Вопрос №1. Сущность, принципы и структура рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1. Сущность, принципы и структура рынка.



 

В широком смысле, рынок (или рыночные отношения) это система экономических отношений, основанных на спросе и предложении, при которых приоритет имеет потребитель.

Рынок охватывает все стороны деятельности государства, экономики и общества и включает следующие большие составные части:

I. Рынок товаров и услуг

II. Рынок капиталов (основных фондов и ценных бумаг).

III. Рынок труда

 

Основными принципами нормальной цивилизованной рыночной экономики является:

1. Всеобщность рынка.

2. Свобода выбора видов деятельности.

3. Равноправие участников рыночных отношений и форм собственности.

4. Свобода ценообразования.

5. Свободная конкуренция.

6. Экономическая ответственность участников рыночных отношений за нарушение договоров.

7. Элементы государственного регулирования экономики, главным образом через систему налогообложения.

8. Наличие механизмов социальной защиты населения.

 

Вопрос №2. Цель и задачи деятельности предприятий в условиях рынка.

 

Основная цель экономической деятельности предприятий в условиях рынка состоит в наиболее полном удовлетворении потребности людей и общества в выпускаемой им продукции (работах/услугах), получение максимальной прибыли и улучшение на этой основе благосостояния работников.

Удовлетворение потребности означает выпуск необходимого ассортимента и натурального количества товаров в соответствии с профилем предприятия, а также обеспечения требуемого их качества.

Для достижения этой цели предприятие должно решать следующие задачи:

1. Определить свои стратегические направления хозяйствования в рыночной экономики на основе маркетинга и прогнозирования.

2. Постоянно осуществлять маркетинг и прогнозирование, и на их основе разрабатывать стратегические, перспективные и текущие планы экономической деятельности, а по отдельным проектам бизнес-планы.

3. Производить расчёты производственной мощности предприятия для выполнения заключенных договоров.

4. Производить постоянный анализ и оценку экономической эффективности деятельности предприятия.

 

Вопрос №3. Понятие, задачи и методы научно-технического и экономического прогнозирования.

 

Прогноз представляет собой научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях его достижения и сроках их осуществления.

По объектам прогнозирования, прогнозы бывают:

1. Научно-технические.

2. экономические.

3. Социально-политические.

По срокам прогнозирования, прогнозы бывают:

- долгосрочные прогнозы (на 10-15 и более лет);

- среднесрочные прогнозы (5-10 лет);

- краткосрочные (до 5 лет).

По степени достоверности прогнозы подразделяются:

1. Гипотетические (без расчётов)

2. Аналитико-расчётные (без возможности влиять на результаты прогноза).

3. Директивно-расчётные (с возможностью влиять на события).

По масштабу прогноза, они могут быть:

1. Глобальные (в мировом масштабе).

2. По стране.

3. По региону.

4. По предприятию и его подразделениям.

5. По отдельным элементам науки и техники.

 

Объектами экономического прогнозирования могут быть:

- потребность продукции (в работах/услугах) выпускаемой в предприятии на соответствующий период и на перспективу;

- объёмы производства;

- затраты на производство;

- цены на выпускаемую продукцию и на их изменение;

- потребность в кадрах и т.д.

 

В настоящее время существует множество методов прогнозирования (свыше 100), основными из них являются:

 

1. Методы экстраполяции. Основывается на изучении количественных и качественных показателей исследуемой проблемы за ряд предыдущих лет (ретроспективный анализ), с последующим логическим продолжением (экстраполяции) тенденции на прогнозируемый период.

Этот метод наиболее эффективен при составлении краткосрочных и среднесрочных прогнозов.

 

Методы математического моделирования с использованием алгоритмов, моделей и ЭВМ.

Это наиболее точные методы, но для них надо иметь обоснованные нормативы.

 

3. Метод экспертных оценок основан на использовании мнений специалистов, экспертов соответствующего профиля по данной проблеме независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных и составлением на их основе соответствующего прогноза.

 

Вопрос №4. Понятие маркетинга и его основные направления.

Прогнозирование и маркетинг представляют собою важнейшие направления деятельности предприятий в условиях рынка, предшествующих планирование.

На их основе составляются стратегические перспективы и текущие планы предприятия.

