
89.
К какой зоне экологического неблагополучия отнесен Кузбасс? По каким критериям причислен Кузбасс к этой зоне?
90.
Назовите факторы, сформировавшие Кузбасс как зону экологического неблагополучия. В каком городе Кузбасса экологические показатели наиболее неблагополучные?
91.
Что собой представляло радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве на ЧАЭС? Какие регионы пострадали в результате взрыва на ЧАЭС?
92.
Какие области России оказались в сфере влияния радиоактивного облака, образовавшегося при взрыве на ЧАЭС? Какая область РФ пострадала от взрыва в наибольшей степени?
93.
Какими критериями руководствовались при решении об эвакуации населения с территорий, пострадавших в результате взрыва на ЧАЭС? По какому критерию была определена «зона отчуждения»?
94.
Какой радионуклид представлял наибольшую опасность возникновения отдаленных последствий облучения населения в первые дни после взрыва на ЧАЭС? В каком органе депонируется этот радионуклид и какими путями он туда попал?
95.
Какие радионуклиды находятся в сфере пристального внимания в отдаленные сроки после взрыва на ЧАЭС? Где сосредоточены сейчас эти радионуклиды и какую опасность они могут представлять для населения?
96.
Как пострадали флора и фауна в результате взрыва на ЧАЭС? Как поступили с лесными массивами, оказавшимися в зоне влияния взрыва на ЧАЭС?
97.
Какие меры защиты от радиационного воздействия были предприняты в отношении населения, оставшегося жить на загрязненных территориях после взрыва на ЧАЭС? Как оценивается здоровье населения, пострадавшего в результате взрыва на ЧАЭС по прошествии 20-ти лет?
98.
какое статистически достоверное и подтвержденное заболевание обнаружено у населения через 20 лет после взрыва на ЧАЭС? Какова причина возникновения этого заболевания?
99.
По какому критерию Баренцево и Карское моря отнесены к зоне экологического неблагополучия? Перечислите факторы, воздействие которых вызвало формирование здесь зоны экологического неблагополучия.
100.
Назовите море, которое еще несколько десятилетий тому назад считалось самым продуктивным водоемом в мире. По какой причине это море теперь оказалось в ситуации экологического неблагополучия?
101.
Какие гидрологические характеристики обусловили формирование экологически неблагоприятных ситуаций в состоянии Каспийского моря? Какие предлагались и даже осуществлялись решения по выводу Каспийского моря из этих ситуаций?
102.
К какой категории экологического неблагополучия (и почему?) отнесено Ладожское озеро? Какие две основные функции выполняет сейчас это озеро?
103.
Почему до недавнего времени Ладожское озеро считалось уникальным? Какую роль в этом озере выполняет ладожская эпишура?
104.
Назовите основные негативные факторы, лишившие Ладожское озеро статуса уникального? В каком состоянии сейчас находится это озеро?
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.014 с.)