Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые институты рыночной экономики. Формирование рыночных отношений в лесопользовании

Поиск

В РБ строится соц-ориентированная модель рыночной экономики. В мире существуют различные виды рыночных экономик:

1. Свободная рыночная экономика (США) – при которой гарантируется свобода частной собственности на ресурсы и средства, свобода заключения договоров, стабильная валюта и открытые рынки, независимая работа 3 уровней систем: законодательной, исполнительной и судебной.

2. Кооперативная рыночная экономика (Польша, Венгрия) – создание крупных частных кооперативов. В Польше почти все земли находятся в частной собственности.

3. Соц-ориентированная рыночная экономика (Швеция) – характерна большая социальная защита населения.

4. Рыночная экономика с крупнымииндикатами (Англия)

5. Рыночная экономика соц-ориентированная с госконтролем (РБ)

Базавыми институтами рын.экономики являются:

1. Принцип свободы заключения договоров и контрактов;

2. Право на частную собственность;

3. Стабильная правовая обстановка в стране;

4. Политика гос-ва и взаимоотношения между обществом, государственными и частными организациями;

5. Законодательная деятельность;

6. Стабильная валюта и открытые рынки.

Если эти принципы базовых основных институтов рыночной экономики не соблюдаются, то возникают перебои в рыночной экономики.

В РБ соц-ориентированная рыночная экономика с постепенным переходом от жесткой системы гос.планирования к системе рын.экономики.

Частная собственность является основой рыночных экономики. Частная собственность может быть на землю, здания и т.д. Лесной фонд РБ является государственной собственностью, которой распоряжается правительство и президент.

С экономичкой точки зрения принцип свободы заключения договор является важной гарантией или условием человека, гражданина страны использовать все имеющуюся информацию, научно-технические разработки и ресурсы с максимальной эффективностью. В рыночной экономике должен быть свободный доступ к рынкам товаров и услуг, что является условием свободы заключения договоров, свободы слова и т.д.

1. Гарантия нормальных взаимоотношений между государственными органами и гражданами;

2. Взаимоотношения между обществов, гос-вом и частными органами, соблюдения законодательства страны;

3. Взаимодействие между гос.органами и гражданами, между физическими и юридическими лицами.

Эти базовые институты рыночной экономики защищают права человека и повышают ответственность государственных чиновников и гос.органов за их действия, защищают права собственности и свободу бизнеса, поэтому они являются основой развития любой рыночной экономики.

Возникает проблема перехода к платному лесопользованию, т.е. все продукты должны иметь цену.

В классическом определении частная собственность на леса, лесной фонд и лесн.ресурсы определяется повышением прав собственника:

1. Правовладение и контроль лесных ресурсов;

2. Правопользование и использование всех ресурсов для получения своего дохода;

3. Право независимости лесовладельца на принятие решений на продажу лесов, планирование рубок, проведение охоты и т.д.

В экономике развитых стран существуют различные формы собственности на природн.ресурсы: государственная, частная, федеральная, муниципальная, собственность общественных организаций, собственность коренных народов. В государственной и федеральной собственности находятся стратегические природные ресурсы – земельные, нефть, газ, и даже при частной собственности на природные ресурсы существует система ограничений на использование этих ресурсов.

В бывшем СССР существовала только гос.собственность на природные ресурсы и считалось, что природные ресурсы являются всенародной собственностью. Практически все прир.ресурсы находились во владении различных министерств, и часто их безконтрольно использовали.

Важной проблемой переходного периода к рын.экономике является восстановление институтов собственности. Так, в Прибалтике земля, лесные ресурсы возращаются их владельцев, в России в конституции записано: «земля и др.прир.ресурсы могут находится в государственной, частной, муниципальной и др.собственности».

В Беларуси еще не принят закон о частной собственности на землю. В конституции РБ записано, что недра, воды, леса составляют исключительно гос.собственность. однако в соотвествии с законом Беларуси о праве собственности на землю (1993 г) определены 2 формы собственности на землю: государственная и частная. Мы имеет право также брать землю, лесные площади в аренду на 20-30 лет. Так организуются частные охотничьи х-ва, которые взяли в аренду лесные угодья, лесной фонд. Есть примеры больших частных охотн.х-в.

 

14.2 Ценообразование в лесопользовании. Таксовые цены на древесину на корню. Отпускные цены на заготовленнуюлесопродукцию

Лесные таксы – экономическая категория в виде земельной ренты – стоимость леса на корню.

