ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказ вопросами к учащимся , что бы облегчить осмысливание, проверить внимание и успеваемость восприятия , выявить отношение учащихся к излагаемому.



Любое более или менее длительное устное изложение должно всегда заканчиваться заключением . Оно необходимо для обобщения изложенного материала и подведение итога . В заключительной части перечисляются основные моменты сообщенного материала, дополнительно обращается внимание учащихся на важнейшие положения, повторяются основные выводы .

Эффективность применений в процессе производственного обучения словестных методов , в частности рассказа – объяснения, во многом зависит от умелого владения мастера техники речи. Из основных требований к речи мастера следует выделить следующие:

- литературная и техническая грамотность,

- логическая стройность,

- образность , выразительность, наглядность,

- эмоциональность по форме и содержанию,

- живая разговорная манера, естественность и не принужденность

- четкость и ясность произношения, чистота речи,

- умеренная мимика и жестикуляция,

- умелое владение голосом- тембр, интонация, высота,

- оптимальная громкость и скорость, умение варьировать ими в ходе изложения

- умелое использование пауз и смысловых акцентов.

Беседа- отличается от рассказа – объяснения тем , что мастер не только сам говорит, но и вовлекает в активную работу учащихся.

Как метод обучения Беседа имеет свои достоинства и недостатки, вытекающие из ее основной особенности – непосредственного участия учеников в развитии темы. Проводя беседу , легче , чем при рассказе активизировать внимание , мобилизовать опыт и знания учащихся. Беседа позволяет контролировать степень усвоения учебного материала, индивидуально подойти к отдельным учащимся , облегчает закрепление знаний. С другой стороны , высказывания учащихся затрудняют последовательное развертывание темы ,отвлекают от основных вопросов. Кроме того , беседа требует большого времени, чем рассказ.

Беседу целесообразно проводить при изучении совершено нового материала , а также второстепенного , легкого ,когда учащиеся уже имеют некоторое представление о рассматриваемых вопросах.

В педагогической практике используются разные виды бесед, и почти все они встречаются в производственном обучении. Любой вид беседы мастер тщательно подготавливает и искусно направляет. Он заранее продумывает детальный план беседы, разбивая ее на этапы , намечает роль свою и учащихся на отдельный этап ( о чем рассказывается самому, что спросить у учеников.

В процессе беседы решающую роль играет умелый подбор вопросов и методически правильное реагирование на ответы учащихся . Важно чтобы характер и последовательность вопросов в основном соответствовали намеченному плану беседы. Вопросы должны заставлять учащихся думать сравнивать, мысленно планировать работу, делать выводы. Мастер во время беседы задает вопросы следующего характера:

- вопросы для повторения ( применяются в начале вводных бесед мастера в целях проверки и восстановления в памяти учащихся знаний, полученных ими на уроках теоретического обучения и необходимых для сознательного выполнения предстоящих работ)

- проверочные вопросы ( помогают выявить сознательность выполнения учащимися работ),

- вопросы по выявлению личного опыта учащихся ( используя только при наличии уже накопленного учащимся опыта, целесообразны при текущем и заключительном инструктаже в виде наводящих вопросов),

- вопросы связанные с применением знаний (используются во время заключительного инструктажа для объяснения тех или иных явлений, например причины неточности обработки , обоснование режимов работы, определения эффективности технологии обработки и т.д)

- вопросы, служащие для оценки того или иного факта (требуют от учащихся умения объяснить явление).

В зависимости от характера ответов учащихся мастер может варьировать вопросы, чтобы не отклонятся от намеченной цели и держать нить беседы в своих руках. Мастер в процессе беседы задает вопросы всей группе , он может предложить и самим учащимся ставить отдельные вопросы в ходе беседы. Вопросы следует формулировать так , что бы они отражали суть изучаемой цели , были конкретными и не посредственно связанными с работой учащихся. Особенно трудные вопросы целесообразно расчленять. Не следует задавать <каверзных> вопросов, содержащих не верные положения , а так же вопросов , в которых содержится явный или скрытый форме готовый ответ .

