Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовный Град Чистых БратьевСодержание книги Поиск на нашем сайте
Несколько другую картину мы видим в «Трактатах» Чистых Братьев продолживших вслед за аль-Фараби тему совершенствования дел человеческих через идеальную организацию жизни общества. Существенное отличие состоит в том, что в своих «Трактатах» они вообще не нашли применения Деятельному Разуму как таковому, вознеся его однако над всеми духовными учителями. Свои усилия они сосредоточили главным образом на вопросах религиозного просвещения и педагогики, называя это духовным совершенствованием граждан Града. Отсюда и название - Духовный Град, - социум, особо организованный на религиозных началах. «Ты должен знать, о брат, что даже двое не объединятся для какого-то дела, если у их объединения не будет причины, сохраняющей их в этом положении. И пока эта причина будет оставаться без изменений, будут и они пребывать в прежнем своем положении. А случись этой причине исчезнуть, так разойдутся они, как были раньше объединены, а на месте приязни встанет разногласие». Так обращаются они к читателю «Трактатов» и объясняют ему суть: «Ведь один человек способен в одиночестве не более чем на жизнь несчастную, а для счастливой жизни он нуждается в существовании самых разных ремесел. Но все их не может постигнуть один человек. Ведь жизнь коротка, а ремесел много. Поэтому в каждом городе или деревне объединяются многие люди для того, чтобы помогать друг другу. Божественная мудрость и господнее попечение сделали так, что одна группа людей занята ремеслами, другая торговлей, еще одна – строительством, та – устроением управления, иная – науками и обучением, а еще какая-то группа – услужением всем и исполнением их нужд». Как видим, описание вполне совпадает и с нашей действительностью, как будто и не было той тысячи лет, что прошли с тех пор… И Духовный Град Чистых Братьев тоже представляет собой сложное образование. Авторы «Трактатов» колеблются между истолкованием его как «царства не от мира сего», как чисто духовного, душевного объединения, с одной стороны, и конкретного объединения людей на земле – с другой. Его структура аналогична строению вселенной, он – неотъемлемая часть космоса. Чистые Братья описывают его как Древо Идеального Социума, прорастающее с небес в мир. «Законоустановитель со своими братьями и сторонниками, а также теми, кто придет после вплоть до Судного Дня, - все они, с точки зрения Законоустановителя, подобны Древу. Он, его сторонники и соратники – это побеги и ветви. Те, кто придет после них, - как отростки. Те, кто придет после, - листы, цветки, завязь и плоды… Законоустановитель и есть предводитель Духовного Града». «Знай, - Пишут Чистые Братья, - что нет такой группы, объединившейся ради какого-то дела – религиозного или светского, желающей, чтобы дело это её совершалось правильно, а сама группа шла верным путем. - Нет такой группы без того, чтобы не было у нее предводителя, возглавляющего её, объединяющего её, сохраняющего в ней порядок, заботящегося о её состоянии, предупреждающего её от распадения, воспрещающего её порчу». Если члены группы сотрудничают друг с другом, поддерживают один другого, то они становятся как бы одним телом и душой, образуют цельный организм. Тогда предводитель становится главой (головой) этого организма, а члены группы – его органами. Чистые Братья различают два вида руководства - «телесное» и «духовное». Первое, которое свойственно владыкам и тиранам, представляет собой власть только над телами людей через насилие и несправедливость, в результате чего люди обращаются в рабство и насильно используются владыками и тиранами. Второе, т.е. «духовное», свойственно тем, кто, претворяя в жизнь божественные законоустановления, гарантирует достижение людьми, подчиненными таким руководителям, счастье в посмертной жизни. Далее дается описание основных черт духовного предводителя… «Естественно, глава Духовного Града – это духовный руководитель. Первым духовным руководителем Града является основатель Града – Законоустановитель. Он должен обладать двенадцатью врожденными чертами, такими, как: 1. Совершенство органов, позволяющее ему выполнять задуманное дело. 2. Он должен быстро воспринимать то, с чем к нему обращаются. 3. Иметь хорошую память. 4. Обладать умом. 5. Хорошо выражать собственную мысль. 6. Любить науку и не жалеть сил для неё. 7. Быть честным и доброжелательным со своими подчиненными. 8. Не быть алчным в отношении материальных и телесных благ и удовольствий. 9. Быть великодушным и благородным. 10. Быть безразличным к богатству. 11. Любить справедливость и ненавидеть несправедливость. 