КРАЕВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КРАЕВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ



МОДУЛЬ 3.

КРАЕВЕДЕНИЕ. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ТЕМА 7. История и культура родного края

История города Донецка

Основание города Донецка

Первые находки проживания людей на территории современного Донецка датируются концом новокаменного – началом медно-бронзового века. В 1959 г. были найдены два древних захоронения. Одно – на улице Радищева в Петровском районе Донецка, которое датируется началом бронзового века (рядом со скелетом обнаружены большой кремниевый нож, тщательно отшлифованный клиновидный топор и четыре тонко выделанных наконечника метательных дротиков). Другое – в Киевском районе Донецка, на территории Центральной горноспасательной станции, которое датируется ІІ пол. ІІІ тысячелетия до н. э., эпохой древнеямной культуры бронзового века.

 

В долине реки Кальмиус жили киммерийцы, скифы, сарматы, готы, славяне. С XIII по XVI вв. прикальмиусские земли опустели и стали Диким Полем.

Часть современного Донбасса в новое время находилась под контролем донских казаков.

Если поселения южного края России оканчивались слободскими полками, то жилища донских казаков простирались гораздо далее, во внутрь Екатеринославской и Воронежской губерний.

Расширение границ города

Официальная граница Войска Донского была проведена в 1786 г:

"…в сей черте живых урочищ весьма мало; большая часть её означается межевою нарезкою. Она идёт в следующем виде: от устья Кальмиуса, впадающего в Азовское море, левым берегом сей речки до её вершины и потом сухою чертою до р. Крынки; отсюда левым берегом р. Булавина Колодезя, от вершины которой p. Миусом и сухою чертою до р. Хрустальной; далее сухою же чертою, прерывающеюся балками и р. Каменкою, до р. Белой, правым берегом сей речки до реки Северского Донца…"

Промышленное развитие

Жители занимались земледелием и скотоводством, а также "копанием земляного уголья" или "горючего камня".". В декабре 1722 г. Пётр I предписал снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды с участием рудознавца Григория Капустина. Экспедиция нашла каменный уголь в 1721 г. у реки Курдючьей, притока Северского Донца.

Первое письменное упоминание о населенном пункте на территории современного города относится к 1779 г. Это "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" Феодосия Макарьевского, в которых упоминается основание Александровки.

В 1820 г. уголь был обнаружен возле Александровки и появились первые мелкие шахты. В 1841 г. по приказу генерал-губернатора Михаила Семёновича Воронцова были построены три шахты Александровского рудника. Во второй четверти XIX в. возникают поселения по водоразделу Бахмутка – Дурная Балка: рудники Смолянинова (Смоляниновские), Нестерова (Нестеровские), Ларина (Ларинские). Тогда же землевладельцем Рутченко и помещиком Карповым создаются крупные глубокоземные рудники: Рутченковские (Кировский район Донецка) и Карповские (Петровский район Донецка).

С 1869 г. основан рабочий посёлок Смолянка в связи со строительством Джоном Юзом кузницы и двух шахт на купленной у помещицы Смоляниновой земле.

24 апреля 1871 г. построили первую доменную печь и 24 января 1872 г. получили первый чугун. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи. В 1872 г. вступила в строй Константиновская железная дорога со станциями: Петровская (сейчас – Кривой Торец), Железная (Фенольная), Ясиноватая, Юзово (Донецк); от Юзово до металлургического завода проложена ветка протяженностью 10 верст – это был первый в Донбассе подъездной путь, Рудничная (Рутченково), Еленовка.

В Юзовке в 1870 г. проживало 164 человека, а в 1884 г. – 5494 человека. В 1897 г. – 29 тысяч человек.

Дореволюционная Юзовка делилась на две части:

Южную (Заводскую) – размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония – в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, имелось электричество и водопровод;

Северную часть, или Новый Свет (район нынешнего Центрального универмага) – по названию базара и находящегося на нём первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники. Центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков.

Наиболее видными и красивыми зданиями в северной части Юзовки были:

Преображенский собор (разрушен в 30-х гг. XX в.),

Коммерческое училище (2-й корпус ДонНТУ по улице Артёма, 58),

Братская школа (3 этажа, позже вечерняя школа рабочей молодёжи № 1 по улице Челюскинцев, 49), гостиница "Великобритания" (3 этажа).

