Правовая ответственность за коррупционные деяния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая ответственность за коррупционные деяния



Правовая ответственность за коррупционные деяния

1 Законодательство РК «О противодействии Коррупции» 2 Коррупционные деяния, влекущие дисциплинарную ответственность 2 Коррупционные деяния, влекущие административную ответственность

3 Коррупционные деяния, влекущие уголовную ответственность

 

ЗАКОН РК от 18 ноября 2015 г. «О противодействии К.» изм. и доп . от 22.01.2016 г.) регулирует ОО в сфере противодействия К. и направлен на реализацию антикорр. политики РК.

Ст. 4. Противодействие К. осущ. на основе принципов:

1) законности;

2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) гласности и прозрачности;

4) взаимодействия государства и гражданского общества;

5) системного и комплексного использ. мер пр/действия К.;

6) приоритетного применения мер предупреждения К.;

7) поощрения лиц, оказывающих содействие в пр/действ. К.;

8) неотвратимости наказания за совершение корр-х правонар.

 

Статья 5. Цель и задачи противодействия К.

1. Целью пр/действия К. является устранение К. в обществе.

2. Достижение цели противодействия К. реализуется посредством решения следующих задач:

1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к К.;

2) выявления условий и причин, способствующих совершению корр-х пр/наруш., и устранения их последствий;

3) укрепления взаимодействия субъектов пр/действия К.;

4) развития международного сотрудничества по пр/дейст. К.;

5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования корр-х пр/нарушений.

Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ К.

Статья 6. Система мер противодействия К. включает:

1) антикоррупционный мониторинг;

2) анализ корр-х рисков;

3) формирование АКК;

4) выявление коррупциогенных норм при производстве юр. экспертизы;

5) формирование и соблюдение антикорр-х стандартов;

6) финансовый контроль;

7) антикоррупционные ограничения;

8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;

9) меры противодействия К. в сфере предпринимательства;

10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование корр-х правонарушений;

11) сообщение о корр-х правонарушениях;

12) устранение последствий корр-х правонарушений;

13) формирование и публикацию Нац-го доклада о пр/д К.

Статья 7. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикорр. мониторинг - деятельность субъектов пр/д К. по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикорр. политики, состояния правоприменительной практики, а также восприятия и оценки уровня К. обществом.

2. Целью антикорр-го мониторинга явл. оценка правоприменительной практики в сфере противодействия К.

3. Источниками антикорр-го мониторинга явл.:

- правовая статистика

- обращения ф-х и юр. лиц,

- сведения неправительственных и междун-х организаций,

- данные социологических опросов и публикаций в СМИ и др. не запрещенные законом источники информации.

4. Результаты антикорр. мониторинга могут являться основанием для проведения анализа корр-х рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование АКК.

Ст. 8. 1. Анализ корр-х рисков (внешний и внутренний) - выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению корр-х правонарушений.

2. Внешний анализ корр-х рисков осущ. уполномоченным органом по противод-ю К. в порядке, определяемом Президентом РК, по следующим направлениям:

1) выявление корр-х рисков в НПА, затрагивающих деятельность гос-х органов и организаций, субъектов квазигос-го сектора;

2) выявление корр-х рисков в организационно-управленческой деятельности гос-х органов и организаций, субъектов квазигос-го сектора.

К проведению внешнего анализа корр-х рисков уполномоченный орган по противодействию К. вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия К.

По результатам внешнего анализа корр-х рисков гос. органы, организации и субъекты квазигос-го сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения К.

3. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на отношения в сферах:

1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;

2) досудебного производства по уголовным делам;

3) производства по делам об административных правонарушениях;

4) правосудия;

5) оперативно-розыскной деятельности;

6) уголовно-исполнительной деятельности;

7) контроля за соблюдением требований законодательства РК о гос-х секретах.

4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных гос-х органов.

5. Гос. органы, организации и субъекты квазигос-го сектора осуществляют внутренний анализ корр-х рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению корр-х правонарушений.

Типовой порядок проведения внутреннего анализа корр-х рисков определяется уполномоченным органом по противодействию К.

 

Ст. 9. 1. Формирование АКК - деятельность, осуществляемая субъектами пр/действия К. в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к К.

