Африканские божества на европейской земле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Африканские божества на европейской земле



 

Ритмы рабов покорили господ

 

О воздействии рок-музыки на психическое и моральное состояние человека написаны горы литературы. Эта проблема интересует не только врачей, психологов, социологов и педагогов, но также и физиков - специалистов в области акустики, изучающих природу звуковых колебаний и их влияние на окружающий мир. Интересные исследования о воздействии рок-музыки на человеческий организм были опубликованы в газетах "Земля Русская", № 5-6, 1996, и "Клубный пиджак", 9 декабря 1995 года. Как известно, современная рок-музыка уходит своими корнями в культовые ритмы некоторых африканских народов.

Когда началась колонизация Африки, одними из первых европейцев, ступивших на землю континента, стали католические и протестантские миссионеры, задачей которых было обратить в христианство языческие племена. О том, какие методы они применяли, уже много написано [См. напр. книгу колумбийского католического историка: German Arciniegas "Biografia del Caribe".], и эта тема выходит за рамки данной статьи. Необходимо только отметить, что в большинстве случаев со своей задачей справлялись плохо.

Зачастую католики, в случае отказа от принятия крещения, грозили всеми карами инквизиции, и многие язычники крестились, особенно не вникая в новую веру, сохраняя в глубине души старые религиозные представления. Так возникли некоторые культы, характерные для стран в основном Южной Америки, куда вывозили чернокожих африканских рабов. Их духовный мир своеобразно охарактеризовала чилийская писательница Исабель Альенде: "Африканские божества пересекали океан на невольничьих судах, одевались в перья и принимали имена католических святых". Христианство в его католическом варианте оказало большое влияние на культурную самобытность языческих народов. Так например, музыкальные ритмы испаноговорящих (читай: католических) стран Карибского бассейна, населенных в большинстве своем потомками выходцев из Африки, гораздо "мягче" и не несут агрессивности, характерной для собственно африканских ритмов.

Совсем по-другому действовали протестанты. Души язычников их интересовали мало, и они воспринимали чернокожее население континента просто как рабочий скот (разумеется, как у католиков, так и у протестантов были настоящие, серьезные миссионеры, обратившие многих язычников ко христианству). Обращение было соответствующим, что вызывало понятную реакцию: африканцы видели в европейцах исключительно врагов, для борьбы с которыми хороши любые средства. Старые языческие культы им в этом помогали, принимая зачастую открыто антихристианскую направленность, - ведь в христианстве усматривалось идеологическое обоснование колонизации. Особенно это заметно в англоязычных африканских странах, а также в Америке и странах Карибского бассейна, где широко распространен культ вуду (Вуду, или вудуизм - один из видов черной магии, связанный с поклонением змее и в отдельных случаях с ритуальным каннибализмом. Его антихристианская сущность проявляется во многих обрядах и верованиях, например, в почитании дьявольской троицы), считающийся одним из вариантов сатанизма.

Постепенно, с отменой рабства и общей либерализацией общества, языческие ритмы вчерашних рабов вышли из подполья и завоевали эстраду. С появлением электромузыкальных инструментов сформировалась современная рок-музыка, имеющая множество направлений, но в основании ее лежат все те же африканские языческие ритмы.

О том, что ритмы оказывают воздействие на определенные участки коры головного мозга, известно давно. Уже в прошлом веке европейские путешественники, наблюдавшие африканские ритуальные танцы, отмечали состояние транса, в которое вводил окружающих ритм специально подобранных тамтамов. После этого у самих европейцев нередко наблюдались головные боли, нервные расстройства и другие патологии, которые первоначально напрямую не связывались с местной музыкой, а относились за счет тяжести путешествия, общей усталости и т.д. Когда же почти через столетие подобные музыкальные импровизации захлестнули Европу, ученые подняли тревогу тоже не сразу.

В последние годы феномен воздействия ритмов на подкорковые области головного мозга особенно тщательно изучается. Три года назад нейрохирурги Иллинойского университета открыли синдром, который они назвали "ритмическим токсикозом". При этом налицо симптомы алкогольного или наркотического отравления, хотя следов подобных веществ в организме не обнаружено, а пациент явно злоупотребляет прослушиванием рок-музыки в различных формах. Большая часть пораженных новой болезнью - подростки, причем не африканского происхождения. На последних синдром практически не действует. Видимо, сказывается привычка, передающаяся на генном уровне. Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям.