Таксовая цена древесины – цена одного кубического метра деловой древесины по категориям крупности и дров по породам, применяемая при оценке таксовой стоимости леса на корню.

Лесные таксы на древесину на корню — это корневая цена, или попенная плата, которую должен уплатить лесоза­готовитель за право вести рубку леса для получения лесома­териалов. В более широком смысле лесные таксы — это плата за пользование лесными ресурсами, обеспечивающая возмещение затрат на воспроизводство и охрану лесных ре­сурсов и получение лесной ренты.

Экономической основой лесных такс является чистый доход от использования лесных ресурсов, содержащийся в лесонасаждениях, поступающих в эксплуатацию. Величина лесной таксы формируется таким образом, чтобы по возмож­ности более полно изъять этот чистый доход. В нем содер­жится не только лесная рента, но и средства, необходимые для лесовыращивания и лесоуправления.

Корневые, или таксовые, цены определяются различными способами: путем специальных расчетов, с помощью аукцио­нов. При аукционной продаже лесосека передается тому по­купателю, который предложит за нее более высокую цену.

Для расчета исходной (стартовой) цены оценочные проце­дуры имеют некоторые общие черты. Во-первых, на основе количественных показателей определяется возможный объем заготовки древесины в целом, и по категориям крупности и породному составу. Во-вторых, цена продаж каждой категории круглых лесоматериалов определяется с учетом возможности получения из них при переработке определенных конечных продуктов и их ценности на рынке. В-третьих, рассчитывают­ся затраты на заготовку и транспорт лесоматериалов к рын­кам сбыта. Полученные в результате этих расчетов удельныезатраты вычитаются из цены продажи и остаток, называемый добавленной стоимостью, уменьшается на величину, учитыва­ющую прибыль и риск предпринимателя-лесозаготовителя.

В Беларуси таксовые цены на древесину на корню определя­ются и регулируются государством на основе затратного метода.

В соответствии с основной идеей обоснования лесных такс их уровень в этом случае должен полностью компенсировать затраты на лесное хозяйство и обеспечить получение средней нормы прибыли. Исходя из этой предпосылки средняя так­совая стоимость обезличенного кубического метра древесины на корню (Т) определяется по формуле

Т = (Злх + П)/М

где 3 — затраты на лесное хозяйство; П — нормативная прибыль; М — годовой отпуск древесины по главному и про­межуточному пользованиям.

Затраты на лесное хозяйство рассчитываются на основе действующих нормативно-техноло­гических карт. Суммарные затраты включают полную себес­тоимость и нормативную прибыль.

Для дифференциации лесных такс в зависимости от рас­стояния вывозки методикой предусматривается выделение пяти их разрядов: I — до 10 км; II — 10,1-25,0 км; III — 25,1- 40 км; IV — 40,1-60; V — 60,1. Коэффициенты дифферен­циации соответственно составляют: 1,42; 1,0; 0,85; 0,79; 0,74.

Лесные таксы дифференцируются по древесным породам с учетом их ценности и себестоимости выращивания (сосна — 1,43; ель — 1-23; дуб, ясень, клен — 2,44; береза, ольха черная — 0,36; граб, липа, осина, ольха серая — 0,22). Кро­ме того, лесные таксы дифференцируются по категориям круп­ности древесины, а дров — по теплотворной способности.

Таксы на второстепенные лесные материалы и продук­цию, не охваченную таксовыми ценами на древесину на кор­ню основных лесных пород, утверждаются приказом Мини­стерства лесного хозяйства (новогодние елки, лесохимическое сырье, дички древесных пород, заготавливаемые в лесу и т. д.). Их расчет ведется с учетом всех факторов ценообразования.

Цены на готовую продукцию лесозаготовок и деревооб­работки формируются предприятиями лесного хозяйства са­мостоятельно с учетом затрат на производство и реализацию продукции и конъюнктуры рынка. Их расчет производится в соответствии с «Положением о порядке формирования и при­менения свободных цен и тарифов».

Уровень цен на готовую продукцию (франко-лесосека) определяется с учетом попенной платы, затрат на заготовку, раскряжевку и трелевку.

Цены на дрова топливные (франко-лесосека) для насе­ления льготные. Они устанавливаются на 5-10% ниже себе­стоимости их заготовки и утверждаются облисполкомами. Для других потребителей топливных дров действуют цены, установленные с учетом всех факторов ценообразования.

