Шейху-ль-ислам Абу-ль-Аббас Ахмад Ибн Таймийя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шейху-ль-ислам Абу-ль-Аббас Ахмад Ибн Таймийя



От переводчика

“Акида Васитыййа” шейху-ль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, является фундаментальной работой по изложению основ нашей религии. Необходимость в её переводе была очевидна, как нам кажется, всем русскоязычным мусульманам. Однако тот перевод, который нам удалось найти, представляющий собой перевод на русский с английского комментированного перевода доктора Асада Н. Бусуля, показался нам не лишенным некоторых недостатков. Во-первых, предложенные комментарии иногда противоречат убеждениям самого Ибн Таймийи. Во-вторых, в них иной раз встречаются недостоверные и противоречащие разуму высказывания. К тому же большой с нашей точки зрения объем комментариев, может отвлечь некоторых читателей от самой “Акиды”.

Поэтому мы сочли возможным предложить свой вариант перевода этой книги. При работе над ним мы использовали текст “Акиды Васитыййи” в электронной версии “Маджму’у-ль-фатава” Ибн Таймийи и четвертое издание “Акиды Васитыййи” египетского издательства Дару-с-салям. При переводе мы опирались также на “Маджму’у-ль-фатава”, в частности “Муназара фи-ль-акида аль-васитыййа” (Дискуссия по поводу Акиды Васитыййи), “ Аль-фатва аль-Хамавиййа аль-кубра” и книгу Мухаммад Халиля Харраса, да помилует его Аллах, “Шарх аль-акида аль-васитыййа лишейхи-ль-ислам Ибн Таймиййа”, а также упомянутый выше перевод доктора Бусуля.

Мы использовали разбивку текста на разделы, предложенную доктором Асадом Бусулем, использовали из его книги биографическую справку и библиографию Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, а также сочли необходимым снабдить предлагаемый перевод короткими комментариями.

При указании на коранические тексты мы использовали названия сур, которые уже стали традиционными в русском языке, для того, чтобы читатель мог легче найти их.

Мы также постарались привести тахридж использованных хадисов и заключение об их достоверности на основе трудов шейха Мухаммада Альбани, да помилует его Аллах

Понимая, что не имеем достаточно знаний и опыта для безупречного перевода подобного труда, мы просим всех образованных братье помочь исправить обнаруженные в нашей работе ошибки, а успех только от Аллаха.

Муслим Галанчожский

Ибн Таймийя

Такийу-д-Дин Абу-ль-′Аббас Ахмад Ибн ′Абд аль-Халим Ибн ′Абд ас-Салам Ибн Таймийя аль-Харрани аль-Ханбали родился в понедельник 10 числа месяца Раби′ аль-Авваль 661 г.х.(22-го января 1263 г.) в Харране.

Его отец бежал со своей семьей из Харрана в Дамаск в 667 г.х. (1268 г.) из страха перед монголами, которые вторглись в исламские земли и были на подступе к Харрану.

В Дамаске, который являлся центром исламских наук того времени, Ахмад Ибн Таймийя последовал по стопам своего отца, который был исламским ученым, и обучался у великих улемов его времени.

Он закончил свое обучение в подростковом возрасте, а в 19 лет стал преподавателем исламских наук. Хорошо сведущий в коранических науках, хадисе, фикхе, акиде, арабской грамматике, схоластике (калям), и.т.д., он начал давать фатвы по религиозным юридическим вопросам, не следуя какому-либо одному мазхабу. Он защищал чистые пророческие традиции доводами, которые, хотя и были взяты из Корана и Сунны, были забыты людьми в его время. Его свободная полемика стала поводом для враждебности со стороны некоторых ученых традиционных школ, которые лживо обвинили его во всех видах ереси. Среди них был известный мусульманский средневековый путешественник Ибн Батута, посетивший Дамаск, когда Ибн Таймийя сидел в тюрьме. Это не помешало Ибн Батуте написать в своей книге, что он был свидетелем, как Ибн Таймийя говорил, стоя на минбаре: Каждую ночь Аллах нисходит на нижнее небо, подобно как я спускаюсь”, и он спустился на одну ступеньку с минбара. (Ибн Батута «Рихайя», том.1, стр.110). Хотя из чтения нижеизложенной ′акиды мы узнаем, что Ибн Таймийя принимал атрибуты Аллаха без попыток уподобления, не задавая вопрос “как?”.