В 1880 г. пущен в эксплуатацию завод огнеупорного кирпича. Для обеспечения оборудованием развивающейся угольной промышленности в 1889 г. к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе Э. Т. и Геннефельда Р. Г. (теперь это крупный Донецкий машиностроительный завод), тогда же организована мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования – ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования.

В мае 1887 г. состоялась стачка 1500 шахтёров Рутченсковских угольных копей, которая была подавлена при помощи двух батальонов пехоты.

В августе 1892 г. состоялось выступление 15 тысяч шахтёров и металлургов, которое также было жестоко подавлено.

Началась добыча угля на шахтах № 4/21 – ныне шахтоуправление "Петровское" (1905 г.), шахта № 6 – сейчас шахтоуправление "Красная звезда" (1912 г.), шахта № 9 "Капитальная" (1913 г.).

В 1916 г. на базе механических мастерских организовано общество металлообрабатывающих Путиловских заводов (Петроград) у железнодорожного вокзала; развивался посёлок Путиловка. В том же году были построены 2 коксовых завода: Рутченковский – на 142 печи, Мушкетовский – на 408 печей. В феврале 1917 г. построен первый в России азотный завод – теперь Донецкий завод химических реактивов.

В 1917 г. в Юзовке было около 70 тысяч жителей. В мае 1917 г. посёлок Юзовка получил статус города.

Донецк после Октябрьской революции

В марте 1917 г. был избран Юзовский Совет рабочих депутатов. В июле основана газета "Известия" – орган Юзовского уездного парткома и ревкома, в настоящее время информационно-массовая газета "Донбасс" (до 1991 г. – "Социалистический Донбасс"). Сразу после революции был переизбран Юзовский Совет. Юзовский Совет заявил о полной поддержке Советского правительства во главе с В. И. Лениным.

В 1918 г. Юзовское отделение государственного банка из-за нехватки денег для выплат выпустило боны на сумму 6 миллионов рублей.

Образование в Юзовке

Специфика промышленного производства в Донбассе требовала развития образования и культуры. Этой сферой занимались в основном земские управы, фабрично-заводская администрация, церковь и братства при ней. Наиболее влиятельным в Юзовке было православное братство при Свято-Преображенском соборе.

С начала развития Юзовки основной костяк рабочего класса (жителей города) составляли бывшие крестьяне, которые были малограмотны, а часто просто безграмотны. Выходцы из деревень объединялись в землячества, в которых люди жили и работали, отдыхали, часто дрались на кулаках между собой и с другими землячествами. Кулачные бои устраивались по выходным дням и были одной из активных форм отдыха юзовцев. Другими формами были обрядовые праздники землячеств. В Юзовке процветали кабаки и трактиры.

 

Что касается просвещения населения, то известно, что в Юзовке наряду со школами Новороссийского общества (школой для детей рабочих, начальным народным училищем, а впоследствии так называемой "большой школой" с девятью отделениями в близлежащих рудниках, функционировали низшие начальные училища: двухклассное училище Свято-Преображенского братства, где обучался 1001 человек, одноклассное церковно-приходское училище на 85 человек.

В 1888 г. была открыта одноклассная церковная школа. На её строительство горожанами было собрано 900 рублей. А 21 января 1896 г. открылась вторая церковная школа, так называемая братская. Здесь учились более бедные дети. Помещение братской школы на 9-й линии (нынешняя улица Челюскинцев) сохранилось до сих пор.

Сразу после открытия братской школы в ней работали два учителя и обучались около пятидесяти учеников. С 1 сентября 1901 г. школа преобразована в двухклассное училище.

Наплыв учащихся в 1907 г. заставил братство снова расширить здание училища пристройкой двух новых классов. Благодаря этому количество учащихся достигло трехсот человек.

. Детей в училище принимали с восьми лет. Обучение было платным. Ежегодно несколько десятков учащихся обучались бесплатно, за счет братства, или частично освобождались от платы за учебу.