Мастер обязан обеспечить активное участие в беседе всей группы . Важно , чтобы в беседе участвовали и слабые, малоактивные учащиеся и сильные (для них надо иметь несколько трудных и интересных вопросов). Не следует торопить или прерывать ученика во время ответа до тех пор , пока не выяснится , что он все сказал по данному вопросу. В тех случаях , когда ученик дает не о мыслимый ответ , необходимо этот же вопрос задать в измененной форме или дать дополнительный , что бы убедится в сознательном ответе учащегося.

Данный метод используется мастером профессионального обучения на этапах актуализации опорных знаний и закрепления пройденного материала .

Письменное инструктирование - этометод профессионального обучения применяется для инструктирования учащихся на вводном и текущем инструктажах . Письменные инструкциями являются карты : инструкционные , технологические , операционные.

Разработка и использование в процессе производственного обучения письменных инструкций , отвечающих целям производственного обучения , создают у учащихся правильное представление о современной технологии, связи между производственным и теоретическим обучением , приучают учащихся работать передовыми методами.

Применение инструкционных карт облегчает мастеру руководство учебно-производственным процессом , особенно на начальных стадиях обучения .В это время учащиеся , не имея опыта в работе , при выполнении задания , особенно часто нуждаются в указаниях мастера . При средней численности группы 25-30 человек мастер может уделить каждому учащемуся для индивидуального объяснения не более 10-12 минут в течение занятия .

В этих условиях инструкционная карта , в которой подробно описано и проиллюстрирован каждый прием работы и изложена наиболее целесообразная её последовательность , помогает учащимся выполнить свою работу в известной мере самостоятельно , но заменить мастера конечно не может. Письменные инструкции – лишь подспорье в руках мастера , одно из средств , которым он пользуется при организации учебного процесса.

Возможны три варианта применение инструкционных карт :

- учащимся выдаются готовые инструкционные карты .

- инструкционные карты учащиеся составляют под руководством мастера ,

- инструкционные карты учащиеся составляют самостоятельно.

В начальный период обучения мастер выдает учащимся инструкционные карты только после подробного разбора их содержания и указания порядка выполнения предстоящей работы . Без такого предварительного разъяснения учащиеся , как показала практика , не могут с осмыслить весь технологический процесс работы .

Инструкционные карты по мере обучения учащихся заменяют технологическими и операционными картами.

Опыт передовых мастеров свидетельствует об эффективности письменного инструктирования , когда учащиеся готовятся к теме в порядке домашнего задания . На вводном инструктаже учащиеся под контролем мастера читают по карте чертёж, устанавливают соответствие заготовки заданным требованиям , производят необходимые расчеты . При этом мастер требует не только заполненные карты , но и чёткого рассказа о том , какие данные нужны и как их получить . Во время показа мастером операции учащиеся комментируют его действия, зачитывают вслух указания на карте , объясняют их значения для правильности выполнения заданий .Учащийся вызванный для пробного выполнения показанного способа выполнения вида работы , также комментирует свои действия , руководствуясь технологической картой.

Демонстрация наглядных пособий- метод , при помощи которого у учащихся формулируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Применение данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучение.

Использование на уроках производственного обучения наглядных пособий различного вида и формы способствует лучшему восприятию и усвоению объяснений мастера , формированию прочных навыков .Наряду с демонстрацией плакатов , схем , моделей , макетов большое назначение имеет показ действующего оборудования, инструментов приспособлений, заготовок ,образцов изделий и т.д.

В производственном обучении для показа применяются чаще всего натуральные объекты . Использование изобразительных пособий целесообразно, когда наиболее важные элементы изучаемых операций, инструментов или других технических устройств необходимо показать крупным планом .

Количество наглядных пособий , используемых одновременно , следует строго ограничивать , иначе неизбежно снизится восприятия каждого из них.

