Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деликтные обязательства, возникающие из причинения вреда государственными органами, органами местно самоуправления и их должностными лицами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Причинителем вреда в указанных отношениях является специальный субъект, которым может быть: 1) Органы публичной власти – т.е. органы законодательной, исполнительной или судебной власти, которые наделены определенными властными полномочиями. Ими могут быть федеральные органы власти, органами власти субъекта РФ, муниципальные органы власти. 2) Должностные лица - граждане, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти, либо занимающие в органах власти должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций. Все иные организации, в том числе государственные и муниципальные учреждения и предприятия, не являющиеся государственными органами или органами местного самоуправления (учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и т. д.), и за вред, причиненный их работниками ответственность наступает по правилам ст. 1078 (ответственность юридического лица за действия работников). Должником признается публичное образование, которое наделило причинителя вреда властными полномочиями: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Процессуальным ответчиком является специальный орган – главный распорядитель бюджетных средств публичного образования (уполномоченные органы публичного образования), определение которого дано в ст. 158 БК РФ: Главный распорядитель - орган власти публичного образования, имеющий право распределять средства бюджета публичного образования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Публичные образования отвечают имуществом, составляющем казну соответствующего публичного образования (т.е. тем имуществом, которое не закреплено за государственными и муниципальными предприятиями. Порядок возмещения вреда (порядок исполнения судебных актов, связанных с требованиями о возмещении вреда) регулируется гл. 24.1. Бюджетного кодекса РФ: 1) возмещение вреда производится финансовым органом публичного образования (для Р.Ф. – Минфин РФ, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования) за счет ассигнований, предусмотренных законом о бюджете соответствующего публичного образования. При этом необходимо различать процессуального ответчика (главный распорядитель бюджетных средств) и финансовый орган, который производит возмещение. 2) возмещение вреда производится в течение 3-х месяцев после поступления в финансовый орган исполнительных документов от взыскателя.
Особенности условий ответственности публичных образований. 1. Противоправность действия или бездействия органов публичной власти и должностных лиц, которая может проявляться в следующих формах: · принятие (издание) ненормативного акта (приказа, инструкции и т.п.), содержащего определенные властные предписания; · устные и письменные распоряжения, носящие обязательный для исполнения характер; · фактические деяния (действия или бездействие), должностных лиц (например отказ в выдаче документа и т.п.). Противоправностьдоказывается потерпевшим, что является особенностью ответственности именно публичных образований. Т.е. устанавливается исключение из презумпции противоправности. Анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев суды исходят из того, что незаконность действий публичной власти должна быть установлена вступившим в силу судебным актом. При этом такой судебный акт должен иметь преюдициальное значение в соответствии с положениями статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исходя из того, что дела об оспаривании действий и решений органов публичной власти и должностных лиц рассматриваются в порядке административного производства, а дела о возмещении вреда – в порядке искового, то фактически объединение требований о признании незаконным действия (решения) и возмещения вреда невозможно. Однако практика ВАС исходит из того, что объединение таких требований в одном заявлении возможно с соблюдением правил подсудности и подведомственности споров. Так, например, если дело об оспаривании действий и решений подведомственно суду общей юрисдикции, а иск о возмещении вреда – арбитражному суду – объединение требований не возможно. 2. Вина причинителя вреда, которая предполагается, если причинитель вреда не докажет иное. 3. Наличие правовой связи между причинителем вреда и должником, которая вытекает из правовых актов, в соответствии с которыми причинитель вреда наделен властными полномочиями. 4. Действия (бездействия) непосредственного причинителя вреда должны иметь связь с исполнением им его служебных обязанностей и не выходить за пределы его полномочий.
Публичное образование, возместившие потерпевшему вред на основании ст.1069, имеет право регрессного требования к непосредственному причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
2. Деликтные обязательства, возникающие из причинения вреда органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Причинителем вреда выступают прямо указанные в ГК лица: - органы дознания; - органы предварительного следствия; - органы прокуратуры; - судьи судов судебной системы РФ. Лицом ответственным за причинение вреда выступает Российская Федерация, а в случаях предусмотренных законом – субъект РФ или муниципальное образование. Потерпевшим может являться как правило гражданин, права и свободы которого нарушаются действиями причинителя вреда. В случаях административного приостановления деятельности потерпевшим может выступать юридическое лицо. Потерпевшим в указанных случаях не могут являться лица, причиненный вред которым возмещается в соответствии со специальными нормами (например, жертвы политических репрессий). Особенности условий ответственности: 1) Вред выражается в нарушении имущественных и неимущественных прав потерпевшего. Возмещение вреда в случаях, предусмотренных п. 1 ст.1070, должно производиться в порядке, установленном законом. В настоящее время такого закона нет. В части не противоречащей законодательству РФ подлежит применению Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», одлежат. В состав причиненного вреда, подлежащего возмещению включаются: - компенсация потерпевшему утраченного заработка и иных доходов (в т.ч. пенсий, пособий, выплата которых была приостановлена в результате незаконных действий); - возврат конфискованного, изъятого или арестованного имущества; - компенсация взысканных с потерпевшего штрафов, судебных издержек, а также сумм, выплаченных потерпевшим за оказание юридической помощи; - компенсация морального вреда, если этот вред возник после введения в действие части 2 ГК. Кроме того, потерпевший восстанавливается в иных правах (трудовых, жилищных и пр.). 2) Противоправными поведением причинителя вреда выступают незаконные действия указанных выше органов и их должностных лиц, результатом которых являются: - осуждение гражданина; - привлечение к уголовной ответственности; - избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде или заключении под стражу; - наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. В случае, если результатом незаконных действий будут являться иные последствия, то вред, причиненный такими действиями возмещается на общих основаниях ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ст. 1069 ГК). Конституционный суд определил, что подлежит возмещению по правилам ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину также и в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого (Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 440-О). Незаконность действий правоохранительных и судебных органов требует специального подтверждения. Подтверждением незаконности действий может выступать: - оправдательный приговор суда или прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям; - прекращение дела об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям - признание в установленном порядке незаконным избрания меры пресечения. Прекращение дела по т.н. нереабилитирующим основаниям: амнистия; недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы потерпевшего; смерть обвиняемого; изменение обстановки и др. - не дает права на возмещение вреда. Не имеется оснований для возмещения вреда в сфере правосудия также в случаях, когда закон устраняет преступность деяния или смягчает наказание. 3) Вред в указанных случаях возмещается независимо от вины причинителя вреда или должника. Наличие вины потерпевшего, которая может выражаться в т.ч. в самооговоре потерпевшего, не освобождает причинителя вреда от его возмещения. Дополнительная литература: 1) Гражданское право Обязательственное право: Учебник: в 4 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, И.А. Зенин и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., Волтерс Клувер, 2008. Т. 4. Гл. 67. 2) Поляков И.Н. Ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда / И.Н. Поляков. - М., 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.01 с.) |