Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История казачества в XV–XVII вв.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В XV–XVII ВВ. Генезис казачества в XV в. XV в. стал временем постепенного распада Золотой Орды. Одновременно с этим происходило объединение русских земель, путем их включения в состав Великого княжества Московского. В ходе объединительного процесса начиналась централизация власти и оформление русского крепостного права. Все вышеперечисленное сопровождалось постоянными внутренними и внешними столкновениями. Сложности развития русского государства и татарских ханств вызывали значительные миграционные потоки экономического и социального характера. Их побочным следствием стало появление многочисленных самостоятельных общин военизированного толка. Эти разнообразные по своему этническому и социальному устройству объединения стали именоваться современниками термином казаки. Их общими объединяющими чертами были: личный статус свободного человека их участников, договорной характер отношений внутри и вне общины, условный характер коллективного владения и пользования ими землей, военнопромысловый род деятельности, отсутствие государственной регламентации внутренней жизни и устройства казачьих общин. Разнообразие источников и условий формирования первоначальных казачьих групп в XV в. отразилось на их организации, особенностях деятельности и исторической судьбе. Письменные источники данного периода позволяют выделить минимум четыре крупных первичных типов казачьих сообществ: рязанское, касимовское (мещерско-городокское), ордынское и вольно-украинское казачество.
Первичные казачьи сообщества: территории и особенности их формирования и развития. Рязанские казаки являлись служилыми людьми Великого княжества Рязанского, составляя его своеобразную пограничную службу. Они проживали компактными общинами, имели внутреннее самоуправление. Центром рязанских казачьих общин являлся некий Червленский Яр. В их среде уже выделилась своеобразная привилегированная группа – старшина, представители которой имели семьи и собственные подворья в столице княжества – Рязани. Вассально-служебные отношения с рязанской княжеской властью не препятствовали их самостоятельной военно-промысловой и торговой деятельности на Волге и Дону. Она включала в себя и нападения на татарские и ногайские небольшие кочевья и посольско-купеческие караваны. Некоторые представители рязанского казачества подолгу оставались, а то и оседали в Поволжье и Подонье. Первое письменное упоминание о них относится к 1444 г. Оно связано с одним из эпизодов борьбы, объединяющихся русских княжеств с представителями (князьями и мурзами), распадающейся Золотой Орды. Рязанские казаки участвовали в разгроме на реке Листани ордынского царевича Мустафы. Упоминание летописцем способа их перемещения зимой на лыжах позволяет соотнести их происхождение с новгородско-вятскими ушкуйниками XIV в. Уже в начале XVI в., Московская Великокняжеская власть пыталась установить контроль над их деятельностью. Так в грамоте Ивана III Великой Рязанской княгине от 1502 г. требовалось пресечь самостоятельный уход местных казаков на Дон и Волгу угрозой расправы с их семьями и конфискацией их имущества. При этом Великий князь Московский не отказывался от найма «лучших» представителей рязанской казачьей общины для охраны Московских посольств в Крымское ханство. Распад Золотой Орды сопровождался и переходом на службу к Великому Московскому князю отдельных татарских орд с их поселением на русской территории. С этим связано появление мещерских (городокских) казаков. Московские и Новгородские (Софийская) летописи именовали так служилых татар – потомков Орды татарских мурз (царевичей) Касима и Юсуфа принятых на Московскую службу Василием II (Темным) в 1452 г. Для их проживания было выделено местечко Городец на Оке (в Мещерской земле) – будущий город Касимов. Отсюда и название этих казаков. Впервые они упоминаются в связи с походом Ивана III на Новгород в 1471 г. Часть из них во главе с царевичем Муртосой составляла гарнизон столицы, а отряд под командой царевича Данияра участвовал в походе на сам Новгород. Одним из его результатов стало появление практики пожалования казаков после похода за службу. В обязанность мещерских казаков входила охрана границы и разведка вдоль Волги с помощью речных и конных разъездов. Городокские казаки, как и