Каждый, кто бывал на концерте рок-музыки, мог отметить состояние транса, в котором находятся музыканты и большая часть зрителей, причем чем больше людей удается "завести", тем профессиональнее считаются музыканты. Если слушатели во время концерта сидят на своих местах, это значит, что выступает слабая и неинтересная команда. Но вот ее сменяет другая, под музыку которой все больше поклонников вскакивает с мест, выбегает в проходы и начинает раскачиваться и танцевать в такт ударной установке... Так Европа послушно повторяет культовые ритуалы коренных жителей Центральной Африки, у которых вместо рок-группы - шаман с хорошо подобранной командой барабанщиков, вместо зала или стадиона - поляна в тропическом лесу, а вместо зрителей - все члены племени.

Сегодня, по оценкам специалистов, рок-музыка занимает около 90% российского радиоэфира.

("ТД", №8)


 

 

"НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ" В ОБЩЕСТВЕ

 

Ирина СИЛУЯНОВА,
канд. философ. наук,
выпускница философ. ф-та МГУ

В КАКУЮ ЭРУ МЫ ЖИВЕМ?

 

Пугало демографической катастрофы рождает новые кошмары

 

Однажды Андрей Вознесенский назвал Мартина Хайдеггера "последним коренным зубом европейской мудрости". Именно Хайдеггер в середине XX века заявил о "безрелигиозности" как главном признаке современной культуры, ссылаясь при этом на авторитет Ницше, который еще в конце XIX столетия мучительно ярко рассуждал о "смерти Бога". Вот и в конце XX века в России авторитетные исследователи говорят нам, что "пора осознать, что мы вступили в постхристианскую эру и переживаем процесс, обратный тому, который переживало человечество при вхождении христианства в историю" [Гальцева Р. Христианство перед лицом современной цивилизации. - "Новая Европа", 5, 1994, с. 3.].

Однако позволим себе усомниться в авторитетах. Ведь сомнение - это не только свидетельство привередливого характера. Со времен Декарта сомнение - признанный метод любого научного исследования. Подвергнем же сомнению точность понятия "постхристианская эра".

В 1 веке по Р.Х. христианство вошло в историю. Но это вхождение так изменило культуру, что до сих пор вне христианства она не может быть понята "в ее существе и смысле". Практически в одно время с Хайдеггером В.В.Зеньковский писал: "Не следует забывать, что европейская культура, при всей сложности своего состава, была и остается доныне христианской культурой - по своим основным задачам и замыслам, по своему типу: из христианства она преимущественно выросла, его упованиями и идеалами она питалась, в христианстве обрела она свои духовные силы и от него взяла любовь к свободе, чувство ценности личности" [Зеньковский В.В. Автономия и теономия. - "Путь", 3, 1926, с. 36.]. Даже само умаление роли христианства в современной культуре фиксируется понятиями, от христианства происходящими, с ним связанными и определяющими себя через отношение к христианству, как то "безрелигиозная культура", "постхристианская эра".

В то же время нельзя отрицать, что за понятием "постхристианская эра" нет никакой реальности. Напротив, за этим понятием стоит та "сложность состава", которая была и остается доныне" свойственна культуре. Современная ситуация - это не "постхристианство", а вновь или "вечно возвращающееся" противостояние христианства и язычества. Христианство на протяжении своей истории никогда не выходило из этого противостояния. Менялись лишь его виды, степень остроты и масштабы. Не раз в истории европейской культуры это противостояние принимало предельные формы: в 1-111 веках, в эпоху Реформации, во время второй мировой войны и т.д. Близка к этому пределу и современная культура. Особенно ярко этот предел проявляет себя в утонченной неоязыческой форме "спасения" планеты от угрозы демографической катастрофы. Хочется отметить, что этот частный пример на самом деле из разряда стержневых. Он обнаруживает, что такое явление, как управление демографическими процессами, столь типичное для "постхристианской эры", на самом деле имеет обратную силу, а именно - ведет к обнаружению непреходящего места и неубывающего смысла христианства.