Он боролся с еретическими нововведениями в религии, которые были широко распространены в его время во всем мусульманском мире, особенно с определенными поступками и убеждениями некоторых суфийских тарикатов, таких, как поклонение святым и посещение могил святых, бросание себя в огонь. Его атаки на суфиев стали причиной его проблем с властями, т.к. многие правители находились под влиянием суфийских лидеров.

Борьба Ибн Таймийи не ограничивалась суфиями и людьми, следовавшим еретическим нововведениям; он сражался с монголами, вторгшимися в мусульманский мир и достигшими Дамаска. Жители Сирии послали его в Египет убедить султана, правителя Египта и Сирии, ввести свои войска в Сирию и спасти их от вторжения монголо-татар.

Он участвовал в сражении у Шахаба возле Дамаска против монголов, которое произошло во время месяца поста Рамадан, и дал фатву армии прервать пост, чтобы помочь им против врага, как пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, поступил во время взятия Мекки.

Мусульмане выиграли битву, и прогнали монголов от Дамаска и изо всей Сирии. Свою храбрость Ибн Таймийя показал, когда вместе с делегацией улемов отправился на переговоры с монгольским ханом, чтобы прекратить их набеги на мусульман. Никто из учёных не осмелился говорить что-либо хану, кроме Ибн Таймийи, сказавшего: “Вы провозгласили себя мусульманами, и у вас есть муэдзины, судьи, имам и шейх, но зачем вы вторглись в нашу страну? Когда твои отец и дед, Хулаг, были неверующими, они не нападали на исламские земли, они даже обещали не нападать и держали свое обещание. А ты обещал, и не сдержал свое обещание”. (Ибн Касир «Аль-Бидайя ван-Нихайя», том 7, часть 14, стр.91-92).

Однако активное участие в джихаде против врагов Ислама не защитило Ибн Таймийю от нападок заблудших еретиков. Власти сажали его в тюрьму много раз, пока он не умер там из-за своих смелых и прогрессивных взглядов на многие правовые и социальные вопросы, что злило его оппонентов, фанатичных последователей мазхабов, еретиков и лицемеров.

Однако когда султан предоставил Ибн Таймийи возможность отомстить тем улемам, которые причиняли ему вред и становились причиной его тюремных заключений, он проявил огромное великодушие, и простил их.

Он сказал: “Если ты убьешь их, то больше никогда не найдешь улемов, подобных им». Султан сказал: “Они причиняли тебе столько вреда, и хотели убить тебя!” Ибн Таймийя ответил: “Кто навредил мне, те прощены, а кто навредил делу Аллаха и Его посланника, того Аллах накажет”. (Ибн Касир «Аль-Бидайя ван-Нихайя», том 7, часть 14, стр.56)

Мусульманские историки, как Аз-Захаби, Ибн Касир, Ибн аль-′Имд аль-Ханбали и многие другие воздавали должное Ибн Таймийи и считали его одним из величайших ученых в Исламе.

Ибн Таймийя умер в заключении в Дамаске, в ночь с 19-го на 20-ое число месяца Зу-ль-Ка′да 728 г.х. (26-27 сентября 1328). На его похоронах, по некоторым подсчетам, присутствовало 200000 мужчин и 150000 женщин. Он был погребен на кладбище в Дамаске, где была похоронена его мать. (Описание похорон Ибн Таймийи см. Ибн Касир стр.141-145).

Труды Ибн Таймийи.

Несмотря на все превратности жизни, Ибн Таймийя написал много книг и статей по всем направлениям исламского знания.

Его ученик, Ибн Кайим аль-Джавзий, составил список работ Ибн Таймийи, который содержит 350 работ. Здесь некоторые из них:

А: Коранические науки и Тафсир:

1. аль-Табийян фи нузул аль-Кор′ан.

2. Тафсир Сурат ан-Нур.

3. Тафсир аль-Му′ауизайтайн (Суры 113 и 114)

4. Тафсир Сурат аль-Ихлас (Сура 112)

5. Мукаддима фи ′Усуль аль-Тафсир

Б: Фикх: (Исламское право)

1. Маджму′ат аль-Фатауа аль-Кубра. 5 томов

2. Маджму′ Фатауа Ибн Таймийя. 37 томов

3. аль-Кава′ид ан-Нуранийя аль-Фидийя.

4. Китаб Манасик аль-Хадж.

5. Рисала фи-ль-′Укуд аль-Мухаррама.

6. Китаб аль-Фарк аль-Мубин баина-ль-Талак валь-Йамин.

7. Китаб фи ′Усуль аль-Фикх.

