Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Среди социально-экономических методов регулирования можно выделить: фискальные, кредитные, бюджетные, как на государственном так и на региональном уровне.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Государственное регулирование предполагает применение двух групп методов: организационно-правовых и социально-экономических. В свою очередь каждую из данных групп методов можно разграничить по видам. Так среди организационно правовых методов можно выделить: институциональные и организационные. - Институциональные методы предполагают установление и закрепление отдельных отношений (например, формирование кредитных институтов, предпринимательства, социального партнерства) и включают: формирование правовой базы, создание единой информационной системы, создание гибкой инфраструктуры рынка труда, формирование фонда занятости. - Организационные методы отвечают за разработку основных общих направлений политики занятости, стимулирование гибкого рынка труда, осуществление профессиональной подготовки. В рамках организационных методов определяются субъекты компетенции, сфера деятельности учреждений. Среди социально-экономических методов регулирования можно выделить: фискальные, кредитные, бюджетные, как на государственном так и на региональном уровне. - Фискальные методы основаны на создании общих, нормальных условий предпринимательства в то или иное время, в том или ином пространстве. Все хозяйствующие субъекты хозяйственного процесса должны отдать часть продукта налоговым службам, создающим условия хозяйственной деятельности. Таким образом, налог - это часть прибавочного продукта, который распределяется в пользу общественных органов, создающих условия для хозяйствования. Фискальные методы выполняют не просто распределительную функцию, я являются регулятором. - Кредитные методы осуществляются такими институтами как банковские учреждения и заключаются в выдаче ссуд и регулировании. Кредитные методы позволяют поддерживать хозяйственную деятельность, стимулируют, ускоряют и расширяют ее границы. Кредитные методы являются регулятором коммерческой деятельности. - Бюджетные методы - это методы, с помощью которых средства возвращаются в общество через социальные вложения, трансферты и т. д. Каждый метод предполагает определенное средство или инструмент. Например, инструментом кредита является ставка, а средством - величина ставки. Средства приобретают формы: разовые, долгосрочные, периодические, спонтанные, дискретные и непрерывные.
Административно-правовые методы на региональном уровне обеспечивают реализацию организационно-правовых методов и на государственном уровне. Административно-правовые методы - это системные и административные методы. - Системные методы отвечают за формирование региональных фондов занятости и активизацию деятельности служб занятости. -Административные методы обеспечивают реализацию административно-правовых актов, стимулирование и наказание организаций. На уровне саморегулирования используются психологические методы и методы ценностно-нормативного управления. Они нацелены на формирование установки на труд и занятость, собственной мотивации к труду на основе личного жизненного опыта и социального примера. Государственное регулирование целесообразно рассматривать как воздействие на три уровня рынка: макроуровень, региональный и микроуровень. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие задачи: 1. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости также входит в число задач этого блока [18, c.21]. Особая задача-регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока должны улучшить инвестиционный климат, создать предпосылки для развития системы рабочих мест, поддержки экспорта, поддержания курса рубля на уровне, стимулирующего создание новых рабочих мест в экспортно-ориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).
2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж (утечки мозгов), ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев [18, c. 20]. 3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Среди приоритетов деятельности Минтруда: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развития механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и др. Воздействие государства на региональный уровень должно осуществляться в тех же направлениях. Перечень составных элементов регулирования рынка на уровне региона уже, чем на макроуровне. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи, демографическое качество населения, миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального малого бизнеса. На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств. На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного разрешения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и в регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятии производится сохранение и создание новых рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.
В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране ячейками общества, теперь частично восстановили воспроизводственные функции. Значительное преобладание первого уровня регулирования, а именно государственного регулирования может привести к крайне негативным последствиям, что и произошло в период командно-административной экономики, когда государство гарантировало полную занятость и предоставление возможности профессионального обучения, обеспечение обязательного трудоустройства всем выпускникам профессиональных учебных заведений в рамках существовавшей системы распределения. Из - за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику. Предпочтительным сценарием развития российской экономики, декларируемым на уровне высших органов власти, является модель инновационного типа, в которой предполагается достижение высокой эффективности производства в результате реализации новых идей в сфере технологии, организации и управления. Следует отметить, что инновационное развитие является важнейшим условием для становления постиндустриального общества в России, так как в предшествующие периоды постиндустриализация происходила деформированно в связи с отставанием в развитии отраслей промышленности и аграрной сферы. Инновационный сценарий развития отвечает вызовам постиндустриального общества и основывается на постоянном наращивании инвестиций в человеческий капитал [14, c. 91].
