Смежные права в мчп: понятие, принципы и сроки защиты. Материально-правовое и коллизионное регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смежные права в мчп: понятие, принципы и сроки защиты. Материально-правовое и коллизионное регулирование.



Понятие «интеллектуальная собственность»(ИС) закр-но в ст.2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию ИС, 1967г.(уч.166 гос-в, в т.ч.СССР), и вкл.права на: лит, худ.и науч.произв-ия,исполн.деят.артистов,звукозаписи,радио и теле передач.,изобрет.во всех областях чел.деят-ти, науч.откр., промышл.образцы, тов.знаки, фирм.наим. и коммерч.обозначения, защита против недоброс.конкуренции и др.

Права в отношении объектов ИС подразделяют на 3кат.:авторские, смежные, промышленные. К СП относятся права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. СП возникают с момента фиксации произведения с помощью технич.ср-в

Общим д/АП, СП, ПП явл-ся: носят строго территор-ый хар-р (признаются и защищаются только на тер.того гос-ва, где они впервые возникли – опубликованы, зарегист-ны). Тер.хар-р действия исключает коллизионный вопрос.

Тер.хар-р действия права на объекты ИС препятствует защите этих прав в другой стране. Д/преодоления тер.хар-ра действия прав на объекты ИС закл-тся м/н соглашения, во многих из кот.учавтвует Россия. У м/н согл.2 цели: 1)предоставляют иностр.физ.и юр.лицам защиту их исключительных прав в России на объекты, созданные или зарег-ные за рубежом, в связи с тер.хар-ом действия таких прав; 2) м/н соглаш-ия предписывают гос-ам-участ-кам обеспечить минимальный уровень охраны АП. Гос-ва-участ-ки вправе лишь повышать в своем нац.закон-тве установленный конвенциями уровень гарантий.

Развитие технич.ср-в фиксации и воспроизведения информации привело к тому, что артисты-исполнит., производители фонограмм и орг-ции вещания в значительной мере утратили возможность контроля над распространением своих произведений.

Согласно З-ну РФ «Об охране АП и СП»: 1) права заруб.исполнителей (артистов,певцов,музыкантов,режиссеров, дирижеров) охраняются в России, если первое исполнение имело место на тер-рии России.Права заруб.произв-телей фонограмм признаются в России, если первое опубликование фонограммы – тер-рия России или звукозаписывающая орг-ция находится на тер.России. Права орг-ций эфирного и кабельного вещания признаются в России, если орг-ция находит.на тер.России и выходит в эфир с помощью передатчиков, расположенных в России.

2)СП иностранных правообладателей в случае, когда исполнение и опубликование впервые состоялось за рубежом, признаются в России только в соотв-вии с м/н-ми соглашениями.

В настоящее время основными международными документами в области смежных прав являются:

- Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 года). В 1994г.Россия присоединилась к ЖК (дейст.с 13.03.1995г.), в ЖК учавств.более 70гос-в. Цель-борьба с пиратством(т.е.,незаконным производством и распростр-ем копий фонограмм, вкл-ая ввоз таких копий с целью их распространения). Согласно ЖК гос-во-участникобязуется охранять интересы произв-телей фонограмм, явл-щихся гражданами других гос-в-участников, от произв-ва копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда цель – их распространение среди публики. Срок охраны не д.б.менее 20лет с момента записи или опубликов.фонограммы.;

- Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года), участвуют 60стран, 26.05.2003г. Россия стала ее участницей. Согласно РК каждое гос-во-уч-к обязано предоставить нац-ный режим охраны зарубежным артистам-исполнителям, произв-лям фонограмм и вещательным орг-циям.

Национальный режим охраны артистам-исполнителям предоставляется при соблюдении одного из след.условий: а)исполнение имеет место в другом гос-ве-уч-ке; б) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соотв.с РК; в) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соотв.с РК. Согласно З-ну РФ «Об охране АП и СП» СП обладателей действуют в течении 50лет после первого исполнения, первой записи или первой передачи в эфир или по кабелю. Никакой регис-ции СП не требуется.

Охрана, предоставляемая артистам-исполнителям в соотв.с РК, вкл.возможность предотвращать:а)осуществлять без их согласия передач в эфир или д/всеобщего сведения их исполнения (исключение: когда используемое для передачи в эфир или всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осущ-тся с исполь-нием записи; б)осущ-ние без их согласия записи исполнения, кот.не было предметом записи; с)воспроиз-ние без их согласия их исполнения: - если первонач-ная звукозапись была осущ-на без их согласия; - если воспроизведение осущ-тся в иных целях, чем те, на кот.артисты-исполнители дали свое согласие; - в некоторых иных случаях.

