Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в шариате↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в Шариате Определение: жертвоприношение (удхия) — это забой соответствующих для данного случая животных[2] в дни праздника ‛Ид аль-Адха (Курбан-байрам)[3] с целью поклонения Аллаху (Велик Он и Славен). Жертвоприношение (удхия) — это один из символов Ислама, утверждённых Книгой Всевышнего Аллаха, Сунной Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и единым мнением всех учёных Ислама (иджма‛). Аллах Всевышний сказал: فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2). قُلْ إِنَّ صَلاَتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ * لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров,у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (Коран, 6:162-163). «Нусук» ( نُسُكِ ), о котором говорится в аяте, означает «забой скота». Это мнение Саида ибн Джубейра. Некоторые учёные сказали, что под словом «нусук» подразумеваются все виды поклонения, в том числе, забой жертвенного скота. Данное высказывание несет в себе более широкое понимание слова «нусук». Также Всевышний Аллах сказал: وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكًا لِّيَذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَإِلَـهُكُمْ إِلَـهٌ وَحِدٌ فَلَهُ أَسْلِمُواْ وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты [о Мухаммад] сообщи благую весть смиренным» (Коран, 22:34). В сборниках хадисов «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслима» сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: ضحى النبي صلى الله عليه وسلّم بكبشين أملحين ذبحهما بيده وسمى وكبر، وضع رجله على صفاحهما «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух тучных черно-белых баранов, он зарезал их своей рукой, сказав: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха) и «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий). [Во время забоя] он ставил ногу им на бока»[4]. ‛Укба ибн ‛Амир (да будет им доволен Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распределил жертвенных животных между своими сподвижниками, и ‛Укбе досталась полугодовалая овца [5]. Он сказал: «О посланник Аллаха, мне досталась полугодовалая овца». Пророк ответил: «Принеси её в жертву»[6]. Сообщается со слов аль-Бараа ибн ‛Азиба (да будет им доволен Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: من ذبح بعد الصلاة فقد تم نسكه وأصاب سنة المسلمين «Кто зарежет [жертвенное животное] после [праздничного] намаза, тот сделает свой обряд совершенным и выполнит сунну мусульман»[7]. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение — это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях: является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается оставлять. Большинство учёных придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах Малика и Ахмада. Другие учёные говорят, что жертвоприношение (удхия) — это обязательное действие (ваджиб). Эта точка зрения принята в мазхабе имама Абу Ханифы, а также является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада. К такому же заключению пришел и Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя, он сказал: «Это одно из двух мнений, бытующих в мазхабе Малика, или даже более явное в мазхабе Малика». Забой жертвенного животного лучше, чем раздача равноценной милостыни в денежном эквиваленте, так как жертвоприношение (удхия) является деянием самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, а также потому, что забой жертвенного скота является одним из самых известных обрядов, установленных Всевышним Аллахом. Если люди заменят данный обряд раздачей милостыни, то исчезнет и этот символ Ислама. Если бы раздача милостыни по цене жертвенного животного была лучше, чем забой скота, или хотя бы равнялась ему, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) непременно разъяснил бы этот факт для членов своей уммы (общины), как словом, так и делом. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам на всё, в чём есть благо, не оставив ничего без внимания. И, несомненно, что давать милостыню легче, чем трудиться над жертвоприношением, но, тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам именно на него, несмотря на то, что из двух дел он (мир ему и благословение Аллаха) выбирал всегда наиболее легкое. Однажды во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) людей постиг голод, тогда он сказал: من ضحى منكم فلا يصبحن بعد ثالثة في بيته شيء «Кто совершил жертвоприношение (удхия), то пусть ни в коем случае в его доме не остается ничего [из жертвенного мяса] по истечении трех дней». Когда настал следующий год, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам поступить так же, как мы сделали в прошлом году?» Пророк ответил: كلوا واطعموا وادخروا فإن ذلك العام كان في الناس جهد فأردت أن تعينوا فيها «Ешьте, кормите и запасайтесь. В том году людей постигла трудность, и я хотел, чтобы вы помогли им её преодолеть» [8]. Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Уместное жертвоприношение лучше, чем равноценная ей милостыня». Также он сказал: «И если паломник при совершении Хаджа [9] (таматту‛ или кыран [10]) вместо того, чтобы зарезать жертвенное животное (хадй) [11], отдаст милостыню, многократно превышающую стоимость этого животного, то это никак не заменит необходимого жертвоприношения, точно так же и жертвоприношение (удхия) [в дни празднования ‛Ид аль-Адха]». Жертвоприношение за умерших Совершение жертвоприношения (удхия) в своей основе предписано живым, т.