Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые институты рыночной экономики. Формирование рыночных отношений в лесопользованииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В РБ строится соц-ориентированная модель рыночной экономики. В мире существуют различные виды рыночных экономик: 1. Свободная рыночная экономика (США) – при которой гарантируется свобода частной собственности на ресурсы и средства, свобода заключения договоров, стабильная валюта и открытые рынки, независимая работа 3 уровней систем: законодательной, исполнительной и судебной. 2. Кооперативная рыночная экономика (Польша, Венгрия) – создание крупных частных кооперативов. В Польше почти все земли находятся в частной собственности. 3. Соц-ориентированная рыночная экономика (Швеция) – характерна большая социальная защита населения. 4. Рыночная экономика с крупнымииндикатами (Англия) 5. Рыночная экономика соц-ориентированная с госконтролем (РБ) Базавыми институтами рын.экономики являются: 1. Принцип свободы заключения договоров и контрактов; 2. Право на частную собственность; 3. Стабильная правовая обстановка в стране; 4. Политика гос-ва и взаимоотношения между обществом, государственными и частными организациями; 5. Законодательная деятельность; 6. Стабильная валюта и открытые рынки. Если эти принципы базовых основных институтов рыночной экономики не соблюдаются, то возникают перебои в рыночной экономики. В РБ соц-ориентированная рыночная экономика с постепенным переходом от жесткой системы гос.планирования к системе рын.экономики. Частная собственность является основой рыночных экономики. Частная собственность может быть на землю, здания и т.д. Лесной фонд РБ является государственной собственностью, которой распоряжается правительство и президент. С экономичкой точки зрения принцип свободы заключения договор является важной гарантией или условием человека, гражданина страны использовать все имеющуюся информацию, научно-технические разработки и ресурсы с максимальной эффективностью. В рыночной экономике должен быть свободный доступ к рынкам товаров и услуг, что является условием свободы заключения договоров, свободы слова и т.д. 1. Гарантия нормальных взаимоотношений между государственными органами и гражданами; 2. Взаимоотношения между обществов, гос-вом и частными органами, соблюдения законодательства страны; 3. Взаимодействие между гос.органами и гражданами, между физическими и юридическими лицами. Эти базовые институты рыночной экономики защищают права человека и повышают ответственность государственных чиновников и гос.органов за их действия, защищают права собственности и свободу бизнеса, поэтому они являются основой развития любой рыночной экономики. Возникает проблема перехода к платному лесопользованию, т.е. все продукты должны иметь цену. В классическом определении частная собственность на леса, лесной фонд и лесн.ресурсы определяется повышением прав собственника: 1. Правовладение и контроль лесных ресурсов; 2. Правопользование и использование всех ресурсов для получения своего дохода; 3. Право независимости лесовладельца на принятие решений на продажу лесов, планирование рубок, проведение охоты и т.д. В экономике развитых стран существуют различные формы собственности на природн.ресурсы: государственная, частная, федеральная, муниципальная, собственность общественных организаций, собственность коренных народов. В государственной и федеральной собственности находятся стратегические природные ресурсы – земельные, нефть, газ, и даже при частной собственности на природные ресурсы существует система ограничений на использование этих ресурсов. В бывшем СССР существовала только гос.собственность на природные ресурсы и считалось, что природные ресурсы являются всенародной собственностью. Практически все прир.ресурсы находились во владении различных министерств, и часто их безконтрольно использовали. Важной проблемой переходного периода к рын.экономике является восстановление институтов собственности. Так, в Прибалтике земля, лесные ресурсы возращаются их владельцев, в России в конституции записано: «земля и др.прир.ресурсы могут находится в государственной, частной, муниципальной и др.собственности». В Беларуси еще не принят закон о частной собственности на землю. В конституции РБ записано, что недра, воды, леса составляют исключительно гос.собственность. однако в соотвествии с законом Беларуси о праве собственности на землю (1993 г) определены 2 формы собственности на землю: государственная и частная. Мы имеет право также брать землю, лесные площади в аренду на 20-30 лет. Так организуются частные охотничьи х-ва, которые взяли в аренду лесные угодья, лесной фонд. Есть примеры больших частных охотн.х-в.