В двух классах училища обучение длилось пять лет. В первом – три, и во втором – два года. Первый класс состоял из трех отделений, каждое из которых насчитывало несколько групп, в среднем по 50–60 учащихся в каждой. На первый год обучения принимали детей как грамотных, так и не знающих грамоты, их зачисляли в разные группы.

В отделениях первого класса действовала классная система преподавания, когда один учитель вел занятия по всем предметам. Во втором классе была уже предметная система – по каждому предмету был отдельный учитель. В первом классе детей обучали Закону Божьему, арифметике, русскому и церковнославянскому языку. Во втором классе наряду с этими дисциплинами изучали также физику, геометрию, отечественную историю и географию. Под руководством учителя И. Л. Шишкина действовал хор училища. В отдельные годы он насчитывал до ста человек. Училище имело две библиотеки: для учителей и для учеников, ежегодно пополнявшиеся новой литературой.

На экзаменах обязательно присутствовали члены совета братства. В конце мая проводился "годичный акт" – торжество по поводу окончания учебного года, в котором участвовали члены совета братства, почетный попечитель училища, директор завода Новороссийского общества А. А. Свицын, преподаватели, учащиеся, их родители. Выпускники получали в качестве подарка от совета братства и педагогического совета училища книги церковного содержания, собрания сочинений русских писателей. Окончившим братское училище выдавали свидетельство.

Как уже отмечалось, контингент учащихся постоянно увеличивался. В 1915–1916 уч. г. в училище уже было шестнадцать классных групп, объединявших 1001 ученика. Из года в год увеличивался педагогический коллектив братского училища. Некоторые из них являлись выпускниками этого же училища.

С 1900 г. при братском училище действовала также и воскресная школа, в которой учились дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9–14 лет, преимущественно женского пола. Неграмотных обучали арифметике, грамоте и Закону Божьему.

Православное братство при соборе играло большую роль в просвещении и образовании, имея в наличии несколько типов школ: начальные и средние, церковно-приходские и воскресные, а также читальни и библиотеки. Братства вместе с Церковью заботились о духовной жизни народа, учили и воспитывали детей, занимались благотворительностью, социальной помощью бедным, боролись с общественными пороками и людскими грехами (По Е. Кривенко).

Театр

В1994 г. были завершены ремонт и реставрация здания Донецкого государственного академического театра оперы и балета. В 1995 г. в театре прошел второй Международный фестиваль "Звезды мирового балета", а в 1996 г. – третий. Фестивали стали значительными событиями в театральной жизни Донбасса.

Большим успехом у зрителей пользуются спектакли Донецкого областного музыкально-драматического театра им. Артема. Не случайно на съезде Союза театральных деятелей его назвали одним из лучших театров. В последнее время театр пополнился талантливой творческой молодежью, уже заявившей о себе исполнением главных ролей в спектаклях.

Музыка

Центром музыкальной инфраструктуры края является Донецкая государственная консерватория им. Сергея Прокофьева. Её выпускники составили костяк симфонического и камерного оркестров Донецкой областной филармонии, театра оперы и балета, хореографических и вокальных ансамблей.

Традиционным стало проведение в Донецке праздников музыки в честь выдающегося композитора XX в. Сергея Прокофьева.

В мае 1997 г., когда отмечалась 106-я годовщина со дня рождения нашего великого земляка, в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль "На родине Сергея Прокофьева".

Библиотеки

Приспосабливаясь к новым условиям, продолжают работать крупнейшие библиотеки нашего региона. Среди них Донецкая областная библиотека им. Крупской.

Заметно оживило культурную жизнь Донетчины объединение творческих усилий библиотек. Они совместно проводят вернисажи, презентации книг, сборников поэзии, выставки работ мастеров нашего края.

 

Литературный процесс

XIX в.

В 1890 г. в Юзовку к брату приезжал Викентий Вересаев, который в 1892 г. на юзовском материале написал восемь очерков под общим названием "Подземное царство". В 1892 г. Вересаев вновь приезжал в Юзовку для борьбы с холерой. Этот приезд дал материал для повести "Без дороги", в которой писатель рассказал об условиях труда и быта шахтёров.

В 1896 г. как корреспондент киевских газет в Юзовку приезжает Александр Куприн. Он пишет очерки "Юзовский завод", "В главной шахте" (о Гладковском руднике), "В огне" (о металлургическом заводе) и повесть "Молох".

