Понятия БП и уровня безопасности полетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия БП и уровня безопасности полетов



Понятия БП и уровня безопасности полетов

БП – производство полётов, при котором риск причинения вреда людям или имуществу снижен до приемлемого уровня, и поддерживается на нём посредством выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Риск – характеристика деятельности, осуществляемая в условиях неопределённости, когда исполнитель находится перед необходимостью разработки альтернативных решений и выбора из них сопряжённого с вероятностью наименьших потерь. Рисковать – действовать не забывая об опасности. Главная задача лётного специалиста – научиться выработке ситуационных решений и их реализации.

БП характеризуется уровнем безопасности, который определяет вероятность того, что в полёте не возникнет такая особая ситуация, как катастрофическая. ОС – ситуация в полёте из-за воздействия неблагоприятных факторов и приводящая к снижению уровня БП. К таким факторам относят:

- воздействие неблагоприятных внешних условий;

- недостатки в наземном обеспечении;

- ошибки и нарушения в эксплуатации систем ВС;

- ошибки авиационного персонала;

- отказы и неисправности АТ.

По степени опасности ОС подразделяются на: УУП, СС, АС, КС.

Совокупность факторов влияющих на управление БП делят на: техническая, личностная и факторы внешней среды.

Факторы опасности делят на 2 вида:

А) Системные (плохая подготовка, управление, организация…). Метод предотвращения – внедрение стабильных систем обеспечения БП, управление и улучшение качества работ, внедрение новейших технологий…

Б) Внесистемные – факторы внешней среды. Метод предотвращения – контроль соответствующими службами состояния внешней среды и недопущение попадания ВС в неблагоприятные условия полёта.

Основные пути обеспечения безопасности полетов гражданских ВС.

ГА – 1 из видов транспорта, преимущества которого в скорости и высокой регулярности, что делает её незаменимой в удовлетворении разнообразных интересов граждан в сфере внутренних и внешних связей.

Функция ГА – выполнение авиационных услуг, без угрозы для жизни и здоровья людей. Осуществление этой задачи зависит от уровня БП. Любое АП может быть причиной больших потерь для авиаперевозчика, что приводит к снижения его конкурентной способности на мировом рынке.

ИКАО провозгласила БП наиважнейшим приоритетом деятельности ГА. Обеспечение БП ГВС – сложная задача, которая решается совместно проектировщиками АТ и эксплуатантами. На стадии проектирования, изготовления и испытания АТ, требования по БП закладываются и воплощаются в конструкции ВС, а на стадии эксплуатации – поддерживаются путем соответствующей организации работы на земле и в полёте. Пренебрежение к требованиям БП ведёт к возникновению АП и снижению уровня БП. За годы перестройки БП упала в разы. Причины:

- сдвиг общества в сторону рыночных отношений;

- децентрализация управления народного хозяйства;

- полная самостоятельность в авиации;

- ведение активной предпринимательской деятельности.

Выход: Внедрение новых принципов, которые позволят качественно оценить степень влияния на БП различных факторов, выявить слабые места в элементах АТС и найти рациональные пути их устранения. В настоящее время наряду с традиционными методами, зарождаются теоретические основы и методология их исследования как комплексной программы. Намечается переход от накопления и анализа данных о причинах АП к созданию общей теории БП. 1 из направлений – внедрение в деятельность эксплуатантов программы по предотвращению АП в ГА, жёсткий контроль.

ПРИМЕР: Если обнаружат при эксплуатации ВС превышение допустимого веса, то оно теряет право на выполнение полётов, а возврат возможен через КБ с выплатой ½ стоимости ВС.

Понятие и виды систем. Сущность системного подхода

Системы подразделяются на технические, эргатические, полиэргатические, сложные и большие в зависимости от количества элементов, нали­чия людей, технических устройств, зданий и сооружений.

Например, система Э-ВС относится к полиэргатическим сложным систе­мам, так как включает экипаж (полиэргатическая компонента) и ВС - слож­ная техническая подсистема. Авиакомпания, авиапредприятие - это большие авиатранспортные системы (АТС), так как их элементами являются слож­ные, технические, эргатические и полиэргатические подсистемы. Большая система включает, как правило, здания, сооружения, различные технические устройства, оборудование и большие коллективы людей.

Следует отметить, что любую систему можно представить в виде сово­купности подсистем, входящих в ее структуру. Подсистему можно рас­сматривать как самостоятельную систему в зависимости от цели исследования. Отдельно взятое ВС является сложной технической системой, пол системы которой, например, локатор, двигатель и т.п. в зависимости от цели исследования могут рассматриваться как самостоятельные технические системы. Даже из. приведенных примеров очевидно, что система представляет собой взаимосвязанные элементы, устройства, коллективы людей, рабо­тающие для какой-то одной поставленной цели.

