Объяснение эффектов прямой и обратной интерференции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснение эффектов прямой и обратной интерференции



Особенностью третьего и четвертого контекста, является формирование рассогласования междуинформационными образами, активируемыми вербальным и цветовым зрительными стимулами. Такой когнитивный конфликт информационных образов проявляется в увеличении времени принятия решения - величины временного интервала между моментом предъявления стимула и ответом тестируемого. Благодаря контексту с когнитивным конфликтом удается получить объективное отображение разницы в активности вербального и цветового информационных образов. Если целевая функция связана с речевым отображением стимула, то доминирует вербальный образ. При необходимости назвать цвет букв информационный процесс существенно усложняется, поскольку необходимо не просто прочитать, а требуется актуализировать в памяти слово, соответствующее цвету букв и произнести его, подавляя программу чтения предъявляемого слова. Естественно, что для классического варианта теста Струпа замедление в большей степени выражено в четвертом контексте, когда задача включает называние цвета шрифта, а не смысла слова.

В случае компьютерного варианта теста, влияние программы чтения на результаты теста полностью снимается - проявляется «эффект обратной интерференции»: замедление в большей степени выражено в третьем контексте при выборе цветового образца по смыслу слова в условиях когнитивного конфликта. Такой вариант теста удобен для реализации в виде компьютерной программы и в настоящее время активно используется для изучения когнитивных процессов в разнообразных аспектах.

Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими» (цит. по [57]). Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название» (цит. по [39]). Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).

Рекоммендации повыполнениюлабораторной работы

1. Введите свои данные в систему

ФИО – индивидуальная спецификация испытуемого;

Возраст – вводится цифрами;

Пол – выставляется один из списка предложенных

По окончании заполнения данных - «добавить»

2. Выбрать свой профиль из списка одним нажатием

3. В истории измерений выбрать Stroop

4. Запуск по шаблону

5. ……..

Обработка данных. Заполнение отчета

Цель: Определение разницы во времени принятия решений по отношению к разным контекстам теста Струпа у студентов 2ого курса.

Задачи: 1) Освоить компьютерный тест Струпа

2) Оценить влияние когнитивного конфликта на время принятия решения, выявить наличие эффектов связанных с контекстом, с типом задачи (с рассогласованием и без рассогласования)

3) Определить оптимальный контекста для конкретного человека, по средствам описательной статистики среднего и ошибка среднего.

4) Построить функцию средних значений времени сложной сенсомоторной реакции выбора в тесте Струпа

Подготовка данных

1. Скачать данные

2. Данные в excel

Указан тип задачи, текст стимула, цвет, верный цвет, ответ испытуемого, ошибки, время на решение задачи.

mono          
Text Color True Answer Error Time
           
           
color          
Text Color True Answer Error Time
           
           
trueText          
Text Color True Answer Error Time
           
           
trueColor          
Text Color True Answer Error Time
           
           

Выявить наличие эффектов

1. Подготовить массивы данных. Показатели времени в первом столбце, тип задачи напротив каждого показателя – во втором.

Пример:

t контекст
  mono
  mono
  color
  color
  trueText
  trueText
  trueColor
  trueColor

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.008 с.)