8. Рисала фи Раф аль-Ханафи Йадайхи фи-ль-Сала.

9. Рисала фи Суджуд аль-Сахв.

10. Мас′алат аль-Хальф биль-Талак.

В: Тасаууф: (Суфизм)

1. аль-Фуркан баина Аулийя′ аль-Рахман уа-Аулийя′ аш-Шайтан.

2. Амрад аль-Кулюб уа-Шифа′уха.

3. аль-Тухфа аль-′Иракийя фи А′маль аль-Кулюб.

4. аль-′Убадийя.

5. аль-Рисала аль-Тадмурийя.

6. Даджарат аль-Йакин.

7. Багьят аль-Муртад (аль-саб′инийя).

8. Ибталь Уахдат аль-Ууджуд.

9. аль-Тауассуль уаль-Уасиля.

10. Рисала фи аль-Сама′ Уаль-Ракс.

11. аль-′Ибадат аль-Шар′ийя.

Г: Усуль аль-Дин и ′Ильм аль-Калам:

1. Рисала фи Усуль ад-Дин.

2. Рисала фи аль-Ихтиджадж биль-Кадар.

3. Джауаб Ахль аль-′Ильм валь-Иман.

4. аль-Иклики фи аль-Муташаби валь-Та′уиль.

5. аль-Рисала аль-Маданийя.

6. Минхадж аль-Сунна аль-Набауийя фи Накд Калам аль-

Ши′а аль-Кадарийя.

7. аль-Мунтакя мин Акбар аль-Мустафа.

8. Шарх аль-′Акида аль-Асфаханийя.

9. Ма′аридж аль-Уусуль иля Ма′рифат анна Усуля аль-дин

уа-Фата′аху кадд байанаха аль-Расуль.

10. Акуаму ма киля фи аль-Маши′ати уаль-Хикинати уаль-

Када′и уаль Кадари уаль-Та′лили уа-Бутлани аль-

Джабри уаль-Та′тиль.

11. Рисала фи аль-Када′и уаль-Кадар.

12. Китаб аль-Иман.

13. аль-Фуркан баина аль-Хакки уаль-Батиль.

14. аль-Уасийя аль-Кубра.

15. Накд Та′сис аль-Такдис.

16. аль-Радд ′аля аль-Нусайрийя

Д: Аль-Радд ′аля Ас-хаб аль-Миляль: (Ответ последователям других религий)

1. аль-Джауаб аль-Сахих ли-ман Баддала Дина аль-Масих.

2. аль-Радд ′аля аль-Насара.

3. Такджиль Ахль аль-Инджиль.

4. аль-Рисала аль-Кубрусийя.

5. Иктида′ аль-Сират аль-Мустаким Мухалафат Ас-хаб аль-Джахим.

Е: Аль-Мантик уаль-Фальсафах: (Логика и философия)

1. аль-Радд ′аля аль-Мантикийин.

2. аль-Рисала аль-Сафадийя.

3. Накд аль-Мантик.

4. аль-Рисала аль-′Аршийя.

Ж: Аль-Ахлак уаль-Сийяса уаль-Иджтима′: (Этика, Политика и Социология)

1. аль-Хасана уаль-Сайи′а.

2. аль-Уасийя аль-Джами′а ли-Хайр аль-Дуния уаль-Ахира.

3. Шарх Хадис «Иннама аль-А′малу бин Нийат».

4. аль-Сийаса аль-Шар′ийа фи Ислах аль-Ра′и уаль-Ра′ийя.

5. аль-Хизба фи аль-Ислам.

6. аль-Мазалим аль-Муштарака.

7. аль-Шатрандж.

З: Хадис:

1. Ахадис аль-Куссас

العقيدة الواسطية

АЛЬ-АКИДА АЛЬ-ВАСИТЫЙЯ

Коран – Речь Аллах

К вере в Аллаха и Его Писания относится также вера в то, что Коран – ниспосланная несотворённая[12] Речь Аллаха, от Него исходящая и к Нему возвращающаяся. А также вера в то, что Аллах на самом деле произнес её; и что Коран, ниспосланный Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует – истинная Речь Аллаха, а не кого-то другого. И недопустимо использование формулировок что это “пересказ”[13] или “выражение”[14] Речи Аллаха. Когда люди читают Коран, или записывают его, он остаётся истинной Речью Аллаха, т.к. любая речь относится к тому, кто первым произнес её, а не к тому, кто передал или повторил её. Таким образом, Коран – Речь Аллаха со своими словами и значениями, и Речь Аллаха – это не слова без их смысла, и не значения без слов[15].