Рассмотрим возможности реализации принципов регулирования на новом этапе развития российского рынка труда через конкретные направления и мероприятия на наднациональном, национальном, региональном и локальном уровнях. 1. Наднациональный уровень: - участие в создании наднациональных институтов рынка труда через членство в международных организациях, имеющих непосредственное отношение к рынку труда (Международная организация труда) или косвенно связанных с трудовой сферой (Организация объединенных наций, Всемирная торговая организация и др.); - активное содействие продвижению российских специалистов в те сегменты международного рынка труда, которые соответствуют высокому уровню развития постиндустриальных технологий и институтов, для последующего использования полученного опыта в национальной экономике; - усиление регулирующей роли России в миграционных процессах в евроазиатском регионе для достижения положительного синергетического эффекта на наднациональном рынке труда; - использование зарубежного опыта и научных достижений в целях гармонизации экономических отношений и сбалансированности рынка труда. 2. Национальный уровень: - создание институциональных условий для гармонизации функционирования национального рынка труда; - определение стратегии развития, прогнозирование спроса и предложения на рынке труда и последующее распределение работников в соответствии с потребностями отдельных отраслей и регионов на основе принципа превентивности; - стимулирование участия работников и работодателей в регулировании рынка труда с учетом принципа трипартизма; - проведение государственной экономической и социальной политики с учетом процессов саморегуляции в обществе на основе принципа синергии; 3. Региональный уровень: - повышение эффективности реализации принципа синергии на основе создания единой информационной системы рынка труда, расширение доступа населения к информации о вакансиях; - проведение превентивной региональной политики по повышению сбалансированности рынка труда; - гармонизация регионального рынка труда через согласование потребностей предприятий региона, образовательных интересов населения и возможностей образовательных учреждений. 4. Локальный уровень: - со стороны органов управления на местном уровне - контроль за деятельностью служб занятости и предприятий при осуществлении приема и увольнения работников для усиления их солидарной ответственности за формирование и функционирование локального рынка труда; - со стороны предприятий - внедрение новых форм организации труда и инновационных технологий, содействие развитию гибких форм занятости и оплаты труда; - со стороны профсоюзных организаций - повышение внимания к вопросам защиты трудовых прав работников на предприятиях.
В этом случае реализация принципов регулирования позволит разрешать внутренние противоречия на рынке труда, что будет способствовать осуществлению инновационного сценария развития и переходу к постиндустриальному обществу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рынок труда представляет совокупность реальных и потенциальных продавцов и потребителей рабочей силы, взаимоотношений между ними в период процесса ее купли и продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. В узком смысле рынок труда следует рассматривать как систему отношений по поводу найма между активными субъектами, к которым относятся безработные и работодатели, предлагающие вакантные рабочие места. В широком понимании рынок труда - это совокупность общественных отношений по поводу потенциальной или реальной реализации способности к труду между как активными, так и пассивными наемными работниками и работодателями. На рынке труда реализуется возможность: - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; - независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале. Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. Было определено, что механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли. Ведущие российские и западные эксперты, хорошо известные своими исследованиями процессов на рынках труда, несмотря на разницу в подходах и различия в используемой методологии -признают глубину кризиса на российском рынке труда, объясняя феномен задолженности действием не текущих конъюнктурных факторов, а институциональных, политических и экономических деформаций в современной России. Все авторы едины во мнении, что масштабные невыплаты заработной платы есть не эпизодическое явление, которое автоматически разрешится на волне экономического роста, а серьезное институциональное нарушение, последствия которого российская экономика будет испытывать в течение долгого времени. Регулирование российского рынка труда на новом этапе зависит в первую очередь от того, какой путь макроэкономического развития государства будет выбран приоритетным. Предпочтительным сценарием развития российской экономики, декларируемым на уровне высших органов власти, является модель инновационного типа, в которой предполагается достижение высокой эффективности производства в результате реализации новых идей в сфере технологии, организации и управления. Следует отметить, что инновационное развитие является важнейшим условием для становления постиндустриального общества в России, так как в предшествующие периоды постиндустриализация происходила деформированно в связи с отставанием в развитии отраслей промышленности и аграрной сферы. Инновационный сценарий развития отвечает вызовам постиндустриального общества и основывается на постоянном наращивании инвестиций в человеческий капитал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики. // Вопросы экономики. - 2012. - №4. 