В чем же суть демографической проблемы? Прежде всего в том, что численность населения планеты увеличивается. Демографы подсчитали, что в конце первого тысячелетия (1000 г.) численность населения нашей планеты составляла примерно 250-275 млн. человек. В конце второго тысячелетия (2000 г.) она приблизилась к 6 млрд. человек, причем в конце XIX века она составляла 1 171 млн. человек, в 1960 году - 3 млрд. человек. В чем причины такой динамики? Для многих ответ прост: это следствие успехов медицины и миротворческой политики.

Действительно, питаясь мощным энергическим потенциалом христианских ценностей святости жизни, милосердия, делания добра, наука, в частности медико-биологическое знание, к началу XX века приходит к ликвидации постоянно угрожавших человечеству факторов риска - эпидемий, инфекционных заболеваний. Достижения медицинской науки снижают детскую смертность, приводят к росту продолжительности жизни. Нейтрализация еще одной угрозы человечеству, войн - с помощью политических мирных средств урегулирования международных отношений - второе мощное основание происходящих демографических процессов.

Кто станет отрицать значение и важность демографических сведений при выработке стратегии и тактики экономической и социальной политики государства? Но как велик соблазн, признав это, сделать следующий шаг и выйти на уровень управления демографическими процессами! А если при этом принять известный аргумент языческой культуры (Аристотель, "Политика"), что во всех твоих бедах, в частности в снижении качества жизни, виноват ближний, в данном случае в том, что его "так много", то выход на этот уровень получает оправдание - "вольное или невольное". Пугало "демографической катастрофы" начинает формировать веру в спасительность "рационального планирования рождаемости".

Немного позже ученые подсчитают, что, учитывая возможные достижения науки и техники, среднюю урожайность сельскохозяйственных культур, научно обоснованные нормы питания, наша планета может прокормить в 6 раз больше людей, чем будет на ней к началу третьего тысячелетия. Все сказанное относится в равной мере и к энергетическим ресурсам (по прогнозам ООН) [Шнейдерман Н.А. Социология и жизнь. Откровенный разговор. - М.,1991, с. 12.]. Дело не в количестве энергии, продовольствия и других благ, а в качестве справедливости распределения, т.е. в мере нравственности человеческих отношений. И стремиться надо к совершенствованию нравственных отношений, а не к созданию программ планирования численности населения по регионам, с помощью которых можно выйти на существенное снижение рождаемости. Но этот "голос жизни" заглушает какофония "выживания" Многие не "слышат", не различают еще ее основной "темы". Многие еще воспринимают происходящее под благозвучие идей о благосостоянии страждущего человечества, не слыша фальши при их сочетании с идеей "искусственного отбора".

Тем не менее, для многих уже стала очевидной связь идеи "искусственного отбора" с идеей "смерти Бога". Именно эти идеи задают "тональность" всем новым биомедицинским технологиям. Медицинская генетика просчитывает и выявляет человеческую неполноценность; искусственное оплодотворение работает с генетически отобранным материалом; критерием отбора в трансплантации становится перспективность пациента в широком смысле; понятие "медицинское планирование семьи" означает - аборт, контрацепцию, стерилизацию. Новая медицинская практика ставит культуру перед фактом целесообразности введения новых критериев смерти для человека с бьющимся сердцем, новых прав человека на "легкую и достойную" смерть и т.д., и т.п. В демографической "калькуляции" люди, точнее их количество и качество, становятся основным средством расчета параметров выживания цивилизации.

Но если официальная медицина скорее "невольно" подчинена логике "выживания", как правило "не ведая, что творит", то сатанинские секты вольны, и скрывать им нечего. "Спаси планету - убей себя!" - основной "догмат" "Церкви эвтаназии", явившей себя миру в 1992 году в Бостоне (США). Основателем-основательницей этой секты стал-стала транссексуал Хрис Корда. Посетившая ее-его "Информация" предвещала экологическую катастрофу от "непомерной репродуктивной активности человечества". Отсюда и основная заповедь - "не размножайся". Определены и пути ко спасению. Это - самоубийство, аборты, каннибализм и содомия. Именно это может спасти Землю от катастрофы и восстановить утраченное биологическое равновесие в природе. С точки зрения Корды, право "на достойную смерть" (принцип эвтаназии) должно стать абсолютно легальным и распространяться не только на безнадежных больных, но и на любого нормального человека. Аборты не просто должны быть абсолютно разрешены, но и быть признаны как "морально позитивный акт". Людоедство ничуть не страшнее поедания людьми крупных млекопитающих. Наконец, содомия должна преобрести преимущественный по отношению к гетеросексуальности статус нормы.