Юзовку от газеты "Приазовский край" в 1896 г. посещал Александр Серафимович, который потом написал рассказ "На заводе".

XX в.

Константин Паустовский приезжал на Юзовский завод в качестве приёмщика снарядов. Свой приезд в Юзовку он описал в автобиографической повести "Книга о жизни. Беспокойная юность".

В 1920-х гг. в Донецке жил Василий Гроссман, который в 1934 г. опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции "Глюкауф". Также в романе Гроссмана "Степан Кольчугин" действие происходит в Юзовке накануне 1905 г.

После освобождения Донецка от немецкой оккупации в Великую Отечественную войну в Донецк приезжает Лариса Черкашина. Она пишет повесть о донецких подпольщиках "В нашем городе" (1947 г.), "Город шахтёров" (1950 г.), "Донецкая быль" (1950 г.).

Василий Семенович Стусс 1954 по 1960 гг. учился на историко-филологическом факультете Донецкого государственного педагогического университета (сейчас – ДонНУ) и занимался в литературной студии под руководством Т. Духовного.

XXI в.

На базе Донецкой областной библиотеки им. Крупской работает клуб любителей фантастики "Странник". Основатель и председатель клуба – Фёдор Березин, также в клубе принимают участие такие авторы: Виталий Забирко, Владислав Русанов, Ярослав Веров(коллективный псевдоним Глеба Гусаковаи Александра Христова), Георгий Савицкий, Михаил Белозёров, Евгений Белоглазов. Авторы клуба с 2010-х гг. начали активное сотрудничество с луганским издательством "Шико" и провели совместно ряд мероприятий – презентации книг издательства, встречи с авторами и автограф-сессии. 15–17 июля 2011 г. клуб провёл в Донецке конференцию "Чумацкий Шлях" ("Фантлаб-2011").

В 2011 г. под руководством Евгения Ясеновастартовал литературный проект "Донецк, я люблю тебя!", объединяющий короткие произведения художественной прозы разных авторов. Все включенные в сборник произведения имеют две общих черты: их действие происходит в городе Донецк, в них так или иначе затрагивается тема любви.

 

Православие

Церкви других конфессий

В селе Ольгинка расположен единственный в Украине буддийский монастырь Шейчен-Линг.

В настоящий момент в Донбассе насчитывается 16 мечетей – восемь мечетей на Донетчине: Донецк (две мечети), Константиновка, Макеевка, Мариуполь, Снежное, Торез и Шахтёрск и восемь мечетей на Луганщине: Луганск, Красный Луч, Антрацит, Алчевск, Свердловск, Стаханов, Ровеньки, Брянка.

Украинцы

Украинский народ – восточноевропейский славянский этнос, сформировавшийся на землях Украины.

За пределами страны украинцы проживают в России, Казахстане, Молдове, Беларуси, Киргизии, Узбекистане, Польше, Канаде, США, Аргентине и других странах.

Общая численность превышает 46000000 человек. Из них 37000000 проживает в Украине.

Украинцы вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам.

Украинский язык относится к восточнославянской группе индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Украинский язык является результатом интеграции трех диалектов праславянского языка (полянского, древлянского и полесского).

Ежегодно 9 ноября в Украине отмечается День украинской письменности и языка.

Выдающиеся деятели культуры

Литературное наследие Тараса Шевченко, центральную роль в котором играет поэзия, в частности сборник "Кобзарь", считается основой современной украинской литературы и во многом литературного украинского языка.

Леся Украинка (настоящее имя Лариса Петровна Косач-Квитка) – украинская писательница, переводчица, культурный деятель. Писала в самых разнообразных жанрах: поэзии, лирике, эпосе, драме, прозе, публицистике.

Иван Франко – писатель, поэт, ученый, драматург, философ, историк, этнограф, психолог. Один из величайших деятелей литературы в истории Украины. В 1915 г. был выдвинут на получение Нобелевской премии, однако вскоре умер и его кандидатуру сняли.

Николай Лысенко – украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель.