12. Быть настойчивым в достижении поставленной цели». Перечисленные двенадцать черт Законоустановителя, или Первого Главы Духовного Града, как его представляли Чистые Братья, полностью совпадают с теми чертами, которые считал необходимыми аль-Фараби для Главы своего Добродетельного Града, поскольку соответствующий отрывок во «Взглядах жителей Добродетельного Града» текстуально совпадает с перечислением черт Законоустановителя в «Трактатах». В этом – несомненное идейное родство аль-Фараби и Чистых Братьев. Поразительное различие лишь в религиозной догматике. «Знай, о брат, да поддержит Бог тебя и нас духом своим, что имеем мы братьев и друзей, разбросанных по странам из людей благородных и достойных. Среди них – группа, состоящая из детей владык, эмиров, визирей, секретарей и сборщиков налогов. Среди них также группа из детей людей благородных, сельских старост, торговцев. Среди них – группа из детей ученых, литераторов, законоведов и религиозных деятелей. Среди них – группа из детей ремесленников, тех, кто зарабатывает себе пропитание, честных людей» Не случайно, все внимание Чистые Братья оказывали именно юным, потому, что они наиболее чутки к восприятию духовных ценностей, ведь их души – «чистый лист бумаги, на котором ничего не написано». А если уж что-то написано на этом листе, правильное или неправильное, то место оказывается занятым, и трудно стереть написанное и записать что-то новое. Не зря первыми, кто не признавал пророков, были старики. Поэтому обращаются Чистые Братья к читателю, «тебе не пристало заниматься дряхлыми стариками, которые с юности восприняли порочные мнения, дурные обычаи, дикие нравы. Тебя поразит усталость, а они и не подумают стать лучше. А если даже чуть-чуть и изменятся к лучшему, то тому не обрадуются. Ты должен заняться молодыми и статными, стремящимися к знаниям, начавшими интересоваться науками, возжелавшими идти по пути Истины и иной жизни, верующими в Судный день, живущими по законоустановлениям пророков, ищущими сокровенный смысл их писаний, оставившими суету и споры, относящимися без злостной нетерпимости к другим направлениям» В сообществе Чистых Братьев происходит обучение всех его членов в соответствии с вселенским принципом обучения. «Знай, - пишут они, - что законоустановители – это учители, воспитатели и наставники всех людей. А ангелы – учители законоустановителей. Учитель ангелов – Мировая Душа. А её учитель – Деятельный Разум. Учитель всего – Всевышний Бог»… Таким образом, условием вступления в Духовный Град является знание. «Нельзя никому вступить в этот наш Град, пока его знание не станет равным нашему знанию». Само сообщество Чистых Братьев нужно рассматривать, как объединение, готовящее специально отобранных и обученных людей к вступлению в Духовный Град. Особое место у них занимало учение о душе… Чистые Братья неустанно повторяют, что «наука о душе» - это первейшая и главнейшая из наук, с которой следует начинать обучение. «Начало всех истинных наук – знание человеком своей души», и потому сначала нужно познать душу, так как лишь через её познание можно понять истину духовных сущностей. Как можно верить человеку, считают они, который не знает собственной души, а рассуждает о вещах далеких как о познанных? «…Тот, кто претендует на знание вещей, а сам не знает свою собственную душу, подобен тому, кто кормит людей, а сам остается голодным, кто лечит других, а сам болен, кто одевает всех, а сам гол» Для Чистых Братьев характерен образно-мифологический стиль мышления, сочетаемый с научным (с поправкой на эпоху) подходом к отдельным аспектам действительности. И в этом смысле они даже предшествуют аль-Фараби. Их «Трактаты» оказались не столько энциклопедией, сколько учебником, предназначенным для просвещения будущих граждан Духовного Града. …Чистые Братья своими изысканиями укрепляли в людях мыслящих уверенность в том, что общество можно преобразовать, просвещая всех без исключения его членов. Эта гуманистическая мысль получит законченную разработку в творчестве последнего из корифеев фальсафы – Абу-ль-Валида Ибн-Рушда Гуманистическая направленность всей фальсафы заключается в том, что и аль-Фараби, и Ибн-Сина, и Ибн-Баджа считали, что объединение людей необходимо для достижения счастья, предписывая мыслителю активную и деятельную социальную позицию. Здесь они следовали традиции, сложившейся в развивающемся и динамичном на первых порах средневековом арабо-исламском обществе, в котором «знание без соответствующего действия было нежелательным, даже более того — невообразимым». И когда уже приходилось выбирать — знание или действие, философы отдавали предпочтение правильному действию. Известно то предпочтение, которое аль-Фараби отдавал человеку, совершающему добродетельные поступки, по сравнению с тем, кто знает философию Аристотеля. Примат добродетельного действия перед знанием прослеживается и у Чистых Братьев. Но все это, повторяем, в тех крайних случаях, когда вставала проблема однозначного выбора между знанием и действием. Общая же позиция заключалась в проповеди единства истинного знания и правильного действия как условия нормального социального бытия. Однако своего рода «индивидуалистическая» тенденция есть в творчестве практически всех предшествующих Ибн-Туфейлю философов. Но тенденция эта, как мы имели возможность убедиться, была целиком подчинена ведущей социально-политической идее фальсафы: для достижения людьми истинно человеческой цели необходимо объединение их в преобразованном на разумных началах социуме. Никола́й Куза́нский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Chrifftz, лат. Nicolaus Cusanus; 1401, Куза на Мозеле — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия) — кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Н. Кузанский проявлял огромный интерес к античности; особое влияние на его философию оказали учения Пифагора, Платона, неоплатоников и Аристотеля. В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Биографы указывают на его веротерпимость, проповедь свободы мышления, попытки противодействовать крайностям папистского абсолютизма. Николай Кузанский дал законченное выражение универсализма средневековой мысли и вместе с тем явился первым философом нового