Маркетинг – это современная система управления производственно-бытовой деятельностью предприятия, основанная на постоянном комплексном анализе и изучении рынка.

Его цель состоит в изучении потребностей рынка в производимой предприятием продукции, стимулировании её сыта и максимизации прибыли.

Маркетинг включает следующие основные направления работ:

1. Анализ рынка, изучение и прогнозирование спроса (потребность на выпускаемую продукцию).

2. Анализ состояния цен на продукцию и их динамику, прогнозирование цен.

3. Поиск и разработка новых видов продукции, пользующихся спросом у потребителей, проведение НИР, опытно-конструкторских работ по созданию новой продукции.

4. Реклама.

5. Координация внутрифирменного планирования производства и его финансирования в соответствии с коньюктурой рынка.


Вопрос №5. Виды внутрифирменного планирования. Содержание планов экономического и социального развития предприятия.

На предприятиях имеют место следующие два вида планирования:

 

1. Технико-экономическое планирование. Включает разработку планов технического и экономического предприятия.

2. Оперативное календарно-производственное планирование. Обеспечивает выполнение технико-экономических планов предприятия.

 

Технико-экономические планы предприятия по срокам подразделяют на:

1. Стратегические (на 5-10 лет).

2. Перспективные (до 5 лет).

3. Текущие (до 1 года).

 

Перспективные и текущие технико-экономические планы предприятия охватывают все стороны его деятельности и включают следующие основные разделы:

1. План производства и реализации продукции (производственная программа).

2. План материально-технического обеспечения.

3. Техническое развитие предприятия и организация производства.

4. План капитального строительства.

5. План по труду и кадрам, зарплата.

6. Себестоимость, рентабельность и прибыль.

7. Финансовый план.

8. План социального развития трудового коллектива.

9. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

 

Каждый раздел плана разрабатывается соответствующими подразделениями предприятия и включает соответствующие количественные и качественные показатели, характеризующие данную сторону деятельности, которые должны быть достигнуты предприятием в планируемом периоде.

Вопрос №6. План производства и реализации продукции. Его натуральные и стоимостные показатели.

 

План производства и реализации продукции (или производственная программа) является важнейшим разделом плана развития предприятия и представляет собой задание предприятию по производству определенных видов продукции в заданных объёмах и установленного качества (в соответствии со стандартами или техническими условиями).

Он составляется на основе заключенных договоров с потребителями продукции и включает следующие натуральные и стоимостные показатели.

А). Натуральные показатели:

1. Номенклатура выпускаемой продукции (работ/услуг). Это перечень наименований по меркам ГОСТа или ТУ.

2. Натуральные объёмы производства каждого наименования продукции (в штуках, кг, литрах, тоннах и др.).

3. Качественные показатели выпускаемой продукции (ГОСТы или ТУ).

 

Б). Стоимостные (денежные) показатели производственной программы:

1. Товарная продукция – это законченная в производстве и принятая ОТК продукция, предназначенная для продажи. Рассчитывается как произведение оптовой цены предприятия за соответствующую продукцию на её количество в натуральном выражении, и их последующее суммирование.

2. Валовая продукция – это весь объём работ, услуг и произведённой продукции предприятием за определённый период (месяц, квартал, год) в денежном выражении, независимо от степени готовности продукции. Включает товарную продукцию предприятия + (-) изменение остатков незавершённого производства исчисленных в стоимостном выражении.

 

Незавершённое производство – это незаконченное изготовление продукции (узлы, детали, заготовки), находящаяся на различной стадии производственного процесса, подлежащая дальнейшей обработке и сборки на данном предприятии.

3. Реализованная продукция. Проданная и оплаченная потребителем.

Недостатками этих стоимостных показателей являются включение в них стоимости сырья, материалов покупных комплектущих изделий, изготовленных другими предприятиями, включаемых в цену продукции, что завышает объём в денежном выражении и искусственно увеличивает эти показатели.

Эти недостатки устраняются нижеследующим показателем.

4. Нормативно-чистая продукция. Рассчитывается как разница объёма товарной продукции за вычетом стоимости покупного сырья, материалов, комплектующих изделия и полуфабрикаты, получаемых предприятием со стороны.

 

ТЕМА №6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – БИЗНЕС-ПЛАН.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.015 с.)