ВЕРА В ЖИЗНЬ БУДУЩУЮ

Записи людских деяний

Будут развернуты свитки с записью деяний, и одни люди получат эти записи в правые руки, а другие в левые или из-за спины, как сказал о том Всевышний “Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя“ (Перенес ночью, 13-14).

Аллах рассчитает Свои творения. Оставшись наедине со Своим верующим рабом, Он спросит его признания в грехах, как это описано в Коране и Сунне. Что же касается неверных, то они не будут рассчитаны подобно тем, чьи благие дела и грехи будут взвешены, т.к. у неверных нет благих дел, однако их дела будут сочтены, представлены им и их заставят признаться в этих грехах.

Водоем посланника (Хауд)

И в Судный день люди увидят Водоём, обещанный Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вода которого белее молока и слаще меда, число его сосудов подобно количеству звезд, длина и ширина – месяц пути, и тот, кто выпьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду.

Мост над Адом (Сират)

Путь Сират, установленный на вершине Геенны – это Мост между Раем и Адом. Люди будут двигаться по нему в соответствии со своими делами: будут такие, кто пройдет его за мгновение ока, кто-то – как молния, кто-то как ветер, кто-то как породистый конь, кто-то как ездовой верблюд, кто-то пробежит, кто-то пройдёт пешком, кто-то проползёт. Кто-то будет схвачен и брошен в Геенну, т.к. на мосту будут крюки, хватающие людей из-за их плохих дел. Тот, кто пройдет по Сирату, войдёт в Рай. Прошедшие его остановятся между Раем и Адом для взаимного расчета и воздаяния, а после того как они очистятся от грехов, им будет позволено войти в Рай.

Заступничество (Шафа’а)

Первым кто постучится во врата Рая, будет пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и первой из общин войдет в Рай его Умма.

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наделен правом трёх заступничеств в Судный день.

Первое заступничество – во время Предстояния, дабы ускорить Суд, будет сделано после того, как от этого откажутся другие пророки: Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса сын Марйам.

Второе заступничество – за людей Рая, чтобы они зашли в него. Правом этих двух заступничеств наделен только пророк Мухаммад.

Третье заступничество – за тех, кто заслужил наказание Ада, им наделены также остальные пророки, праведники и другие, заключается в ходатайстве за грешников, чтобы избавить их от Ада. И также Аллах выведет из Ада людей без всякого заступничества, по Своей Милости и Великодушию. Оставшееся в Раю место Аллах заполнит людьми, созданными для этого[17].

То, что Последняя Обитель заключает в себе: расчёт, награда, наказание, Рай и Ад, подробно упомянуто в небесных Писаниях и в тех знаниях, что сохранились от пророков и в знаниях, унаследованных от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и этого достаточно. Желающий сможет найти эти сведения в достаточном количестве.

Божественное Предопределение (Кадар)

Также спасшаяся группа, люди Сунны и Согласия веруют в Предопределение с его благом и злом. Вера в Предопределение состоит из двух степеней, и каждая степень заключает в себе две части.

Первая степень – это вера в то, что Всевышний Аллах знает о Своих творениях, и они действуют в соответствии с Его предвечным Знанием, Он знает о них всё – их благие дела и проступки, их уделы и сроки. Он записал все их судьбы в Хранимой Скрижали. Первое, что Аллах сотворил – это письменная трость (калям), которой Он приказал: “Пиши! Письменная трость спросила: Что писать? И Он сказал: Пиши всё то, что будет до Дня Воскрешения!” (приводят Тирмизи, Абу Дауд, Альбани счёл достоверным). И то, что постигло человека, не могло его миновать, а то, что миновало и не могло постигнуть, высохли перья и свернуты свитки. “Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко“ (Хадж, 70).

“Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко“ (Железо, 22). Это Предопределение следующее Его Знанию, в общем и частном. Он записал в Хранимой Скрижали что пожелал. И когда Он создает плоть зародыша, до того, как наделить его душой, Он посылает ангела с приказом записать удел этого будущего человека, его срок, его дела, и будет он счастливым или несчастным и т.п. Этот вид Предопределения отрицали раньше крайние кадариты, сегодня же отрицающих его очень мало.