"Новое экологическое мышление" исповедуют около 100 человек, принадлежащих к центральной церкви в Бостоне, несколько тысяч сторонников на уровне кибернетической конгрегации и множество сочувствующих во всех штатах, а также в Италии и Латвии [Эвнебах А. Радикальная экология. - "Независимая газета". - 20.09.1996, с. 5.]. Немного. Но не это главное. Главное - то, что это явление совсем не ново: ведь по сути это "возвращение" языческого культа Молоха (конец 1-го тысячелетия до Р.Х.), ритуал поклонения которому заключался в принесении человеческих жертв, особенно детей, и в кастрации. "Церковь эвтаназии", рациональное управление демографическими процессами - это новые и чрезвычайно яркие одежды старой логики противостояния Жизни и Смерти, а не признак постхристианства. И чем откровенней это противостояние, тем более оснований для выбора каждого из нас, к которому вновь и вновь обращены слова: "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 15-19). И до тех пор, пока человеческий разум способен воспринимать эти слова, мы живем в христианскую эру.

("ТД", №11)


 

 

Александр ЕГОРЦЕВ,
философский ф-т МГУ
(Информ-центр "Сектор")

ВОЖДЕЛЕННАЯ ДОЗА СВОБОДЫ,
или РАЙ НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ

(Часть 1. В сокращении)

 

Вот и сбывается, все, что пророчится:
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть!
("Баллада об уходе в Рай", В.Высоцкий)

Ни для кого давно не секрет, что достать сегодня в столице наркотики - при желании (и наличии средств) - не составляет никакого труда. Точки, продавцы и ассортимент всем хорошо известны. Стоит, например, возле аптеки какой-нибудь скрюченный дедок, опершись на клюку, - и чего стоит? Ни милостыни не просит, ни внучку не выгуливает, а так себе - просто стоит часами да глазом изредка некоторым прохожим подмигивает. А в аптеку то и дело заскакивают парни-здоровяки в кожанках - за лекарствами, болезные, небось... для прабабушки. А у выхода из метро, вокруг комков, своя тусовка: переминаются с ноги на ногу, пыхая, бритоголовые молодцы и все посматривают искоса, далеко ли отошли "опера" А бабули тут как тут, снуют среди молодежи - классический пример товарно-денежных отношений... Дело секунд: деньги - таблетка.

Базовыми точками являются рынки. Там всегда можно отыскать какую-нибудь "бабу Дусю", которая сжалится над молодежью. При этом для постоянных клиентов у бабулек действуют скидки, могут даже в долг дать. Как пошутил один наркоман, сейчас у нас в стране наркобизнесом занимаются в основном пенсионеры да студенты.

В институтах не менее отлаженная система: рыбак рыбака видит издалека, с этим делом no problem. А жить в общаге и не отведать косячок-с - просто даже неприлично, невежливо. Ведь вас угощают! С чистыми намерениями, так сказать. Студенческому радушию нет пределов! И если вам понравится - а вам непременно понравится - удовольствие можно будет повторить и в другой раз. А когда "травка" покажется слишком слабенькой, заботливые друганы помогут перейти на что-нибудь более крутое, да еще и проконсультируют: что, где, когда и почем. В системе торговли наркотиками существует четкая специализация: "травку" (марихуану и гашиш) стабильно продают немые и военные, сивушным раствором опия промышляют цыгане, таблетками заведуют бабульки-пенсионерки, а вот героин и кокаин почему-то приобретается у негров.

Справедливости ради следует отметить, что по части мозгов мы ничуть не хуже негров. Ведь есть же еще в государстве российском ученые-самородки, - можно сказать Кулибины, - которые продолжают двигать отечественную науку - несмотря на все экономические и иные сложности нашего времени! Так, осенью 1996 года сотрудниками Управления по незаконному обороту наркотиков (УНОН) ГУВД РФ в стенах Московского инженерно-физического института была обнаружена одна из крупнейших подпольных нарколабораторий. В ходе этого сенсационного дела выяснилось, что ее организовал 35-летний заведующий Студенческой конструкторско-инженерной лабораторией МИФИ. Под институтским кровом ему удалось наладить производство целого ряда сильнодействующих синтетических наркотиков, в том числе PSP (фенциклидина).

