Методика оценки экологического ущерба от выброса вредных веществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки экологического ущерба от выброса вредных веществ



Системой стандартов РФ в области охраны природы и улучше­ния использования природных ресурсов установлены основ­ные положения определения платы за выбросы загрязняющих веществ, лимиты массы выброса вредных веществ, а также пре­дельно допустимые нормы выброса вредных веществ, указанные в экологическом паспорте промышленного предприятия.

Устанавливаются нормативы платы предприятия за выброс вредных веществ:

где РН – норматив платы предприятия за выброс вредных веществ в пределах установленных лимитов (руб./усл. т); t – год планово­го периода; T –продолжительность планового периода (лет); Зt — величина затрат в t-м году, необходимая для предотвращения и компенсации ущерба, наносимого окружающей среде выбросами вредных веществ в атмосферу (руб); MtL – приведенный лимит выбросов в целом по региону в t-м году, рассчитанный исходя из заданной региональной природоохранной программы (усл. т/год).

Приведенный лимит выброса в целом по региону определяет­ся по формуле:

,

где j – индекс предприятия, для которого установлены лимиты выброса вредных веществ; MLjt– приведенный годовой лимит выбросов вредных веществ j-м предприятием в атмосферу в t-м году (усл. т), определяемый по формуле:

,

где i – вид загрязняющего вещества, учитываемого при установле­нии j-му предприятию лимита на выброс вредных веществ; mLijt – лимит выброса i-говредного вещества в натуральном измерении j-м предприятием в tгоду, значения которых устанавливаются в соответствии с этапами достижения нормативов ПДВ (т/год); k коэффициент приведения, учитывающий относительную опасность i-го вредного вещества:

,

где ПДКcci – среднесуточные ПДК i-говредного вещества в возду­хе населенных мест (мг/м3).

Лимит выброса i-го вредного вещества предприятием в t году можно определить по формуле:

,

где – объем выброса i-говредного вещества за j-й период в год предшествующий расчетному периоду (базовый объем) (т); – годовой объем ПДВ i-го вредного вещества j-м предприя­тием, достижение которого намечается через Tj, лет (нормативный объем) (т); Tj— количество лет, необходимое j-му предприятию для достижения ПДВ.

Размер платы j-го предприятия в t-м году за установленный лимит выброса вредного вещества определяется:

Норматив платы за выбросы вредных веществ, превышающие установленные лимиты для рассматриваемого предприятия уста­навливается в процентном соотношении от РН в зависимости от уровня токсичности вещества и степени загрязнения региона.

Эффективность предотвращения ущерба от воздействия за­грязняющих веществ оценивается экономическим эффектом, со­циально-экономическим и социальным аспектом. Экономический эффект определяется снижением отрицательного воздействия на окружающую среду, улучшением ее состояния, уменьшением уров­ня загрязнения, увеличением количества и улучшением каче­ства пригодных к использованию земельных, лесных и водных ресурсов. Социально-экономический аспект определяется по­вышением уровня жизни населения, социальный аспект – улуч­шением физического развития населения, сокращением заболе­ваемости.

Экономический результат средозащитных мероприятий Р определяется суммой:

Р = П + DD,

где П – предотвращение экономического ущерба, П = У1 – У2, У – экономическая оценка ущерба, наносимого окружающей сре­де (руб); DD – годовой прирост от улучшения производства (руб). Чистый экономический эффект от внедрения средозащитных мероприятий равен:

R = Р - З

где 3 – затраты на установку дополнительных устройств, умень­шающих выброс вредных веществ (руб).

Экономическая оценка ущерба У, причиняемого годовыми вы­бросами вредных веществ в атмосферный воздух, определяется по формуле:

У = gsaМ,

где У – ущерб (руб./кг); g (руб./усл.) — константа, завися­щая от курса рубля; s – показатель относительной опас­ности загрязнения над различной территорией, выбираемой по правилу: s = 12...13 — для шахт и подземных разработок, s = 10 — курортные зоны, s = 8,0...8,5 — теплицы, животно­водческие помещения, s =3,0...3,5 малые города, s = 0,5 — пригородные зоны (сады, виноградники), s = 0,1...0,25 — паш­ни для населенных мест с плотностью населения n-чел./га, s = 0,1 – чел./га пашни, s = 0,2 леса; a –константа, учи­тывающая природно-климатические условия. Для районов Сред­ней Азии, Закавказья, Черноморского побережья Кавказа и Кры­ма 1,40, для Северного Кавказа, Южного Казахстана, Нижнего Поволжья, Молдавии и Украины 1,20, для прочих территорий СНГ, расположенных южнее 65° с. ш. – 1,0, севернее – 0,70; М –приведенная масса годового выброса (усл. т/год), опреде­ляемая по формуле:

