Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-историческая концепция Выготского.
Положения культурно-исторической теории- теория развития специфических для человека психических функций, имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами – знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, ч сточки зрения выготского. Является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим оружием» ,согласно выготскому два типа психического развития – биологическое и историческое(культурное),- представленные в разделённом виде в филогенезе и связанные отношением приемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. Основные законы психического развития, сформулированные выготским: -детское развитие имеет организацию во времени:свой ритм, который не совпадает с ритмом времени -закон метаморфозы в детском развитии -закон неравномерности развития:каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития Закон развития высших психических функций «извне внутрь»
Понятие и виды возрастов. Возраст-качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Виды:биологический, физиологический. Психологический.социальный.паспортный. Биологический возраст определяется состоянием организма человека ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - функциональные возможности органов и систем. Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности, измеряется он в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений (примером последнего является так называемый «интеллектуальный возраст», определяемый с помощью IQ). Для определения психологического возраста человека достаточно знать лишь индивидуальные особенности его психологического времени.
Проблема периодизации психического развития .С.Выготский проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.
Л.С.Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением кризиса 17 лет. Она выглядит следующим образом: Кризис новорожденности Младенческий возраст (2 мес.- 1 год). Кризис одного года Раннее детство (1 – 3 года) Кризис трёх лет Дошкольный возраст(3 – 7 лет) Кризис семи лет Школьный возраст (8 – 12 лет) Кризис тринадцати лет Пубертатный возраст (14-18 лет) Кризис семнадцати лет. Д.Б.Эльконин выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека и представил свойственные каждой стадии «полюса», между которыми формируется личность.
Периодизация психосексуального развития по З. Фрейду. Психосексуальное развитие— теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Стадии психосексуального развития: 1.Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания. 2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. 3. Фаллическая фаза (3.5 — 6 лет) — третья стадия детской сексуальности. 4. Латентная фаза (6 — 12 лет) — четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. 5. Генитальная фаза — пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда.
Психосоц. ст. разв. Личн. Э.Эриксона
1 кризис:1 год жизни (удовл. осн. физиолог. потребн. реб,ухаживаемые за ними людьми.. Если потребн. удовл.-возникает доверие к миру). 2 От 1 до 3лет: связ. с приучением реб.к чистаписанию. Если род. поним. реб., он поним., если нет - разв. Чувство стыда или сомнения. 3от 3-6лет: происх. самоутв., строит планы и достигает – чувство инициативы, неудач, разв. покорности, чувство вины. 4. от 7-12л: связ. с учебой в шк. взавис. от атмосф. и принятых мет. Воспитаний у реб. разв.вкус к работе или возн. чувство неполноцен. 5 12-16л:усвоение образцов повед., значимых для подростка др.людей. 6 от 16-25л: связ. с поиск. близости, близкого любимого человека с которым предстоит работа, рожд. детей.Отсутствие –замыкание в себе. 7 от 40л:1.продуктивность и созид. разв. чувство сокр. рода.2.псевдоблизость- жизнь супругов для самих себя. 8 после 60 л: 1.чел. достиг. цельности, прожитая жизнь осмысл. как ед. целое,в котором нельзя ничего изм. 2.страх перед смертью.
Переолизация психического развития Д.Б.Эльконина При построении периодизации Эльконин основывался на след.: -возрастное развитие – это общее изменения личности, формирования нового плана отражения, изменения в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающим, формирования новых мотивов поведения и ценностных установок, - на диалектическом представлении о процессе развития(детерминированном внутренними противоречиями, целеноправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами), - на конкретно- историческом понимании природы детства(каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства), - в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека. Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности, причем на каждом возрастном этап выделяется “ведущая деятельность”, с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности – операционально – техническим- относящимся к развитию подсистемы “ребенок- вещь”, и эмоционально- мотивационным, связанным с развитием подсистемы “ребенок- взрослый ”. В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны. Каждая эпоха детства состоит из закономерностей связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребной сферы,во втором- усвоение способов действий с предметами и формирования операционально- технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально- техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались. 1эпоха.Младенчество (до 1 года)- ведущая деятельность- непосредственно-эмоциональное общение. Ранее детство- предметно- манипулятивная деятельность. 2эпоха.Дошкольный возраст -ролевая игра. Младший школьник -учебная деятельность.
3эпоха.Подросток-интимно-личностное общение. Старший школьный возраст- учебно-профессиональная деятельность.
Возрастные кризисы. Это особое, относительно непродолжительное по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями.Возраст- объективная, культурно- исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Психологический кризис- состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, Связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной психологии существует две принципиальные позиции в понимании кризисов психического развития в детстве:1. По Выготскому,возрастные кризис - норма онтогенеза.Возрастной кризис- особый переод преобразования социальной ситуации развитии, когда новообразования прешествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование нвой. 2. По Леонтьеву, кризис – свидетельство не совершившегося своевременно периода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности. Такой подход трактовал кризис как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) поддающийся педагогической коррекции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.036 с.) |