рязанские, были способны на вполне самостоятельные действия, связанные с добычей военных трофеев. Нападениям могли подвергнуться и татарские мурзы (послы), имеющие московские охранные грамоты. В своих набегах мещерцы доходили до владений Астраханского ханства и турецкой крепости Азов. Их действия часто использовались татарами и ногаями в качестве оправданий своих набегов на пограничные территории Московского государства. В целом практика мещерских татар - казаков впоследствии использовалась в организации казачьих сторож Московского государства. Распадающаяся Золотая орда породила особое этносоциальное явление, получившее название ордынского казачества. Первое письменное упоминание о нем относится к 1481 г. Оно связано с окончательным освобождением русских земель от остатков золотордынской зависимости. Хан Тюменской (Шибанской орды) Ивак с помощью 16 тысяч ногайских и собственных казаков добил Большую Орду хана Ахмата после его отступления от реки Угра, убив и самого Ахмата. В целом ордынское казачество являлось прямым продуктом окончательного распада Золотой Орды в условиях еще не сложившейся новой государственной и этнической организации. Потеряв сюзеренов – покровителей оно постепенно превращалось в маргинальные сообщества, промышляющие в основном военной добычей. Небольшие группы ордынских казаков совершали грабительские набеги на пограничные русские территории, разоряя в основном небольшие сельские поселения. Тем не менее, отдельные из этих сообществ смогли просуществовать достаточно долгое время, представляя иногда значительную опасность для Российского государства. К таковым можно отнести азовских казаков, появившихся в последнее десятилетие XV века. В основном они состояли из представителей тюркско-татарского этноса, о чем свидетельствуют имена их предводителей, упоминающиеся в русских летописях. Начало шляхетско-крестьянской колонизации степной территории Поднепровьи и Приднестровья привело к началу формирования вольно-украинского казачества. Его первоначальные представители: мелкие шляхтичи, сельские поселенцы селились в речных поймах, занимаясь в основном рыбным промыслом. Татарская опасность при отсутствии какой-либо государственной защиты требовало от них военизации собственной жизни и быта. Первые письменные свидетельства о них, относятся к 1489 г. и связаны с описаниями похода на Подолию польского короля Яна-Альбрехта. Часть казаков служила проводниками в польской армии, часть вела самостоятельные военные действия, нападая на татарские переправы в низовьях Днепра и татарские улусы под Очаковым. Таким образом, к концу XV в. казачьи группы оформились на значительном территориальном пространстве от Волги до Днестра и Южного Буга. Дальнейшую судьбу этих первичных объединений определяла развитие и политика соседних с областью их формирования государств.
Особенности формирования «служилого казачества» в Польско-Литовском государстве и Речи Посполитой и их влияние на взаимоотношения украинского казачества с Польско-Литовским и Российским государствами.
Более сложным путем развивалось служилое казачество в Великом княжестве Литовском и Русском и Польским государстве впоследствии в Речи Посполитой. Особенности устройства Польско – Литовского государства длительное время сохранявшего общественно – политическое устройство, характерное для раннефеодальной монархии и своеобразие польской централизации в форме своеобразной выборной монархии или шляхетской феодальной республики привели к особой форме частно – шляхетской (магнатской) колонизации пограничных степных территорий. Польские магнаты сохранили право содержать частные армии. Поэтому служилое казачество развивалось здесь в двух основных формах: частой и королевской (впоследствии реестровой) службы. Первые упоминания о казаках находящихся на военной службе польской короне относятся к середине XV в. Их отряды размещались в пограничных украинских городках и замках. Казаки – служебники объединялись в роты. Их командиры назначались представителями польско-литовской государственной или частной администрации. К середине XVI в. казачьи роты были размещены на территориях Киевщины, Подолии и ряде других пограничных с Крымским ханством районах. Их состав был освобожден от выполнения феодальных повинностей и получал денежное и хлебное жалование. В Польско-Литовском государстве казачья служба носила временный характер, сближаясь с