Традиции и обычаи

Традиции в Украине, безусловно, связаны со староукраинской языческой атрибутикой. Например, праздник Ивана Купала (в ночь на 7 июля), как у многих славян, когда-то был связан с Днем солнцестояния. И сейчас можно увидеть, как девушки водят хороводы и пускают в воду венки, а парни прыгают через костер и ищут цветущий папоротник.

Еще одна старая украинская традиция, связанная с поворотом солнца – 7 января (сейчас – Рождество). Когда-то в эту зимнюю пору было принято гадать на будущее, и потому сейчас рождественские украинские обычаи – это гадания и обращение к силам природы. Накануне Старого нового года (13 января) дети и подростки до сих пор щедруют и "меланкуют" (в честь преподобной Мелании). Еще одна украинская традиция – святить воду на Крещение и вера в ее замечательные целебные свойства в ночь накануне. С самого утра убирают квартиры в Чистый четверг (накануне Пасхи). Обязательно красят яйца и выпекают пасхальные куличи к Пасхе. Вспоминают умерших в поминальный день. Провожают зиму и встречают весну на Масленицу. Освящают поля и украшают дом цветами и травой на Троицу.

Национальная кухня

Среди растительной пищи первое место испокон веков занимал хлеб, причем как на закваске, так и пресный в виде галушек, пресного хлеба с маком и медом. Пшеничный хлеб (укр. "паляниця") выпекался преимущественно к праздникам. В остальные дни главным блюдом на столе был хлеб ржаной или "житній" (от слова "жити", то есть жить).

Вареники– славянское блюдо, более всего распространённое в украинской кухне, в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой из рубленого мяса, овощей, грибов, фруктов и ягод, творога.

По данным этимологических словарей славянских языков, слово борщ произошло от названия растения: первоначально борщём назывался борщевик, съедобные листья которого использовались в пищу.

Русские

Язык русского народа – русский, относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков.

Он является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе – географически и по числу носителей языка как родного.

Обычаи и традиции

Христианство дало народу Пасху и Рождество, язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы и Масленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в современную жизнь.

Традиции русского народа особо соблюдаются во время празднования Пасхи. Перед наступлением этого праздника пекут куличи и красят яйца. Ночью собирают куличи и крашеные яйца в корзины, берут всякую снедь, наготовленную к празднику, и несут в церковь. Священник ходит с ведром и веником, и, брызгая святой водой на снедь и прихожан, произносит: "Христос воскресе!", а все люди вторят ему: "Истинно воскресе!".

Зимой традиции русского народа особо проявляются в праздновании Рождества Христова. Особо интересны колядки, которые устраиваются в ночь на 7 января. Люди ходят по домам, поют песни (колядки), за это их хозяева благодарят и угощают. Особенно любят эту традицию дети.

Традиции русского народа интересны в праздновании Нового года – любимейшего праздника всех людей, от мала до велика. У детей радость и предвкушение праздника начинается еще за неделю до наступления Нового года – в день св. Николая Чудотворца. Ночью родители прячут в сапожок детям подарки, которые якобы принес им Николай. . На Новый год принято наряжать елку всей семьей. Ночью все собираются у елки за праздничным столом, загадывают желания, поздравляют другу друга, дарят подарки.

Семейные обычаи

Особенно русские обычаи сказываются в обряде крещения.

Детей обычно крестят в младенчестве. Для обряда крещения родителями ребенка выбираются крестные мать и отец, которые в дальнейшем будут наряду с родителями малыша нести за него ответственность и помогать на протяжении всей жизни.

Обычно крестные и настоящие родители всегда поддерживают теплые дружеские отношения, а крестники на Рождество носят так называемую "вечерю" к своим крестным.

Очень красив обряд церковного венчания, который, чтя русские обычаи, совершают после бракосочетания молодожены. Считается, что после проведения венчания, когда Господь освятит их отношения, молодые будут жить счастливо под покровительством небесных сил. Когда молодые после венчания приезжают домой, по традиции, их на пороге встречают родители с хлебом и солью, желая им счастья и долголетия.

Народная музыка

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка, рожок, кугиклы или флейта). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолина, семиструнная гитара, распространились в России сравнительно поздно (XIX–XX вв.).

