Задача 3.1.3. Дайтй характеристику несоверщеннолетнему, используя следующую схему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача 3.1.3. Дайтй характеристику несоверщеннолетнему, используя следующую схему.



СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (разработанная Змановской)

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

пониженный фон настроения;

импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физио­логический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

несформированность ассертивного поведения (неспособность от­крыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоля­ция, отрицание, проекция);

дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющему поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности):

духовность;

здоровье и ценности здорового образа жизни;

внешняя привлекательность;

общительность, способность к сотрудничеству;

активность;

интеллект, специальные способности;

целеустремленность и честолюбие;

высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, страдание, вера);

творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учёба);

достижения;

любовь, дружба, значимые личные отношения;

жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищённость перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

отсутствие родительской семьи;

неполная семья (отсутствие отца);

зависимая семья;

девиантная семья;

низкий социальный статус семьи;

семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи)

социальная изоляция;

отсутствие поддерживающей группы сверстников;

низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

отсутствие близких друзей;

отсутствие сексуального партнера;

общественная незанятость;

проблемная компания; пением).

проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и
воющие отклоняющееся поведение:

состояние социально-психологической дезадаптация,

состояние фрустрации жизненно важных потребностей;

научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);

провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

ситуация, в которой впервые имело место ОП;
ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;
степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятель­ства, индивидуальный ритм);

состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);

последующие события (состояние, мысли, действия);

реакция окружающих;

что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение:

форма и степень выраженности ОП;

степень социальной дезадаптации;

отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);

поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личност­ная предрасположенность и психологическая выгода);

ингибиторы (препятствующие условия); ресурсы личности;

возможные пути преодоления (стратегия изменения);

формы и методы социально-психологической помощи.

Задача 3.2. Среди некоторых исследователей имеет распространение теория двух факторов формирования личности: наследственности и среды. «Ка­кую бы особенность человека мы ни взяли, она объясняется, согласно этой теории, с одной стороны, действием наследственности..., а с другой - влиянием внешней среды (природной и социальной - языка, культуры, обучения и т. д.)».

Выскажите свое отношение к этой теории.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3.3. Изучите опросник «Тревожность» и осуществите диагностику уровня вашей тревожности.

Теоретическая установка

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка своего состояния в этом отношении является для личности существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Рассматриваемая ниже методика, адаптированная Немчиным Т.А., пред­назначена для измерения уровня тревожности.

Опросник состоит из 50 утверждений (см. Приложение 1). Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: "Вам предлагается ознакомиться с набо­ром высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте "да", либо "нет", если не согласны. Долго не задумывайтесь, ва­жен первый пришедший Вам в голову ответ".

Обработка результатов:

Подсчитывается количество ответов испытуемого, сви­детельствующих о тревожности. Каждый ответ "да" на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, и ответ "нет" на высказывания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оце­нивается в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка 40 - 50 баллов рассматривается как показа­тель очень высокого уровня тревожности, 25 - 40 бал­лов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15 - 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5 - 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, и 0 - 5 баллов - о низком уровне тревожности.

Сформулируйте выводы на основе полученных индивидуальных результатов и рекомендации по самосовершенствованию.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3.4. Изучите опросники «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач», а также определите какая мотивация у Вас доминирует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.01 с.)