Смешанные методы калькулирования затрат (АВ-костинг и JIT-калькулирование) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смешанные методы калькулирования затрат (АВ-костинг и JIT-калькулирование)



Наиболее часто метод АВ-костинга применяется в следующих случаях: – в ценообразовании, когда цена устанавливается от затрат и важно объективно определить полную себестоимость вида продукции; – при наличии очень затратных операций или видов деятельности, расходы на которые необходимо снизить; – при составлении смет расходов по подразделениям предприятия или по видам деятельности.

В основу АВ-костинга положено понятие драйвера затрат или, иначе, базы распределения косвенных расходов. Драйверы затрат (базы распределения) – это такие показатели деятельности предприятия, которые непосредственно влияют на величину косвенных затрат и именно их используют для разнесения косвенных расходов по операциям или продуктам. Различают драйверы операций и продуктов. АВ-костинг очень трудоемок, поскольку необходимо учесть очень большое количество бизнес-операций, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В усеченном виде АВ-костинг можно применять на практике для распределения затрат отделов и служб заводоуправления по видам продукции, выпускаемым на предприятии. Разберем именно этот вариант применения метода. АВ-костинг осуществляется в три этапа: 1) определяются затраты, которые можно учесть обособленно в данном подразделении; 2) выявляется перечень операций, которые выполняются персоналом подразделения; затем затраты распределяются по операциям с помощью драйверов операций; 3) затраты с операций переносят на виды продукции с помощью драйверов продуктов.

Главная цель JIT – это устранение потерь в производственном процессе. Создателем JIT является компания Toyota. Отличительная особенность JIT – это поточное производство с высокой добавленной стоимостью. В отличие от обыкновенного серийного производства с простоями и промежуточным хранением партий полуфабрикатов, в системе JIT простои минимальны. Добавленная стоимость создается только технологическими операциями, а простои, длинные маршруты транспортировки, промежуточные склады – это источники потерь добавленной стоимости. Следует обратить внимание на то, что в JIT контроль осуществляется рабочими, а при партийном производстве – контролерами. Принципы рациональности и простоты организации производственного процесса отражаются и на методе JIT-калькулирования затрат. Рассмотрим способ расчета затрат «по последней операции». Последней операцией считается отгрузка готовой продукции потребителю, т.е. продажи. Учет затрат упрощается за счет того, что, например, материалы и незавершенное производство могут учитываться на одном счете «материалы и производство». Заработная плата производственных рабочих и общепроизводственные затраты показываются на одном счете «затраты на обработку». Если незавершенное производство невелико, то можно отказаться от счета «материалы и производство», поскольку незавершенное производство можно не показывать, а учет материалов перенести на счет «готовая продукция».

 

18.​ Позаказный метод калькулирования затрат

Позаказный метод калькулирования себестоимости метод, используемый при изготовлении уникальной или выполняемой по спе­циальному заказу продукции. При этом методе затраты на производ­ственные материалы, оплату труда производственных рабочих и об­щепроизводственные (косвенные) расходы относят на каждый индивидуальный заказ или на партию продукции. При определении се­бестоимости изделия общие производственные затраты на каждый за­каз делят на количество единиц продукции, изготовленных по данному заказу.

Особенности данного метода:

• аккумулирование данных обо всех понесенных затратах и отне­сение их на отдельные виды работ или партии готовой продукции;

• аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

• ведение только одного счета «Незавершенное производство». (В западном учете вся информация о накапливании производственных затрат отражается на этом счете.) Данный счет расшифровывается ве­дением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находяще­муся в производстве.

Согласно позаказному методу проводится ряд операций, связан­ных с фактическими расходами на материалы, оплату труда и обще­производственными расходами.

При позаказном методе калькулирования затрат объектом учёта затрат является отдельный заказ или изделие. Рассчитывается индивидуальная себестоимость изделия. Все затраты на подготовку производства включаются в цену изделия. Единичное производство по технико-экономическим показателям очень похоже на мелкосерийное. С увеличением объёма производства увеличивается количество изделий в партии (серии), и производство приобретает специфические черты крупносерийного, которое отличается от единичного и мелкосерийного прежде всего наличием поточных линий.

 

19.​ Попередельный метод калькулирования затрат (попроцессный)

Наиболее типичным является не индивидуальное, а серийное про­изводство. В этом случае при расчете себестоимости производства еди­ницы продукции очень часто трудно определить, к какому количеству продукции нужно относить производственные затраты, понесенные за период. Обычно на начало и на конец отчетного периода имеется неза­вершенное производство, на которое были сделаны затраты, но которое не было закончено за данный период. Решить данную проблему позволя­ет позаказный метод калькулирования себестоимости продукции.

Попроцессный метод калькулирования себестоимости приме­няют организации, которые серийно производят однообразную продук­цию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, относящихся к продукции, произве­денной за определенный период. Себестоимость единицы продукции оп­ределяют делением общей суммы производственных затрат, понесен­ных определенным подразделением за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенных за этот же промежуток времени.

При попередельном методе объектом учёта затрат являются стадии производства, технологические переделы или процессы. Рассчитывается средняя себестоимость изделия, поскольку производство – массовое. Все затраты списываются равными частями на затраты в течение первых трёх лет производства новых изделий. На предприятиях массового производства важно проследить процесс нарастания затрат по ходу технологического процесса от одной стадии производственного цикла к другой. Отсюда пошло название метода расчёта затрат – попроцессный или попередельный, поскольку затраты рассчитываются нарастающим итогом, а объектами учёта затрат являются отдельные производственные процессы или переделы.

Определение бюджетирования

Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.
Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Объект бюджетирования – бизнес (вид или сфера хозяйственной деятельности).
Бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы (результаты) в финансовых терминах на предстоящий период. Это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлеченных внешних ресурсов и т. п.
Хорошо поставленная бюджетная система поможет усовершенствовать координацию всех его подразделений, избежать кризисных ситуаций, улучшить мотивацию, повысить ответственность управленцев всех уровней, предсказать финансовый результат, предотвратить нежелательные ситуации.
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль над их исполнением.
Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно - финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения.
Элементы бюджетирования как процесса:
1. Организационное обеспечение касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб Компании, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение процесса. На данном этапе определяется и формируется финансово - бюджетная структура Компании. Выделяются Центры Финансовой Ответственности - ЦФО, которые непосредственно будут участвовать в планировании бюджетов, а также осуществлять контроль их исполнения.
Существуют две основные схемы организации работ по составлению бюджетов:
- по методу break-down (сверху — вниз) работа по составлению бюджета начинается «сверху», то есть руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности: плановые показатели по выручке, объема продаж, прибыли, коэффициентов рентабельности. Затем эти показатели в более детализированной форме, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, включаются в планы подразделений. Такой метод дает возможность полностью учитывать стратегические цели Компании, уменьшать затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием в агрегированием отдельных бюджетов.
Недостатком метода является слабая мотивация руководителей средних и нижних уровней относительно достижения целей.
- по методу build-up (снизу — вверх) поступают наоборот. В данном методе, расчет показателей и потребностей в ресурсах начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем уже руководители средних и высших уровней Компании сводят эти показатели в единый бюджет.
Одним из недостатков этого метода в том, что плановые показатели по расходам завышаются, а плановые показатели по доходам занижаются.
2. Процесс Бюджетирования можно разбить на пять основных этапов:

- планирование;

- исполнение бюджетов;

- контроль исполнения бюджетов;

- анализ отклонений: План / Факт;

- корректировка данных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.35.111 (0.011 с.)