Цены на продукцию, реализуемую франко-склад предприя­тия, подразделяются на цены на продукцию лесозаготовок (лесоматериалы круглые) и цены на продукцию деревообработки (пиломатериалы и т. п.). Их уровень определяется непосред­ственно на каждом предприятии. Стоимость сырья и матери­алов, включаемых в себестоимость, определяется по оптовым ценам приобретения. В соответствии с действующим «Поло­жением о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов» предприятия вправе применять различный уровень цен для различных потребителей продукции, но при обязатель­ном оформлении протокола согласования цены.

В последнее время в отрасли практически отсутствует координация предприятий в области ценообразования, что приводит к значительному расхождению уровня цен, иногда до 50%.

Цены на продукцию, поставляемую на экспорт, диктуют­ся спросом и предложением на мировом рынке лесоматериа- лов. Предприятия лесного хозяйства реализуют на внешнем рынке в основном необработанную древесину (балансы, руд­ничноедолготье). Пиломатериалы и заготовки поставляются за рубеж в ограниченном объеме.

Таким образом, в лесном хозяйстве достаточно сложная система ценообразования. В ее основе лежит затратный метод, присущий командной системе управления. Переход на рыноч­ные методы ценообразования осуществляется пока медленно. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо выработать отрасле­вое «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов на предприятиях лесного хозяйства» и в нем обоб­щить опыт на более совершенной методической основе.

Перевод лесохозяйственного производства на хозрасчет (1990 г.) потребовал разработки и обоснования в лесном хо­зяйстве планово-расчетных цен на мероприятия, объекты и услуги, которые до этого выполнялись в рамках сметно-бюд­жетной системы финансирования. В новых условиях эти ме­роприятия, объекты и услуги стали рассматриваться в каче­стве готовой продукции лесохозяйственного производства, которая должна была предъявляться к оплате по утвержден­ным ценам в соответствии с государственным заказом.

Объектами калькуляции и ценообразования являлись:

а) многолетние объекты лесные культуры, отвечающие требованиям перевода в лесопокрытую площадь, га; есте­ственные молодняки, созданные в результате содействия естественному возобновлению, га; плантации (лесосеменные, маточные, архивно-клоновые и т.п.), га; постоянные лесные питомники, га и т.п.;

б) однолетние объекты: молодняки, пройденные рубка­ми ухода в молодняках, га; насаждения, пройденные проре­живаниями, га; насаждения, пройденные санитарными руб­ками, га и др.;

в) выполненные работы, р.: подрядным способом (лесо­устроительные, проектно-изыскательские, авиационная охра­на лесов и т. п.),; лесохозяйственные (отвод лесосек, строи­тельство и ремонт дорог лесохозяйственного назначения и т. п.); лесозащитные; гидролесомелиоративные; противопо­жарные и т.п.;

г) готовая продукция, реализуемая по действующим це­нам (лесосечный фонд, отведенный в рубку; древесина от ру­бок ухода, семена древесных и кустарниковых пород; сеянцы и саженцы древесных и кустарниковых пород и т.п.).

Планово-расчетные цены должны были служить для стои­мостной оценки и контроля процесса лесовыращивания по возрастным периодам, отдельным мероприятиям и видам работ. Они использовались для определения объема финан­сирования и сводного объема лесохозяйственного производ­ства, для расчета экономической эффективности работы лесо­хозяйственных предприятий.

Единые среднереспубликанские цены рекомендуются и используются для составления планов экономического раз­вития (бизнес-планов) лесхозов, в частности для расчета ве­личины товарной продукции и определения нормативов фи­нансирования.

 

5.3 Термины и определения экологической оценки средообразующих функций лесов

 

Санитарно-гигиеническая (средообразующая) функция – очищение воздуха от вредных механических, химических примесей и микроорганизмов и выделение в атмосферу полезных летучих веществ фитонцидов.

Кроме обогащения воздуха кислородом, санитарно-гигиеническая функция леса заключается в следующем. Лесные насаждения снижают скорость ветра, а корневые системы деревьев и кустарников скрепляют почву, препятствуя ее раздуванию и подъему пыли в воздух. При резком снижении скорости ветра происходит турбулентное, т.е. восходящее и нисходящее движение воздуха и выпадение пылевых частиц на листьях, хвое, ветвях. Суммарная площадь одной стороны листьев и хвои вместе с поверхностью ветвей и стволов составляет 50-150 тыс. м2 на 1 га, что в 5-15 раз превышает площадь, занятую насаждениями. Таким образом, эта пространственная система является густым фильтром, осаждающим пыль и копоть. Справедливо выражение, что пригородные леса и зеленые насаждения являются легкими городов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.012 с.)