Натуральные образцы – это образцы изделий , технологических материалов , инструментов , оборудования , приспособлений ,механизмов используемые при ознакомление учащихся с их изготовлением. Что бы демонстрируемые примеры были более наглядными , рекомендуется применять разрезы деталей , ярко окрашивая некоторые поверхности для наглядного показа. Для удобства обозрения и сравнения пособия такого рода обычно собирается в коллекции. Например : подбираются образцы всех сортов применяемых материалов , образцы видов брака и т.п.

Изобразительные пособия – это различные изображения производственных объектов . применяются плоскостные и объемные пособия.

К плоскостным пособиям относятся красочные вычерченные плакаты , а также таблицы , чертежи, схемы , диаграммы .Хорошими пособиями являются плакаты –инструкции , иллюстрирующие отдельные приемы работы инструментов . на станках и механизмах. А также плакаты показывающие организацию рабочего места , выполнение правил техники безопасности и т.п. Плоскостные пособия удобны тем , что позволяют дать изображение слишком крупного или очень мелкого натурального объекта в таких масштабах, которые делают его более удобным для обозрения группой учащихся . Эти пособия дают возможность хорошо разобраться в объекте благодаря тому , что изображение дается в схематическом виде.

Объемными пособиями являются макеты и модели деталей и режущих инструментов , станков , приспособлений. Для большей наглядности на макетах и моделях делают разрезы , окрашенные в яркие цвета . Очень часто модели изготавливаются действующими.

Метод демонстрации состоит в том , что мастер показывает, а учащийся наблюдает предметы , явления и процессы в натуре или в условном изображении .Это способствует не только лучшему восприятию , усвоению и закреплению нового материала , но и формирование прочных навыков и умений .

При использовании наглядных пособий мастер соблюдает следующие требования , повышающие эффективность показа:

- учащихся предварительно информируют о том , что они будут вести наблюдение и с какой целью ,

- в восприятии наглядного пособия должно участвовать возможно большее количество органов чувств (зрения , слуха, осязания ,а в необходимых случаях вкуса и обоняния),

- при демонстрации оборудования или моделей необходимо показывать в действии.

Данный метод используется на этапе объяснение нового материала , а так же может быть использован при актуализации опорных знаний учащихся и закрепления материала вводного инструктажа, при проведении текущего инструктажа.

Практические:

Самостоятельная работа учащихсяявляется составной частью системой упражнений , т .е . когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный характер , независимы от мастера . Таким образом <упражнения> и <самостоятельная работа > учащихся есть одно целое в выполнение производственных заданий. Термин <Самостоятельная работа > это последовательная цепь упражнений .

Данный метод применяется при проведение текущего инструктажа.

 

Подбор средств обучения

 

Средства обучения - это объекты , созданные человеком , а так же предметы естественные природы , используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информацией и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения воспитания и развития .

Условно все СО можно разделить на следующие группы

- средства наглядности

- средства для осуществления практических действий

-технические средства обучения

-вспомогательные средства учебного процесса.

Состав каждой группы зависит от развития науки , а в том числе педагогической практики.

Наглядность , осуществляется на исполнении реальной действительности , может быть названа ПРЕДМЕТНО-РЕАЛЬНОЙ. Наглядность основана на использовании наглядных средств обучения , созданные человеком объединяет в себе предметно обратную наглядность и знаковую наглядность .Наглядность , основана на использование наглядных обучения , созданных человеком , объединяет предметно-образную и знаковую наглядность . Соответственно наглядные учебные пособии могут быть предметно-образными и знаковыми.

Средства осуществления практических действий включает в себя виды деталей, приспособления ,оборудования для учебных экспериментов , учебно – лабораторное оборудование ,оборудование мастерских ,кабинетов , спортивных залов и т.д.

При проведения урока производственного обучения на тему Шлифование плоскостей, используются макеты ,стенды в натуральную величину, плакаты с изображением элементов станка, плакаты с изображение плоскостей абразивного круга , плакаты с изображением мерительным инструментом <Микрометр>, техническая литература.

В основном все перечисленные средства применялись на этапе объяснения нового материала вводного инструктажа а так же при закрепление знаний.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.008 с.)