Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельностная теория онтогенеза Леонтьева.



В основе онтогенетической теории психического развития, сформулированной Леонтьевым, лежит общепсихологическая теория деятельности.Леонтьев развертывает ее структуру в двух параллельных, взаимодействующих плоскостях: внешний и внутренний. Внешняя плоскость предполагает иерархию: действие,операция,движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом. Действие- целью, операция – средством, движением условиями. Обе плоскости функционируют как единое целое. В психологии развития Леонтьев прежде всего изучал проблемы,связанные с источниками и движущими силами психического развития ребенка. Человек рождается с определенной врожденной организацией видового поведения. Но решающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре.Если источником психологического развития ребенка является человеческая культура, то движущими силами этого связанна с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

 


 

Теория развития личности Божович.

В отечественной психологии прочно укоренилось представлении о том, что развитие личности человека опосредуется внешними стимулами. Большинство психологических функций личность осваивает через внешние стадии развития, во взаимодействии с окружающей средой и другими людьми. Так, Божович в качестве механизма развития личности ребенка рассматривала последовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие. В результате опосредования потребностей сознания происходит построение целостной мотивационной системы. Божович ввела понятия “внутренней позиции”, как особого личностного новообразования, которое и является движущей силой развития новых психических качеств у человека.

Факторами, определяющими внутреннюю позицию, были названы соотношение потребностей и стремлений ребенка с его возможностями и требованиями окружения Механизмом развития детской психики в теории личности Божович, является осознание ребенком своих потребностей и возможностей, соотнесение их с личными устремлениями и социальными установками.

Божович также были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции в периоды зрелости. Большое внимание Божович уделяла субъективной стороне мотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамики взаимоотношений человека с окружающей его действительностью.

 


 

Модель развития общения Лисиной.

Общение по Лисиной- это коммуникативная деятельность со своей структурой:1. общение – взаимонаправленная коммуникация,где каждый участник выступает как субъект,2. побуждений мотив – конкретные свойства человека (личностные, деловые качества),3. смысл общения – удовлетворить потребность в позиции других и себя. Достаточно широки и значимы для ребенка все процессы взаимодействия со взрослыми. Общение же чаще всего выступает здесь только его частью, поскольку, помимо общения, у ребенка есть и другие потребности. Каждый день ребенок делает для себя новые открытия, ему необходимы свежие яркие впечатления, активная деятельность. Дети нуждаются в том, чтобы их стремления были поняты и признаны,в ощущении поддержки со стороны взрослого. Развитие процесса общения тесно связано со всеми этими потребностями детей, на основе которого можно выделить несколько категорий, обусловленных мотивами общения таких как:1.признательная категория, которая возникает тогда, когда ребенок получает новые яркие впечатления. 2. деловая категория, которая возникает в процессе активной деятельности ребенка.3. личностная категория, возникающая в процессе непосредственного общения ребенка со взрослыми. Развитие общения со взрослыми Лисина представила как смену нескольких форм общения. Учитывались время возникновения, содержание потребности, которая удовлетворяется, мотивы и средства общения. Взрослый человек является главным двигателем и развитии общения ребенка. Благодаря его присутствию вниманию, заботе процесс общения зарождается и происходит все этапы своего развития. В первые месяцы жизни ребенок начинает реагировать на врослого: ищет его глазами, улыбается в ответ на его улыбку. В четыре- шесть месяцев у ребенка появляется комплекс оживления.Теперь он может достаточно долго и пристально смотреть на взрослого, улыбаться,проявляя положительные эмоции.. Развиваются его двигательные способности, появляется вокализация. Комплекс оживления,по мнению по Лисиной, играет важную роль в формировании взаимодействия ребенка со взрослыми.

 


 

Кризис первого года.

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется “кризис первово года”.

Развитие восприятия, мышления, становления эмоциональных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца,которые переходят на новый уровень. Как подчеркивал Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляется двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок преобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются эффективные реакции, когда врослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспокойным,появляются проявления самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастания противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможностями являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.


 

Ранее детство.

Новообразование,которое возникает к концу первого года жизни,с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержанию этой совместной деятельности- усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.В раннем возрасте ребенок поглощен предметом. Например: ребенок садится на стульчик или возит за собой машину- ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употреблениями предметов.Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.. Общения в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осущесвление предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться интенсивно и становится речевым.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.006 с.)