Вторая степень – это исполняющаяся Воля Аллаха и его Всемогущество, объемлющее всё. Это вера в то, что то, что Аллах пожелал, существует, а то, что Он не пожелал, не существует, и в то, что всякое движение и всякий покой в небесах и на земле имеет место только по Воле Аллаха. Нет ничего, что бы Он не пожелал, и Он Мощен над всякой вещью из сущего и несуществующего. И всё, что есть сотворенного во Вселенной, сотворено Аллаха, и нет у него другого творца, и другого господа. Вместе с тем, Он повелел рабам подчиняться Ему и Его посланникам, и запретил им грехи. Он – Пречистый от всего недостойного Его – любит богобоязненных, благодетельных, справедливых, Он доволен теми, кто уверовал и творит праведные дела; Он не любит неверных и не доволен грешниками, Он не приказывает мерзости и не доволен неверием Своих рабов, и не любит порок.

Рабы совершают поступки самостоятельно, а Аллах сотворил их поступки. Таким образом, раб может быть верующим и кафиром, праведным и грешным, молящимся и постящимся. Рабы обладают способностью совершать свои поступки, и они обладают волей. Аллах же является их творцом, и творцом их возможностей и желаний, как Он сказал об этом “тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров“ (Скручивание, 28-29). Эту степень предопределения считает ложью большинство кадаритов, которых Пророк назвал “огнепоклонниками (магами) этой Уммы”. (Привёл Абу Дауд, Альбани назвал хорошим). Другая группа, проявляя чрезмерность в подтверждении этого Свойства Аллаха, отрицает наличие у раба возможности и выбора, тем самым лишая деяния Аллах и Его Законы мудрости и смысла.

Вера (Иман)

К основам людей Сунны и Согласия относится то, что религия и иман – это слова и дела, слова сердца и языка, дела сердца, языка и членов тела; и то, что иман увеличивается при совершении благих дел и уменьшается от грехов.

Вместе с тем, они не обвиняют в неверии мусульман просто из-за совершения проступков и больших грехов, как это делают хариджиты. Религиозное братство не исчезает с грехами, как подтвердил это Аллах в аяте о возмездии за убийство: “А кому будет прощено что-нибудь его братом, то следование по обычаю и возмещение ему во благе (выплате денег за пролитие крови)” (Корова, 178).

И Он сказал: “Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы” (Комнаты, 9-10).

Люди Сунны и Согласия не считают грешащего мусульманина совершенно лишенным имана и не утверждают, в отличие от му’тазилитов, что он вечно пребудет в Аду. Наоборот, считают его входящим в понятие верующий, подобно тому, как Аллах сказал: “…то освобождение верующего невольника” (Женщины, 92). Это не указывает на ту полноту и совершенство имана, о котором сказал Аллах: “Истинно верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминается Аллах, полные благочестья; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и полагаются на своего Господа” (Добыча, 2); или сказал Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: “Не совершит прелюбодеяние прелюбодей, будучи верующим, не украдет вор, будучи верующим, и не выпьет вина, будучи верующим, и не совершит грабёж, будучи верующим” (Согласованный хадис).

Поэтому люди Сунны и Согласия говорят “он верующий с неполной верой”; или “он верующий по его вере и грешник по его греху”. Поэтому он не называется уверовавшим полностью, но и не считается полностью утратившим иман.

Матери правоверных

Люди Сунны проявляют любовь и уважение к женам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, матерям верующих, и верят, что они будут его женами в жизни будущей. Они выделяют особо Хадиджу, мать большинства его детей, первого человека, кто уверовал в него и оказал поддержку в его деле, и которую он так высоко ценил. А также ‘Аишу, Правдивейшую, дочь Правдивейшего, да будет доволен ею Аллах, о которой посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Превосходство ‘Aиши над женщинами подобно превосходству сарида[31] над остальной пищей” (Согласованный хадис)

Люди Сунны отказываются от доктрины рафидитов, которые ненавидят сподвижников посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и оскорбляют их. А также от доктрины насыбитов, которые наносят словесно или действием вред семье Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Люди Сунны воздерживаются от углубления в разногласия, имевшие место между сподвижниками, и говорят, что часть преданий, которая рассказывает об их ошибках, неправда, в некоторых из них добавления, недостатки, или искажения. В том же, что известно достоверно, у них есть оправдание, т.к. они были муджтахидами [32] либо принявшими правильное решение, либо ошибившимися.

Вместе с тем люди Сунны не считают любого из сподвижников гарантированным от совершения больших и малых грехов, наоборот, они могут быть грешны как все люди. Тем не менее, они обладают такими преимуществами и достоинствами, служащими причиной для прощения их проступков – если эти проступки имели место – что им могут быть прощены прегрешения, которые не будут прощены никому другому, т.к. те благие дела, стирающие грехи, которые были совершены ими, не сможет совершить никто после них. Это подтверждено словами посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что они – “ лучшее из всех поколений” (aль-Бухари и Муслим), и что “мудд милостыни любого из них лучше груды золота размером с гору Ухуд, которую отдаст тот, кто придет после них” (aль-Бухари и Муслим).