Впрочем, приобщение к наркотикам начинается, как правило, еще до ВУЗа. Если зайти в любую школу и спросить учеников, пробовал ли кто-нибудь из них наркотики, наверняка отыщется несколько "испытавших" - и не верьте вы всем этим заверениям и клятвам руководства и педагогов, что, мол, "в нашей школе этого нет"! Еще как есть... Знакомство дитяти с "суровой правдой жизни" и романтикой порока начинается именно со школьного порога. Наши школы - не пансион благородных девиц, - на дискотеки должен же кто-то таскаться!

 

+ + +

 

Даже при поверхностном прикосновении к проблеме наркомании сразу начинаешь ощущать, сколь заманчива и соблазнительна эта тема. Жизнь наркоманов - при взгляде со стороны - предстает овеянной своего рода романтикой. Но есть и обратная сторона медали. В один прекрасный день, посмотрев на себя в зеркало, наркоман обнаруживает, что от него остались, по выражению Конан Доила, лишь "жалкие развалины человека". Впрочем, многое зависит от класса наркотика и стадии его употребления.

Все слышали о том, что такое "ломки" (или "синдром абстиненции", если по-научному), все могут в той или иной степени это представить, но до конца прочувствовать то, что происходит в этот момент с наркоманом - невозможно. Никакие слова в полной мере не могут передать это состояние, сухие и жалкие определения в учебниках по психиатрии - лишь бледные тени реального. Уместно вспомнить рассказ Михаила Булгакова "Морфий". В дневниковой исповеди покончившего с собой врача-морфиниста есть довольно реалистичное описание поздней стадии зависимости от кокаина и морфия: "Кокаин - черт в склянке. При впрыскивании почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. Наступает боль, ужас, тьма... Мгновение, и кокаин в крови по какому-то таинственному закону, не описанному ни в какой из фармакологий, превращается во что-то новое. Я знаю: это смесь дьявола с моей кровью... Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках... а потом оно проваливается в бездну... Не "тоскливое состояние", а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия! Смерть от жажды - райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги... Смерть - сухая, медленная смерть..." (М.Булгаков, "Морфий").

Так не плачь обо мне,
Когда я уйду
Стучаться в двери травы.
(Борис Гребенщиков)

Самый мощный толчок к распространению наркотиков приходится на вторую половину XX века - время взрывной популярности рок-музыки. Связь рока и наркомании - это сложный и, при тщательном рассмотрении, не так просто решаемый вопрос. Он достоин отдельного исследования. Мы же только укажем на самые известные факты смерти звезд западного рока, напрямую или косвенно вызванные наркотиками: "король рок-н-ролла" Элвис Пресли; легендарная исполнительница блюзов Дженнис Джоплин; певец и гитарист Джимми Хендрикс; гитарист группы "Rolling Stones" Брайан Джонс; участник группы "The Who" Кейт Мун; лидер группы "Doors" Джим Моррисон и другие...

Замечено, что на какое-то время наркотики помогают стимулировать воображение. По словам рок-музыканта Эрика Клэптона, наркотик раскрепощает творческую мысль: "Нам нужны наркотики, они помогают нам, освобождают наши умы и фантазию от предрассудков и снобизма, с которыми мы воспитывались".

Другой причиной, вынуждающей рок-музыкантов прибегать к наркотикам, является, по их признанию, "ужасное напряжение". Дженнис Джоплин так описывала свое состояние во время концерта: "Я всегда нахожусь на пределе физических возможностей"; "Я погружаюсь в наркотический транс. Когда я выхожу на сцену петь, это словно сильный наркотик..." О причине наркомании среди рок-музыкантов Клэптон замечает: "Сегодня напряжение значительно сильнее, чем когда я начинал играть джаз... Теперь группы дают представления там, где их слушают от 50.000 до 200.000 человек. Тебе всегда надо быть в форме, всегда улыбаться. К концу вечера тебе необходимо что-то, что тебя взбодрит. Для многих это выпивка. Для других это наркотики. Мы все на что-то попались. Отнимите наркотики у многих рок-музыкантов и исполнителей блюзов, и останется только половина".