2. Формирование АКК осущ. посредством комплекса мер образовательного, информац-го и организац-го характера.

3. Антикорр. образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осущ-ся в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия К. личностью.

4. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в СМИ, организации социально значимых мероприятий, гос-го социального заказа.

Статья 10. Антикоррупционные стандарты

1. Антикорр. стандарты - установленная для обособленной сферы ОО система рекомендаций, направленная на предупреждение К.

2. Антикорр. стандарты разрабатываются гос-ми органами, организациями и субъектами квазигос-го сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Квазигосударственный сектор - это гос. предприятия, товарищества с огр. отв-стью, АО, в том числе нац. управляющие холдинги, нац. холдинги, нац. компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юр. лица, являющиеся аффилированными с ними в соотв. с законодательными актами РК

Аффили́рованное лицо́ - ф/юр. лицо, способное оказывать влияние на деятельность ф/юр. лиц, осуществляющих предпр-скую деятельность.

 

Статья 14. Недопустимость совместной службы близких родственников, супругов или свойственников

1. Лица, занимающие ответственную гос. должность, лица, уполномоченные на выполнение гос-х функций, и лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение гос-х функций (за исключением кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК или маслихатов, акимы городов районного знач., поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоупр.), должностные лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками и (или) супругом (супругой), а также свойственниками.

2. Лица, нарушающие все требования, если они добровольно в теч. 3-х месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.

Примечание. В Законе под близкими родственниками понимаются родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками - братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).

 

Глава 3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ К. И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

 

Зарубежный опыт борьбы с коррупцией.

Государственные служащие

К. связывается с гос. службой. Гос. служащие, обладая значительным объёмом дискреционных полномочий и зачастую действуя бесконтрольно, имеют все возможности использовать должн. положение в своих интересах, нежели интересам гос.

Законодательство о гос. службе в западных государствах отличается единообразием. Круг:

· стандартных запретов,

· ограничений

· предписаний содержится в законах всех демократ-х стран.

Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения. К этому опыту сейчас обращаются и государства Восточной Европы и Азии. Интерес для анализа представляет собой организация гос. службы в демократических странах, сравнимых со странами СНГ по размеру управленческого аппарата. Таковых можно насчитать немного: США, Канада, Германия, Франция, Великобритания. Но в Англии и Франции настолько силен элемент традиционности, что нац. особенности не дают возможности использовать их опыт в полной мере. Чиновничество в этих странах составляет особую, достаточно изолированную касту, существует особая система образования и подготовки к госслужбе, есть и другие особенности. Опыт же США, Германии и Канады представляется более реализуемым в казахстанских условиях.

17 октября 1990 года был подписан исполнительный приказ Президента США. Он подтвердил ранее принятые, но модернизированные акты, с помощью которых были введены в действие обязательные для всех чиновников исполнительной власти США общие принципы этического поведения членов правительства и госслужащих. По существу данные принципы представляют собой довольно конкретные юридические и морально-этические требования, предъявляемые к чиновникам высшего ранга и рядовым госслужащим.

Приказ гласит: “гос-ую службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга”

Госслужащие “не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовать такого рода информацию в личных целях”.

Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осущ-х деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие. Не разрешается также принятие подарков и от лиц, интересы которых в значительной степени зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей.

В обязанность служащим вменено докладывать “в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и К.

Традиционно ограничены возможности получения доп-го дохода сверх основной (“карьерной”) зарплаты. Чиновники, назначаемые Президентом США, вообще не могут получать “какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей.”

Порядок представления финансовых деклараций американских чиновников регламентирует кроме вышеупомянутого приказа и Акт об этике поведения гос-х служащих США 1978 г.

Исполнительный приказ строжайше предписывает всем служащим Белого Дома и других исполнительных ведомств (§ 100.735-24) не позднее 90 дней со дня вступления в силу данного приказа предоставить руководителям своих ведомств по прилагаемой форме след. информацию:

a) Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело.

Под “делом” в данном случае понимается “ любой сохраняющийся финансовый интерес и любые связи ” чиновника с этими организациями независимо от того, в каком качестве он выступает.

б) Согласно прилагаемой форме, от чиновника требуется предоставление списка всех его личных кредиторов, кредиторов его жены, малолетних детей и других, проживающих вместе с ним членов семьи.