И даже если кто-нибудь из сподвижников совершил грех, то:

он либо раскаялся в нем, либо совершил добрые деяния, которые стёрли этот проступок;

либо он был прощен Аллахом благодаря принятию Ислама в самом начале его распространения или заступничеству Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ведь сподвижники больше других заслужили это заступничество;

либо пережитые испытания стали искуплением его грехов.

И если так обстоит дело с настоящими грехами, то что говорить о вопросах, где они принимали решение по своему иджтихаду: если они приняли правильное решение, то им двойное вознаграждение, а если ошиблись – то одинарная награда, а ошибка прощена[33].

Количество их отрицательных поступков ничтожно мало и простительно в сравнении с их достоинствами и благими делами, такими как: вера в Аллаха и Его посланника, джихад на Его пути, хиджра, поддержка религии, благие знания и добрые деяния.

И тот, кто объективно изучает жизнь сподвижников с проницательным пониманием того, какими преимуществами одарил их Аллах, без сомнения, обнаружит, что они лучшие люди после пророков, и что никогда не было и не будет таких как они; и, поистине, они – избранное поколение из мусульманской общины, лучшей среди всех народов и самой почитаемой Аллахом Всевышним.

Чудеса[34] друзей Аллаха[35] (Kарамат Aль-Aулийа)

Среди принципов людей Сунны и Общины – вера в чудеса праведников, которых Аллах может наделить сверхъестественными способностями. Эти способности проявляются в различных областях науки, в даре получения информации необычными способами, возможностях и восприимчивости, подобно тому, что рассказывается о предыдущих общинах в суре “Пещера” и др., а также о людях первого поколения Уммы из числа сподвижников и таби’унов [36] и остальных поколений этой Уммы.

И до Дня Воскресения в Умме будут появляться праведники, наделённые Аллахом такими чудесными способностями.

ПУТЬ АХЛЬ АС-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА′А

Методика людей Сунны и Согласия есть внутреннее и внешнее следование пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следование первым мусульманам, мухаджирам и ансарам, а также следование завещанию посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: “Вы должны неукоснительно следовать моей Сунне и Сунне мои праведных халифов. Держитесь за нее зубами. И остерегайтесь новшеств в религии, потому что каждое еретическое нововведение (бид’a) – это заблуждение”. (Сообщено Aхмадом, Aбу Даудом, Тирмизи, который сказал, что это хороший достоверный хадис, и Ибн Maджа. Альбани счёл достоверным).

Люди Сунны знают, что самые правдивые слова – это Слова Аллаха, а лучшее руководство и наставление – это наставление Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они предпочитают Слова Аллаха словам любого другого, и наставление Мухаммада любому другому наставлению, и потому они зовутся людьми Корана и Сунны. Они также называются людьми Общины (джама’а), так как община означает единство, а ей противопоставляется разобщение, хотя термин джама’a и стал именем для различных объединений людей.

И иджма’ (согласие) есть третий после Корана и Сунны столп, на который люди опираются в знаниях и религии.

И с этими тремя основами мусульмане сравнивают всё то, что явно и скрыто говорят и делают люди в том, что связано с вопросами религии.

Иджма ‘, на котороеони опираются, это то, на чём сошлись праведные предшественники, т.к. после их эпохи увеличилось количество разногласий, и Умма широко распространилась по миру.

Основываясь на этих принципах, люди Сунны повелевают одобряемое и запрещают порицаемое, как того требует Шариат. Они считают обязательным совершение хаджа, джихада, пятничных и праздничных молитв за правителями мусульман, праведны они или грешны. Они придерживаются совершения молитв в джамаате и считают религиозной обязанностью искренность в отношении к Умме мусульман.

Они веруют в слова Посланника, сказавшего “Верующий для верующего как прочно стоящее здание, одна часть которого усиливает другую” и при этом сплетшего свои пальцы (Согласованный хадис), и в его слова “В любви, милосердии и благосклонности друг к другу верующие подобные единому организму: если один его орган болен, то всё тело отвечает на это лихорадкой и бессонницей”. (Согласованный хадис).