,

где Ai – относительная агрессивность примеси i ( усл. т/год), вы­бирается для СО – 1, SО2 – 16, NO2 – 41,1, БП – 12,5 × 105, сажи 41,52; Мi – масса годового выброса примеси в атмосфе­ру (т/год); N – общее число примесей, выбрасываемых источни­ком в атмосферу.

Пример:

Дать экономическое обоснование внедрения новых средств очистки от­работавших газов (ОГ) транспорта, по результатам измерения состава ОГ (Cm — концентрация вещества в пробе):

Состав ОГ   Сm мг/м3   ПДК, мг/м3    
Оксиды азота   0,5   0,085  
Углеводороды   1,3   1,5  
Оксид углерода   2,5   3,0  

и характеристикам работы транспорта (Q — расход воздуха, m0 — количе­ство оксидов азота, выбрасываемое транспортом в год, РH — норматив платы за лимит выброса вещества, 3 — затраты на приобретение и эксплуа­тацию нейтрализатора):

Q, м3 m0, т /год т пдк, т /год k РH, руб. /усл. ед. 3, руб.
  0,1087   0,0186        

 

Решение:

Оценив полученные данные состава ОГ по выполнению условия норм ПДК:

0,5/0,085 = 5,88, 1,3/1,5 = 0,87 2,5/3,0 = 0,83,

можно сказать, что количество оксидов азота в ОГ значительно превышает необходимое условие, а именно в 5,88 раза. Для уменьшения выброса оксидов азота необходимо применение средств нейтрализации. Дадим эко­номическую оценку внедрения средств нейтрализации.

1. Устанавливаем срок Т внедрения нейтрализатора из условия, что на третий год нормы выброса соответствуют ПДК: Т = 3 года.

2. Определяем лимиты выброса по годам mLj:

1-й год: mL1 = т0 - (т0 – тПДК) • 1/Т = 0,1087 - (0,1087 - 0,0185) /3 = 0,07875 т/год,

2-й год: mL2 = т0 - (т0 – тПДК) • 2/Т = 0,1087 - (0,1087 0,0185) • 2/3 = 0,04863 т/год,

3-й год (ПДК):: mL3= т0 - (т0 – тПДК) • 3/Т = 0,1087 - (0,1087 - 0,0185) • 3/3 = 0,01851 т/год.

3. Определяем базовый выброс оксидов азота М0:

М0 = т0kNO = 2,7216 усл. ед.

4. Определяем приведенные лимиты выброса по годам МLi:

1-й год: МL1 = тL1kNO = 0,0788 • 25 = 1,9686 усл. ед.

2-й год: МL2 = тL2kNO = 0,0486 • 25 = 1,2157 усл. ед.

3-й год: МL3 = тL3kNO = 0,0185 • 25 = 0,4627 усл. ед.

5. Определяем плату за выброс при внедрении средств нейтрализации У2:

У2 = РН МL1 + РН МL2 + РН МL3 =(1,97 + 1,22 + 0,46) = РН • 3,647 усл. ед.

6. Определяем плату за выброс без внедрения средств нейтрализации У1:

У1.1 = РН МL3 + 5РН0 - МL3) = РНL3 + 5М0 - 5МL3) = РН0 - 4МL3),

за 1 год: У1.1 = РН • (5 • 2,7216 - 4 • 0,4627) = 11,7573 • РН,

за 3 года: У1.3 = 3 • У1.1 = 35,2719 • РН.

7. Определяем экономическую оценку средозащитных средств Р:

Р = У1 - У2 = РН•(35,272 - 3,647) - 31,62499 • РН,

Р = 2529,999 руб.

8. Определяем экономическую эффективность внедрения средств R:

R = Р - 3 = 2530 - 5000 = -2470 руб.

9. Определяем срок п окупаемости внедряемых средств нейтрализации:

У31 – МL3РН = (11,757 - 0,4627) • РН = 11,29464 • РН усл. ед.,

У3 = 903,5712 руб.,

n = R/У3 = 2470/903,57 = 2,734 года, принимаем п = 3 года.

 

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.009 с.)