Рассказ вопросами к учащимся , что бы облегчить осмысливание, проверить внимание и успеваемость восприятия , выявить отношение учащихся к излагаемому. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказ вопросами к учащимся , что бы облегчить осмысливание, проверить внимание и успеваемость восприятия , выявить отношение учащихся к излагаемому.



Любое более или менее длительное устное изложение должно всегда заканчиваться заключением. Оно необходимо для обобщения изложенного материала и подведение итога. В заключительной части перечисляются основные моменты сообщенного материала, дополнительно обращается внимание учащихся на важнейшие положения, повторяются основные выводы.

Эффективность применений в процессе производственного обучения словестных методов, в частности рассказа – объяснения, во многом зависит от умелого владения мастера техники речи. Из основных требований к речи мастера следует выделить следующие:

- литературная и техническая грамотность,

- логическая стройность,

- образность, выразительность, наглядность,

- эмоциональность по форме и содержанию,

- живая разговорная манера, естественность и не принужденность

- четкость и ясность произношения, чистота речи,

- умеренная мимика и жестикуляция,

- умелое владение голосом- тембр, интонация, высота,

- оптимальная громкость и скорость, умение варьировать ими в ходе изложения

- умелое использование пауз и смысловых акцентов.

Беседа - отличается от рассказа – объяснения тем, что мастер не только сам говорит, но и вовлекает в активную работу учащихся.

Как метод обучения Беседа имеет свои достоинства и недостатки, вытекающие из ее основной особенности – непосредственного участия учеников в развитии темы. Проводя беседу, легче, чем при рассказе активизировать внимание, мобилизовать опыт и знания учащихся. Беседа позволяет контролировать степень усвоения учебного материала, индивидуально подойти к отдельным учащимся, облегчает закрепление знаний. С другой стороны, высказывания учащихся затрудняют последовательное развертывание темы,отвлекают от основных вопросов. Кроме того, беседа требует большого времени, чем рассказ.

Беседу целесообразно проводить при изучении совершено нового материала, а также второстепенного, легкого,когда учащиеся уже имеют некоторое представление о рассматриваемых вопросах.

В педагогической практике используются разные виды бесед, и почти все они встречаются в производственном обучении. Любой вид беседы мастер тщательно подготавливает и искусно направляет. Он заранее продумывает детальный план беседы, разбивая ее на этапы, намечает роль свою и учащихся на отдельный этап (о чем рассказывается самому, что спросить у учеников.

В процессе беседы решающую роль играет умелый подбор вопросов и методически правильное реагирование на ответы учащихся. Важно чтобы характер и последовательность вопросов в основном соответствовали намеченному плану беседы. Вопросы должны заставлять учащихся думать сравнивать, мысленно планировать работу, делать выводы. Мастер во время беседы задает вопросы следующего характера:

- вопросы для повторения (применяются в начале вводных бесед мастера в целях проверки и восстановления в памяти учащихся знаний, полученных ими на уроках теоретического обучения и необходимых для сознательного выполнения предстоящих работ)

- проверочные вопросы (помогают выявить сознательность выполнения учащимися работ),

- вопросы по выявлению личного опыта учащихся (используя только при наличии уже накопленного учащимся опыта, целесообразны при текущем и заключительном инструктаже в виде наводящих вопросов),

- вопросы связанные с применением знаний (используются во время заключительного инструктажа для объяснения тех или иных явлений, например причины неточности обработки, обоснование режимов работы, определения эффективности технологии обработки и т.д)

- вопросы, служащие для оценки того или иного факта (требуют от учащихся умения объяснить явление).

В зависимости от характера ответов учащихся мастер может варьировать вопросы, чтобы не отклонятся от намеченной цели и держать нить беседы в своих руках. Мастер в процессе беседы задает вопросы всей группе, он может предложить и самим учащимся ставить отдельные вопросы в ходе беседы. Вопросы следует формулировать так, что бы они отражали суть изучаемой цели, были конкретными и не посредственно связанными с работой учащихся. Особенно трудные вопросы целесообразно расчленять. Не следует задавать <каверзных> вопросов, содержащих не верные положения, а так же вопросов, в которых содержится явный или скрытый форме готовый ответ.

