Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по состоянию на октябрь 2015 года

Поиск

Земельное право

Лекции по состоянию на октябрь 2015 года

Тема 1. Предмет и система Земельного права

Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.

Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Правовой режим земель определяется особенностями земли как объекта природы. Земля это важнейшая часть природной среды характеризующаяся пространством, рельефно-почвенным покровом, растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом природной среды иные природные объекты выступают лишь принадлежностью земли и имею с ней тесную экологическую взаимосвязь.

Земля выступает в качестве средства производства в с/х лесном хозяйстве а также пространственным базисом для размещения населенных пунктов и объектов производственных инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является юридической категорией и выступает в качестве объекта пользования, собственности и владения.

В соответствии в гражданским законодательством земля является объектом имущественных отношений и относится к группе недвижимого имущества. Для того, чтобы зем. участок признали недвижимостью он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение.

П.3 ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки."

Указанные обстоятельства позволяют выделить следующие функции земли.

1. Экономическая

Земля обеспечивает нас всем необходимым, является средством производства и пространственным базисом. Плодородие земли.

2. Социально-политическая (оздоровительная)

На различных этапах развития общества земля была и остается предметом политической борьбы.

3. Экологическая

Земля это основной элемент природного комплекса. Все другие объекты являются его принадлежностью (лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле как об экологической категории отдельно выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим земель должен учитывать все вышеперечисленные функции земли. Земли в пределах границ РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля необходимо отграничивать от понятия территория.

Территория – это исключительно государственно-правовое понятие это атрибут государственного суверенитета пространственный предел гос.власти того или иного государства.

Предмет и метод земельного права.

Предмет – это общественные отношения, которые подвергаются изучению или регулируются какой-либо отраслью права, в данном случае земельным правом.

Предметом земельного права являются:

- отношения собственности, вещные и иные права на землю

- экономические земельные общественные отношения (зем.налог, кадастровая стоимость, арендная плата)

- отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (структура органов власти и их компетенция)

- договорные земельные отношения, предметом которые выступают земельные участки (сделки)

- отношения в сфере использования земель (принципы землепользования)

- отношения по защите законных прав и интересов землепользователей

- отношения в сфере охраны земель (мероприятия по восстановлению нарушенных земель)

- отношения, связанные с юридической ответственностью за земельные правонарушения (имеют комплексный характер)

Методы правового регулирования.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или другими словами, это – устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственников земельных участков, обеспечению рационального землепользования, охране земель, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В РФ насчитывается около 15 отраслей права, а в науке существует лишь два метода правового регулирования:

Административно-правовой метод (императивный) – заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению правовых предписаний. Например: админ-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земель, государственный надзор за охраной и использованием земель, установление публичного сервитута и т.д.

То есть адм-прав метод основывается на власти и подчинения.

Гражданско-правовой метод (диспозитивный) -основывается на равенстве сторон правоотношений, то есть участники гражданско-правовых отношений – это равноправные субъекты, независимые друг от друга, сами определяют свои права и обязанности, но они должны быть в рамках закона. Применяется при совершении сделок с землей.

Эти два метода могут применяться порой одновременно. Например, заключается договор купли-продажи земельного участка, но в процессе землепользования нарушаются нормы ЗК РФ и причиняется вред земельному участку – то в данном случае может быть применен адм-правов метод регулирования.

 

Принципы земельного права

Содержатся в ст.1 ЗК РФ.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе.

Данный принцип установлен для реализации ч.1 ст.9 Конституции РФ.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками зем. участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Данный принцип установлен для реализации ч.2 ст. 36 Конституции РФ.

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека при использовании и охране земель даже если это потребует больших затрат.

Согласно данному принципу все непосредственные землепользователи обязаны нести необходимые затраты.

4. участие граждан и общест. Объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, обществен. объединения имеют право принимать участие в подготовке решений по охране и использованию земель, а органы гос. власти и м/с обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Однако ст.35 п.1 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части зем.участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимыми для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель с/х назначения, лесного фонда, занятых лесами защитного назначения, земель особо охраняемых природных территорий, земель занятых объектами культурного наследия и использование для иных целей ограничивается или запрещается.

Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. платность использования земель, согласно которому любое использование земель осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством.

Виды платы за землю зем.налог и арендная плата.

Исключение могут составлять публичные земельные сервитуты, налоговые льготы и право безвозмездного пользования.

8. принцип строго целевого использования земельных участков.

Целевое назначение определяется исходя из отнесения земель к той или иной категории. С.7 ЗК РФ устанавливает 7 категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Нецелевое использование зем.участка влечет его изъятие.

9. принцип рационального использования означает извлечение максимальной прибыли при нанесении минимального ущерба земле.

10. разграничение госуд. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниц. образований.

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

12. принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства.

При противоречии ГК И ЗК приоритет отдается нормам земельного права.

13. иные принципы. Перечень не исчерпывающий ФЗ могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства.

 

Понятие земельного права.

Земельное право понимается в трех значениях:

1. как отрасль права

2. как наука

3. как учебная дисциплина

1. Земельное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т.е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса. Земельно-правовые нормы установлены государством для обеспечения интересов граждан, юр.л. и государства в земле, ее рациональном использовании, а также охране их прав на землю.

Земельное право – это самостоятельная и комплексная отрасль права. В качестве самострельной отрасли права земельное право возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г.

Комплексный характер данной отрасли права заключается в том, что в регулировании земельных правоотношений применяются не только нормы земельного права, но и нормы административного и гражданского права.

2. Земельное право как наука представляет собой систему научных взглядов, мнений, доктрин, выражающих представление об отрасли земельного права, в том числе от истории возникновения, становления, развития данной отрасли, а также взаимодействии норм земельного права с нормами иных отраслей права.

Данная наука изучает проблемы в правовом регулировании современного земельного законодательства через издание юридических справочников, энциклопедий, написания диссертаций и монографий.

3. Земельное право как учебная дисциплина – это система и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права.

 

Система земельного права.

Это совокупность взаимосвязанных земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности, устанавливаемой в зависимости от их правового значения при регулировании земельно-правовых отношений.

Система ЗП состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В общей части относятся следующие институты: институт права собственности на землю, институт гос. управления земельным фондом РФ, институт права пользования землей и охрана прав на землю, институт государственного кадастрового учета земель, землеустройства, институт предоставления и изъятия земель и иные.

Особенная часть складывается из правовых институтов, определяющих правовой режим земель отдельных категорий: институт земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и других категорий.

 

 

Основания возникновения

- договор покупки земельного участка, договор аренды

- приватизация

- решение органа власти о предоставление земельного участка для строительства

- решение суда

- юридические факты: события и действия (раздел земельного участка, наследство)

Основания прекращения.

Прекращение земельных правоотношений происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком.

1. договор о продаже земельного участка

2. решение государственного органа об изъятии земельного участка для гос. и муниц. нужд

3. решение суда

4. юридические факты: события и действия (смерть граждан, ликвидация юр.лица, истечение срока аренды, нецелевое использование зем.участка).

 

Земельная реформа в РФ.

Земельная реформа - это комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельно-правового строя на основе создания многообразия форм собственности и использования земли, включение ее в систему рыночных отношений.

В земельной реформе РФ выделяют два периода:

1. поэтапное изменение действующие земельного законодательства с 90 –х годов 20 века

2. принятие ЗК РФ и введение в действие главы 17 ГК РФ

Начало земельной реформе было заложено в 90 – годах 20 века принятием «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства СССР и союзных республик о земле». Этими актами была ликвидирована исключительная государственная собственность на землю союзного государства. Законодательство признало субъектами права собственности на землю союзные и автономные республики, автономные области и округа, допустило аренду земельных участков, ввело плату за землю.

Правовой основой для проведения земельной реформы явились: закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года и ЗК РСФСР 1991 г., которые закрепили право частной собственности на землю.

Статья 1 Закон РСФСР «О земельной реформе» закрепил цели проведения земельной реформы:

- разгосударствление земель

- перераспределение земель

- приватизация земли

- рациональное использование земель и их охрана

Статья 16 данного Закона определила этапы: первый этап – формирование земельного фонда и последующее распределение земель; второй этап – передача и закрепление земли в собственность, пользование, аренду граждан, юр.лиц.

