Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап третий: использование зеркала↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В повседневной жизни вы полагаетесь на сигналы обратной связи от ваших собственных лицевых мускулов (ощущения, поступающие изнутри, от вашего лица) для понимания и контроля появляющихся на вашем лице выражений. Когда вы показываете эмоцию на лице, хорошая обратная связь дает вам понимание того, что это за эмоция (контекст, другие ощущения, воспоминания и т. п. также могут рассказать вам об этом), позволяет контролировать выражение лица, смягчая или маскируя его или симулируя не испытываемую вами эмоцию. Вы не можете постоянно спрашивать людей, как выглядит ваше лицо, и вы не можете постоянно видеть свое лицо в зеркале во время беседы. Отсюда следует, что вам нужна обратная связь от вашего лица, но такая обратная связь бывает развита довольно слабо. Возможно, по какой–то причине вы не научились узнавать, что чувствует ваше лицо, когда вы показываете на нем различные эмоции. Если это так, ждите неприятностей. Если вы не знаете, что чувствует ваше лицо, когда мышцы сокращаются, чтобы выразить, к примеру, гнев, то вы можете не знать, когда вы выражаете эту эмоцию на лице (невольный экспрессор). Когда вы испытываете гнев, на вашем лице может отображаться отвращение (подменяющий экспрессор). Или вы можете не показывать на лице ничего (неэффективный экспрессор). А возможно, вы не в состоянии ослаблять выражение гнева на лице. Или не способны симулировать на лице гнев. По этим причинам далее мы опишем действия, которые помогут определить, насколько хорошо вы умеете пользоваться обратной связью от вашего лица. Вам потребуется удобное ручное зеркало, достаточно большое, чтобы в нем полностью отражалось ваше лицо. Необходимо преодолевать возникающее чувство смущения, когда вы начнете «примеривать» различные выражения лица и рассматривать их в зеркале. Для объяснения последовательности необходимых действий мы используем в качестве примера гнев, но вы можете применять эту последовательность и для любой другой эмоции. 1. Обратитесь к рис. 42 в конце главы, посвященной гневу (для других эмоций обращайтесь к рисункам в конце соответствующих глав). 2. Попытайтесь имитировать на своем лице каждое изображение, показанное на этом рисунке. 3. Вы способны это сделать? Проверяйте себя по зеркалу. 4. Если вам не удается делать это без помощи зеркала, то при попытках имитации смотрите в зеркало; имитируйте лица, показанные на рисунке. 5. Если вы можете их имитировать, отмечайте, знакомы ли вам чувства, показываемые на лице, и действительно ли данное чувство ощущается как гнев. Если оно ощущается вами как хорошо понятное, то повторите эту процедуру для следующей эмоции. Но если вы не смогли повторить выражение лица на этом рисунке, даже глядя в зеркало, или не смогли воспроизвести другие лица, показанные в книге, и сочли испытываемое ощущение странным и незнакомым, то переходите к пункту 6. 6. Найдите рисунок, показывающий положение бровей – лба для рассматриваемой эмоции; в случае гнева это будет левый снимок на рис. 31. Используя зеркало, имитируйте это выражение. Если вам удалось, спросите себя, ощущается ли это выражение как знакомое (как незнакомое) и ощущается ли оно как эмоция, которую вы имели в виду. 7. Обратитесь к рисунку, показывающему глаза – веки, и повторите все, что вы делали по инструкции пункта 6. 8. Обратитесь к рисунку, показывающему нижнюю часть лица и повторите все, что вы делали по инструкции пункта 6. 9. Постарайтесь последовательно зафиксировать на каждой из частей лица выражение эмоции, показанное в книге. К примеру, сначала на верхней части (брови – лоб), затем на средней и нижней частях лица. Не имеет значения, с какой именно части лица вы начнете. Вам удалось составить общее выражение? Ощущается оно как знакомое или как незнакомое? Ощущается ли оно как эмоция, которую вы хотите изобразить? Если по инструкции пункта 5 вам удалось сделать требуемое выражение лица и вы ощутили его как знакомое и соответствующее изображаемой эмоции, то тогда маловероятно, что вы являетесь утаивателем, подменяющим экспрессором, неэффективным экспрессором или невольным экспрессором. Если при выполнении этого задания вы потерпели неудачу, но добились результата по пункту 9 (вы смогли сделать нужное лицо, и оно ощущалось как знакомое и соответствующее данной эмоции), то предыдущий вывод окажется для вас справедливым. Если ваша единственная проблема заключалась в придании бровям – лбу гневного или печального выражения, а с приданием нужного выражения остальной части лица вы прекрасно справились, то предыдущий вывод снова окажется справедливым для вас. Неспособность придать эти два выражения бровям – лбу, вероятно, обусловлена какой–то особенностью вашего лица. В общем случае, пока вы можете «моделировать» свое лицо в соответствии с инструкциями пунктов 5 или 9, используя две из трех областей лица, нет оснований говорить о проявлении у вас одного