в) Информация о наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности.

г) О своих “длящихся” коммерческих, финансовых и иных интересах.

Проверкой занимается специально назначаемые в любом гос-м управлении или департаменте лица, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать доп-ую информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить расследование. Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразится в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:

- частичная или полная дисквалификация

- перемещения на низшую ступень

- предложение прекратить “конфликтные” финансовые связи

При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

В ФРГ госслужащим входит в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо, при этом имея целью благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. О сомнениях относительно правомерности служебных указаний госслужащий должен немедленно сообщить своему непосредственному начальнику. Если распоряжение остается в силе, а сомнения не устранены, он должен обратиться к вышестоящему начальнику. Если и тот подтверждает распоряжение, то госслужащий должен его исполнить при условии, что это не противоречит установленному порядку. Подтверждение распоряжения в этом случае при наличии просьбы должно быть дано в письменном виде.

Актуальная проблема борьбы с К. - соблюдение служебной тайны. В ФРГ госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деят-ти. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже в суде. Разрешение такого рода дает руководитель службы или, если служебные отношения прекращены, последний руководитель службы. Сведения для прессы вправе давать только правление учреждения или уполномоченный им госслужащий. Закон закрепляет обязанность госслужащего заявлять о ставших ему известными уголовно наказуемых деяниях.

Повышенные требования и ограничения, связанные с госслужбой, компенсируются в ФРГ соотв-м гос-м жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.

В ФРГ госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для:

· принятия опекунства,

· ухода за больным или немощным,

· реализации обязанностей по исполнению завещания,

· ”отправления” свободной профессии,

· управления собственным имуществом,

· деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях.

Госслужащие не вправе заниматься какой-либо предприн. деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деят. правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путем принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определяется,

- какая деятельность рассматривается как госслужба или приравнивается к ней;

- вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность;

- какие категории госслужащих обязаны получать разрешения и т.д.

Например, согласно постановлению правительства от 12 ноября 1987 г. побочной является всякая деятельность, не входящая в основной круг обязанностей, независимо от того, осуществляется она по месту службы или вне ее. Вознаграждением за побочную деятельность считается любая денежная сумма или любые материальные преимущества. Определен предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.

Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с его служебной деятельностью (в последние 5 лет перед окончанием сл.), он должен заявить об этом по месту последней службы. Его трудовая деятельность подлежит запрету, если есть опасения, что она наносит ущерб служебным интересам. Запрет выносится последней высшей служебной инстанцией госслужащего и теряет силу по истечении 5 лет с момента окончания служебных правоотношений.

А как же обстоит дело в России? Федеральный Закон "Об основах государственной службы РФ" 1995 г., который с большими трудностями разрабатывался и принимался около 5 лет. В его ст. 11 и 12 определены важные ограничения для чиновников, связанные с госслужбой, и обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе. Из 12 пунктов ограничений в 10 предусматриваются меры, предупреждающие коррупцию. Но этот закон, как и ранее действующее Положение о федеральной госслужбе, утвержденное Президентом, распространяется только на обслуживающий персонал (гос. должности категорий "Б" и "В"). Вне его юрисдикции остаются гос. должностные лица категории "А", руководители законодательной и исполнительной власти, депутаты, министры, судьи и многие другие высокие чиновники федерального и регионального уровней. Предусматриваемый контроль за имущественным положением должностных лиц названных категорий касается только их самих и не распространяется на их близких родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую собственность коррупционеры оформляют не на себя.

Парламентская К.

Борьбе с парламентской коррупцией на Западе уделяется не меньше внимания, чем борьбе с коррупцией госслужащих. В нашей же стране это направление обделяется вниманием законодателей. В самом деле, принятие соответствующего законодательства требует недюжинного самопожертвования от депутатов.

Законодательство Канады, в известной мере признавая право бизнеса участвовать в политической жизни страны, особенно во время парламентских выборов, нацелено на то, чтобы это участие протекало в строго очерченных рамках. Связи парламентариев с миром бизнеса являются в современной Канаде объектом скрупулезного адм-юридического регулир., в первую очередь по таким параметрам, как совмещение депутатских и предпринимательско-менеджерских обяз-стей, владение ценными бумагами, получение денег на предвыборные кампании и их расходование. Важными компонентами требований, предъявляемых законодательством к поведению парламентариев в случае столкновения их полит-х и экон-х интересов, является гласность и отчетность.

