Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с деформированным текстом

Поиск

А. Составление предложений из слов

Речевой материал - предложения рассказа "Рыбалка":

- и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку

- ребята на рыбалку утром отправились

- сварила Аня уху вкусную

- червяков накопали а еще они вечером

- костра для Трезор принес палок несколько

- за бежал ними Трезор

- сделали там они из удилища палок

- шла через дорога лес.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция: "Сейчас ты получить напечатанные на карточке слова предложения. Постарайся внимательно их прочитать и составить из них предложения".

Оценка результатов: высокий уровень - выполнение заданий не вызывает затруднений; уровень выше среднего - при составлении предложения или текста допускаются отдельные ошибки, которые замечаются и исправляются самостоятельно; средний уровень - отдельные нарушения структуры предложений и последовательности описываемых событий, уточнения экспериментатора позволяют исправить недочеты; уровень ниже среднего - систематические нарушения в построении предложения (текста в целом), инструкции логопеда позволяют справиться с заданием до конца; низкий уровень - систематические ошибки в более выраженной форме, чем описывалось ранее, помощь логопеда неэффективна.

Б. Составление текста из предложений, данных в беспорядке.

Речевой материал - см. п. 13.2.А.

Процедура и инструкция. Ученику предлагается прочесть составленные предложения и определить, можно ли их объединить в целый рассказ. В случае затруднений экспериментатор задает дополнительные вопросы.

Оценка результатов - см. п. 13.2.А.

СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

Заключение о состоянии биологического зрения ребенка выписывается из медицинской карты

Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса

Проводится с помощью заданий на умение ориентироваться в частях собственного тела ребенка, а также на умение ориентироваться в условиях логопедического кабинета. Даются следующие инструкции: "Подними правую руку. Левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой закрой левый глаз. Правой рукой коснись левой ноги. Левую ногу отведи в сторону. Назови, какие предметы находятся от тебя слева? Скажи, что находится справа от тебя, перед столом? Что висит над доской? Перечисли предметы, стоящие позади тебя, а затем - впереди тебя."

Оценка результатов: высокий уровень - инструкции выполняются четко, в быстром темпе; уровень выше среднего - движения точны, отмечается замедленный темп их выполнения или уточнения ребенком инструкции; средний уровень - движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую; уровень ниже среднего - систематические ошибки в выполнении инструкции, значительные затруднения при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции; низкий уровень - стойкие ошибки в латерализации правой и левой рук, нарушение оптико-пространственных ориентировок, помощь экспериментатора позволяет выполнить лишь отдельные инструкции.

Исследование речезрителъных функций проверяется на материале элементов букв и букв алфавита

А. Исследование знания букв, буквенного гнозиса.

Материал - печатные и письменные буквы алфавита.

Процедура и инструкция. Ученику показывают печатные буквы алфавита и предлагают их назвать. Аналогичное задание проводится и с рукописными буквами. Демонстрируются как изолированные буквы, так и ряд букв, сходных по наче-отанию.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; уровень выше среднего - отдельные смешения таких терминов, как звук-буква, ошибки в назывании букв находятся и исправляются самостоятельно; средний уровень - вышеописанные ошибки проявляются в более выраженной степени, они исправляются после указания на них экспериментатора; уровень ниже среднего - стойкие смешения и замены букв, подсказка логопеда не позволяет исправить все ошибки; низкий уровень - единичные правильные ответы.

Б. Исследование умения конструировать и реконструировать буквы.

Материал - элементы букв: I I 3 I, Л {Г 2 ^~ " •

Процедура и инструкция. Экспериментатор демонстрирует элементы печатных, затем письменных букв, просит их внимательно рассмотреть. Далее дает задание сконструировать сначала печатные, затем письменные буквы. Затем ученику предлагается реконструировать буквы, добавляя, переставляя или заменяя элементы. Например, преобразовать буквы: П:Т, В-Ь, Б-Ь, О-С, В-3, Н-П, Ж-К, Ш-П.

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное выполнение задания с большим количеством приведенных примеров букв; уровень выше среднего -отдельные ошибки находятся и исправляются самостоятельно, замедленный темп работы; средний уровень - долгий поиск частей букв, ошибки исправляются после указания на них экспериментатора, конструируется около половины букв алфавита; уровень ниже среднего - вышеописанные затруднения выражены в большей степени, число сконструированных букв не превышает семи; низкий уровень -единичные случаи правильного конструирования и реконструирования букв, помощь экспериментатора неэффективна.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Воспроизведение ряда геометрических фигур

Материал - 4 карты с различно расположенными геометрическими фигурами: квадратом, кругом, овалом, треугольником, прямоугольником.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит ученика рассмотреть предложенные поочередно карты, запомнить расположение геометрических фигур. Далее изображения убираются и учащемуся предлагается их нарисовать по порядку.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и быстрое выполнение заданий; уровень выше среднего - отдельные ошибки проявляются в пропусках или перестановках геометрических фигур (букв), исправляются после указания логопеда; средний уровень - многочисленные пропуски, перестановки цифр (букв), однако привлечение к ним внимания экспериментатором приводит к верному решению; уровень ниже среднего - стойкие ошибки, подсказка логопеда позволяет исправить лишь отдельные из них; низкий уровень - единичные правильные воспроизведения геометрических фигур (букв).

