Определение амилолитической способности (АС) ферментных препаратов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение амилолитической способности (АС) ферментных препаратов



 

Необходимые реактивы и посуда:

0,1 М раствор уксусной кислоты, 0,1 М раствор ацетата натрия, ацетатный буферный раствор (смешивают равные объемы 0,1 М растворов уксусной кислоты и ацетата натрия), фосфатный буферные раствор рН 6,0 (смешивают 1⁄15 М раствор натрия фосфорнокислого двухзамещенного и 1⁄15 М раствор калия фосфорнокислого однозамещенного в соотношении 1:90), 0,1 М раствор соляной кислоты, основной раствор йода (0,5 г кристаллического йода и 5 г йодистого калия растворяют в небольшом количестве дистиллированной воды, доводят до 200 см³ в мерной колбе), рабочий раствор йода (2 см³ основного раствора йода разводят 1,0 М раствором соляной кислоты в мерной колбе вместимостью 100 см³), 1% раствор крахмала.

Конические колба вместимостью 250 см³, мерные колбы вместимостью 100 и 200 см³, пипетки вместимостью 1, 5, 50 см³, пробирки диаметром 2 см и высотой 18 см, термостат или водяная баня, фотоэлектроколориметр, кювета шириной 10 мм, аналитические весы, фильтровальная бумага, стеклянные воронки.

Для анализа необходимо 0,1 г ферментного препарата.

 

Техника определения

За единицу амилолитической способности (АС) принимают такое количество фермента, которое катализирует гидролиз 1 г растворимого крахмала до декстринов различной молекулярной массы за 60 минут при температуре 30 ºС и рН 4,7 (для грибных ферментных препаратов) или 6,0 (для бактериальных ферментных препаратов).

Определение амилолитической способности проводится по йодкрахмальной реакции колориметрическим методом.

Приготовление основного раствора фермента. На аналитических весах взвешивают 0,1 г ферментного препарата в стеклянном стакане, размешивают с небольшим количеством дистиллированной воды и количественно переносят в мерную колбу на 100 см³, объем доводят до метки, раствор перемешивают и при необходимости фильтруют.

Из основного раствора ферментного препарата готовят рабочий раствор путем разбавления дистиллированной водой в соответствии с таблицей 6.1.

 

Таблица 6.1

Разбавление основного раствора ферментного препарата для получения рабочего раствора

 

Предполагаемая АС препарата, ед⁄г Количество препарата в 5 см³ рабочего раствора, мг Объем основного раствора, необхо-димый для раз-бавления, см³ Общий объем рабочего раствора препарата, см³
От 150 до 300 1,000    
От 301 до 700 0,500    
От 701 до 1200 0,250    
От 1201 до 2500 0,125    
От 2501 до 5000 0,050    
От 5001 и более 0,025    

 

Выбранный объем основного раствора ферментного препарата помешают в мерную колбу вместимостью 200 см³ и доводят объем до метки дистиллированной водой.

Гидролиз крахмала проводят следующим образом. В две пробирки отмеривают по 10 см³ 1 % буферного раствора крахмала (рН 4,7 для анализа грибных ферментных препаратов и рН 6,0 для анализа бактериальных ферментных препаратов). Пробирки помещают в термостат или водяную баню с температурой 30º С на 10 минут. Затем в первую опытную пробирку добавляют 5 см³ рабочего раствора ферментного препарата, во вторую контрольную добавляют 5 см³ дистиллированной воды. Содержимое пробирок сразу перемешивают, пробирки выдерживают в термостате 10 минут для гидролиза крахмала. Затем из каждой пробирки отбирают по 0,5 см³ субстрата и переносят в две конические колбы вместимостью 250 см³ с пердварительно налитыми в колбы 50 см³ рабочего раствора йода в соляной кислоте. Содержимое колб перемешивают. При этом происходит инактивация амилолитических ферментов и йодкрахмальная реакция. Контрольный раствор приобретает синюю окраску, опытный - фиолетово-бурую окраску в зависимости от количества прогидролизованного крахмала. В случае, если окраска опытного раствора останется синей, необходимо увеличить концентрацию ферментного препарата в рабочем растворе. В случае, если окраска опытного раствора станет желтой, необходимо уменьшить количество ферментного препарата в рабочем растворе.