В Канаде законодательные меры против парламентской К. устанавливаются нормами уголовного и констит. права. Они распространяются на всех членов обеих палат парламента, а также на правительство.

УК Канады приравнивает наиболее откровенную форму парламентской К. - взяточничество - к нарушению конституции и акту гос-ной измены. Уголовному наказанию подлежит как получившее взятку лицо, так и давшее ее. Парламентарию в этом случае грозит тюремное заключение сроком до 14 лет, причем он автоматически лишается депутатского мандата со дня признания его виновным в суде.

Констит. право Канады (а именно Акты о парламенте и Регламент парламента) содержит свод правил и рекомендаций, касающихся поведения парламентариев при столкновении их полит-х и экон-х интересов, вытекающих из прежних занятий депутатов парламента разными видами предпринимательской деят. Данные нормы направлены как против зависимости парламента от бизнеса, так и против использ. депутатами служебного положения в корыстных целях.

Рядовые парламентарии официально сохраняют право владеть и распоряжаться ценными бумагами, занимать, посты в корпорациях, но данное разрешение обставлено целым рядом регламентирующих условий. Все депутаты обязаны ежегодно сообщать в письменном виде подробные данные о компаниях, в которых они являются директорами, менеджерами или служащими, а также о корпорациях или фондах, ценными бумагами которых они владеют:

- необходимо указывать адреса фирм,

- общий характер их деятельности,

- обороты, прибыльность, участие в правительственных контрактах, экспорте и импорте и т.д.

Участвовать в деятельности корпораций, имеющих контракты с правительством Канады, разрешается лишь лицам, впервые избранным в парламент, и то при условии, что стоимость работ по таким контрактам не превышает 1000$ ежегодно. Депутаты, заседающие в парламенте в течение 2-х и более сроков, не вправе иметь в какой-либо форме отношение к выполнению правительственных контрактов. Нарушение установленных норм наказывается штрафом до 10 тыс. $. Кроме того, депутат, получивший в обход закона прибыль от выполнения правительственного контракта, в 30-дневный срок обязан вернуть в казну сумму, равную упомянутой прибыли, отказаться от дальнейшего участия в контракте и выйти из правления корпорации. В противном случае он немедленно лишается места в парламенте, которое автоматически становится вакантным.

В связи с существованием указанных ограничений современные Канадские парламентарии предпочитают не заниматься предпринимательством после прихода в политику. Лишь некоторые из них сохраняют побочный род занятий - юридическую или медицинскую практику, которая может считаться спец-ческим видом бизнеса. Часть депутатов владеет небольшими пакетами акций, обычно в семейных фирмах.

Еще более строгие ограничения существуют для членов правительства. Все лица, назначаемые в его состав, должны немедленно выйти из директоратов корпораций и руководящих органов всех общ-х организаций. Тем самым, эти положения запрещают слияние правительства и бизнеса.

Если, например, вновь назначенный министр владеет пакетом акций, закон предусматривает для него сл. действия: полную продажу акций; помещение акций в так называемый "слепой фонд"; отказ получать сведения от управляющего об операциях с его ценными бумагами, кроме общих данных относительно их стоимости в данный момент; помещение акций в "замороженный фонд"; наконец, регистрацию ценных бумаг в министерстве нац-х доходов, причем заполненные при этом документы становятся открытыми - с ними вправе ознакомиться любой гражданин Канады. В этом случае министр может продавать и покупать ценные бумаги, получать прибыль, но под постоянным надзором и по совету чиновников указанного министерства. На практике канадские министры используют главным образом первый и второй вариант поведения.

Ряд правовых норм, направленных на предупреждение К. и на ограничение свободы парламентариев в отношениях с деловыми кругами и другими группами давления, содержится и Акте о выборах.