из этих стилей. Если вы смогли придать лицу выражение в соответствии с требованиями пунктов 5 и 9, но оно воспринималось вами как непривычное, то вы можете быть невольным экспрессором этой эмоции. Другими словами, вы не узнаете, что вами ощущается, когда вы показываете на лице выражение, которое другие узнали бы как соответствующее данной эмоции. Если, следуя инструкциям пункта 5 или пункта 9, вы придали лицу требуемое выражение и почувствовали, что оно вам знакомо, но при этом оно ощущалось вами не так, как эмоция, которую вы изображали (например, когда вы успешно имитировали на лице гнев, он ощущался вами как отвращение), то вы можете быть подменяющим экспрессором этой эмоции. Что можно сказать в случае, когда не удается придать лицу выражение, описываемое в пункте 9? Если вы не в состоянии имитировать ни одно из лиц, показанных на фотографии, и ваша неспособность проявляется не только в одной области лица, а во всех трех, то тогда, вероятно, вы неэффективный экспрессор этой эмоции. Если вы выполнили процедуры, описанные на первых двух этапах процесса, то вы должны были это понять. Если вы не можете выразить на лице большинство эмоций, то вы, вероятно, утаиватель. Действия, выполненные на этих трех этапах, должны были помочь вам больше узнать о своем лице и научить вас лучше разбираться в выражениях лиц других людей, даже когда эти люди не осознают, что для вас характерен один из специфических стилей отображения эмоций, описанных выше. Но, как мы уже говорили, если для вас характерен один из этих стилей, это, вероятно, будет проявляться только в некоторых ситуациях или только в состоянии стресса и т. п.; если какой–то из стилей проявляется у вас в слабой форме или время от времени, то тогда он не будет заметен при осуществлении действий, описанных на каждом из трех этапов. Но может возникнуть вопрос: что, если для вас характерен один из этих стилей выражения эмоций, и теперь, после выполнения описанных выше действий, вы твердо уверены, что научились читать выражения своего лица – можете ли вы этот стиль изменять? Честно говоря, мы не знаем. Мы только начинаем проводить исследования на эту тему. Однако мы настроены оптимистично. Возможно, что простое изучение типичных выражений лица и выработка практических навыков их распознавания могут ослабить проявление любого из этих стилей. Или действия, предусмотренные на всех трех этапах, будут способствовать их ослаблению. Или же для этого нужно будет учиться управлять сокращениями мышц лица. Очевидно, что чем более чувствительными вы становитесь к сложностям процесса выражения эмоций, чем больше вы узнаете о вашем собственном лице, тем богаче становится ваш эмоциональный опыт.
Заключение
В предыдущих главах вы познакомились с типичными выражениями эмоций, отображающими на лице радость, удивление, страх, гнев, отвращение и печаль. Вы также увидели многие смешанные выражения лица, сочетающие какие–то две из этих эмоций. Были показаны способы использования выражений лица для расстановки «знаков препинания» во время беседы, которые позволяют выделять какие–то слова; были рассмотрены некоторые другие виды сообщений, передаваемые лицом. Чтение этой книги и изучение фотографий должны улучшить ваше понимание выражений лица. Если вы выполните задания по «конструированию» выражений лица и просмотру фотографий (которые приведены в конце глав), а также проанализируете и оцените фотографии новых лиц (глава 9), то вполне вероятно, что ваши знания преобразуются в практические навыки, которые станут частью вас самих, – то, чем вы сможете пользоваться автоматически. Для дальнейшего развития этих практических навыков вам будет полезно наблюдать за людьми, но таким образом, чтобы при этом не слышать их слов. К примеру, вы можете просматривать телепередачи с выключенным звуком (не рискуя показаться невоспитанным). Несколько часов такой практики могут значительно улучшить ваше понимание выражений человеческого лица. Чтение глав, в которых мы описали опыт переживания шести эмоций, поможет вам лучше понимать эмоции людей и не ограничиваться лишь знанием того, как эти эмоции проявляются на лице. Вы можете сравнивать объяснения динамики выражения каждой эмоции с вашим собственным эмоциональным опытом, чтобы больше узнать о своих ощущениях. Например, используете ли вы все пути к достижению радости? Какая из причин возникновения вашего гнева наиболее типична для вас? Каких эмоций вы боитесь больше всего? Какими негативными эмоциями вы наслаждаетесь? В главе об обманчивых выражениях лица объясняется, почему люди контролируют себя и как они это делают. В ней подробно рассмотрены конкретные способы распознавания признаков управления лицом, осуществляемого посредством модулирования и фальсификации возникающих на лице выражений. Симптомы обмана и источники утечки информации об эмоциях также рассмотрены достаточно подробно. Не забывайте, что вы не сможете использовать эту информацию, если ограничитесь лишь изучением фотографий в первых главах