Они повелевают проявлять стойкость при испытаниях, благодарность при облегчении и довольство Предопределением. Они призывают к самым благородным нравам и наилучшим действиям и веруют в слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: “Наиболее совершенен иман того верующего, чей нрав наилучший “ (приводят Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи; Альбани счёл достоверным).

Они побуждают поддерживать отношения с теми, кто их разрывает, давать тем, кто отказывает, прощать тех, кто несправедлив. Они повелевают проявлять послушание и заботу о родителях, поддерживать родственные связи и добрососедские отношения, хорошо относиться к сиротам, беднякам и путникам, быть мягкими с рабами.

Они запрещают хвастовство, высокомерие и разврат, а также проявление превосходства над людьми, как по праву, так и без него. Они повелевают проявлять воспитанность и запрещают заниматься пустяками. И во всём, что они говорят или делают, они следуют Писанию и Сунне, и их тарикат [37] – это религия Ислам, с которой Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, известил о том, что его Умма разделится на семьдесят три группы, из которых все попадут в Ад, кроме одной, которая и есть Джама’а (приводит Ахмад, Абу Дауд; Альбани назвал достоверным), и в другом хадисе сказано “Это те, кто будет находиться на том, на чем сегодня нахожусь я и мои сподвижники” (Тирмизи, Альбани счёл хорошим), те люди, кто крепко придерживается чистого, свободного от примесей Ислама и есть люди Сунны и Согласия.

Среди них правдивейшие, шахиды, праведники. Среди них проводники истинного пути, светочи во мраке, обладатели достопамятных заслуг и достоинств. Среди них учёные, заменившие пророков в донесении до людей Истины, среди них имамы религии, с наставлением и знаниями которых согласны все мусульмане.

И они – Победоносная Община, по поводу которой сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “До наступления Судного дня не прекратит в моей Умме существовать община, находящаяся на истинном пути, которой Аллах будет оказывать помощь. Им не навредят ни те, кто будет противодействовать им, ни те, кто оставят их без поддержки” (Согласованный хадис).

Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас из их числа и не отклонял наши сердца от Истины после того, как Он наставил нас, и даровал нам Свою милость, поистине, Он – Дарующий.

Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников.

Перевел Муслим Галанчожский

ИА “ХУНАФА”

الحنفــاء

 

[1] Сообщается от праведных предшественников и имамов о необходимости принимать качества Аллаха Всевышнего так, как о них сообщено в Коране и достоверной Сунне, без попыток растолковать (таъвиль)и представить (тамсиль). Так, когда один человек спросил: “ Милостивый вознесся на Трон, а как Он вознесся?”, имам Малик, да помилует его Аллах, ответил: “Вознесение – известно. Каким образом Он вознесся – неизвестно. Вера в это (вознесение) – обязательна. Вопрос же (об образе или форме вознесения) – ересь”.

[2] Джабриты отрицают свободу воли, т.е. возможность выбора человека.

[3] Кадариты отрицают, что все действия человека предопределены Аллахом.

[4] Мурджииты утверждают, что человек, уверовавший в сердце, каковы бы ни были его дела, обезопашен от наказания Аллаха.

[5] Ва’идиты утверждают, что Аллах обязательно должен наказать не покаявшегося грешника и не может его простить.

[6] Т.е. в вопросе таких терминов, как “верующий”, “мусульманин”,” кафир” и т.п.

[7] Харуриты-хариджиты и му’тазилиты не считают верующим человека, который не выполняет что-либо из обязанностей религии и совершает что-либо из больших грехов.

[8] Мурджииты и джахмиты считают, что грехи не вредят иману человека.

[9] Рафидиты-шииты обвиняют в вероотступничестве большое количество сподвижников, да будет доволен ими Аллах, при этом превозносят и, некоторые из них, даже обожествляют Али, да будет доволен им Аллах, и его потомков.

[10] Хариджиты обвиняют в неверии Али и Муавию, а также последовавших за ними сподвижников.

[11] Праведные предшественники (саляф салих) – мусульманские учёные первых трёх поколений Уммы.

[12] Му’тазилиты утверждают, что Коран сотворён.

[13] Как утверждают куллябиййиты, одна из му’тазилитских сект.

[14] Как утверждают аш’ариты.

[15] Некоторые еретические секты утверждают, что слова Корана сотворены, а их смысл – нет, и наоборот.

[16] Хадис об этих событиях приводит Абу Дауд и др., Альбани счел достоверным.

[17] Ибн Таймийя не упомянул заступничество за обитателей Ада для облегчения их мук, которым также наделен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[18] Мусульмане, переселившиеся в Медину, главным образом из Мекки.