В окрашенных растворах определяют оптическую плотность на ФЭКе при красном светофильтре (λ = 656 нм, кювета с шириной грани 10 мм). В качестве раствора сравнения используют воду.

Разница между показателями оптической плотности контрольного и опытного растворов соответствует количеству прогидролизованного крахмала под действием амилолитических ферментов.

Количество прогидролизованного крахмала субстрата (С, в г) рассчитывают по формуле 6.6:

С = , (6.6)

 

где: 0,1 – количество крахмала, взятое для анализа в качестве

субстрата, г;

D1 – оптическая плотность контрольного раствора;

D2 - оптическая плотность опытного раствора.

 

Если количество С прогидролизованного крахмала составит меньше 0,02 г или больше 0,07 г, то испытание повторяют с другим количеством основного раствора фермента.

Аммилолитическую способность (АС, ед/г) ферментных препаратов рассчитывают по формулам 6.7 и 6.8:

Для бактериальных ферментных препаратов:

 

АС = [5, 885 • С – 0,001671] • 1000 ⁄ п (6.7)

 

Для грибных ферментных препаратов:

 

АС = [ 7,264 • С – 0,03766]• 1000 ⁄ п (6.7)

 

где: 1000 – пересчет миллиграммов в граммы;

п – количество ферментного препарата, взятое для анализа,

мг (см. таблицу 6.1.)

Анализ результатов работы

 

Результаты сводят в таблице 6.2. и делают вывод о содержании железа в исследуемых объектах.

 

Таблица 6.2

Содержание ферментов в исследуемых объектах

 

Исследуемый объект Содержание ферментов
Свежепроросший солод  
Сухой солод  
Ферментный препарат  

Контрольные вопросы

 

1. Приведите классификацию ферментов.

2. Какие гидролитические ферменты используются в бродильных производствах.

3. По каким признакам характеризуется ферментный препарат.

4. Какими методами определяется активность амилолитических ферментов.

5. Какую роль выполняют амилолитические ферменты солода.

6. Какие факторы влияют на активность амилолитических ферментов.

Лабораторная работа № 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПИЩЕВОЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ В СЫРЬЕ И ГОТОВЫХ ПРОДУКТАХ

 

 

Цель работы: Изучение факторов, определяющих пищевую и энергетическую ценность продуктов. Освоение методики расчета пищевой и энергетической ценности продуктов.

Теоретические положения

 

Пищевые продукты в организме человека выполняют три основные функции:

- снабжение материалом для построения тканей человека;

- обеспечение энергией, необходимой для поддержания жизнедеятельности и совершения работы;

- обеспечение веществами, играющими важную роль в регулировании обмена веществ в организме человека.

Очень важно с пищей обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в оптимальном количестве и нужное время. Потребность в различных пищевых веществах и энергии зависит от пола, возраста, характера трудовой деятельности человека, климатических условий и ряда других факторов.

Нормы потребления важнейших пищевых веществ и энергии для взрослого человека приведены в таблице 7.1.

 

Таблица 7.1

Нормы потребления пищевых веществ и энергии

 

Пищевое вещество Суточная потребность,
Вода, г 1750-2200
Белки, г В том числе животные  
Незаменимые аминокислоты, г  
Усвояемые углеводы, г 400 - 500
В том числе моно- и дисахариды 50-100
Липиды, г В том числе растительные  
Незаменимые жирные кислоты, г 3 - 6
Фосфолипиды, г  
Растительные липиды, г 20-25
Пищевые волокна, г В том числе пектин, г  
Энергетическая ценность, ккал  

 

На основании норм потребности человека в основных пищевых веществах и данных о химическом составе пищевых продуктов можно рассчитать пищевую ценность продукта, а также составить индивидуальный рацион питания.