Мастер обязан обеспечить активное участие в беседе всей группы. Важно, чтобы в беседе участвовали и слабые, малоактивные учащиеся и сильные (для них надо иметь несколько трудных и интересных вопросов). Не следует торопить или прерывать ученика во время ответа до тех пор, пока не выяснится, что он все сказал по данному вопросу. В тех случаях, когда ученик дает не о мыслимый ответ, необходимо этот же вопрос задать в измененной форме или дать дополнительный, что бы убедится в сознательном ответе учащегося.

Данный метод используется мастером профессионального обучения на этапах актуализации опорных знаний и закрепления пройденного материала.

Письменное инструктирование - это метод профессионального обучения применяется для инструктирования учащихся на вводном и текущем инструктажах. Письменные инструкциями являются карты: инструкционные, технологические, операционные.

Разработка и использование в процессе производственного обучения письменных инструкций, отвечающих целям производственного обучения, создают у учащихся правильное представление о современной технологии, связи между производственным и теоретическим обучением, приучают учащихся работать передовыми методами.

Применение инструкционных карт облегчает мастеру руководство учебно-производственным процессом, особенно на начальных стадиях обучения.В это время учащиеся, не имея опыта в работе, при выполнении задания, особенно часто нуждаются в указаниях мастера. При средней численности группы 25-30 человек мастер может уделить каждому учащемуся для индивидуального объяснения не более 10-12 минут в течение занятия.

В этих условиях инструкционная карта, в которой подробно описано и проиллюстрирован каждый прием работы и изложена наиболее целесообразная её последовательность, помогает учащимся выполнить свою работу в известной мере самостоятельно, но заменить мастера конечно не может. Письменные инструкции – лишь подспорье в руках мастера, одно из средств, которым он пользуется при организации учебного процесса.

Возможны три варианта применение инструкционных карт:

- учащимся выдаются готовые инструкционные карты.

- инструкционные карты учащиеся составляют под руководством мастера,

- инструкционные карты учащиеся составляют самостоятельно.

В начальный период обучения мастер выдает учащимся инструкционные карты только после подробного разбора их содержания и указания порядка выполнения предстоящей работы. Без такого предварительного разъяснения учащиеся, как показала практика, не могут с осмыслить весь технологический процесс работы.

Инструкционные карты по мере обучения учащихся заменяют технологическими и операционными картами.

Опыт передовых мастеров свидетельствует об эффективности письменного инструктирования, когда учащиеся готовятся к теме в порядке домашнего задания. На вводном инструктаже учащиеся под контролем мастера читают по карте чертёж, устанавливают соответствие заготовки заданным требованиям, производят необходимые расчеты. При этом мастер требует не только заполненные карты, но и чёткого рассказа о том, какие данные нужны и как их получить. Во время показа мастером операции учащиеся комментируют его действия, зачитывают вслух указания на карте, объясняют их значения для правильности выполнения заданий.Учащийся вызванный для пробного выполнения показанного способа выполнения вида работы, также комментирует свои действия, руководствуясь технологической картой.

Демонстрация наглядных пособий- метод, при помощи которого у учащихся формулируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Применение данного метода является воплощением принципа наглядности в производственном обучение.

Использование на уроках производственного обучения наглядных пособий различного вида и формы способствует лучшему восприятию и усвоению объяснений мастера, формированию прочных навыков.Наряду с демонстрацией плакатов, схем, моделей, макетов большое назначение имеет показ действующего оборудования, инструментов приспособлений, заготовок,образцов изделий и т.д.

В производственном обучении для показа применяются чаще всего натуральные объекты. Использование изобразительных пособий целесообразно, когда наиболее важные элементы изучаемых операций, инструментов или других технических устройств необходимо показать крупным планом.

Количество наглядных пособий, используемых одновременно, следует строго ограничивать, иначе неизбежно снизится восприятия каждого из них.

