Культурно-историческая концепция Выготского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческая концепция Выготского.



Положения культурно-исторической теории- теория развития специфических для человека психических функций, имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами – знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, ч сточки зрения выготского. Является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим оружием»

,согласно выготскому два типа психического развития – биологическое и историческое(культурное),- представленные в разделённом виде в филогенезе и связанные отношением приемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.

Основные законы психического развития, сформулированные выготским:

-детское развитие имеет организацию во времени:свой ритм, который не совпадает с ритмом времени

-закон метаморфозы в детском развитии

-закон неравномерности развития:каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития

Закон развития высших психических функций «извне внутрь»

 


 

Понятие и виды возрастов.

Возраст-качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Виды:биологический, физиологический. Психологический.социальный.паспортный.

Биологический возраст определяется состоянием организма человека

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - функциональные возможности органов и систем.

Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности, измеряется он в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений (примером последнего является так называемый «интеллектуальный возраст», определяемый с помощью IQ). Для определения психологического возраста человека достаточно знать лишь индивидуальные особенности его психологического времени.

 


 

Проблема периодизации психического развития

.С.Выготский проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.

Л.С.Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением кризиса 17 лет. Она выглядит следующим образом:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (2 мес.- 1 год).

Кризис одного года

Раннее детство (1 – 3 года)

Кризис трёх лет

Дошкольный возраст(3 – 7 лет)

Кризис семи лет

Школьный возраст (8 – 12 лет)

Кризис тринадцати лет

Пубертатный возраст (14-18 лет)

Кризис семнадцати лет.

Д.Б.Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности.

Эриксон выделил восемь стадий жизни человека и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.

 


 

Периодизация психосексуального развития по З. Фрейду.

Психосексуальное развитие— теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума.

Стадии психосексуального развития:

1.Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.

2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом.

3. Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия детской сексуальности.

4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса.

5. Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда.


 

 

Психосоц. ст. разв. Личн. Э.Эриксона

1 кризис:1 год жизни (удовл. осн. физиолог. потребн. реб,ухаживаемые за ними людьми.. Если потребн. удовл.­-возникает доверие к миру).

2 От 1 до 3лет: связ. с приучением реб.к чистаписанию. Если род. поним. реб., он поним., если нет - разв. Чувство стыда или сомнения.

3от 3-6лет: происх. самоутв., строит планы и достигает – чувство инициативы, неудач, разв. покорности, чувство вины.

4. от 7-12л: связ. с учебой в шк. взавис. от атмосф. и принятых мет. Воспитаний у реб. разв.вкус к работе или возн. чувство неполноцен.

5 12-16л:усвоение образцов повед., значимых для подростка др.людей.

6 от 16-25л: связ. с поиск. близости, близкого любимого человека с которым предстоит работа, рожд. детей.Отсутствие –замыкание в себе.

7 от 40л:1.продуктивность и созид. разв. чувство сокр. рода.2.псевдоблизость- жизнь супругов для самих себя.

8 после 60 л: 1.чел. достиг. цельности, прожитая жизнь осмысл. как ед. целое,в котором нельзя ничего изм. 2.страх перед смертью.

 


 

Переолизация психического развития Д.Б.Эльконина

При построении периодизации Эльконин основывался на след.:

-возрастное развитие – это общее изменения личности, формирования нового плана отражения, изменения в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающим, формирования новых мотивов поведения и ценностных установок,

- на диалектическом представлении о процессе развития(детерминированном внутренними противоречиями, целеноправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами),

- на конкретно- историческом понимании природы детства(каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства),

- в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности, причем на каждом возрастном этап выделяется “ведущая деятельность”, с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности – операционально – техническим- относящимся к развитию подсистемы “ребенок- вещь”, и эмоционально- мотивационным, связанным с развитием подсистемы “ребенок- взрослый ”.

В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны.

Каждая эпоха детства состоит из закономерностей связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребной сферы,во втором- усвоение способов действий с предметами и формирования операционально- технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально- техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

1эпоха.Младенчество (до 1 года)- ведущая деятельность- непосредственно-эмоциональное общение.

Ранее детство- предметно- манипулятивная деятельность.

2эпоха.Дошкольный возраст -ролевая игра.

Младший школьник -учебная деятельность.

3эпоха.Подросток-интимно-личностное общение.

Старший школьный возраст- учебно-профессиональная деятельность.

 


 

Возрастные кризисы.

Это особое, относительно непродолжительное по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями.Возраст- объективная, культурно- исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Психологический кризис- состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой,

Связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

В отечественной психологии существует две принципиальные позиции в понимании кризисов психического развития в детстве:1. По Выготскому,возрастные кризис - норма онтогенеза.Возрастной кризис- особый переод преобразования социальной ситуации развитии, когда новообразования прешествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование нвой. 2. По Леонтьеву, кризис – свидетельство не совершившегося своевременно периода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности. Такой подход трактовал кризис как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) поддающийся педагогической коррекции.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.036 с.)