Под пищевой физиологической ценностью продукта питания понимают сбалансированное содержание в пищевом продукте усвояемых незаменимых веществ: незаменимых аминокислот, витаминов, минеральных веществ, ненасыщенных жирных кислот. Понятие пищевой ценности включает также оптимальное соотношение в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов, которое составляет 1: 1,2: 4.

Энергия, которая освобождается из пищевых веществ в процессе биологического окисления используется для обеспечения физиологических функций организма, определяет энергетическую ценность пищевого продукта.

Энергетическую ценность продуктов питания принято выражать килокалориях, расчет ведут на 100 г продукта. При необходимости пересчета в системе СИ используют переводной коэффициент 1 ккал = 4,184 кДж. Коэффициенты пересчета энергетической ценности важнейших составных частей сырья и пищевых продуктов составляют:

- Белки - 4 ккал;

- Углеводы - 4 ккал;

- Сумма моно – и дисахаридов – 3,8 ккал;

- Жиры –9 ккал;

- Органические кислоты – 3 ккал

- Спирт этиловый - 7 ккал.

Для расчета энергетической ценности продукта используют формулу 1.1

 

Э = (Х белок × 4) + (Х углеводы ×4) + (Х жиры × 9) +

+ (Х орг.кислоты ×3) + (Х спирт × 7), (1.1)

 

После расчета делается вывод о калорийности рассматриваемого продукта.

Для расчета пищевой и энергетической ценности продуктов необходимо знать химический состав продуктов. Эти сведения можно найти в специальных справочниках.

Химический состав некоторых пищевых продуктов приведен в таблицах 7.2, 7.3.

 

Таблица 7.2

Химический состав напитков (на 100 см³)

 

Показатели Пиво Напит- ки Квас Вино столовое Вино крепленое Шампан-ское Водка
Белки, г 0,6   0,2 0,2 0,4 0,2  
Жиры, г              
Углеводы г 4,8         3,3 0,1
Органичес-кие кислоты, г     2,5     6,9  
Спирт, % об. 4,2 0,4 0,8        
Фенольные вещества, мг     -        
Кальций, мг             0,3
Магний, мг             0,3
Фосфор, мг   -          
Железо, мг 0,1 - 0,1        
Витамин В1, мг 0,01 - 0,04        
Витамин В2, мг 0,05 - 0,05 0,01 0,01 0,01  
Витамин РР, мг 0,7   0,7 0,1 0,1 0,1  

 

Таблица 7.3

Химический состав фруктов и ягод (на 100 г)

 

Показатели Вишня Слива Яблоки Виноград Смородина
Белки, г          
Жиры, г          
Моно – и дисахариды, г 10,3 9,5 8,0 15,0 6,7
Органические кислоты, г 1,6 1,0 0,8 0,8 2,3
Фенольные вещества, г 0,4 0,45 0,3 0,3 2,0
Кальций, мг          
Магний, мг          
Фосфор, мг          
Железо, мг 0,5 0,5 2,2 0,6 1,3
Цинк, мг 0,15 0,1 0,15 0,09 0,13
Витамин С, мг          
Витамин В1, мг 0,03 0,06 0,01 0,05 0,03
Витамин В2, мг 0,03 0,04 0,03 0,02 0,04
Витамин В6, мг 0,05 0,08 0,08 0,09 0,13
b- каротин, мг 0,1 0,1 0,02 - 0,1
Витамин Е, мг 0,32 0,63 0,63 - 0,72

 

 

Порядок выполнения работы

 

Студент получает у преподавателя задание для выполнения работы, в котором указывается наименования пищевого сырья или готового продукта. Из справочной литературы или таблиц 7.2, 7.3 студент должен найти полный химический состав этого продукта. Далее необходимо рассчитать энергетическую и пищевую ценность продукта.