е. это веление адресовано тем, кто ещё не покинул этот мир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники совершали жертвоприношение за себя и за свои семьи. Что касается широко распространенного среди людей обычая совершать жертвоприношение (удхия) специально за умерших, то данное действие не имеет под собой никакой основы. Жертвоприношение (удхия) за умерших может быть трёх видов: 1) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых и за живых одновременно. Например, человек приносит животное в жертву за всю свою семью, подразумевая при этом как живых, так и мертвых членов своей семьи. Обоснованием допустимости такого действия служит то, как совершал жертвоприношение сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он производил жертвенное заклание (удхия) за себя и за членов своей семьи, в число которых входили как живые, так и те, кто уже умер. 2) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвого в соответствии с завещанием, которое умерший оставил перед смертью, тогда наследник обязан выполнить данное завещание. Доводом на обязательность данного жертвоприношения являются слова Всевышнего Аллаха: فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَمَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ «Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2:181). 3) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых в отдельности, в качестве милостыни для них, то это разрешено. Учёные-правоведы (факихи) ханбалитского мазхаба указали в своих книгах, что награда за это жертвоприношение (удхия) доходит до умершего, и он получает от этого пользу. К такому мнению они пришли, проводя аналогию (кыяс) между жертвоприношением (удхия) и милостыней (садака). Однако мы не считаем, что заклание жертвенных животных (удхия) специально за умерших является Сунной. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал жертвоприношение (удхия) за кого-то из умерших в отдельности. Он не приносил жертву за своего дядю Хамзу ибн Абдуль-Мутталиба, который был одним из его самых любимых родственников, также он не делал этого за своих детей, умерших при его жизни; а это три дочери, которые уже были замужем, и три маленьких сына. Он не совершал жертвоприношения (удхия) и за свою жену Хадиджу, которая была его самой любимой женой. Также нет никаких доказательств того, чтобы кто-либо из сподвижников в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) производил жертвенное заклание (удхия) за кого-то из умерших. Мы считаем грубой ошибкой то, когда люди совершают жертвоприношение за мертвого через год после его смерти. Они называют эту жертву «удхият аль-хуфра» (жертвоприношение за могилу) и считают, что нельзя делить награду за это жертвоприношение между покойником и кем-то ещё (т.е. оно должно быть сделано только от имени какого-то конкретного покойника). Также является ошибочным такое положение вещей, когда человек совершает жертвоприношение (удхия) в качестве милостыни (садака) за мертвых, или выполняя завещание умершего, но при этом он не приносит жертву за себя и свою семью. Если бы люди знали, что заклание животного (удхия), приобретенного на свои деньги, за себя и за свою семью охватывает как живых, так и умерших, то они не отказывались бы от этого в пользу обособленного жертвоприношения только за мертвых.
Раздел первый: определение понятия «жертвоприношение» (удхия) и его статус в Шариате Определение: жертвоприношение (удхия) — это забой соответствующих для данного случая животных[2] в дни праздника ‛Ид аль-Адха (Курбан-байрам)[3] с целью поклонения Аллаху (Велик Он и Славен). Жертвоприношение (удхия) — это один из символов Ислама, утверждённых Книгой Всевышнего Аллаха, Сунной Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и единым мнением всех учёных Ислама (иджма‛). Аллах Всевышний сказал: فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2). قُلْ إِنَّ صَلاَتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ * لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров,у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (Коран, 6:162-163). «Нусук» ( نُسُكِ ), о котором говорится в аяте, означает «забой скота». Это мнение Саида ибн Джубейра. Некоторые учёные сказали, что под словом «нусук» подразумеваются все виды поклонения, в том числе, забой жертвенного скота. Данное высказывание несет в себе более широкое понимание слова «нусук». Также Всевышний Аллах сказал: وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكًا لِّيَذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَإِلَـهُكُمْ إِلَـهٌ وَحِدٌ فَلَهُ أَسْلِمُواْ وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты [о Мухаммад] сообщи благую весть смиренным» (Коран, 22:34). В сборниках хадисов «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслима» сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: ضحى النبي صلى الله عليه وسلّم بكبشين أملحين ذبحهما بيده وسمى وكبر، وضع رجله على صفاحهما «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух тучных черно-белых баранов, он зарезал их своей рукой, сказав: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха) и «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий). [Во время забоя] он ставил ногу им на бока»[4]. ‛Укба ибн ‛Амир (да будет им доволен Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распределил жертвенных животных между своими сподвижниками, и ‛Укбе досталась полугодовалая овца [5]. Он сказал: «О посланник Аллаха, мне досталась полугодовалая овца». Пророк ответил: «Принеси её в жертву»[6]. Сообщается со слов аль-Бараа ибн ‛Азиба (да будет им доволен Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: من ذبح بعد الصلاة فقد تم نسكه وأصاب سنة المسلمين «Кто зарежет [жертвенное животное] после [праздничного] намаза, тот сделает свой обряд совершенным и выполнит сунну мусульман»[7]. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение — это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях: является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается оставлять. Большинство учёных придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах Малика и Ахмада. Другие учёные говорят, что жертвоприношение (удхия) — это обязательное действие (ваджиб). Эта точка зрения принята в мазхабе имама Абу Ханифы, а также является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада. К такому же заключению пришел и Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя, он сказал: «Это одно из двух мнений, бытующих в мазхабе Малика, или даже более явное в мазхабе Малика». Забой жертвенного животного лучше, чем раздача равноценной милостыни в денежном эквиваленте, так как жертвоприношение (удхия) является деянием самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, а также потому, что забой жертвенного скота является одним из самых известных обрядов, установленных Всевышним Аллахом. Если люди заменят данный обряд раздачей милостыни, то исчезнет и этот символ Ислама. Если бы раздача милостыни по цене жертвенного животного была лучше, чем забой скота, или хотя бы равнялась ему, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) непременно разъяснил бы этот факт для членов своей уммы (общины), как словом, так и делом. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам на всё, в чём есть благо, не оставив ничего без внимания. И, несомненно, что давать милостыню легче, чем трудиться над жертвоприношением, но, тем не менее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам именно на него, несмотря на то, что из двух дел он (мир ему и благословение Аллаха) выбирал всегда наиболее легкое. Однажды во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) людей постиг голод, тогда он сказал: من ضحى منكم فلا يصبحن بعد ثالثة في بيته شيء «Кто совершил жертвоприношение (удхия), то пусть ни в коем случае в его доме не остается ничего [из жертвенного мяса] по истечении трех дней». Когда настал следующий год, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам поступить так же, как мы сделали в прошлом году?» Пророк ответил: كلوا واطعموا وادخروا فإن ذلك العام كان في الناس جهد فأردت أن تعينوا فيها «Ешьте, кормите и запасайтесь. В том году людей постигла трудность, и я хотел, чтобы вы помогли им её преодолеть» [8]. Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Уместное жертвоприношение лучше, чем равноценная ей милостыня». Также он сказал: «И если паломник при совершении Хаджа [9] (таматту‛ или кыран [10]) вместо того, чтобы зарезать жертвенное животное (хадй) [11], отдаст милостыню, многократно превышающую стоимость этого животного, то это никак не заменит необходимого жертвоприношения, точно так же и жертвоприношение (удхия) [в дни празднования ‛Ид аль-Адха]». Жертвоприношение за умерших Совершение жертвоприношения (удхия) в своей основе предписано живым, т.е. это веление адресовано тем, кто ещё не покинул этот мир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники совершали жертвоприношение за себя и за свои семьи. Что касается широко распространенного среди людей обычая совершать жертвоприношение (удхия) специально за умерших, то данное действие не имеет под собой никакой основы. Жертвоприношение (удхия) за умерших может быть трёх видов: 1) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых и за живых одновременно. Например, человек приносит животное в жертву за всю свою семью, подразумевая при этом как живых, так и мертвых членов своей семьи. Обоснованием допустимости такого действия служит то, как совершал жертвоприношение сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он производил жертвенное заклание (удхия) за себя и за членов своей семьи, в число которых входили как живые, так и те, кто уже умер. 2) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвого в соответствии с завещанием, которое умерший оставил перед смертью, тогда наследник обязан выполнить данное завещание. Доводом на обязательность данного жертвоприношения являются слова Всевышнего Аллаха: فَمَن بَدَّلَهُ بَعْدَمَا سَمِعَهُ فَإِنَّمَآ إِثْمُهُ عَلَى الَّذِينَ يُبَدِّلُونَهُ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ «Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2:181). 3) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых в отдельности, в качестве милостыни для них, то это разрешено. Учёные-правоведы (факихи) ханбалитского мазхаба указали в своих книгах, что награда за это жертвоприношение (удхия) доходит до умершего, и он получает от этого пользу. К такому мнению они пришли, проводя аналогию (кыяс) между жертвоприношением (удхия) и милостыней (садака). Однако мы не считаем, что заклание жертвенных животных (удхия) специально за умерших является Сунной. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал жертвоприношение (удхия) за кого-то из умерших в отдельности. Он не приносил жертву за своего дядю Хамзу ибн Абдуль-Мутталиба, который был одним из его самых любимых родственников, также он не делал этого за своих детей, умерших при его жизни; а это три дочери, которые уже были замужем, и три маленьких сына. Он не совершал жертвоприношения (удхия) и за свою жену Хадиджу, которая была его самой любимой женой. Также нет никаких доказательств того, чтобы кто-либо из сподвижников в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) производил жертвенное заклание (удхия) за кого-то из умерших. Мы считаем грубой ошибкой то, когда люди совершают жертвоприношение за мертвого через год после его смерти. Они называют эту жертву «удхият аль-хуфра» (жертвоприношение за могилу) и считают, что нельзя делить награду за это жертвоприношение между покойником и кем-то ещё (т.е. оно должно быть сделано только от имени какого-то конкретного покойника). Также является ошибочным такое положение вещей, когда человек совершает жертвоприношение (удхия) в качестве милостыни (садака) за мертвых, или выполняя завещание умершего, но при этом он не приносит жертву за себя и свою семью. Если бы люди знали, что заклание животного (удхия), приобретенного на свои деньги, за себя и за свою семью охватывает как живых, так и умерших, то они не отказывались бы от этого в пользу обособленного жертвоприношения только за мертвых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.009 с.) |