Народная кухня

Испокон веков рацион русских людей был очень скромен. Но из ограниченного набора продуктов можно было приготовить огромное разнообразие блюд. Иными словами, русская кухня была всегда разнообразной и вкусной. Существует множество исконно русских блюд, например, блины. Никто точно не скажет, когда они появились впервые на столе. Они использовались для разных ритуалов: были обязательны на поминках, ими кормили роженицу.

Еще одна исконно русская еда – это черный хлеб. В России невозможно представить ни один прием пищи без хлеба. Впервые он появился в X в. и сразу стал популярным и любимым среди богатых и бедных. Белый хлеб появился позднее. А кто не знает русские пироги? На Руси испокон веков пекли пироги с разнообразной начинкой: с мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, капустой, с ягодами и фруктами. Пироги до сих пор – одно из любимых русских блюд.

Национальная особенность русской кухни – это большая популярность различных супов. Жидкие блюда (похлебки, хлебово, варево) всегда присутствовали на столе. Супы бывают горячими и холодными. В первую категорию входят щи, рассольники, уха, солянки, борщи. Холодные супы особенно популярны летом.

Белорусы

Для белорусов характерен русско-белорусский билингвизм, причём большинство, особенно в крупнейших городах, предпочитает пользоваться русским языком.

По данным статистики всего 6% человек говорит на белорусском языке, остальные предпочитают общение на русском.

Обычаи и традиции

Из семейных обрядов наиболее красочным является свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадебные (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы.

Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др.

В традициях и обычаях белорусов очень много элементов древней языческой культуры, в основном это проявляется в древних народных праздниках. Среди традиций и обычаев Беларуси есть такие интересные обряды, как "Гуканне вясны", "Каляды", "Деды", "Дожинки" и многое другое. Все эти праздники и обычаи очень древние, но празднует их вся страна до сих пор.

Среди наиболее популярных традиций и обычаев белорусского народа – Каляды.

Люди, соблюдая все традиции этого праздника, идут колядовать, организовывая целое театральное шествие.

Неотъемлемый атрибут Каляд – коза и медведь, т.е. два человека полностью входят в образы этих животных и играют свою особую роль.

За представление, которое компания разыгрывала у входа в дом, колядующим давали угощения и небольшие деньги.

К традициям и обычаям белорусов, связанных также с Калядами, относятся ещё и колядные гадания молодых незамужних девушек. Так, за ворота принято было кинуть сапог: в какую сторону устремится носок сапога, в той стороне и проживает суженый. Среди традиций и обычаев белорусов – немало интересных гаданий, которым девушки, безусловно, верили.

Дожинкиэто праздник окончания жатвы, празднуют его в Беларуси, когда урожай собран, поля прибраны и подготовлены к зимовке. Обычно это выпадает на начало осени. Его празднуют с большим размахом и на государственном уровне, подводя итоги страды и награждая лучших работников полей.

Очень любят белорусы праздник Гуканне вясны. Этот день считается особенным, т.к. уходит зима, и люди зовут весну вступить в свои законные права. Люди сжигают соломенное чучело – символ холодной и продолжительной зимы, ожидая солнечного тепла. Чаще всего этот праздник совпадает с масленичной неделей и проходит как один из обрядов Масленицы.

Фольклор

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров – сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др.

Народная кухня

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока.

Способы сохранения продуктов – сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения – щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др.

Наиболее древний вид растительной пищи – каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на рождение ребёнка, поминки.

Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные – солодуха, кваша, кулага и неквашеные – калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки – кисели, жур, толокно.

Татары

Татары, по средневековым европейским источникам, – монголо-татарские войска, в XIII в. завоевавшие Восточную Европу. В 1237–1241 гг. они захватили территории русских княжеств и Причерноморья; в 1241 г. вступили в Польшу, Чехию и Венгрию. В следующем году в низовьях Волги они основали своё государство – Золотую Орду.

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи.

С X в. по 1927 г. существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 г. по 1936 г. использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 г. вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.

Образование

Школьное образование на татарском языке ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры – на русском языке.

Женский национальный костюм

Кётен-кольмекэто хлопчатобумажные или полотняные рубашки, которые были ниже колен и достаточно широкие. Атер – длинные платья с широкими рукавами, а также шалвар – цветные шаровары, доходившие до ступни, которые завязывались вокруг лодыжки шнурком.

