Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Значение изучаемой темы↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 8. Витамины Раздел 1. Значение изучаемой темы
Витамины - важнейшая группа незаменимых пищевых факторов. Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения, так как витамины являются составными частями сложных ферментов или действуют самостоятельно через белки - рецепторы и таким образом участвуют в метаболизме. Знания о витаминах необходимы при обучении на других кафедрах, а также будущей врачебной деятельности.
Раздел 2. Сведения о витаминах Введение Витамины - это низкомолекулярные жизненно необходимые биологически активные органические вещества, в основном экзогенного происхождения, действующие в очень малых количествах. Отсутствие или недостаточность витаминов вызывает болезни витаминной недостаточности: авитаминозы и гиповитаминозы. Авитаминоз наступает при длительном или почти полном отсутствии каких-либо витаминов в пище. Гиповитаминоз бывает при частичной недостаточности витаминов в пище. Витаминная недостаточность может быть в двух формах: 1. первичная или экзогенная - связана с низким содержанием витаминов в пище при однообразном несбалансированном питании. 2. вторичная или эндогенная - связана с нарушением всасывания витаминов в ЖКТ, заболеваниях печени, эндокринных патологиях и т.д.
Общие признаки гипо- и авитаминозов 1. Задержка в росте (у детей). 2. Потеря веса. 3. Быстрая утомляемость, сонливость, снижение физической и умственной работоспособности. 4. Раздражительность. 5. Повышенная восприимчивость к инфекциям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Основные причины болезней витаминной недостаточности 1. Социальные причины (голодание, однообразное питание). 2. Биологические причины (у детей, стариков, беременных, при неблагоприятных воздействиях, курении и т.д. потребность в витаминах выше). 3. Технология получения и обработки пищевых продуктов. 4. Различные виды патологий: - при заболеваниях ЖКТ нарушается всасывание витаминов.; - при патологии печени нарушается всасывание жирорастворимых витаминов и их превращение в активные формы; - инфекционные заболевания резко повышают потребность в витаминах. 5. Курение, алкоголь нарушают использование витаминов, ускоряют их выведение. 6. Напряженная мышечная работа, эмоциональная нагрузка повышают потребность в витаминах.
Причины витаминной недостаточности у детей 1. Недоношенность. В конце беременности создается депо витаминов А, Д, Е, поэтому преждевременные роды лишают ребенка этих запасов. У недоношенных детей хуже всасываются витамины в ЖКТ, хуже превращаются в коферменты. 2. Искусственное вскармливание. В коровьем молоке недостаточно витаминов Д, С, Е. В нем много жирных кислот, для стабилизации которых необходим витамин Е. Кипячение снижает содержание витаминов В12, В1, В6, С на 60-70%, фолата - на 30%. 3. Длительное вскармливание одним грудным молоком, без прикорма. В грудном молоке недостаточно витаминов Д, С. 4. В период полового созревания, интенсивного роста ребенка потребность в витаминах повышена.
Классификация витаминов 1. Жирорастворимые: А, Д, Е, К. 2. Водорастворимые: В1, В2, В6, В12, В9, С, Н, РР, пантотеновая кислота. 3. Витаминоподобные вещества: Q, Р (биофлавоноиды), инозит, карнитин, холин, липоевая, оротовая, пангамовая кислоты, S-аденозилметионин.
Суточная потребность 1. 10-100 мг: С (50-100 мг), РР (14-25 мг), Е (10-20 мг), Р (25-50 мг), пантотеновая кислота (10 мг). 2. 1-3 мг: В1 (1,4-2, 4 мг), В2 (1,9-3,0 мг), В6 (1,5-2,8 мг), А (1,5 мг). 3. < 1 мг: Н (150-200 мкг), фолат (400 мкг), В12 (2 мкг), Д (2,5 мкг), К (200-300 мкг).
Не существует пищевого продукта, содержащего все витамины в нужных количествах. Многие считают, что такими продуктами являются овощи и фрукты, особенно яблоки. Овощи и фрукты - хороший источник аскорбиновой и фолиевой кислот, а также каротина, из которого образуется витамин А. Остальные витамины, а их около 10, мы должны получать из других продуктов. Витамин С: овощи, фрукты, ягоды, зелень (шиповник, черная смородина, красный сладкий перец, черешня, лимон, апельсин, капуста, картофель и др.) Витамины В1, В2, В6 и РР: дрожжи, черный хлеб, нежирное мясо, печень, почки, горох, фасоль. Витамин В2: молоко или молочная сыворотка, дрожжи, печень, почки, сердце, рыба, пшеничные зерна. Витамин В12: молоко, молочные продукты, яичный желток, мясо. Витамин А: жир молока, сливочное масло, окрашенные овощи и фрукты, содержащие каротиноиды. Витамин Е: черный хлеб, растительные масла. Витамин К: капуста, шпинат, фрукты, печень, крапива, хвоя.