14.2 Ценообразование в лесопользовании. Таксовые цены на древесину на корню. Отпускные цены на заготовленнуюлесопродукцию Лесные таксы – экономическая категория в виде земельной ренты – стоимость леса на корню. Таксовая цена древесины – цена одного кубического метра деловой древесины по категориям крупности и дров по породам, применяемая при оценке таксовой стоимости леса на корню. Лесные таксы на древесину на корню — это корневая цена, или попенная плата, которую должен уплатить лесозаготовитель за право вести рубку леса для получения лесоматериалов. В более широком смысле лесные таксы — это плата за пользование лесными ресурсами, обеспечивающая возмещение затрат на воспроизводство и охрану лесных ресурсов и получение лесной ренты. Экономической основой лесных такс является чистый доход от использования лесных ресурсов, содержащийся в лесонасаждениях, поступающих в эксплуатацию. Величина лесной таксы формируется таким образом, чтобы по возможности более полно изъять этот чистый доход. В нем содержится не только лесная рента, но и средства, необходимые для лесовыращивания и лесоуправления. Корневые, или таксовые, цены определяются различными способами: путем специальных расчетов, с помощью аукционов. При аукционной продаже лесосека передается тому покупателю, который предложит за нее более высокую цену. Для расчета исходной (стартовой) цены оценочные процедуры имеют некоторые общие черты. Во-первых, на основе количественных показателей определяется возможный объем заготовки древесины в целом, и по категориям крупности и породному составу. Во-вторых, цена продаж каждой категории круглых лесоматериалов определяется с учетом возможности получения из них при переработке определенных конечных продуктов и их ценности на рынке. В-третьих, рассчитываются затраты на заготовку и транспорт лесоматериалов к рынкам сбыта. Полученные в результате этих расчетов удельныезатраты вычитаются из цены продажи и остаток, называемый добавленной стоимостью, уменьшается на величину, учитывающую прибыль и риск предпринимателя-лесозаготовителя. В Беларуси таксовые цены на древесину на корню определяются и регулируются государством на основе затратного метода. В соответствии с основной идеей обоснования лесных такс их уровень в этом случае должен полностью компенсировать затраты на лесное хозяйство и обеспечить получение средней нормы прибыли. Исходя из этой предпосылки средняя таксовая стоимость обезличенного кубического метра древесины на корню (Т) определяется по формуле Т = (Злх + П)/М где 3 — затраты на лесное хозяйство; П — нормативная прибыль; М — годовой отпуск древесины по главному и промежуточному пользованиям. Затраты на лесное хозяйство рассчитываются на основе действующих нормативно-технологических карт. Суммарные затраты включают полную себестоимость и нормативную прибыль. Для дифференциации лесных такс в зависимости от расстояния вывозки методикой предусматривается выделение пяти их разрядов: I — до 10 км; II — 10,1-25,0 км; III — 25,1- 40 км; IV — 40,1-60; V — 60,1. Коэффициенты дифференциации соответственно составляют: 1,42; 1,0; 0,85; 0,79; 0,74. Лесные таксы дифференцируются по древесным породам с учетом их ценности и себестоимости выращивания (сосна — 1,43; ель — 1-23; дуб, ясень, клен — 2,44; береза, ольха черная — 0,36; граб, липа, осина, ольха серая — 0,22). Кроме того, лесные таксы дифференцируются по категориям крупности древесины, а дров — по теплотворной способности. Таксы на второстепенные лесные материалы и продукцию, не охваченную таксовыми ценами на древесину на корню основных лесных пород, утверждаются приказом Министерства лесного хозяйства (новогодние елки, лесохимическое сырье, дички древесных пород, заготавливаемые в лесу и т. д.). Их расчет ведется с учетом всех факторов ценообразования. Цены на готовую продукцию лесозаготовок и деревообработки формируются предприятиями лесного хозяйства самостоятельно с учетом затрат на производство и реализацию продукции и конъюнктуры рынка. Их расчет производится в соответствии с «Положением о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов». Уровень цен на готовую продукцию (франко-лесосека) определяется с учетом попенной платы, затрат на заготовку, раскряжевку и трелевку. Цены на дрова топливные (франко-лесосека) для населения льготные. Они устанавливаются на 5-10% ниже себестоимости их заготовки и утверждаются облисполкомами. Для других потребителей топливных дров действуют цены, установленные с учетом всех факторов ценообразования. Цены на продукцию, реализуемую франко-склад предприятия, подразделяются на цены на продукцию лесозаготовок (лесоматериалы круглые) и цены