27 декабря 1991 г. был принят Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который установил право принимать решения о предоставлении земель органам местной администрации.

22 ноября 1990 г. принимается Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» данные хозяйства представляли собой форму свободного предпринимательства.

С принятием Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. открылся новый этап в земельном законодательстве РФ. Гражданам и юр.лицам было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей.

25 октября 2001 года принимается ЗК РФ закрепляющий право частной собственности на землю для иностранных физ. и юр. лиц и лиц без гражданства, реформирующий титулы владения и пользования землей (пожизненное наследуемое владение, постоянно бессрочное пользование), закрепивший принцип платности.

 

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно- правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере охраны и использования земель.

Классификация источников:

По юридической силе: источники можно подразделить на законы: принимаемые представительными органами гос.власти и подзаконные нормативные акты: указы Президента Постановления Правительства, акты субъектов Федерации, министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

По предмету регулирования: на общие (предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения, например, Конституция РФ) и специальные (целиком посвящены земле, например, ЗК РФ.

Система источников

1. Конституция РФ – нормы непосредственно регулирующие зем. правоотношения (ст.9. 36. 72)

Ст.9 – земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории;

Ст.36 – ч.1 устанавливает право частной собственности на землю

Ч.2 владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц;

Ст.72 – земельное, водное, лесное, законодательства о недрах, относятся в совместному ведению РФ и ее субъектов.

Нормы опосредованно регулирующие зем. правоотношения (ст.42,58,2,17,18,45)

2. Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы

4. Нормативные указы и распоряжения Президента РФ.

5. Нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ

6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ

7. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств

8. Нормативно-правовые акты органов м/с

9. Локальные акты

10. Судебные решения (судебный прецедент)

 

 

Период с 1971-1930 гг.

26 октября 1917 г. принимается Декрет «О земле», который объявил всю землю народным достоянием, отменил частную собственность на землю, запретил сдавать ее в аренду и в залог, вся земля передавалась в распоряжение земельных комитетов.

19 февраля 1918 г Декрет ВЦИК «О социализации» предусматривал что всякая собственность на землю и иные природные ресурсы отменяется навсегда.

30 октября 1922 г. Земельный кодекс РСФСР предоставил трудовое землепользование всем гражданам для ведения сельского хозяйства и желающих обрабатывать землю своим трудом.

Конституция СССР 1924 г: установление общих начал землеустройства и землепользования отнесено к ведению Союза.

15 декабря 1924 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства, закрепившие понятие единого государственного земельного фонда и определившие правовой режим земель отдельных категорий и компетенцию органов госуд. власти.

Период с 1930-1941 гг.

1 февраля 1930 г. принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

Конституция СССР 1936 г. признала землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Земли колхозов закреплялись за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в пользовании зем.участок для ведения подсобного хозяйства.

27 мая 1939 г. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) установило, что в случае невыработки трудодней без уважительных причин данное право может быть прекращено.

Период с 1941-1945 гг.

1 марта 1942 г. Постановление СНК СССР «О разрешении колхозам производить посевы на неиспользуемых пахотных землях смежных колхозов»

7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств под огороды рабочих и служащих»

Период с 1965-1985 гг.

В 1965 г. провозглашается аграрная реформа. Основными источниками земельного права были директивы КПСС и Союза Правительства по хозяйственным вопросам.

Период с 1985 – 1990 г.

В 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», который расширил хозяйственную самостоятельность и права государственных предприятий в агропромышленном комплексе (хозрасчет, право получения прибыли, реализация части продукции).

В 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР» – колхозы перестали быть единственной формой кооперации.

1990 г. Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю, но ввели институт пожизненного наследуемого владения земельным участком и аренду земель.