наемничеством. Перевод казачьей службы на постоянную основу начался в Польско-Литовском государстве только во время Ливонской войны. Первый отряд реестровых казаков был сформирован по Универсалу польского короля Стефана Августа в 1572 г. Первоначально численность формирующихся казацких войск была определена всего в 300 человек. Потребности военных действий заставили короля уже Речи Посполитой Стефана Батория в 1578 г. удвоить их число. Основой содержания нового военно-служилого польского сословия было денежное жалование, резко увеличивающееся во время военных действий. Для обмундирования реестровых Королевская казна выделяла сукно. В конце XVI в. денежный оклад реестровых казаков был заменен земельной оплатой (пожалованиям) с прикреплением к ним крестьян. Это внешне сближало формирующуюся украинскую казачью старшину с польским шляхетством (дворянством). На практике она не уравнивалась с польской шляхтой. Сохранялись сословные, национальные и особенно религиозные различия. Представители украинской казачьей старшины не получили права участвовать в сеймах и были ограничены в судебных правах. Это создавало потенциально конфликтную ситуацию. Одной из первых форм выражения служилым украинским казачеством недовольства своим положением стал переход на иностранную службу. Так в 1558 г. отряд королевских казаков во главе с князем Д. Вишневецким участвовал в походе русских войск Д. Адашева на Крымское ханство с последующим возвращением на королевскую службу и амнистией. Следствием слабого контроля центральных властей за казаками короны стала их частная война против Крымского ханства – явление невозможное в Московском государстве, где служилое казачество ограничивалось захватом языков и разгромом небольших татарских загонов которые могли предоставлять потенциальную угрозу для пограничных русских территорий. Особой категорией служилого казачества в Польше стали казаки, служившие частным лицам. Первые письменные упоминания о них относятся к 1503 г. и связаны с уже упоминавшимся князем Дмитрием Вишневецким. Их появление связано с оформлением частных армий у польско-литовских магнатов, занимавшихся сельскохозяйственной колонизаций лесостепных и степных окраин Польско-Литовского государства. Казачьих вооруженных слуг имели магнаты Ружинские, Острожские, Мировицкие и ряд других. Исследователи отмечают несколько источников их формирования: найм вольных или служилых казаков и оказачивание собственных крепостных крестьян, для которых служба не отменяла их тяглого положения и становилась дополнительной феодальной повинностью. Поэтому часть польской администрации отказывала им в казачьем состоянии, причисляя их к холопам. Отряды частновладельческих казаков отразили набеги крымской Орды в 1508, 1512 годах. В 1516 г. польские магнаты сами нанесли удар по татарским владениям, дойдя почти до Дуная.
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В XV–XVII ВВ. Генезис казачества в XV в. XV в. стал временем постепенного распада Золотой Орды. Одновременно с этим происходило объединение русских земель, путем их включения в состав Великого княжества Московского. В ходе объединительного процесса начиналась централизация власти и оформление русского крепостного права. Все вышеперечисленное сопровождалось постоянными внутренними и внешними столкновениями. Сложности развития русского государства и татарских ханств вызывали значительные миграционные потоки экономического и социального характера. Их побочным следствием стало появление многочисленных самостоятельных общин военизированного толка. Эти разнообразные по своему этническому и социальному устройству объединения стали именоваться современниками термином казаки. Их общими объединяющими чертами были: личный статус свободного человека их участников, договорной характер отношений внутри и вне общины, условный характер коллективного владения и пользования ими землей, военнопромысловый род деятельности, отсутствие государственной регламентации внутренней жизни и устройства казачьих общин. Разнообразие источников и условий формирования первоначальных казачьих групп в XV в. отразилось на их организации, особенностях деятельности и исторической судьбе. Письменные источники данного периода позволяют выделить минимум четыре крупных первичных типов казачьих сообществ: рязанское, касимовское (мещерско-городокское), ордынское и вольно-украинское казачество.