Для расчета энергетической ценности продукта следует умножить содержание важнейших составных частей продукта: углеводов, белков, липидов, органических кислот, этилового спирта на соответствующий коэффициент пересчета энергетической ценности, см. формулу 1.1. Полученные результаты суммируются, и делается вывод о степени калорийности исследуемого объекта (высоко-, средне- или низкокалорийный продукт).

 

В понятие пищевой ценности входит также сравнение соотношения в продукте содержание белков, жиров и углеводов. Оптимальным считается соотношение 1: 1,2: 4. За единицу всегда принимается содержание в продукте белка. Делается вывод о соответствии исследуемого продукта оптимальному соотношению важнейших пищевых веществ по сравнению с суточной потребностью.

Для расчета пищевой ценности продуктов следует сравнить содержание в продукте минеральных веществ и витаминов с суточной потребностью человека в этих веществах. Полученные данные выражаются в процентах. Делается вывод о высоком или низком содержании каждого рассчитанного компонента в исследуемом продукте по сравнению с суточной потребностью.

Пример: при содержании в продукте 80 мг кальция можно рассчитать, что это составляет в % от суточного рациона:

800 мг --- 100 %

80 мг ------ Х %

 

Х = (80 х 100) / 800 = 10 %

 

Следовательно, продукт содержит незначительное количество кальция.

 

Анализ результатов работы

По результатам расчетов делается вывод о калорийности продукта и уровне его пищевой ценности.

 

 

Контрольные вопросы

1.Какие составные части пищевого сырья и продуктов питания определяют энергетическую ценность продуктов.

2.Какие составные части пищевого сырья и продуктов питания определяют пищевую ценность продуктов.

3.Приведите нормы суточного потребления пищевых веществ.

4.Каковы основные принципы рационального питания.

5.Как определяется оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в продуктах.

 

3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ для студентов заочной формы обучения

 

При изучении курса «Пищевая химия»» студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, цель которой – выяснить степень усвоения пройденного курса.

Вариант контрольной работы выбирается по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Две цифры суммируются, и сумма является вариантом контрольной работы, в случае цифр 00 принимается 10 вариант. (Пример: две последние цифры зачетной книжки 28, следовательно, следует выполнять 10 вариант контрольной работы). Вариант контрольной работы может выдаваться преподавателем.

Контрольные работы выполняются после изучения теоретического материала. Для чего необходимо воспользоваться теоретическими сведениями, приведенными в литературных источниками, указанных в библиографическом списке, в периодических изданиях в области пищевой технологии.

При ответе на третий вопрос химический состав пищевых продуктов необходимо брать из литературных источников (5,11).

Отвечать на поставленные вопросы следует конкретно, исчерпывающе, обязательно приводятся структурные формула рассматриваемых в задании составных частей продуктов питания. Следует указать пищевую ценность рассматриваемых в задании, веществ. Привести примеры применения рассматриваемых компонентов пищевых продуктов в бродильных производствах. Ссылки на литературные источники приводятся в конце контрольной работы. В тексте не допускается сокращение слов, кроме общепринятых, не должно быть исправлений, зачеркиваний. На каждой странице оставляются поля для замечаний преподавателя.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, на обложку наклеивается соответствующий бланк. Допускается выполнение контрольных работ в печатном формате общепринятым шрифтом.

Контрольная работа сдается для проверки на кафедру «Технология бродильных производств и консервирование», проверяется преподавателем. При наличии замечаний они должны быть устранены, незачтенные работы возвращаются на доработку. При несоответствии варианта контрольная работа не рецензируется.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

«ПИЩЕВАЯ ХИМИЯ» для студентов заочной формы обучения

Вариант 1

1. Характеристика и физиологическое значение липидов в питании человека.

2. Виды брожения. Основные и побочные продукты брожения: спирты, альдегиды, эфиры, органические кислоты.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность сока вишневого.

 

Вариант 2

1. Характеристика и физиологическое значение белков в питании человека.