Бешеный успех некоторых рок-звезд чаще всего приводил их к разочарованию в жизни и обостренному чувству одиночества: тысячи обезумевших фанатов, с одной стороны, и давление, конкуренция, бизнес - с другой. Дженнис Джоплин не раз повторяла: "Самое худшее - это одиночество". Можно сказать, что некоторые исполнители, в силу и внешних условий, и внутренних особенностей, были как бы "запрограммированы на саморазрушение". И наркотик помогал им в этом.

В СССР можно вспомнить, если не ограничиваться роком, самого яркого барда - Владимира Высоцкого (25 июля 1979 года клиническая смерть, ровно через год 25 июля 1980 г. - вторичная остановка сердца, окончательная...) Причина смерти - предельное перенапряжение нервной системы, алкоголь и наркотики.

Tried to run
Tried to hide
Break on through to the other side
("The Doors")

Возможность вырваться из тяжкой обыденщины в иную реальность, хоть на мгновение убежать от жизни, чуть приподнять полог другого мира, мира грез и сновидений, раствориться в нем - все это со страшной силой зачаровывает юные, правда, слабые сердца. "Мы собирались в этом древнем и бредовом театре, Чтоб поделиться жаждой жить и убежать от мудрости толпы" ("The Doors"). Сладость этого "запретного плода" состоит еще и в возможности проявить себя, бросить вызов обществу, побороть собственную слабость, робость и комплексы.

Господь Бог дал нам свободу выбирать: добро или зло, горькую правду или сладкую ложь, реальность или иллюзию. Также Он дал заповедь - нести каждому свой крест, нести на себе тяжелое бремя реальности. Но не каждый выдерживает эту ношу. И многие пытаются убежать от этой реальности, в том числе с помощью наркотиков. "На, забери Свой крест! Вот я - и мне не нужен Твой Крест, мне не нужна Твоя жизнь; мне не надо Рая когда-то, я хочу его здесь и сейчас!". Человек бросает вызов Богу. И в этом случае можно говорить о порабощении человека демонической силе.

Потом приходит разочарование. Но освободиться от добровольного, теперь уже осознаваемого рабства становится чрезвычайно трудно. Так, Джим Моррисон незадолго до смерти постепенно охладел к прежнему стилю своей жизни, даже предпринял попытку изменить свой имидж - но так и остался заложником своего "учения"... и своей славы.. Как известно, Моррисон попытался отказаться от наркотиков, но было уже поздно - не выдержало сердце...

"Ты знаешь, как бледна и вся в мурашках
приходит смерть в свой странный час
без приглашения и без доклада..."
("American Prayer", Дж. Моррисон)

("ТД", №10)


 

 

Александр ЕГОРЦЕВ

ВОЖДЕЛЕННАЯ ДОЗА СВОБОДЫ,
или "ОТКУДА ЖЕЛАНИЕ СМЕРТИ..."

(Часть 2. В сокращении)

 

This is the end, beautiful friend.
This is the end, my only friend, the end,
I'll never look into your eyes again.
("The End", Дж. Моррисон)

Маленький подмосковный храм. Идет отпевание. В гробу лежит совсем молодой парень. Наркоман. Смерть от передозировки. Через несколько дней в этом же городке найдут труп другого наркомана - с простреленным затылком. Как предполагает следствие, второй снабжал наркотиками первого и знался с более высокими звеньями цепочки. Чтоб не вывел "оперов" на "пахана" - убрали...

 

+ + +

 

Как сообщается в статистическом сборнике "Преступность и правонарушения" (М.: 1996), с 1995 г. "заметно расширился спрос на наркотики, к их употреблению приобщились сотни тысяч людей, прежде всего - молодежь".

Указывается на то, что Москва является "одним из крупных перевалочных пунктов и привлекательным регионом сбыта наркотиков". Наркотическое "воспитание" русской молодежи - весьма доходное дело для граждан соседних государств.