времени, предвосхитив многие идеи и методы математического естествознания и развив в своём творчестве тенденции, не потерявшие своей актуальности до настоящего времени. Диалектическая тенденция выразилась у Николай Кузанский в его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и цельности - бесконечном «максимуме», который не сводим ни к чему конкретному и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отдельными вещами. Этот «максимум» есть одновременно и бесконечный «минимум», поскольку целостность максимума не допускает никакого деления («Ученое незнание». Он вообще есть совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), которое Николай Кузанский трактует весьма разнообразными способами, в том числе как принцип отрицания отрицания («О не ином», 1462): абсолют, «не-иное» есть «иное» «иного», которое определяет собою и себя и иное, превышает и утверждение и отрицание, будучи «утверждением утверждения». «Абсолютный единый максимум» трактуется как высшее достижение разума и как нечто превышающее самый разум; для позднего Николай Кузанский - это уже и не «бытие» в традиционном смысле, а «возможность», заключающая в себе одновременно начало и формы и материи. Математическая тенденция у Николай Кузанский проявилась - в онтологическом аспекте - в идее совпадения треугольника, круга, сферы и вообще всякой геометрической фигуры с бесконечной прямой при бесконечном удлинении их сторон или диаметра, и наоборот; получающаяся при таком совпадении бесконечная фигура есть «форма» и «образец» любой конкретной геометрической фигуры. Николай Кузанский принадлежит семь специальных трактатов по математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры круга, тригонометрических расчётах, вычислении числа p, он явился одним из предшественников математического анализа 17 вв. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Николай Кузанский учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания (например, эксперимент с определением веса растущего растения), предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Конструктивно-эмпирическая тенденция возникала у Николай Кузанский в связи с тем, что непостижимый абсолют конкретно существовал в вещах и отражался ими, так что познание этих вещей, будучи бесконечным приближением к заключённой в абсолюте истине, осуществляется посредством «догадок», или «предположений», - априорных творческих актов человеческого разума («De coniecturis», 1440). Символико-мифологическая тенденция выразилась у Николай Кузанский не только в представлении о живой иерархии космоса, но прежде всего в символической многоплановости всего стиля его мысли. Все во Вселенной не только является ее частью, но и ее отражением. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную. Бог есть абсолютный максимум, единство, которое объединяет любые различия и противоположности. В Боге свернуто все, все числа, все возможности, все движения, а также все, что происходит и есть во времени и пространстве. Для Н. Кузанского творение есть развертывание Бога, бесконечное стягивается в конечное, единство – во множественность, а вечность – во время: «То, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает свои размеры». Николаю Кузанскому присуще динамическое понимание мира как живого, одушевленного организма, части которого находятся не только в постоянной всеобщей связи, но и в движении. Движение универсально, все переходит из одного состояния в другое, все стремится к бесконечности, и это стремление по отношению к человеку превращается в бесконечный поиск, в процесс восхождения человека к Вечности. О человеке Николай Кузанский описывает идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии. Абсолют (или Бог) есть добро, свет и красота в бесконечности своей неисчерпаемой простоты. В своей абсолютности добро, свет и красота непостижимы, их нельзя изобразить или представить, о них нельзя ничего высказать, на них нельзя указать. Чтобы стать постижимой, красота должна проявиться. Чтобы проявиться в чем-то конкретном, абсолютная красота «нисходит», т. е. оставаясь самою собой, теряет лишь свою абсолютность и приобретает конкретность. Однако, несмотря на то, что конкретная красота есть все та же абсолютная красота, и ничто иное, конкретность в ней есть красота. Конкретность, чтобы быть конкретностью, должна каждый раз быть иной и иной; в этой бесчисленной множественности меркнет свет единства. Так мир, «сотворенный» в красоте и свете, не имея в себе ничего, кроме красоты и света, погружается, тем не менее, во тьму. Будучи светом, красотой и добром, он теряет себя во мраке бесчисленного множества конкретностей и как бы погружается в дремоту бессознательности. Так потенциальные богатства дремлют на поле крестьянина, и крестьянин не видит этих богатств, потому что их, на первый взгляд, там нет; хотя стоит ему вспахать и засеять поле, развести скот, посадить виноградную лозу, и богатства поля как бы проснутся. Функцию возрождения света, затмившегося в конкретности мира, Николай Кузанский отводит человеческому уму и человеческой душе. Пусть вся природа дремлет сном пассивности и бессознательности; пусть довольствуются своей принадлежностью к природе многие люди, не имеющие сил искать, стучаться, творить. Но тот, кто ищет и действует, получает, помимо природного дара, принятого им вместе со своим рождением, второй дар – света. Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.013 с.) |