Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь между уровнем инфляции и уровнем безработицы в России. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Выделены шесть основных этапов развития российского рынка труда: трудовые отношения в условиях зарождения капиталистического хозяйства; возникновение рынка труда в связи с освобождением работников от юридической зависимости; регулируемый рынок труда в первые годы советской власти; ликвидация рынка труда и обеспечение полной занятости; восстановление рынка труда в период рыночных преобразований; развитие экономических отношений на рынке труда в условиях экономического подъема [11, c. 63]. В настоящее время вследствие мирового экономического кризиса российский рынок труда переходит к седьмому этапу развития. Определяющее воздействие на новом этапе развития будут отказывать следующие группы факторов: -факторы постиндустриализации: изменение содержания трудовой деятельности, расширение сфер приложения труда; -факторы глобализации: усиление миграционных потоков, взаимосвязь между различными национальными рынками труда, изменение места России в мировом разделении труда; -факторы либерализации: развитие конкурентных отношений между субъектами рынка труда, снижение социальных гарантий в сфере занятости; -социальные факторы: трансформация общественных ценностей, изменение отношения к труду, смена представлений о престиже профессий; -макроэкономические факторы: определение общенациональной экономической стратегии развития. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА Регулирование российского рынка труда на новом этапе зависит в первую очередь от того, какой путь макроэкономического развития государства будет выбран приоритетным. Предпочтительным сценарием развития российской экономики, декларируемым на уровне высших органов власти, является модель инновационного типа, в которой предполагается достижение высокой эффективности производства в результате реализации новых идей в сфере технологии, организации и управления. Следует отметить, что инновационное развитие является важнейшим условием для становления постиндустриального общества в России, так как в предшествующие периоды постиндустриализация происходила деформированно в связи с отставанием в развитии отраслей промышленности и аграрной сферы. Инновационный сценарий развития отвечает вызовам постиндустриального общества и основывается на постоянном наращивании инвестиций в человеческий капитал [14, c. 91].
Рассмотрим возможности реализации принципов регулирования на новом этапе развития российского рынка труда через конкретные направления и мероприятия на наднациональном, национальном, региональном и локальном уровнях. 1. Наднациональный уровень: - участие в создании наднациональных институтов рынка труда через членство в международных организациях, имеющих непосредственное отношение к рынку труда (Международная организация труда) или косвенно связанных с трудовой сферой (Организация объединенных наций, Всемирная торговая организация и др.); - активное содействие продвижению российских специалистов в те сегменты международного рынка труда, которые соответствуют высокому уровню развития постиндустриальных технологий и институтов, для последующего использования полученного опыта в национальной экономике; - усиление регулирующей роли России в миграционных процессах в евроазиатском регионе для достижения положительного синергетического эффекта на наднациональном рынке труда; - использование зарубежного опыта и научных достижений в целях гармонизации экономических отношений и сбалансированности рынка труда. 2. Национальный уровень: - создание институциональных условий для гармонизации функционирования национального рынка труда; - определение стратегии развития, прогнозирование спроса и предложения на рынке труда и последующее распределение работников в соответствии с потребностями отдельных отраслей и регионов на основе принципа превентивности; - стимулирование участия работников и работодателей в регулировании рынка труда с учетом принципа трипартизма; - проведение государственной экономической и социальной политики с учетом процессов саморегуляции в обществе на основе принципа синергии; 3. Региональный уровень: - повышение эффективности реализации принципа синергии на основе создания единой информационной системы рынка труда, расширение доступа населения к информации о вакансиях;
- проведение превентивной региональной политики по повышению сбалансированности рынка труда; - гармонизация регионального рынка труда через согласование потребностей предприятий региона, образовательных интересов населения и возможностей образовательных учреждений. 