книги и не выработаете реальные навыки распознавания выражений лица с помощью рекомендуемых практических упражнений. В конце главы 10 объясняется, на что вы должны обращать внимание, чтобы понять, управляет человек своим лицом или нет. Последняя глава посвящена тому, как вы можете использовать свое собственное лицо. В ней описаны восемь разных стилей выражения эмоций. Знание этих стилей может помочь вам лучше понимать других людей, и, если вы выполните все рекомендуемые действия на трех описанных этапах (фотографирование, анализ фотографий, работа с зеркалом), то, возможно, узнаете о выражениях своего лица много интересного. Разумеется, само по себе знание того, что ощущает кто–то другой или ощущаете вы сами, не указывает вам путей использования этой информации. Возможно, вы не всегда будете рады знать, что чувствует другой человек (особенно если он сам не хочет, чтобы вы это знали). Понимание того, что ощущает другой человек, не означает, что вы непременно используете это знание. Например, когда кто–то контролирует свой гнев, а вы способны это обнаружить, то, признавшись человеку в этом, вы можете вызвать у него приступ ярости. В зависимости от ситуации, ваше знание может быть для вас либо желательным, либо нежелательным. «Выкинь все это из головы!» – такие слова могут принести пользу или вред при любой эмоции. Все зависит от вас, от другого человека, от ситуации, от ваших отношений, от наличия у вас обоих заинтересованности в появлении общего чувства и т. п. Возможно, что распознавание гнева, скрываемого другим человеком, окажется очень полезным – человек может сдержать вспышку своего гнева и рассказать вам о том, что довело его до такой степени раздражения. Мы создавали эту книгу исходя из предположения, лежащего в основе научной и вообще любой интеллектуальной деятельности, – предположения о том, что расширение знаний приносит пользу. Мы верим, что это так и что расширение ваших знаний о выражениях лица и об эмоциях окажется для вас полезным. Вы сами должны думать о том, как применять эти знания. Но в любом случае изучение человеческих лиц заставило нас взяться за написание этой книги – ведь лица людей прекрасны.
[1] См., например: Paul Ekman, Wallace V. Friesen, Phoebe Ellsworth. Emotion in the Human Face. Elmsford, New York: Pergamon Press, 1972. Представляет собой критический обзор и обобщение результатов количественных исследований выражений человеческого лица, проведенных за последние пятьдесят с лишним лет. Дает ответы на семь основных вопросов, интересующих исследователей, подсказывает направления и способы осуществления новых исследований.
[2] Charles Darwin. The Expression of the Emotions in Man and Animals. London: John Murray, 1872. Основополагающая работа по изучению выражений лица, в которой Дарвин изложил свои наблюдения за выражениями эмоций у животных и на лицах детей, слепых и представителей различных культур.
[3] Carroll Е. Izard. The Face of Emotion. New York: Appleton–Century–Crofts, 1971. Этот исторический обзор теорий эмоций используется и для презентации собственной теории автора, основанной в значительной мере на работах Томкинса и изучении различий между культурами, и исследований, проведенных среди детей. Проявлению эмоций на лице уделяется лишь незначительное внимание.
[4] Paul Ekman, Wallace V. Friesen. Facial Action Coding–System. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1978. Атлас с фотографиями и кадрами съемок, позволяющий научиться измерять и оценивать выражения лица. Это издание предназначено для профессиональных исследователей.
[5] Ernst Huber. Evolution of Facial Musculature and Facial Expression. Baltimore: The John Hopkins Press, 1931. Рассуждения анатома об эволюции лицевой мускулатуры – от низших позвоночных и до приматов. Особое внимание обращается на различия лицевой мускулатуры у разных генетических групп людей и на выражения эмоций.
[6] Robert Plutchik. The Emotions, New York: Random House, 1962. Еще один исторический обзор теорий эмоций; в этой книге представлены собственная теория автора и исследования, выполненные для ее подтверждения. Лишь незначительное внимание уделяется вопросу о том, как проявляются эмоции на лице.
[7] Sylvan S. Tomkins. Affect, Imagery, Consciousness, vols. I and II, New York: Springer Publishing Co., 1962,1963. Экстраординарная, сложная и очаровательная теория, подчеркивающая важность эмоции в психологии человеческого поведения.
[8] Carl–Herman Hjortjo. Man's Face and Mimic Language. Studentliterature, Lund, Sweden, 1970. Этот известный анатом описывает мускулатуру лица и конкретные движения мышц, ассоциируемые с эмоциями. Приводятся рисунки лица, показывающие как движения мышц, так и изменения внешнего вида поверхности лица.
[9] «Генрих V», акт 3, сцена 1. Перевод Е. Бируковой.
[10] Приводится по: С. Darwin. The expressions of the emotions in man and animals. Chicago: University of Chicago Press, 1965.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.32 (0.008 с.) |