Первичные казачьи сообщества: территории и особенности их формирования и развития. Рязанские казаки являлись служилыми людьми Великого княжества Рязанского, составляя его своеобразную пограничную службу. Они проживали компактными общинами, имели внутреннее самоуправление. Центром рязанских казачьих общин являлся некий Червленский Яр. В их среде уже выделилась своеобразная привилегированная группа – старшина, представители которой имели семьи и собственные подворья в столице княжества – Рязани. Вассально-служебные отношения с рязанской княжеской властью не препятствовали их самостоятельной военно-промысловой и торговой деятельности на Волге и Дону. Она включала в себя и нападения на татарские и ногайские небольшие кочевья и посольско-купеческие караваны. Некоторые представители рязанского казачества подолгу оставались, а то и оседали в Поволжье и Подонье. Первое письменное упоминание о них относится к 1444 г. Оно связано с одним из эпизодов борьбы, объединяющихся русских княжеств с представителями (князьями и мурзами), распадающейся Золотой Орды. Рязанские казаки участвовали в разгроме на реке Листани ордынского царевича Мустафы. Упоминание летописцем способа их перемещения зимой на лыжах позволяет соотнести их происхождение с новгородско-вятскими ушкуйниками XIV в. Уже в начале XVI в., Московская Великокняжеская власть пыталась установить контроль над их деятельностью. Так в грамоте Ивана III Великой Рязанской княгине от 1502 г. требовалось пресечь самостоятельный уход местных казаков на Дон и Волгу угрозой расправы с их семьями и конфискацией их имущества. При этом Великий князь Московский не отказывался от найма «лучших» представителей рязанской казачьей общины для охраны Московских посольств в Крымское ханство. Распад Золотой Орды сопровождался и переходом на службу к Великому Московскому князю отдельных татарских орд с их поселением на русской территории. С этим связано появление мещерских (городокских) казаков. Московские и Новгородские (Софийская) летописи именовали так служилых татар – потомков Орды татарских мурз (царевичей) Касима и Юсуфа принятых на Московскую службу Василием II (Темным) в 1452 г. Для их проживания было выделено местечко Городец на Оке (в Мещерской земле) – будущий город Касимов. Отсюда и название этих казаков. Впервые они упоминаются в связи с походом Ивана III на Новгород в 1471 г. Часть из них во главе с царевичем Муртосой составляла гарнизон столицы, а отряд под командой царевича Данияра участвовал в походе на сам Новгород. Одним из его результатов стало появление практики пожалования казаков после похода за службу. В обязанность мещерских казаков входила охрана границы и разведка вдоль Волги с помощью речных и конных разъездов. Городокские казаки, как и рязанские, были способны на вполне самостоятельные действия, связанные с добычей военных трофеев. Нападениям могли подвергнуться и татарские мурзы (послы), имеющие московские охранные грамоты. В своих набегах мещерцы доходили до владений Астраханского ханства и турецкой крепости Азов. Их действия часто использовались татарами и ногаями в качестве оправданий своих набегов на пограничные территории Московского государства. В целом практика мещерских татар - казаков впоследствии использовалась в организации казачьих сторож Московского государства. Распадающаяся Золотая орда породила особое этносоциальное явление, получившее название ордынского казачества. Первое письменное упоминание о нем относится к 1481 г. Оно связано с окончательным освобождением русских земель от остатков золотордынской зависимости. Хан Тюменской (Шибанской орды) Ивак с помощью 16 тысяч ногайских и собственных казаков добил Большую Орду хана Ахмата после его отступления от реки Угра, убив и самого Ахмата. В целом ордынское казачество являлось прямым продуктом окончательного распада Золотой Орды в условиях еще не сложившейся новой государственной и этнической организации. Потеряв сюзеренов – покровителей оно постепенно превращалось в маргинальные сообщества, промышляющие в основном военной добычей. Небольшие группы ордынских казаков совершали грабительские набеги на пограничные русские территории, разоряя в основном небольшие сельские поселения. Тем не менее, отдельные из этих сообществ смогли просуществовать достаточно долгое время, представляя иногда значительную опасность для Российского государства. К таковым можно отнести азовских казаков, появившихся в последнее десятилетие XV века. В основном они состояли из представителей тюркско-татарского этноса, о чем свидетельствуют имена их предводителей, упоминающиеся в русских летописях. Начало шляхетско-крестьянской колонизации степной территории Поднепровьи и Приднестровья привело к началу формирования вольно-украинского казачества. Его первоначальные представители: мелкие шляхтичи, сельские поселенцы селились в речных поймах, занимаясь в основном рыбным промыслом. Татарская опасность при отсутствии какой-либо государственной защиты требовало от них военизации собственной жизни и быта. Первые письменные свидетельства о них, относятся к 1489 г. и связаны с описаниями похода на Подолию польского короля Яна-Альбрехта. Часть казаков служила проводниками в польской армии, часть вела самостоятельные военные действия, нападая на татарские переправы в низовьях Днепра и татарские улусы под Очаковым. Таким образом, к концу XV в. казачьи группы оформились на значительном территориальном пространстве от Волги до Днестра и Южного Буга. Дальнейшую судьбу этих первичных объединений определяла развитие и политика соседних с областью их формирования государств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.013 с.) |