"Они знают секрет
меняющей сознание реальности..."
("The Doors")

В мировой истории и литературе можно найти немало упоминаний о наркотиках [Историко-литературные сведения о наркомании взяты из статьи Dr. Anthony R. Michaelis. Drugs - Religion's Chemical Surrogates/ Interdisciplinary Science Reviews, V. 15, № 2, 1990, p. 97-104.]. С древнейших времен человечество использовало наркотические средства в ритуальных целях: по мнению некоторых исследователей, наркотики употреблялись в древнегреческих Элевсинских мистериях, а о том, что в вино и масло для галлюцинаций можно добавлять "каннабис", знал еще Демокрит. Знакомы с наркотиками Гиппократ, Гален, Парацельс. Опиум был известен древним ассирийцам, шумерам и китайцам. Индейцы использовали психотропные вещества еще в Х в. до Р.Х. Миссионеры в Южной Америке среди прочих препятствий для христианизации местных народов называли зафиксированный в тех местах культ грибов-галлюциногенов. Распространенный среди северо-американских индейцев культ Ловофоры (кактуса, из которого вырабатывается наркотическое вещество "мескалин") в 1930 г. получил законный статус в лице секты "Native American Church" с четвертью миллиона последователей.

В 1821 г. была опубликована знаменитая "Исповедь англичанина, употребляющего опиум" Томаса де Квинси. В книге подробно описывается процесс перехода от экстаза и приливов счастья и блаженства, после кокаиновых инъекций, к непредотвратимым пыткам, достойным разве узников ада.

В 1844 г. в Париже был основан необычный Клуб любителей гашиша, расположившийся в отеле Пинодан. Его члены практиковали ежемесячные почти религиозные встречи-церемонии с употреблением пасты гашиша; после банкета господа обычно предавались галлюцинациям. Описание этих ритуалов можно встретить у Бодлера.

Несколько раз наркотическую тематику затрагивает в своих детективных историях Артур Конан Доил. В рассказе "Пять зернышек апельсина", в частности, упоминается о том, что Шерлок Холме иногда "отравляет себя кокаином". Повесть "Знак четырех" открывается описанием скуки Холмса, в результате которой он вынужден в течение трех месяцев каждый день колоть себе кокаин для стимуляции мыслительной деятельности. А характер "реалистических" зарисовок Лондонского притона и их посетителей в "Человеке с рассеченной губой" дали некоторым исследователям возможность выдвинуть мнение, будто и сам автор знаменитых детективов не был чужд употребления наркотика, - что, впрочем, из названных произведений, на мой взгляд, никак не выводится.

Многочисленными описаниями экспериментов с наркотиками полны книги Олдоса Хаксли (например, "Двери восприятия", "Рай и Ад" и др.), в которых галлюцинациям придается мистическое значение. В новелле "Остров" при помощи наркотических средств создается целый образ авторской Утопии.

Обширный материал по наркомании представляют сочинения Карлоса Кастанеды, например, "Учение дона Хуана (Путь знания индейцев яки)", "Путешествие в Икстлан" и другие. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научит его постигать "необычную реальность" и достигать "магической силы" и "могущества" с помощью местных галлюциногенных растений: "пейота", "дурмана" и "гриба". После первой пробы растения, содержащего наркотическое вещество мескалин, автор признается: "Я забыл, что я человек!". Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснит: "Я никогда не употреблял LSD, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий". По некоторым сведениям, в Москве уже давно полуподпольно действует некое Общество Карлоса Кастанеды.

Книга другого автора, Станислава Грофа, "Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью LSD" (М., 1994) посвящена подробному рассмотрению экспериментов с LSD. А в его книге "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии" (М., 1993) в качестве иллюстраций приведены специфические изображения "кошмарных видений", зарисованных пациентами, употреблявшими "кислоту".

Сегодня западными специалистами выделяются три основные зоны стран-поставщиков сельскохозяйственных наркотиков: 1 - "Золотой полумесяц" (Иран, Афганистан, Пакистан, а также Индия и Непал); II - "Золотой треугольник" (Бирма, Лаос, Таиланд); III - "Золотая звезда" (Южная Америка, Колумбия, Перу, Боливия, Эквадор).