Исследование умения воспроизводить ряд букв

Материал - карточки с напечатанными на них сериями строчных и прописных букв:

а) А, И, П, В, Л, Д, У, Щ;

б) п, ы, р, п, ц, о, и, д, х:

в) А, ы. Ч, Ц, л, Л. 3, ж.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть ряд букв и запомнить его. Далее карточка убирается. Учащийся отбирает в кассе буквы и воспроизводит их последовательность.

Оценка результатов - см. п. 15.1.

Заучивание елок

Речевой материал - слова: а) оценка, перчатка, синица, опускается, тихо, аккуратная, белый; б) осень, тяжесть, мокро, нигде, лижет, грохотать, пестрая.

Процедура и инструкция. Перед началом исследования ученик получает задание прослушать произнесенные экспериментатором 7 слов, запомнить их, затем повторить. Далее слова произносятся логопедом еще 2 раза. Ребенку предлагается воспроизвести их снова.

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное воспроизведение слов (предложений); уровень выше среднего - пропуски, перестановки одного слова, правильное воспроизведение при повторной попытке; средний уровень -пропуск или перестановка 2-х - 3-х слов; уровень ниже среднего — пропуск или перестановка более 3-х слов, изменение грамматической категории отдельных слов; низкий уровень - воспроизведение 2-х - 3-х слов, нарушение порядка слов, а также изменение грамматической категории большинства слов.

Повторение предложений

Речевой материал - предложения: Вечером мы смотрели интересный фильм, Ранней весной на проталинах зазеленеет нежная травка, Аисты кормят своих птенцов мелкой рыбешкой, лягушками и жуками.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает испытуемому инструкцию внимательно прослушать и повторить каждое предложение.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное воспроизведение предложений; уровень выше среднего - отдельные пропуски или перестановки второстепенных членов последнего предложения; средний уровень - аналогичные затруднения при воспроизведении всех предложений; уровень ниже среднего - сокращение структуры предложения, а также изменение грамматической отнесенности форм слов; низкий уровень - изменение структуры предложений, замены слов по звуковому сходству, нарушение смысла высказывания.

Рекомендуемая литература

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

2. Алгазина Н.Н. Трудные случаи правописания. М., 1961.

3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.

4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе, овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. Вып. 7, 1955. - С. 104-149.

5. Арямова О.С. Причины орфографических ошибок младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., 1985. - С.174-194.

6. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии. М., 1949.

7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.

8. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование навыков письма. М., 1959.

9. Жуйкое С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М., 1965.

10. Каоочкин Л.Н. Роль усиления речевых кинестезии в процессе формирования орфографических навыков // Вопросы психологии. 1955. Вып. 3. - С.71-76.

11. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.

12. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1982.

13. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. М., 1981.

14. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

15. Логолеоия/Под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

16. ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.

17. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа. 1986.№7.-СЛ1-17.

18. Методика.грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1979.

19. Петрова В.И. О соотношении орфографического правила и навыка // Вопросы психологии. 1967. № 2. - С.130-141.

20. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб., 1992. - С.124-131.

21. Прищепова И.В. Симптоматика дизорфографии у младших школьников, страдающих нарушениями письменной речи // Инновации в образовании и социальные перемены. Ч. II. СПб., 1993. - С.53-55.

22. Рамзаева Т.Г. Орфографический навык и методические условия его формирования // Начальная школа. 1976. № 8. - С.24-29.

23. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.

24. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

25. Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. - С.61-68.

26. Спироеа Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М., 1962.

27. Тарасу В.В. Причины неуспеваемости по русскому языку учащихся 1130008- имеющих тяжелые нарушения речи //Дефектология. 1983. № 3. -

28. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи. М., 1971 - С.62-98

29. Разанова А.С Работа по орфографии при изучении морфологии в школе

30. Христенко М.А., Тиц М.В. Развитие логического мышления при обучении орфографическим задачам //Начальная школа. 1988. № 12. -С. 12-29'.

31. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи //Под ред Р.Е.Левиной. М., 1961.

32. Ястребова А.В., Конюшков Е.П. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательных школ, имеющими нарушения речи /,/ Дефектология, 1974.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.009 с.)