 

 

Права и обязанности сторон

Основная обязанность арендодателя – предоставить арендатору зем.участок в состоянии, соответствующем условиям договора и целевому назначению земли в установленный договором срок. Если этого не было сделано то арендатор вправе потребовать либо передачи участка в надлежащем состоянии и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением (ст.611 ГК РФ)

Арендодатель обязан также предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемый им в аренду зем.участок – сервитуте, праве залога и других, т.к. факт передачи имущества в аренду по закону не является основанием для прекращения или изменения таких прав (ст.613 ГК РФ)

Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать либо уменьшения арендной платы, либо расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор обязан пользоваться зем.участком в соответствии с его целевым назначением и условиями договора аренды. Он обязан также поддерживать зем.участок в надлежащем состоянии и нести расходы на его содержание (если иное не установлено договором)

Переход права собственности на сданный в аренду зем.участок к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В случае смерти гражданина, арендующего зем.участок, его права и обязанности по договору переходят к наследнику, если законом или договором не установлено иное.

Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случаев, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора (ст.617 ГК РФ)

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть зем.участок в том состоянии, в котором он его получил, или в состоянии, обусловленном договором. Если он своевременно не освобождает участок, арендодатель вправе требовать арендной платы за все время просрочки, а если просрочкой причинены убытки – то и их возмещения. Договором аренды может быть предусмотрена неустойка за несвоевременный возврат зем.участка

С 1 марта 2015 года вступила в силу ст. 39.8 ЗК РФ, устанавливающая особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

Пункт 4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Пункт 5. Заключенный с юридическим лицом в целях ведения дачного хозяйства договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен предусматривать обязанность указанного юридического лица обеспечить подготовку в отношении такого земельного участка проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Пункт 7. Договор аренды земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, за исключением случая предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства.

Пункт 8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;

2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;

3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

4) на срок от трех до пяти лет в случае предоставления земельного участка юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

6) на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи (на оставшийся срок действия договора аренды при изъятии для гос. или муниц. нужд), в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

7) на срок действия охотхозяйственного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

8) на срок действия концессионного соглашения в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключено концессионное соглашение;

9) на срок, не превышающий оставшегося срока действия договора аренды земельного участка, досрочно прекращенного в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не менее чем на три года в случае предоставления лицу земельного участка взамен земельного участка, право аренды на который прекращено в результате изъятия такого земельного участка;

10) на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

11) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;

12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;

13) на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;

14) на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией резидента зоны территориального развития, включенного в реестр резидентов этой зоны, в случае, если земельный участок расположен в границах зоны территориального развития;

15) на срок действия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;

16) на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в случае, если федеральным законом установлены минимальный срок и (или) максимальный срок аренды земельного участка;

17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.

Пункт 12. При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Пункт 15. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

 

Плата за землю

ЗК РФ закрепляет две формы платы за землю: зем. налог и арендная плата.

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физ.лица, обладающие зем. участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физ.лица в отношении зем. участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования и аренды.

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются зем. участки, расположенные в пределах муниц. образования (городов федерального значения Москва и С-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Зем.участки, изъятые из оборота

2. Зем. участки, ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Зем. участки, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда

4. Зем. участки, ограниченные в обороте, занятые, находящимися в госуд. собственности водными объектами в составе водного фонда РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого зем. участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ст. 391 НК РФ устанавливает необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для следующих налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы (10 000 рублей), превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Так как земельные налоги относятся главой 31 НК РФ к местным налогам, соответственно муниципальные образования вправе изменять налоговые ставки в сторону понижения:

Например - на территории г. Екатеринбурга:

0,15 % для земель личного подсобного хозяйства

0,18 % для садовых, огородных, дачных земельных участков

0,8 % для граждан потребительских кооперативов

1,05 % для АЗС

1,05 % для автостоянок

0,8 % для гаражей

На уровне Свердловской области максимальные ставки в некоторых муниципальных образованиях установлены ниже максимального (1,5) %.

Тугулым – 1%

Качканар – 1%

Карпинск – 0,75%

Красноуфимск – 1,5%

Биссертский городской округ – 0,9%

Рефтинский городской округ – 0,5%

Ст. 395 НК РФ определяет налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации

5) общероссийские общественные организации инвалидов

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Земельное право

Лекции по состоянию на октябрь 2015 года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.029 с.)