Традиции и обычаи

Любимейший праздник татарского народаСабантуй– праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – плуг и туй – праздник.

Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

Армяне

Армяне –древний народ, говорящий на армянском языке, который принадлежит к индоевропейской языковой семье и является одним из древнеписьменных.

Мужская национальная одежда

Основной элемент мужского традиционного костюма армян – рубашка с низким воротом и широкие шаровары, стянутые внизу широкой обмоткой. Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашной короткий кафтан, который подпоясывали широким кушаком. У западных армян вместо архалуха были распространены более короткие и открытые жилеты и куртки.

Верхней одеждой служили различные виды кафтанов, обязательно приталенных и расклешённых от талии, с узкими рукавами, со стоячим воротником или без воротника вовсе. Чаще всего верхняя одежда была тёмного цвета, но у знати – белая или светло-серая. Верхний кафтан обязательно подпоясывался и часто украшался отделкой. Обычным головным убором армян была меховая шапка – папах, сшитая из овечьих шкур, которая имеет локальные различия по форме.

Мужчины стригли волосы "в кружок" и обычно носили бороды и усы.

Женщины заплетали волосы в косы. Пышные косы служили одним из важнейших критериев женской красоты.

Женская национальная одежда

Основной одеждой женщинам служила рубашка с большим вырезом горловины и широкие шаровары, которые присборивались и закреплялись у щиколоток.

Верхняя женская одежда также почти не отличалась от мужской. Это был приталенный и расклешённый кафтан с очень длинными рукавами, платье типа архалуха с вырезом на груди и прорезами ниже бёдер. Чаще его подпоясывали не поясом, а длинным шарфом. Женский кафтан украшался вышивкой по краям. Кроме того, женщины носили расшитый передник.

Самым характерным и сложным был женский головной убор, относящийся к типу "с закрытым подбородком и ртом".

Традиции и обычаи

О гостеприимстве армянского народа знают во всём мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.

Обязательно нужно выпить и покушать – если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол, тем больше тебе вернётся – так считают армяне.

Праздник Трндез отмечается в конце зимы. Этот праздник пришёл из языческих времён поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костёр, и молодожёны прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днём на землю Армении приходит весна.

Национальная кухня

Армянские кулинарные традиции берут начало в глубокой древности. Известно, что армяне имели представление о процессах брожения и хлебопечения ещё 2500 лет назад. Традиции приготовления многих армянских блюд остаются неизменными.

Названия многих блюд армянской кухни связаны с названием посуды, в которой их приготовляют.

Толмарубленая баранина (говядина), приправленная рисом, зеленью и завёрнутая в виноградный лист.

Кололакармянский суп из баранины, который варится преимущественно на костном бульоне.

Айлазан – это овощное рагу, но с большим количеством приправ.

Евреи

 

Евреи –древний народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств.

Евреи живут во многих странах мира (с 1948 г. существует еврейское государство Израиль).

Численность –от 12 до 14 миллионов человек. Этнической территорией расселения евреев считаются территории Ближнего Востока (современное государство Израиль). Крупнейшие поселения в США, Израиле (где евреи являются основным населением), Франции, России, Украине, Великобритании, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Беларуси.

Религия

Религией евреев является иудаизм. Исторически понятия еврей и иудей тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы, но существует много сторонников подобных вероучений, которые не являются этническими евреями, например, караимы или сообщество африканцев-иудеев.

Язык

Большинство евреев владеют и говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрожден в качестве разговорного в XIX в. В разных странах существует также ряд местных еврейских языков, самый распространенный – идиш – входит в германскую группу языков.

Традиции и обычаи

Еврейская традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково придерживаются этой традиции в повседневной жизни.

Еврейская традиция называется на иврите "масоретами Исраэль"; слово "масоретами" происходит от глагола "масар", что означает "передавать", поскольку традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин "морешет Исраэль"; слово "морешет" происходит от глагола "яраш", что означает "наследовать". Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как "еврейское наследие".

Тора – на иврите "учение, наставление". Торой обычно называют всю совокупность "еврейского учения", данного самим Всевышним Моисею на горе Синай. Различают следующие



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.014 с.)