В 1988 г. в Соединенных Штатах было употреблено от 15 до 21 тыс. тонн марихуаны. По сообщению журнала "Economist", "самым выгодным товаром в мире" является кокаин. Статистические данные показывают, что человечество тратит на наркотики астрономические суммы денег. К примеру, подсчитано, что в 1988 г. в США на незаконные наркотики было истрачено $ 200 млрд. Для сравнения: по данным Департамента коммерции США, в том же году американцы потратили на: табак - $ 37 млрд., алкоголь - $ 62 млрд., новые автомобили - $ 101 млрд., еду - $ 497 (Interdisciplinary Science Reviews, V. 15, № 2, 1990).

"Прости меня Отче, ибо я знаю, что творю..."
(Дж. Моррисон)

Парень расстегнул куртку - так, чтобы другие не видели - и показал мне изображенный на черной футболке с надписью "Metallica" скелет, который тянется костлявой пятерней к какой-то развернутой таинственной книге. "Вот наш идеал, - с жаром говорит мне Валентин (имя изменено), - Это Фауст, настоящий ученый, сильный естествоиспытатель".

- Валентин, а когда ты впервые попробовал?

- Начал в 16 лет - нынче мне 22 - все курили и я; потом кололся.

- Что ты употреблял и употребляешь?

- Все, кроме кокаина и "грибов". Марихуану каждый день. Опиум, стимуляторы, психоделические. Собираюсь заняться опиатами. Героин - за последние три недели - три-четыре раза. Дорого, нет денег.

- Кстати, почем?

- Доза героина - "дорожка" - 10 долларов. Но, если захочу заняться серьезно, достану.

-А ты не боишься, что "крыша поедет"?

- Боюсь, но думаю не поедет.

- Приходилось сталкиваться с наркомафией?

- Наркомафия появилась в Москве в последние 3 года, сейчас она усиливается. Раньше можно было купить сразу много, - 2-3 кг, теперь все монополизировано и идет из одного источника. Мафия, деньги, убийства.

- А как милиция?

- В милиции план: посадить 5 человек; остальных 10 - берут деньги и отпускают. Прямо в машине, пока везут, предлагают: по миллиончику - и все нормально! Выходят, не доезжая.

- Отчего обычно гибли твои знакомые?

- Передозировка или "грязь". Многие умирают от того, что покупают порошок в разных местах, не зная разницы в дозировке. В Европе это лучше поставлено.

- Знают ли наркоманы о последствиях, о том, что у них могут родиться больные дети, уроды?

- По-моему, об этом почти никто не задумывается. Многие детей не могут иметь. Многие заводят семьи, рождаются дети, а потом смотрят, что получилось.

- В плане социальном, из кого состоит наркотическая молодежь? Студенты, учащиеся ПТУ или еще кто-то?

- Там люди из всех групп населения. Часто из неблагополучных семей. Любой человек - даже сын президента - может попасть к ним и на равных общаться.

- Но кого больше?

- Преобладают более низкие слои. Но это люди определенного склада: духовные искатели. Студенты тоже делятся на несколько ступеней: больше посредственных, но есть и интеллектуалы.

- Искатели чего, приключений? Одни духовно ищущие приходят в Церковь, к Богу...

- Другие приходят туда... Это как два полюса: белое и черное. Они не должны враждовать. Существует контркультура, подпольная, альтернативная культура, underground - назови как хочешь.

- При взгляде на наркоманию со стороны у многих может возникнуть чувство, что ребята просто с жиру бесятся?

- Нет. Раньше это называлось "мажоры". С жиру бесятся те, у кого много денег; они побесятся и уйдут.

- Вот вы говорите о проблеме поиска, протеста, прорыва к свободе, а кто-то может просто возразить: ребята, вас в детстве мало пороли!

- Всех достаточно пороли. Там люди из таких семей, где не то что пороли - бошки отшибали.

- А может быть, то, что пороть-пороли, а человеческого воспитания не смогли дать - это и подтолкнуло к наркоте?

- Порка - тоже воспитание. Вот именно, что люди приходят туда из семей неблагополучных, бедных. Есть люди и из богатых семей, но это уже элита...

- А не есть ли это срывание запретного плода?

- Есть, это запретный плод.

- Это и привлекает?

- Дурака может привлечь, а человека, который ищет, заставляет задуматься. Это все люди риска. Умный человек понимает, что "срывание" - это риск, грозящий ему смертью.

- Смертью физической?

- Смертью вообще - и духовной; смертью, небытием, темнотой ада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.096 с.)