В рамках данного учебного пособия будем использовать следующее понятие системы: система - совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих для достижения поставленной цели.

Из приведенного понятия можно выделить следующие признаки суще­ствования системы:

- совокупность элементов;

- взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы;

- наличие единой цели.

Из условия существования системы следует принцип системного под­хода, который заключается в том, что при выполнении анализа, исследования, совершенствования, оптимизации той или иной системы необхо­димо учитывать:

- все элементы системы;

- взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы;

- поставленную цель.

Как показывает практика и научные разработки только при использо­вании системного подхода возможна эффективная оптимизация или со­вершенствование деятельности авиапредприятия (эксплуатанта).

Решение проблемы повышения безопасности полетов также требует системного подхода.

В гражданской авиации РФ к базовым системам относятся авиацион­ные транспортные системы (АТС), которые осуществляют воздушные пе­ревозки и авиационные работы. От качества их работы, от эффективности применяемых методов анализа. совершенствования и оптимизации во многом зависит безопасность полетов в гражданской авиации РФ.

В состав любой большой системы входит техника, коллективы людей, окружающая среда. Перечисленные элементы системы, взаимодействуя друг с другом, могут создавать неблагоприятные условия, обстоятельства, т.е. те или иные авиационные события. Такие проявления взаимодействия называют факторами. Если факторы приводят к возникновению сложных или аварийных ситуаций, их принято называть аварийными факторами.

Краткая характеристика элементов АТС.

Определение АТС- техническая система взаимодействующих структурных подсистем.

Включает:

1.Подсистема летных эксплуатаций- управление летной деятельностью и организация летной работы

2.Экипаж ВС- выполнение полетного задания

3.Подсистема ОРВД- организация использования воздужного пространства и управление воздушным движение

4.Подсистемы обеспечения полетов

-аэронавигационные

-навигационная (штурм)

-инженерно-авиационная

-аэродромная

-авиатопливное обеспечение

-светотехническое обеспечение

-радиотехническое обеспечение

-обеспечение перевозок

-обеспечение АБ

-авиа- мед обеспечение

-аварийно-спасательное

АТС обладает свойствами присущими всем техническим системам:

1.Наличие единой цели

2.Управляемость

3.Взаимосвязь образующих ее подсистем

4.Наличие интенсивных потоков информации

5.Уязвимость под влиянием аварийных факторов

6.Способность к устойчивому состоянию

Понятие и признаки аварии.

Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) - авиаци­онное событие в полете, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. ВС при этом получает повреждение или разрушение силовых элементов конст­рукции, в результате ухудшаются летные и (или) технические характери­стики ВС, а также требуется крупный ремонт или замена поврежденного силового элемента.

Примечание. К аварии (АП без ЧЖ) не относятся следующие неблагопри­ятные события в полете:

1)отказ или повреждения двигателя, случаи, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, закон-цовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие эле­менты, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины;

2)повреждения элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждения вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям сило­вых элементов фюзеляжа (балок);

3)повреждения обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов.

Понятия БП и уровня безопасности полетов

БП – производство полётов, при котором риск причинения вреда людям или имуществу снижен до приемлемого уровня, и поддерживается на нём посредством выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Риск – характеристика деятельности, осуществляемая в условиях неопределённости, когда исполнитель находится перед необходимостью разработки альтернативных решений и выбора из них сопряжённого с вероятностью наименьших потерь. Рисковать – действовать не забывая об опасности. Главная задача лётного специалиста – научиться выработке ситуационных решений и их реализации.

БП характеризуется уровнем безопасности, который определяет вероятность того, что в полёте не возникнет такая особая ситуация, как катастрофическая. ОС – ситуация в полёте из-за воздействия неблагоприятных факторов и приводящая к снижению уровня БП. К таким факторам относят:

- воздействие неблагоприятных внешних условий;

- недостатки в наземном обеспечении;

- ошибки и нарушения в эксплуатации систем ВС;

- ошибки авиационного персонала;

- отказы и неисправности АТ.

По степени опасности ОС подразделяются на: УУП, СС, АС, КС.

Совокупность факторов влияющих на управление БП делят на: техническая, личностная и факторы внешней среды.

Факторы опасности делят на 2 вида:

А) Системные (плохая подготовка, управление, организация…). Метод предотвращения – внедрение стабильных систем обеспечения БП, управление и улучшение качества работ, внедрение новейших технологий…

Б) Внесистемные – факторы внешней среды. Метод предотвращения – контроль соответствующими службами состояния внешней среды и недопущение попадания ВС в неблагоприятные условия полёта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.014 с.)