Различия между водо- и жирорастворимыми витаминами 1. Различие в растворимости. 2. Различие в механизме действия: водорастворимые витамины являются кофакторами сложных ферментов. Жирорастворимые витамины действуют через специальные белки-рецепторы, то есть действуют как стероидные гормоны, влияя на генетический аппарат клетки.
Основные функции витаминов 1. Участие в окислительно-восстановительных реакциях: С, Р, В1, В2, РР, пантотеновая кислота, В9 (фолиевая кислота). 2. Участие в обмене жирных кислот: пантотеновая кислота, В2, РР. 3. Участие в обмене аминокислот: В6, РР. 4. Различные биосинтезы: Н, В12, В9, Д, А. 5. Антиоксидантное действие: Е, С. 6. Антигеморрагическое действие: К.
Функции отдельных витаминов
Витамин С (аскорбиновая кислота)
1.Необходим для работы гидроксилаз - для превращения пролина и лизина в гидроксипролин и гидроксилизин, при этом проколлаген превращается зрелый коллаген. При недостатке или отсутствии в продуктах питания аскорбиновой кислоты страдает образование нормальной соединительной ткани. В результате повышается проницаемость и ломкость капилляров; - в биосинтезе катехоламинов, стероидных гормонов и серотонина; - в биосинтезе карнитина 2. Необходим для превращения Fe 3+ в Fe 2 +. Этот переход необходим: - в кишечнике для всасывания железа; - для освобождения железа из его транспортных форм (комплекса с трансферрином), что облегчает его поступление в ткани. 3. Необходим для перехода фолата в коферментные формы. 4. Поддерживает SH – группы белков в восстановленном состоянии. 5. Увеличивает сопротивление к инфекциям. 6. Увеличивает работоспособность. 7. Снижает риск развития атеросклероза. 8. Снижает потребность организма в витаминах: В1, В2, А, Е, фолате и пантотеновой кислоте. Витамин В1 (тиамин, антиневритный витамин) Активная форма образуется путем фосфорилирования и называется тиаминдифосфатом (кокарбоксилаза).
1. Входит в состав 2-оксоглутаратдегидрогеназы и пируватдегидрогеназы. При недостатке В1 накапливаются пируват, лактат, возникает метаболический ацидоз. 2. Входит в состав транскетолазы. 3. Необходим для нормальной активности g-аминомасляной кислоты, ацетилхолина и, особенно, серотонина. 4. Участвует в синаптической передаче. Витамин В2 (рибофлавин) Занятие №1 1. Тема: Витамины. 2. Форма учебного процесса: лабораторно-практическое занятие. 3. Актуальность: Витамины – незаменимые для организма вещества, так как без них нарушается обмен веществ, что сопровождается болезнями или даже гибелью организма. 4. Цель общая: 4.1.1. Изучить участие витаминов в обмене веществ. 4.1.2. Научиться определять аскорбиновую кислоту в биологическом материале. 4.2. Конкретные цели:
Знать: 1. Источники витаминов. 2. Участие витаминов в обмене веществ. 3. Признаки гипо- и авитаминозов. Уметь: 1. Определять аскорбиновую кислоту в моче и другом биологическом материале. 2. Объяснять полученные результаты и решать задачи. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию Исходный уровень 1. Ферменты. 2. Обмен углеводов. 3. Обмен липидов. 4. Обмен белков.
По новой теме
1. Витамины. Классификация. 2. Причины гипо- и авитаминозов. 3. Признаки гипо-, гипер- и авитаминозов. 4. Жирорастворимые витамины, их строение, биохимические функции, признаки авитаминозов. 5. Водорастворимые витамины, пути образования активных форм, участие в обмене веществ, признаки авитаминозов.
Учебно-исследовательская работа студентов на занятии 1. Выполнить лабораторную работу "Определение аскорбиновой кислоты в моче и другом биологическом материале". 2. В зависимости от формы занятия могут быть варианты опроса теоретического материала. Вариант 1. Конференция.
Преподаватель назначает нескольких докладчиков, референта (ов) и слушателей. В течение 15-20 минут докладчики готовят доклады на заданную тему, слушатели готовят вопросы к докладчикам. Докладчики рассказывают материал по теме, отвечают на вопросы слушателей. Затем идет обсуждение. Оценку всем участникам работы дает референт или преподаватель.
Вариант 2. Работа группами.
Преподаватель организует несколько равноценных групп студентов; предлагает составить задачи и вопросы по данной теме за 20-30 минут. Затем группы задают эти вопросы друг другу. Оценку работы каждого студента дает преподаватель в конце занятия.
Вариант 3. Фронтальный опрос.
