Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвентаризация. Виды инвентаризации

Поиск

Инвентаризация способ определения фактического наличия имущества (активов) и обязательств (пассивов) путем сверки с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

Однако данные учета иногда расходятся с действительностью.

 

Причины расхождений

 

  Естественные Изменение веса или качества в результате усушки, порчи грызунами, утечки и др.
  Неточности при приемке или отпуске средств Просчеты, промеры, провесы, замена при отпуске средств одного сорта другим. В результате на складе образуются излишки, недостача, пересортица.
  Ошибки в учете Арифметические описки в первичных документах
  Злоупотребление Хищение, обвесы, обсчеты, а так же прямое присвоение средств

 

Все эти явления не могут быть выявлены в момент их совершения.

Для выявления расхождений между данными учета и действительным состоянием средств и их источников периодически проводится инвентаризация активов и обязательств.

Виды инвентаризаций

                   
   
 
   
 
   
 
   
необходимые
 
 
   
повторные
 
   
контрольно-перепровочные
 

 


перманентная (непрерывная)

 

     
 
Обязательные
 
   
Инициативные

 

 


Рис. 1 Виды инвентаризаций

7.5. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов. Отражение результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета

Порядок проведения инвентаризаций регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180. (с дополнениями и изменениями 2010 г.).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ст.13 «Инвентаризация активов и обязательств организации» проведение инвентаризации обязательно:

• при реорганизации или ликвидации организации;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально-ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

• в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

• в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Для проведения инвентаризации в организациях ежегодно руководителем организации утверждается специальная инвентаризационная комиссия (рабочий орган). В ее состав входят: руководитель организации или его заместитель (председатель комиссии); главные специалисты по отраслям и производствам; руководители структурных подразделений; главный бухгалтер и специалисты, занимающиеся учетным процессом; представители внутреннего аудита, независимые аудиторские организации.

                                                   
   
 
   
Перед началом инвентаризации членам рабочих комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации, где указаны сроки начала и окончания инвентаризации
   
 
     
 
       
Комиссия составляет план проведения инвентаризации
 
       
Председатель комиссии проводит инструктаж с лицами, которые будут проводить инвентаризацию
 
       
На местах инвентаризации материально ответственное лицо делает записи по приходу и расходу ценностей и сдает отчеты в бухгалтерию
 
     
Комиссия проверяет весоизмерительные приборы, берет у материально ответственного лица расписку, что им предъявлены все документы, и что все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны.
 
 
 
   
 
   
Основной
 
Заключается в фактическом снятии остатков.
     
 
 
   
Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации, внесение бухгалтерских записей в учете регистрации и хранении документов по учету результатов инвентаризации
   
 
   
Заключительный
     
 
 

 

 


Рис. 1. Этапы проведения инвентаризации

 

Определяют фактическое наличие материальных ценностей путем их взвешивания, измерения, пересчета, обмера. Затем результаты проверки записывает в инвентаризационные описи, где указывает полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму.

Каждая страница описи нумеруется. В конце страницы цифрами и прописью выводится общий итог всех ценностей в натуральных показателях, записанных на страницах, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, декалитрах и т. д.) эти ценности отражены. Подчистки, помарки и ошибки при заполнении описей не допускаются. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами комиссии, а также материально-ответственным лицом.

По данным описей по выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости. К ним прилагаются объяснения материально-ответственных лиц. На основании этих объяснений комиссией принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

• излишки активов в соответствии с решением руководителя организации приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации;

• недостача активов и его порча в пределах норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации списывается на затраты по видам деятельности (увеличение расходов);

• недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если таковые не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на расходы по текущей деятельности.

Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, применяются лишь в случаях выявления недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Отражение операций инвентаризации

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
  Выявлена недостача   10, 43,11,50
  Списана недостача в пределах норм естественной убыли 90, 20,10,43,26 и др.  
  Отнесена недостача на виновное лицо (по учетным ценам) 73-2  
  Отражена разница между взыскиваемой и учетной стоимостью, относимая на виновное лицо 73-2  
  Погашена недостача виновными лицами 50,51,70 73-2
  Списана разница между взыскиваемой и учетной стоимостью недостающих материальных ценностей    
  Оприходованы излишки выявленные при инвентаризации 10,43,11,50  

Лекция 8. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

Вопросы: 8.1Учетные регистры, их сущность и значение.

8.2 Виды и формы учетных регистров, их классификация.

8.3 Принципы построения форм бухгалтерского учета.

8.4 Приемы исправления ошибок в учете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.006 с.)