2. Классификация фенольных веществ. Изменениие фенольных веществ при переработке сырья.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность пива.

 

Вариант 3

1. Основы рационального питания.

2. Характеристика и физиологическое значение липидов в питании человека.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность напитка безалкогольного.

 

Вариант 4

1. Общая характеристика компонентов пищевого сырья.

2. Водорастворимые витамины.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность сока яблочного.

 

Вариант 5

1. Классификация углеводов. Дисахариды.

2. Характеристика и физиологическое значение минеральных веществ в питании человека.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность хлеба пшеничного.

 

Вариант 6

1. Классификация углеводов. Ферментативный гидролиз крахмала.

2. Характеристика и физиологическое значение витаминов в питании человека.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность пива.

 

Вариант 7

1. Строение белка, ферментативный гидролиз белка.

2. Жирорастворимые витамины.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность шампанского.

 

Вариант 8

1. Классификация белков. Неферментативные превращения белков при переработке сырья, незаменимые аминокислоты.

2. Роль фенольных веществ в формировании цвета, вкуса и стойкости пива.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность молока 3,5 % жирности.

 

Вариант 9

1. Полисахариды. Ферментативные превращения некрахмальных полисахаридов.

2. Характеристика и роль минеральных веществ в питании человека.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность коньяка.

 

Вариант 10

1. Классификация углеводов. Брожение и дыхание.

2. Теория сбалансированного питания человека.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность вина крепленого.

 

Вариант 11

1. Классификация липидов. Превращения липидов при хранении и переработке сырья.

2. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность вина столового красного.

 

Вариант 12

1. Классификация углеводов. Реакция карамелизации и меланоидинообразования.

2. Характеристика и роль минеральных веществ в пирании человека.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность сока черносмородинового.

 

Вариант 13

1. Классификация фенольных веществ. Изменение фенольных веществ при технологической переработке сырья. Значение дубильных веществ в производстве пива.

2. Классификация углеводов. Ферментативные превращения некрахмальных полисахаридов.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность сока абрикосового.

 

Вариант 14

1. Характеристика и роль витаминов в питании человека.

2. Классификация углеводов. Превращения углеводов при хранении и переработке сырья.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность вина столового белого.

 

Вариант 15

1. Полисахариды, строение и значение. Ферментативный гидролиз крахмала.

2. Классификация липидов. Превращения липидов при хранении и переработке сырья.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность сока вишневого.

 

Вариант 16

1. Основы рационального питания.

2. Роль влаги в пищевых продуктах. Методы определения влажности.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность сока сливового.

 

Вариант 17

1. Классификация белков. Превращение белков при переработке сырья.

2. Водорастворимые витамины.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность пива.

 

Вариант 18

1. Характеристика и физиологическое значение углеводов в питании человека.

2. Жирорастворимые витамины.

3. Рассчитать энергетическую и пищевую ценность кваса.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО КУРСУ

«ПИЦЕВАЯ ХИМИЯ»

1. Основы рационального питания.

2. Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания

3. Классификация и строение белков.

4. Ферментативные превращения белков.

5. Неферментативные превращения белков.

6. Пищевая ценность белков.

7. Значение белков в производстве солода и пива.

8. Классификация и строение углеводов.

9. Строение и ферментативный гидролиз крахмала.

10. Строение и ферментативный гидролиз некрахмальных полисахаридов.

11. Пищевая ценность углеводов.

12. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.

13. Брожение и дыхание.

14. Превращения сахарозы.

15. Значение углеводов в производстве солода и пива.

16. Классификация и строение липидов.

17. Превращения липидов: гидролиз, гидрирование, окисление.

18. Пути предотвращения окисления липидов.

19. Пищевая ценность липидов.

20. Роль минеральных веществ в организме человека.

21. Суточное потребление минеральных веществ.

22. Пищевые источники минеральных веществ.

23. Классификация витаминов.