на продукцию деревообработки (пиломатериалы и т. п.). Их уровень определяется непосредственно на каждом предприятии. Стоимость сырья и материалов, включаемых в себестоимость, определяется по оптовым ценам приобретения. В соответствии с действующим «Положением о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов» предприятия вправе применять различный уровень цен для различных потребителей продукции, но при обязательном оформлении протокола согласования цены. В последнее время в отрасли практически отсутствует координация предприятий в области ценообразования, что приводит к значительному расхождению уровня цен, иногда до 50%. Цены на продукцию, поставляемую на экспорт, диктуются спросом и предложением на мировом рынке лесоматериа- лов. Предприятия лесного хозяйства реализуют на внешнем рынке в основном необработанную древесину (балансы, рудничноедолготье). Пиломатериалы и заготовки поставляются за рубеж в ограниченном объеме. Таким образом, в лесном хозяйстве достаточно сложная система ценообразования. В ее основе лежит затратный метод, присущий командной системе управления. Переход на рыночные методы ценообразования осуществляется пока медленно. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо выработать отраслевое «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов на предприятиях лесного хозяйства» и в нем обобщить опыт на более совершенной методической основе. Перевод лесохозяйственного производства на хозрасчет (1990 г.) потребовал разработки и обоснования в лесном хозяйстве планово-расчетных цен на мероприятия, объекты и услуги, которые до этого выполнялись в рамках сметно-бюджетной системы финансирования. В новых условиях эти мероприятия, объекты и услуги стали рассматриваться в качестве готовой продукции лесохозяйственного производства, которая должна была предъявляться к оплате по утвержденным ценам в соответствии с государственным заказом. Объектами калькуляции и ценообразования являлись: а) многолетние объекты лесные культуры, отвечающие требованиям перевода в лесопокрытую площадь, га; естественные молодняки, созданные в результате содействия естественному возобновлению, га; плантации (лесосеменные, маточные, архивно-клоновые и т.п.), га; постоянные лесные питомники, га и т.п.; б) однолетние объекты: молодняки, пройденные рубками ухода в молодняках, га; насаждения, пройденные прореживаниями, га; насаждения, пройденные санитарными рубками, га и др.; в) выполненные работы, р.: подрядным способом (лесоустроительные, проектно-изыскательские, авиационная охрана лесов и т. п.),; лесохозяйственные (отвод лесосек, строительство и ремонт дорог лесохозяйственного назначения и т. п.); лесозащитные; гидролесомелиоративные; противопожарные и т.п.; г) готовая продукция, реализуемая по действующим ценам (лесосечный фонд, отведенный в рубку; древесина от рубок ухода, семена древесных и кустарниковых пород; сеянцы и саженцы древесных и кустарниковых пород и т.п.). Планово-расчетные цены должны были служить для стоимостной оценки и контроля процесса лесовыращивания по возрастным периодам, отдельным мероприятиям и видам работ. Они использовались для определения объема финансирования и сводного объема лесохозяйственного производства, для расчета экономической эффективности работы лесохозяйственных предприятий. Единые среднереспубликанские цены рекомендуются и используются для составления планов экономического развития (бизнес-планов) лесхозов, в частности для расчета величины товарной продукции и определения нормативов финансирования.
5.3 Термины и определения экологической оценки средообразующих функций лесов
Санитарно-гигиеническая (средообразующая) функция – очищение воздуха от вредных механических, химических примесей и микроорганизмов и выделение в атмосферу полезных летучих веществ фитонцидов. Кроме обогащения воздуха кислородом, санитарно-гигиеническая функция леса заключается в следующем. Лесные насаждения снижают скорость ветра, а корневые системы деревьев и кустарников скрепляют почву, препятствуя ее раздуванию и подъему пыли в воздух. При резком снижении скорости ветра происходит турбулентное, т.е. восходящее и нисходящее движение воздуха и выпадение пылевых частиц на листьях, хвое, ветвях. Суммарная площадь одной стороны листьев и хвои вместе с поверхностью ветвей и стволов составляет 50-150 тыс. м2 на 1 га, что в 5-15 раз превышает площадь, занятую насаждениями. Таким образом, эта пространственная система является густым фильтром, осаждающим пыль и копоть. Справедливо выражение, что пригородные леса и зеленые насаждения являются легкими городов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.008 с.) |