4. Локальный уровень: - со стороны органов управления на местном уровне - контроль за деятельностью служб занятости и предприятий при осуществлении приема и увольнения работников для усиления их солидарной ответственности за формирование и функционирование локального рынка труда; - со стороны предприятий - внедрение новых форм организации труда и инновационных технологий, содействие развитию гибких форм занятости и оплаты труда; - со стороны профсоюзных организаций - повышение внимания к вопросам защиты трудовых прав работников на предприятиях. Необходимо учитывать, что при реализации конкретных мер регулирования рынка труда наряду с ожидаемым положительными результатами могут возникать нежелательные последствия. Принимаемые решения должны быть детально проработаны и проведены через процедуру научной экспертизы для прогнозирования и оценки возможных результатов. В этом случае реализация принципов регулирования позволит разрешать внутренние противоречия на рынке труда, что будет способствовать осуществлению инновационного сценария развития и переходу к постиндустриальному обществу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рынок труда представляет совокупность реальных и потенциальных продавцов и потребителей рабочей силы, взаимоотношений между ними в период процесса ее купли и продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. В узком смысле рынок труда следует рассматривать как систему отношений по поводу найма между активными субъектами, к которым относятся безработные и работодатели, предлагающие вакантные рабочие места. В широком понимании рынок труда - это совокупность общественных отношений по поводу потенциальной или реальной реализации способности к труду между как активными, так и пассивными наемными работниками и работодателями. На рынке труда реализуется возможность: - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; - независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. Было определено, что механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли. Ведущие российские и западные эксперты, хорошо известные своими исследованиями процессов на рынках труда, несмотря на разницу в подходах и различия в используемой методологии -признают глубину кризиса на российском рынке труда, объясняя феномен задолженности действием не текущих конъюнктурных факторов, а институциональных, политических и экономических деформаций в современной России. Все авторы едины во мнении, что масштабные невыплаты заработной платы есть не эпизодическое явление, которое автоматически разрешится на волне экономического роста, а серьезное институциональное нарушение, последствия которого российская экономика будет испытывать в течение долгого времени. Регулирование российского рынка труда на новом этапе зависит в первую очередь от того, какой путь макроэкономического развития государства будет выбран приоритетным. Предпочтительным сценарием развития российской экономики, декларируемым на уровне высших органов власти, является модель инновационного типа, в которой предполагается достижение высокой эффективности производства в результате реализации новых идей в сфере технологии, организации и управления. Следует отметить, что инновационное развитие является важнейшим условием для становления постиндустриального общества в России, так как в предшествующие периоды постиндустриализация происходила деформированно в связи с отставанием в развитии отраслей промышленности и аграрной сферы. Инновационный сценарий развития отвечает вызовам постиндустриального общества и основывается на постоянном наращивании инвестиций в человеческий капитал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики. // Вопросы экономики. - 2012. - №4. 2. Долинина Т.Н. Заработная плата и оплата труда: функциональный подход//Труд и социальные отношения. -2013. -№ 4.- С. 52-60. 3. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация: моногр. / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. 2-е изд. -М.: ГУ ВШЭ, 2010. 4. Кашепов А.В. и др. Рынок труда: проблемы и решения: Монография. - М.: Научный эксперт, 2010. 5. Косицына М.Г. Экономика труда. -М.:ИЧП «Издательство магистр», 2010. 6. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 7. Мазин А. Взаимоотношения нанимателя и работника в условиях кризиса. - Человек и труд.- 2011.- № 12. 8. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости - М.: Инфра-М, 2013. 9. Мальцева А.В., Чудова О.В., Шилкина Н.Е. Сегментация рынка труда: теория и методика. -Москва: АзБука, 2012. 10. Микроэкономика. Теории и российская практика / Под ред. А. Г. Грязновой,А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 2011. 11. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики. -2010.- №9. 12. Политика доходов и заработной платы.// Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокорина.-М.: ИНФРА, 2013 13. Попова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда. - Человек и труд.- 2012.- № 5.- с. 39-41. 14. Прогнозирование динамики спроса на рынке труда на различных фазах развития кризисных процессов в российской экономике. - Проблемы прогнозирования.- 2013.-№ 2. с. 84-98. 15. Рогаева Л.В. Концепция регулирования заработной платы//Экономический анализ: теория и практика. -2011. -№ 4.- С. 27-32. 16. Соболева И. Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий. - Человек и труд.- 2012.- № 2.- с. 10-14. 17. Хасанов P.P. Эволюция экономических взглядов в области оплаты труда// Проблемы современной экономики. -2013. -№ 2. -С. 88-91. 18. Шевчук А.Ю. Этапы формирования российского рынка труда // Социальная политика и социология.- №1 - 2012.-С.25. 19. Экономика труда / Под. ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. - М.: Юрист, 2010. 20. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. - М.: ЧеРо, 2010. 21. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.228 (0.027 с.) |