Производителям фонограмм нац.режим охраны предост-ся при налич.одного из след.условий: а)производит.фонограмм явл-ся гражданином другого гос-ва-уч-ка(критерий гражданства производ-ля); б) первая запись звука осущест-на в другом гос-ве-уч-ке (критерий места первой записи); в) фонограмма впервые опубликована в другом гос-ве-уч-ке (критерий места публикации). Если фонограмма опублик.в гос-ве, не явл-щимся участником конвенции, но в теч.30дней со дня ее первой публикации она также опублик.в гос-ве-уч-ке, она рассматривается как впервые опубликованная в гос-ве-уч-ке. При присоед.к Конвенции Правит-во России сделало оговорку, что Россия не будет применять критерий места первой записи. Произв-ли фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизв-ние своих фонограмм. Если фонограмма, опубл-ная в коммерческих целях, или для передачи в эфир или для всеобщего сведения – выплачивается разовое справедливое вознаграждение артистам-испол-лям, или производ-м фонограмм, или обоим (Россия не применяет данное положение в отношении фонограмм, изготовит-ль кот.не явл-ся гражданином или юр.лицом другого гос-ва-уч-ка, и ограничивает охрану в отношении фонограмм, изгот-ль кот. явл-ся гражданином или юр.лицом другого гос-ва-уч-ка, в объеме и на условиях, предоставл-мых этим гос-ом фонограммам, впервые записанным гражданином или юр.лицом РФ.

Вещательной организации нац.режим охраны предоставл-ся: а)штаб-квартира вещ-ной орг-ции расположена в другом гос-ве-уч-ке; б)передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположен.в другом гос-ве-уч-ке (Россия обеспеч.охрану передачи в эфир, если штаб-квартира вещат-ой орг-ции расположена в другом гос-ве-уч-ке и передача в эфир осущест-на с помощью передатчика, расположенного в том же гос-ве-уч-ке.).

Вещат-ые орг-ции пользуются правом разрешать или запрещать:1)ретрансляцию своих передач в эфир; 2)запись своих передач;3)воспроизв-ние изготовл-ных без их согласия записей своих передач в эфир;4) передачу для всеобщего сведения своих телевизион.передач, если она осущ-ся вместах, доступных для публики за входную плату (опред-ние условий, на кот.она может осущест-ся, регул-ся внутрен.законодат.гос-ва, где испрашивается охрана этого права).

Минимальный срок охраны по Конвенции составляет 20лет с момента исполнения, записи фонограммы, передачи в эфир. Обратной силы положения РК не имеют.

К неохраняемым в России относятся права тех иностр.субъектов СП из гос-в-уч-ков ЖК и РК, кот.были опубликованы до момента вступления России в ЖК иРК, а также права всех иных иностр.правообл-лей из гос-в, не участвующих в ЖК и РК, если не соблюдаются условия охраны по российс.з-ну «Об охране АП и СП».

Различие между РК и ЖК состоит в объеме охраны: РК предоставляет нац.режим широкому кругу иностр.обладат-ей прав, а ЖК касается лишь прав иностр.производит.фонограмм.

- Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 года: Ведомости Верховного Совета СССР.

Согласно З-ну РФ «Об охране АП и СП»: 1) СП российских исполнителей, произв.фонограмм, вещат-ных орг-ций признаются в России, даже если первое исполнение или опублик-ние фонограммы было за рубежом. 2) СП российск.артистов-исполн., произв-лей фонограмм, орган-ции эфирного и кабельного вещания признаются в странах-участницах РК с момента ее вступл.в силу для России (26.05.2003) и права российск.производит.фонограмм признаются в странах-уч-цах ЖК с момента ее вступл.в силу для России (13.03.1995). К неохраняемым относятся права тех российских субъектов СП,кот. впервые их опубликовали в России до момента присоединения к РК и ЖК, также права российск.субъектов СП (на произведения,опублик.в России) в гос-ах-не уч-ках РК и ЖК, если не соблюдается условия охраны по законод-ву соответств.гос-в.

В вопросах защиты СП российск.лиц за рубежом и иностр.лиц в России помогают авторские общества (за комиссионное вознаграждение).

Основными формами охраны смежных прав являются:

- использование международного знака охраны смежных прав;

- предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима;

- право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путем установления разрешений и запретов;

- обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме.

Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении:

- использования в личных целях;

- использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

- кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

- использования в учебных или научно-исследовательских целях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.011 с.)