Актом установлены предельно допустимые нормы расходов кандидатов в парламент во время избирательных кампаний. Кандидатам разрешается использовать не долее 1 долл. на каждого из первых 15 тыс. избирателей округа, по 50 центов – на каждого из 10 тыс. последующих и по 25 центов - на каждого избирателя сверх указанного количества. При этом расходы кандидата на рекламу в средствах информации частично (22,5%) возмещаются ему из казны. Любое физ/юр. л. (включая корпорации) вправе внести в фонд кандидата или его партии не более 50 тыс. долл., однако государство стимулирует пожертвования частных лиц в пределах 100 долл., возмещая им большую часть таких сумм.

Акт о выборах предусматривает подробную и обязательную отчетность как кандидатов, так и их партий перед Национальным избирательным ведомством. В частности, в этих отчетах подлежат обнародованию все источники, из которых поступают взносы размером свыше 100 долл., причем отчеты должны иметь юр. подтверждение в виде чеков, расписок и т.д.

Кандидаты и партии, не подавшие указанных отчетов в 6-месячный срок после выборов, автоматически, без судебного разбирательства лишаются всех гос-х выплат, а кандидаты права в дальнейшем баллотироваться в парламент. За нарушение статей Акта о выборах, н-р за превышение установленного закон-твом потолка расходов, сбор денег и за ведение финансовой документации самим кандидатом, а не его специальным агентом, предусматривается штраф до 25 тыс. долл. или тюремное заключение сроком до 5 лет.

В США действуют Кодекс этического поведения Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты Представителей Конгресса США 1977 г. Действие данных актов распространяется как на членов Конгресса, так и на работников аппарата.

Интересен порядок декларирования финансового состояния. Для высшей палаты специальные формы-приложения разрабатываются Комитетом по Этике Сената. Декларации подаются в аппарат Секретаря Сената. Подавать декларацию обязаны сенаторы, кандидаты, баллотирующиеся в Сенат, а также чиновники различных рангов, служащие Сената. Подаваться декларация должна ежегодно, а для кандидатов - в теч. 30 дней с момента выдвижения кандидатуры. Декларируется всё, что касается финанс-х расходов и доходов за весь прошлый год:

- полный заработок, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от движимого и недвижимого имущества, гонорары

- финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций

- оплата транспортных и связанных с ними расходов

- подарки, полученные от любых лиц и организаций, в том числе в виде оплаты транспортных расходов, питания, проживания в гостиницах, угощения в ресторанах, различных развлечений

- финансовые и иные обязательства, задолженности по ним

- соглашения и договоренности с различными организац-ми о возможной работе в них или для них и многое др.

Особое внимание уделяется получению подарков от иностр-х граждан, организаций и правит-ств. Пример:

Если сенатор или служащий получил от иностранного правительства, организации, представителя фирмы или частного лица подарок, оцененный на сумму более 100 $, то он обязан направить его в теч. 60 дней в распоряжение Секретаря Сената. Он должен подготовить в 2-х экземплярах объяснения по поводу получения подарка. Один экземпляр направляется в специальный Комитет по этике Сената, а другой вместе с самим подарком - Секретарю Сената.

Объяснения составляются в произвольной форме, но обязательно должны содержать имя и должность получателя подарка, краткое описание самого подарка, а также причин и обстоятельств его получения, какое иностранное правительство или лицо (если известно) сделало подарок, примерную ценность такого подарка в США на день его получения и дату получения.

Аналогичные данные представляются во всех случаях получения подарков в виде оплаты транспортных расходов при поездках за рубеж или внутри страны, но с личными целями.

Особое вним. обращается на мотивы дарения и его сумму.

Правовая ответственность за коррупционные деяния

1 Законодательство РК «О противодействии Коррупции» 2 Коррупционные деяния, влекущие дисциплинарную ответственность 2 Коррупционные деяния, влекущие административную ответственность

3 Коррупционные деяния, влекущие уголовную ответственность

 

ЗАКОН РК от 18 ноября 2015 г. «О противодействии К.» изм. и доп . от 22.01.2016 г.) регулирует ОО в сфере противодействия К. и направлен на реализацию антикорр. политики РК.

Ст. 4. Противодействие К. осущ. на основе принципов:

1) законности;

2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) гласности и прозрачности;

4) взаимодействия государства и гражданского общества;

5) системного и комплексного использ. мер пр/действия К.;

6) приоритетного применения мер предупреждения К.;

7) поощрения лиц, оказывающих содействие в пр/действ. К.;

8) неотвратимости наказания за совершение корр-х правонар.