24. Роль витаминов в организме человека.

25. Суточное потребление витаминов.

26. Пищевые источники витаминов.

27. Пищевые кислоты.

28. Классификация ферментов.

29. Роль гидролитических ферментов в бродильных производствах.

28.Свободная и связанная влага в пищевых продуктах.

29. Активность воды и стабильность пищевых продуктов.

30.Экология пищи. Создание здоровых продуктов питания.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Нечаев А.П. Пищевые добавки./ А.П. Нечаев, А.А. Кочеткова, А.П. Зайцев. - М.:, Колос, 2002.-256 с.

2. Пищевая химия. / Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А.А. и др. Под ред. А.П. Нечаева. - СПб.: ГИОРД, 2001.-592 с.

3. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания и экспертизы продовольственных товаров./ В.М. Позняковский. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. Университета, 1996.-431 с.

4. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов / В.М. Позняковский. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005. – 522 с.

5. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика./ И.М Скурихин, А.П. Нечаев. - М.: Высшая школа, 1991.-287 с.

6. Тутельян В.А. Биологически активные добавки в питании человека./ В.А.Тутельян, Б.Н. Суханов, А.Н. Андриевских, В.М. Позняковский. - Томск: Научно-техническая литература, 1999.-229 с.

7. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания./ Л.Ф. Павлоцкая, Н.В. Дуденко, М.Н. Эйдельман. - М.: Высшая школа, 1989.-368 с.

8. Донченко Л.В. Безопасность пищевой продукции. / Л.В. Донченко, В.Д. Надыкта. – М.: Пищепромиздат, 2001. -525 с.

9. Булдаков А.С. Пищевые добавки: Справочник./ А.С. Булдаков. - СПб.:Vt. 1996. -240 с.

10. Руководство по методам анализа качества и безопасности пищевых продуктов. / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: Брандес-Медицина, 1998.-341 с.

11. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов. / Под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Агропромиздат, 1987.-360 с.

12. Покровская Н.В. Биологическая и коллоидная стойкость пива./ Н.В. Покровская, Я.Д. Каданер. – М.: Пищевая промышленность, 1978.-272 с.

13. Кретович В.Л. Биохимия растений. / В.Д. Кретович. – М.: Мир, 1980. -368 с.

14.Сырье и вспомогательные материалы в пивоварении / Т.В. Меледина. – Спб.: Профессия, 2002. – 304 с.

15. Лапина Т.П. Лабораторный практикум по курсу «Пищевая хмимя»./ Т.П.Лапина. - Кемерово, 2001. - 55 с.

16. Голубев В.Н. Основы пищевой химии./ В.Н. Голубев В.Н. – М.; Биоинформсервис, 1997. - 223 с.

17. Производство безалкогольных напитков: справочник / В.В. Рудольф, А.В. Орещенко, П.М. Яшнова. – Спб: Профессия, 2000. – 360 с.

18. Колесникова И.А., Зазирная М.В., Сергеева Н.М. Сырье для производства безалкогольных напитков./ И.А. Колесникова, М.В. Зазирная, Н.М. Сергеева. – К.: Техника, 1981. – 165 с.

19. Кунце В., Мит Г. Технология солода и пива – Пер с нем./ В. Кунце, Г Мит. – Спб.: Профессия, 2001. – 912 с.

20. Сарафанова Л.А. Применение пищевых добавок в индустрии напитков./ Л.А. Сарафанова. -СПб.: Профессия, 2007. - 240 с.

21. Булгаков Н.И. Биохимия солода и пива./ Н.И. Булгаков. - М.: Пищевая промышленность, 1976. - 358 с.

22. Хорунжина С.И. Биохимические и физико-химические основы технологии солода и пива./ С.И. Хорунжина. – М.: Колос, 1999. - 312 с.

23. Калунянц К.А. Химия солода и пива./ К.А. Калунянц. – М.: Агропромиздат, 1990. – 176 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.139 с.)