Студенты дают характеристику каждому витамину по вышеприведенной схеме. Решают ситуационные задачи (ориентировочные задачи приведены ниже).
Лабораторная работа 1. Определение витамина C в растительном материале.
Принцип метода. Метод основан на способности аскорбиновой кислоты восстанавливать краситель 2,6-дихлорфенолиндофенол. Окисленная форма красителя обладает окраской (в кислой среде – розовой), восстановленная форма – бесцветна. Количество витамина C определяют, титруя исследуемый подкисленный раствор дихлорфенолиндофенолом до появления розовой окраски. Пока в растворе есть аскорбиновая кислота, краситель обесцвечивается, когда вся аскорбиновая кислота будет окислена, титруемый раствор приобретает розовую окраску из-за появления окисленной формы красителя. Ход работы. Навеску растительного материала измельчают и тщательно растирают в ступке с небольшим количеством толченого стекла и 5 мл 1% HCI. По мере растирания прибавляют еще 5 мл HCI и смесь переносят в колбу на 50 мл. Остаток в ступке смывают в ту же колбу 1% раствором щавелевой кислоты, доводя объем смеси до метки. Содержимое колбы перемешивают и фильтруют. Отбирают нужное количество мл фильтрата (см. таблицу) в чистую колбу и титруют 0,001H раствором дихлорфенолиндофенола до появления розовой окраски, не исчезающей 30 секунд.
Расчет содержания аскорбиновой кислоты проводят по формуле: A х 0,088 х K = мг витамина C в 100 г материала, где A – количество мл раствора дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование исследуемого раствора, 0,088 – количество мг аскорбиновой кислоты, соответствующее 1 мл 0,001 H раствора дихлорфенолиндофенола, K – коэффициент пересчета на 100 г растительного материала, учитывающий навеску материала и количество мл фильтрата, взятого для титрования.
2. Определение витамина C в моче
Ход работы. В колбу наливают 1 мл мочи, 7 мл дистиллированной воды, 3 мл 3% раствора уксусной кислоты и титруют смесь 0,001 H раствором дихлорфенолиндофенола до появления розовой окраски, устойчивой 30 сек. Для расчета содержания витамина C в суточной моче используют формулу: A х 0,088 х 1500 = мг витамина C в сутки, где 1500 – суточный диурез в мл, A и 0,088 – то же, что в предыдущей работе. В норме с мочой за сутки выделяется от 20 до 40 мг витамина C.
Диагностическое значение Определение содержания витамина C в моче дает представление о запасах этого витамина в организме. У детей его уровень понижается при цинге, а также острых и хронических инфекционных заболеваниях.
Ситуационные задачи 1. В инфекционное и гастроэнтерологическое отделение БСМП поступили два больных с вирусным гепатитом и циррозом печени, соответственно. Наряду с другими жалобами оба больных отметили появления в последнее время больших синяков на теле при малейших ушибах. Анализ крови показал у обоих увеличение времени свертывания крови и снижение уровня протромбина в 2 раза. Обмен какого витамина нарушен у этих больных? 2. В хирургическое отделение после травмы поступил больной. Проведенный экспресс-анализ обнаружил у него тяжелый декомпенсированный ацидоз и увеличение концентрации лактата и пирувата в крови. Какие витамины должен назначить хирург данному больному для нормализации этих показателей? 3. В последний триместр беременности у женщины появились боли в костях. Биохимический анализ крови показал увеличение кальция, снижение концентрации фосфора и повышенную активность щелочной фосфатазы. С наруше-нием какого витамина связаны эти клинические признаки? Какое лечение должен назначить женщине гинеколог? Профилактику какой патологии должен проводить (особенно тщательно) педиатр у ребенка этой женщины после родов? 4. При гриппе и ОРЗ врачи часто назначают больным большие дозы витамина С. Можно ли применять витамин С в больших дозах длительно? К чему это может привести? 5. Почему при интенсивных кровотечениях в клинике вместе с другими препаратами назначают викасол? 6. Почему витамин В12 вводят внутримышечно, а не назначают в виде таблеток? 7. Почему тертую морковь рекомендуют есть с растительным маслом?
Рекомендуемая литература 1. Курс лекций. 2. Березов Т.Т, Коровкин Б.Ф., "Биологическая химия" 1990, стр. 133-168. 3. Строев Е.А., "Биологическая химия" 1986, стр. 339-370.
Глава 8. Витамины Раздел 1. Значение изучаемой темы
Витамины - важнейшая группа незаменимых пищевых факторов. Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения, так как витамины являются составными частями сложных ферментов или действуют самостоятельно через белки - рецепторы и таким образом участвуют в метаболизме. Знания о витаминах необходимы при обучении на других кафедрах, а также будущей врачебной деятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.012 с.) |