 

Статья 5. Цель и задачи противодействия К.

1. Целью пр/действия К. является устранение К. в обществе.

2. Достижение цели противодействия К. реализуется посредством решения следующих задач:

1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к К.;

2) выявления условий и причин, способствующих совершению корр-х пр/наруш., и устранения их последствий;

3) укрепления взаимодействия субъектов пр/действия К.;

4) развития международного сотрудничества по пр/дейст. К.;

5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования корр-х пр/нарушений.

Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ К.

Статья 6. Система мер противодействия К. включает:

1) антикоррупционный мониторинг;

2) анализ корр-х рисков;

3) формирование АКК;

4) выявление коррупциогенных норм при производстве юр. экспертизы;

5) формирование и соблюдение антикорр-х стандартов;

6) финансовый контроль;

7) антикоррупционные ограничения;

8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;

9) меры противодействия К. в сфере предпринимательства;

10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование корр-х правонарушений;

11) сообщение о корр-х правонарушениях;

12) устранение последствий корр-х правонарушений;

13) формирование и публикацию Нац-го доклада о пр/д К.

Статья 7. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикорр. мониторинг - деятельность субъектов пр/д К. по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикорр. политики, состояния правоприменительной практики, а также восприятия и оценки уровня К. обществом.

2. Целью антикорр-го мониторинга явл. оценка правоприменительной практики в сфере противодействия К.

3. Источниками антикорр-го мониторинга явл.:

- правовая статистика

- обращения ф-х и юр. лиц,

- сведения неправительственных и междун-х организаций,

- данные социологических опросов и публикаций в СМИ и др. не запрещенные законом источники информации.

4. Результаты антикорр. мониторинга могут являться основанием для проведения анализа корр-х рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование АКК.

Ст. 8. 1. Анализ корр-х рисков (внешний и внутренний) - выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению корр-х правонарушений.

2. Внешний анализ корр-х рисков осущ. уполномоченным органом по противод-ю К. в порядке, определяемом Президентом РК, по следующим направлениям:

1) выявление корр-х рисков в НПА, затрагивающих деятельность гос-х органов и организаций, субъектов квазигос-го сектора;

2) выявление корр-х рисков в организационно-управленческой деятельности гос-х органов и организаций, субъектов квазигос-го сектора.

К проведению внешнего анализа корр-х рисков уполномоченный орган по противодействию К. вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия К.

По результатам внешнего анализа корр-х рисков гос. органы, организации и субъекты квазигос-го сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения К.

3. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на отношения в сферах:

1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;

2) досудебного производства по уголовным делам;

3) производства по делам об административных правонарушениях;

4) правосудия;

5) оперативно-розыскной деятельности;

6) уголовно-исполнительной деятельности;

7) контроля за соблюдением требований законодательства РК о гос-х секретах.

4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных гос-х органов.

5. Гос. органы, организации и субъекты квазигос-го сектора осуществляют внутренний анализ корр-х рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению корр-х правонарушений.

Типовой порядок проведения внутреннего анализа корр-х рисков определяется уполномоченным органом по противодействию К.

 

Ст. 9. 1. Формирование АКК - деятельность, осуществляемая субъектами пр/действия К. в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к К.

2. Формирование АКК осущ. посредством комплекса мер образовательного, информац-го и организац-го характера.

3. Антикорр. образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осущ-ся в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия К. личностью.

4. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в СМИ, организации социально значимых мероприятий, гос-го социального заказа.

Статья 10. Антикоррупционные стандарты

1. Антикорр. стандарты - установленная для обособленной сферы ОО система рекомендаций, направленная на предупреждение К.

2. Антикорр. стандарты разрабатываются гос-ми органами, организациями и субъектами квазигос-го сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Квазигосударственный сектор - это гос. предприятия, товарищества с огр. отв-стью, АО, в том числе нац. управляющие холдинги, нац. холдинги, нац. компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юр. лица, являющиеся аффилированными с ними в соотв. с законодательными актами РК

Аффили́рованное лицо́ - ф/юр. лицо, способное оказывать влияние на деятельность ф/юр. лиц, осуществляющих предпр-скую деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.139 с.)