2. Долинина Т.Н. Заработная плата и оплата труда: функциональный подход//Труд и социальные отношения. -2013. -№ 4.- С. 52-60. 3. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация: моногр. / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. 2-е изд. -М.: ГУ ВШЭ, 2010. 4. Кашепов А.В. и др. Рынок труда: проблемы и решения: Монография. - М.: Научный эксперт, 2010. 5. Косицына М.Г. Экономика труда. -М.:ИЧП «Издательство магистр», 2010. 6. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 7. Мазин А. Взаимоотношения нанимателя и работника в условиях кризиса. - Человек и труд.- 2011.- № 12. 8. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости - М.: Инфра-М, 2013. 9. Мальцева А.В., Чудова О.В., Шилкина Н.Е. Сегментация рынка труда: теория и методика. -Москва: АзБука, 2012. 10. Микроэкономика. Теории и российская практика / Под ред. А. Г. Грязновой,А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», 2011. 11. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?// Вопросы экономики. -2010.- №9. 12. Политика доходов и заработной платы.// Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокорина.-М.: ИНФРА, 2013 13. Попова Н. Роль государства в регулировании регионального рынка труда. - Человек и труд.- 2012.- № 5.- с. 39-41. 14. Прогнозирование динамики спроса на рынке труда на различных фазах развития кризисных процессов в российской экономике. - Проблемы прогнозирования.- 2013.-№ 2. с. 84-98. 15. Рогаева Л.В. Концепция регулирования заработной платы//Экономический анализ: теория и практика. -2011. -№ 4.- С. 27-32. 16. Соболева И. Антикризисные программы занятости и человеческий потенциал предприятий. - Человек и труд.- 2012.- № 2.- с. 10-14. 17. Хасанов P.P. Эволюция экономических взглядов в области оплаты труда// Проблемы современной экономики. -2013. -№ 2. -С. 88-91. 18. Шевчук А.Ю. Этапы формирования российского рынка труда // Социальная политика и социология.- №1 - 2012.-С.25. 19. Экономика труда / Под. ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. - М.: Юрист, 2010. 20. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. - М.: ЧеРо, 2010. 21. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Государственное регулирование предполагает применение двух групп методов: организационно-правовых и социально-экономических. В свою очередь каждую из данных групп методов можно разграничить по видам. Так среди организационно правовых методов можно выделить: институциональные и организационные. - Институциональные методы предполагают установление и закрепление отдельных отношений (например, формирование кредитных институтов, предпринимательства, социального партнерства) и включают: формирование правовой базы, создание единой информационной системы, создание гибкой инфраструктуры рынка труда, формирование фонда занятости. - Организационные методы отвечают за разработку основных общих направлений политики занятости, стимулирование гибкого рынка труда, осуществление профессиональной подготовки. В рамках организационных методов определяются субъекты компетенции, сфера деятельности учреждений. Среди социально-экономических методов регулирования можно выделить: фискальные, кредитные, бюджетные, как на государственном так и на региональном уровне. - Фискальные методы основаны на создании общих, нормальных условий предпринимательства в то или иное время, в том или ином пространстве. Все хозяйствующие субъекты хозяйственного процесса должны отдать часть продукта налоговым службам, создающим условия хозяйственной деятельности. Таким образом, налог - это часть прибавочного продукта, который распределяется в пользу общественных органов, создающих условия для хозяйствования. Фискальные методы выполняют не просто распределительную функцию, я являются регулятором. - Кредитные методы осуществляются такими институтами как банковские учреждения и заключаются в выдаче ссуд и регулировании. Кредитные методы позволяют поддерживать хозяйственную деятельность, стимулируют, ускоряют и расширяют ее границы. Кредитные методы являются регулятором коммерческой деятельности. - Бюджетные методы - это методы, с помощью которых средства возвращаются в общество через социальные вложения, трансферты и т. д. Каждый метод предполагает определенное средство или инструмент. Например, инструментом кредита является ставка, а средством - величина ставки. Средства приобретают формы: разовые, долгосрочные, периодические, спонтанные, дискретные и непрерывные. Административно-правовые методы на региональном уровне обеспечивают реализацию организационно-правовых методов и на государственном уровне. Административно-правовые методы - это системные и административные методы. - Системные методы отвечают за формирование региональных фондов занятости и активизацию деятельности служб занятости. -Административные методы обеспечивают реализацию административно-правовых актов, стимулирование и наказание организаций. На уровне саморегулирования используются психологические методы и методы ценностно-нормативного управления. Они нацелены на формирование установки на труд и занятость, собственной мотивации к труду на основе личного жизненного опыта и социального примера.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.045 с.) |