Натуральные образцы – это образцы изделий, технологических материалов, инструментов, оборудования, приспособлений,механизмов используемые при ознакомление учащихся с их изготовлением. Что бы демонстрируемые примеры были более наглядными, рекомендуется применять разрезы деталей, ярко окрашивая некоторые поверхности для наглядного показа. Для удобства обозрения и сравнения пособия такого рода обычно собирается в коллекции. Например: подбираются образцы всех сортов применяемых материалов, образцы видов брака и т.п.

Изобразительные пособия – это различные изображения производственных объектов. применяются плоскостные и объемные пособия.

К плоскостным пособиям относятся красочные вычерченные плакаты, а также таблицы, чертежи, схемы, диаграммы.Хорошими пособиями являются плакаты –инструкции, иллюстрирующие отдельные приемы работы инструментов. на станках и механизмах. А также плакаты показывающие организацию рабочего места, выполнение правил техники безопасности и т.п. Плоскостные пособия удобны тем, что позволяют дать изображение слишком крупного или очень мелкого натурального объекта в таких масштабах, которые делают его более удобным для обозрения группой учащихся. Эти пособия дают возможность хорошо разобраться в объекте благодаря тому, что изображение дается в схематическом виде.

Объемными пособиями являются макеты и модели деталей и режущих инструментов, станков, приспособлений. Для большей наглядности на макетах и моделях делают разрезы, окрашенные в яркие цвета. Очень часто модели изготавливаются действующими.

Метод демонстрации состоит в том, что мастер показывает, а учащийся наблюдает предметы, явления и процессы в натуре или в условном изображении.Это способствует не только лучшему восприятию, усвоению и закреплению нового материала, но и формирование прочных навыков и умений.

При использовании наглядных пособий мастер соблюдает следующие требования, повышающие эффективность показа:

- учащихся предварительно информируют о том, что они будут вести наблюдение и с какой целью,

- в восприятии наглядного пособия должно участвовать возможно большее количество органов чувств (зрения, слуха, осязания,а в необходимых случаях вкуса и обоняния),

- при демонстрации оборудования или моделей необходимо показывать в действии.

Данный метод используется на этапе объяснение нового материала, а так же может быть использован при актуализации опорных знаний учащихся и закрепления материала вводного инструктажа, при проведении текущего инструктажа.

Практические:

Самостоятельная работа учащихся является составной частью системой упражнений, т.е. когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный характер, независимы от мастера. Таким образом <упражнения> и <самостоятельная работа > учащихся есть одно целое в выполнение производственных заданий. Термин <Самостоятельная работа > это последовательная цепь упражнений.

Данный метод применяется при проведение текущего инструктажа.

 

Подбор средств обучения

 

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а так же предметы естественные природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информацией и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения воспитания и развития.

Условно все СО можно разделить на следующие группы

- средства наглядности

- средства для осуществления практических действий

-технические средства обучения

-вспомогательные средства учебного процесса.

Состав каждой группы зависит от развития науки, а в том числе педагогической практики.

Наглядность, осуществляется на исполнении реальной действительности, может быть названа ПРЕДМЕТНО-РЕАЛЬНОЙ. Наглядность основана на использовании наглядных средств обучения, созданные человеком объединяет в себе предметно обратную наглядность и знаковую наглядность.Наглядность, основана на использование наглядных обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособии могут быть предметно-образными и знаковыми.

Средства осуществления практических действий включает в себя виды деталей, приспособления,оборудования для учебных экспериментов, учебно – лабораторное оборудование,оборудование мастерских,кабинетов, спортивных залов и т.д.

При проведения урока производственного обучения на тему Шлифование плоскостей, используются макеты,стенды в натуральную величину, плакаты с изображением элементов станка, плакаты с изображение плоскостей абразивного круга, плакаты с изображением мерительным инструментом <Микрометр>, техническая литература.

В основном все перечисленные средства применялись на этапе объяснения нового материала вводного инструктажа а так же при закрепление знаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.017 с.)