[19] Жители Медины, принявшие Ислам.

[20] Мудд – мера объема, равная содержимому двух пригоршней.

[21] Иджма’ – единодушное мнение Уммы или учёных определенного периода, наряду с Кораном и Сунной является бесспорным источником исламских знаний.

[22] Мирный договор, заключенный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с многобожниками Мекки в Худайбиййе в (см. суру Победа).

[23] См. суру Железо, аят 10.

[24] Присяга под древом, названная присягой довольства – предшествовала заключению Худайбийского договора.

[25] Хадис об этом привел Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Альбани счел достоверным.

[26] См. суру Победа, аят 18.

[27] Эти десятеро – Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан, ‘Али ибн Аби Талиб, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Зубайр ибн ‘Аввам, Са’д Ибн Аби Ваккас, Са’ид ибн Зайд, ‘Абд ар-Рахман Ибн ‘Ауф и Абу ‘Убайда Ибн аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах.

[28] См. Сахих аль-Бухари, хадис 3344,

[29] Гадир Хумм – местность между Меккой и Мединой, где на пути из Прощального хаджа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой, в частности, упомянул превосходные качества ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах.

[30] Род посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[31] Сарид – блюдо из кусочков мяса и хлеба.

[32] Муджтахид – мусульманский ученый, обладающий достаточными знаниями для иджтихада, т.е. вынесения самостоятельного решения на основе Корана, Сунны и единогласного мнения Уммы (иджма’).

[33] Хадис об этом приводят аль-Бухари (6805), Муслим (3240) и др.

[34] Сверхъестественные способности людей делятся на 3 вида:

  • му’джизат, которыми Аллах наделяет своих пророков;
  • карамат, которыми Он наделяет праведников;
  • и те необычные возможности, в которых шайтаны помогают своим друзьям для отвращения людей от религии Аллаха.

[35] Друзья Аллах (аулийа) – богобоязненные мусульмане, как сказал о том Аллах: “Воистину, друзья Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они те, которые уверовали и были богобоязненны” (Йунус, 62-63)

[36] Таби’уны – следующее после сподвижников поколение праведных предшественников.

[37] Тарикат – путь, методика, способ действий. Этот термин используется также суфиями для названия их сект.

 

От переводчика

“Акида Васитыййа” шейху-ль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, является фундаментальной работой по изложению основ нашей религии. Необходимость в её переводе была очевидна, как нам кажется, всем русскоязычным мусульманам. Однако тот перевод, который нам удалось найти, представляющий собой перевод на русский с английского комментированного перевода доктора Асада Н. Бусуля, показался нам не лишенным некоторых недостатков. Во-первых, предложенные комментарии иногда противоречат убеждениям самого Ибн Таймийи. Во-вторых, в них иной раз встречаются недостоверные и противоречащие разуму высказывания. К тому же большой с нашей точки зрения объем комментариев, может отвлечь некоторых читателей от самой “Акиды”.

Поэтому мы сочли возможным предложить свой вариант перевода этой книги. При работе над ним мы использовали текст “Акиды Васитыййи” в электронной версии “Маджму’у-ль-фатава” Ибн Таймийи и четвертое издание “Акиды Васитыййи” египетского издательства Дару-с-салям. При переводе мы опирались также на “Маджму’у-ль-фатава”, в частности “Муназара фи-ль-акида аль-васитыййа” (Дискуссия по поводу Акиды Васитыййи), “ Аль-фатва аль-Хамавиййа аль-кубра” и книгу Мухаммад Халиля Харраса, да помилует его Аллах, “Шарх аль-акида аль-васитыййа лишейхи-ль-ислам Ибн Таймиййа”, а также упомянутый выше перевод доктора Бусуля.

Мы использовали разбивку текста на разделы, предложенную доктором Асадом Бусулем, использовали из его книги биографическую справку и библиографию Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, а также сочли необходимым снабдить предлагаемый перевод короткими комментариями.

При указании на коранические тексты мы использовали названия сур, которые уже стали традиционными в русском языке, для того, чтобы читатель мог легче найти их.

Мы также постарались привести тахридж использованных хадисов и заключение об их достоверности на основе трудов шейха Мухаммада Альбани, да помилует его Аллах

Понимая, что не имеем достаточно знаний и опыта для безупречного перевода подобного труда, мы просим всех образованных братье помочь исправить обнаруженные в нашей работе ошибки, а успех только от Алл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.135.250 (0.123 с.)